Политическая мысль в античном мире

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 00:10, реферат

Описание работы

. Понятие о государстве в аничном мире


2. Развитие права в античном мире


3. Взгляды античных философов на:

. гражданина государства

. идеальный государственный строй

. закон и правителя

Работа содержит 1 файл

политическая мысль....docx

— 93.19 Кб (Скачать)

Лютер провозгласил, что «небесное спасение»  достигается не делами, а только верой. Тем самым он освобождал верующих от затрат на покупку «спасения», открывал путь к дешевой церкви.

Через год после первого выступления  Лютер писал папе, что он уже  не может отказаться от высказанных  мыслей, так как они слишком  запали в сердца многих людей. Миновал  еще год. Лютер, окруженный взволнованными последователями, швырнул в пламя  костра папскую буллу (послание), вызывавшую его в Рим. Вскоре Лютер стал призывать  к открытой борьбе с папской властью, называя папу «антихристом». В 1521 г. Лютер по императорскому приказу  предстал перед Вормским сеймом (собранием немецких князей и представителей городов). Напомнив, что как папа, так и соборы не раз ошибались, Лютер заявил, что, если его не убедят доводами разума, он не откажется от выдвинутых положений: «На этом я стою, я не могу иначе, да поможет мне бог!»

В каждом городе, в каждой деревне кипели страсти, велись нескончаемые споры  о будущей церкви и будущих  порядках. Католическая церковь была осуждена большинством немецкого народа, католические епископы и попы были изгнаны из многих мест Германии. Власть папы больше не признавалась. Князья получили отнятые у церкви земли вместе с крепостными, городские богачи избавились от церковных поборов. Те и другие были довольны реформацией. Новую, более дешевую церковь, пришедшую  на смену католической, называли лютеранской.

Но могла  ли такая реформация удовлетворить  обездоленный люд в городе и деревне? Угнетенные жаждали коренного улучшения  жизни. Между тем сохранялся прежний  гнет князей и дворян, крепостное право  оставалось таким же жестоким.

Уже с  конца XV в. Германия была охвачена крестьянскими восстаниями. В 1493 г. в Эльзасе возникла тайная организация крестьян «Союз башмака». В 1513 г., когда все было подготовлено для восстания, властям удалось разгромить «Союз башмака». Но уже в 1513--1514 гг. он возродился под именем «Союза бедного Конрада».

Еще в  самом начале реформации в Германии происходили массовые выступления  бедноты в деревнях и городах. В стране появились тайно отпечатанные, дышавшие гневом «летучие листки», наспех составленные воззвания без подписи.

Народное  возмущение вылилось в великую Крестьянскую войну, которая с начала 1525 г. охватила большую часть Германии и явилась  одним из крупнейших революционных  событий в ее истории.

В марте 1525 г. в городе Меммингене собрались представители крестьянских отрядов. Они приняли программу требований - «12 статей». Это была умеренная программа. Она содержала предложение сократить барщину и оброки, отменить крепостную зависимость, дать право охоты и рыбной ловли крестьянам, возвратить отнятые господами общинные угодья. Крестьяне добивались не свержения власти господ, а лишь ограничения их произвола в суде и органах управления. Авторы «12 статей» хотели, чтобы в каждой крестьянской общине был выборный священник и отдаваемая церкви десятина (десятая часть урожая) расходовалась на общественные нужды и на жалованье священнику.

Крестьяне направили свою программу на отзыв  Лютеру, наивно рассчитывая на его  поддержку. Но Лютер ответил, что  крепостное право вовсе не противоречит «священному писанию», так как  в Библии говорится, что еще праотец  Авраам имел рабов. Когда же крестьяне  взялись за оружие, Лютер объявил, что восставший человек подобен  бешеной собаке, и призвал к  беспощадной расправе с ними.

Самым смелым и дальновидным защитником угнетенных и руководителем восставшего крестьянства стал Томас Мюнцер (1493 - 1525). «Если, - заявил он, - единомышленники Лютера не хотят идти дальше нападок на попов и монахов, то им и не следовало браться за дело». Мюнцер стремился превратить реформацию в народную революцию. В то время не существовало никакой революционной теории, и Мюнцер находил в старых религиозных книгах слова и строки, которые в его устах звучали революционным призывом к действию. Считая осуществление полного равенства людей делом «божьей справедливости», он называл безбожниками князей и господ, отнимавших у крестьян плоды их труда, лишавших их права охоты, возможности ловить рыбу в реках и пасти скот на лугах. Призывая к решительной борьбе с этими безбожниками, Мюнцер объявлял себя глашатаем божьей воли.

