Политическая мысль в античном мире

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 00:10, реферат

Описание работы

. Понятие о государстве в аничном мире


2. Развитие права в античном мире


3. Взгляды античных философов на:

. гражданина государства

. идеальный государственный строй

. закон и правителя

Работа содержит 1 файл

политическая мысль....docx

— 93.19 Кб (Скачать)

среди самих спартиатов. Таким образом, соперничество Афин и Спарты  вылилось

в своеобразное соревнование двух разных гражданских  и политических  общин  в

Греции. Поучительным в истории  древнегреческой  государственности  является

то, что  конфронтация двух "полисных сверхдержав" втянула весь греческий  мир

в кровопролитную и затяжную Пелопоннесскую войну, результатом  которой  стало

ослабление  всей полисной системы и  падение  демократических  институтов.  В

конечном  итоге и Афины, и Спарта оказались добычей Македонской монархии.

Причиной  гибели дневнегреческой государственности, в частности Афин,

ставших  идеалом демократического  государства,  основанного на  автономии

частного  собственника как полноправного  члена гражданской  общины,  является

не столько  рабство, сколько внутренняя слабость самого полисного  устройства

государства. Это устройство, связанное с заранее  данными территориальными  и

политическими параметрами, не имело простора  для  политического  маневра  и

для дальнейшей поступательной эволюции.

К 1 в. до н.э. исчерпала  себя  и  полисная