Мюнцер  опирался на крестьянскую бедноту и  тогдашний пролетариат: ткачей, рудокопов, подмастерьев. Он выдвинул антифеодальную революционную программу. В своем  «Письме тезисах» он требовал уничтожения  всех замков и монастырей, поголовного  вступления всех работоспособных в  «Христианский союз и братство», члены которого, участвуя в совместном труде, получали бы равное вознаграждение. Хищников и тунеядцев, которые воспротивились бы вступлению в трудовое объединение, Мюнцер предлагал поставить вне закона.

Несмотря  на общий численный перевес восставших крестьян, они оказывались в меньшинстве  на полях сражений. Каждый отряд  хотел вести войну только вблизи своего селения, и поэтому разрозненных, плохо вооруженных и необученных  крестьян-пехотинцев легко сокрушала  дворянская конница. Большой вред движению наносила доверчивость восставших, их готовность идти на мирные переговоры с князьями и дворянами, вероломно  нарушавшими все обещания и соглашения.

Захваченный в плен, Мюнцер не склонил головы перед врагами. Он и его соратники  погибли. В тех областях германского  юга, где с особой силой бушевала крестьянская война, феодалы вернулись  к католицизму, в котором видели надежный оплот против народных движений.

В большей  части Германии восторжествовала умеренная  реформация. Она обеспечила богатым  горожанам дешевую церковь, обогатила  князей за счет церковного имущества  и подчинила князьям священников  новой, лютеранской церкви.

Кальвин и его учение

Одним из крупнейших деятелей реформации был  Жан Кальвин. Покинув Францию, где  протестантов жестоко преследовали, он в 1536 г. обосновался в швейцарском  городе Женеве, ставшем центром кальвинистской реформации. Кальвин учил, что всеведущий бог еще до сотворения мира одних  людей предназначил к «спасению», т. е. к райскому блаженству, а других к «погибели» -- мукам ада. Он разъяснял: если человеку в его делах сопутствует успех, значит, бог помогает своему избраннику, перед которым раскроются ворота рая. Если же человека преследует неудача, это свидетельствует о немилости божьей, ведущей неудачника к погибели в аду.

Таким образом, выходило, что человек достигает  богатства лишь в силу оказанной  ему богом помощи. Это означало, что верующий не должен осуждать богача, жаловаться на свою обездоленность, так  как это было бы равносильно спору  с самим богом. Подобное учение подавляло и сковывало протест угнетенных, делало их смиренными и покорными.

От каждого  Кальвин требовал жизни, достойной  рая. Такая жизнь определялась заветом: «Молись и работай!» Последователи  Кальвина отказывали себе в отдыхе и развлечениях. Их зачастую отличала поношенная одежда и стоптанная обувь. Вскоре они получили прозвище пуритан (от латинского «пурус» - чистый) - ревнителей чистой жизни.

Женева  времен Кальвина жила размеренной жизнью. С девяти часов вечера во всех окнах  гас свет, никто не смел, появляться на улицах. Если при обыске в доме обнаруживали кусок кружев, шелковую ленту или книжку стихов, виновных ждало наказание. Музыка и смех не нарушали мрачной тишины города, угрюмый  облик которого подчеркивали темные одноцветные одежды жителей.

Жестокая  кара и даже смерть постигали тех, кто дерзал оспаривать учение Кальвина в покорной ему Женеве. Жан Кальвин  ясно понял и отразил в своем  учении стремление и интересы богачей XVI в. купцов, банкиров, организаторов  мануфактур, которые сколачивали  свои состояния, используя все средства наживы, разрушая цехи и гильдии, разоряя  тысячи мелких ремесленников и торговцев.

Кальвин выдвигал и политические идеи. Он учил, что государи поставлены богом над  народами в наказание за людские  грехи, и разъяснял, что бог может  вразумить народных представителей обойтись без монарха и, взяв власть в свои руки, они совершат угодное  богу дело. Таким образом, в XVI и XVII вв. передовые силы формирующейся европейской  буржуазии нашли в своей борьбе против феодализма могучее идейное  оружие в кальвинистской реформации. Под ее знаменем буржуазия одержала победу в двух революциях; нидерландской  революции XVI в. и Английской буржуазной революции середины XVII в.

Короли  становятся хозяевами церкви

События германской реформации показали, что  связанные с ней перемены пошли  на пользу немецким князьям-государям. Использовали реформацию в своих  целях и некоторые другие властители Европы.

В 20-х  годах XVI столетия короли Дании и  Швеции порвали с католической церковью и приняли лютеранство. Вслед  за тем они уничтожили монастыри  и завладели монастырскими землями. Таким образом, короли поправили  свои денежные дела. Раздача же этих земель дворянам позволила превратить помещиков в ревностных сторонников  реформации и вместе с тем сделать  их верными слугами королевской  власти.

Король  Англии Генрих VIII (1509--1547) вначале встретил враждебно начавшуюся в Германии реформацию. Смолоду он готовился  к архиепископскому званию и получил  богословское образование. Это побудило его сочинить направленный против Лютера богословский трактат, за что он получил  от папы почетный титул «защитник  веры». Однако итоги реформации в  Германии и в Скандинавских странах  заставили Генриха изменить свое отношение к ней.

Чтобы вывести английский флот на широкие  просторы океанских путей, чтобы  принять участие в захвате  заморских колоний, нужна была сильная  королевская власть, полная казна  и сплоченность дворянства и купечества.

Следуя  примеру германских князей и скандинавских  государей, Генрих отказался от всяких платежей папскому Риму, он овладел  обширными землями монастырей и  роздал их или дешево распродал дворянам и горожанам. В 1534 г. английский парламент  «Актом о верховенстве» провозгласил короля верховным главой английской церкви.

Во вновь  созданной англиканской церкви король был полным хозяином. Он назначал епископов, распоряжался церковными доходами. Обогатившиеся  за счет монастырей землевладельцы грудью стояли и за реформацию, и за королевскую  власть. От старой, католической церкви новую, англиканскую церковь отличало то, что место папы занял король, а вместо латинских молитв зазвучали  английские проповеди и молитвы.

Однако  англиканская церковь жестоко преследовала тех, кто осмеливался защищать интересы простого народа. Сохранились и надменные  епископы, и пышный, очень дорогой  церковный культ. Ни буржуазия, ни народ  не мирились с англиканской церковью, слишком похожей на католическую.

Буржуазные  слои, и все трудящиеся переходили к кальвинизму, под знаменем которого вскоре выступила английская буржуазная революция.

 

Зарождение  института разделения властей

Разделение  властей - это одна из основных черт современного правового государства. Институт разделения властей, как и  институт самого права, стал зарождаться  с древнейших времен. Если не учитывать  общество при военной демократии, то уже и в Афинской и в Римской  республиках граждане стремились не допустить концентрации власти в  одних руках.

Так в  Греции существовало несколько политических институтов, которые не должны были позволить сосредоточения власти в  одних руках. Таким образом, после  реформ Солона, Клисфена, Эфиальта и Перикла в стране образовались следующие взаимодействующие друг с другом органы. Народное собрание, обладающее законодательной инициативой. За ним следил суд Гелиэя, который к тому же обладал правом толкования законов. Исполнительную власть делили совет 500 и две коллегии - стратегов и архонтов. Контроль за всеми органами власти осуществляло так называемое особое народное собрание, которое собиралось раз в месяц и занималось проверкой деятельности властей и была ли эта деятельность правильной.

В Римской  республике положение было очень  схоже с Афинской. Главным государственным органом в Риме были сенат, обладающий правом толковать законы, а также накладывать вето на некоторые решения народного собрания. Ко всему прочему из числа сенаторов выбирались народным собранием лица, которые должны были занимать государственные должности (консулы, преторы, наместники, эдилы и т.д.). Не будучи судебным органом, сенат мог назначать судебные коллегии и давать указания о производстве расследования. Второй по значимости государственный орган в Римской республике -- это народное собрание. Перед народным собранием отвечали все государственные служащие (кроме диктаторов). Народные собрания избирали коллегии, которые осуществляли правительственную власть. Народное собрание обладало правом принятия законов. Особое положение занимали плебейские (народные) трибуны. Они имели право запрещать исполнение любых приказов (за исключением приказов диктаторов). Они могли налагать вето на постановления сената. Помимо того, трибун был наделен правом арестовывать любое лицо и подвергать его публичному допросу. Судебные функции в Риме были возложены на восьмерых преторов, избираемых сенатом. Помимо трибун каждые пять лет из бывших консулов избирались два цензора сроком на 18 месяцев. Они занимались проверкой списка сената и исключали из него недостойных.

Информация о работе Политическая мысль в античном мире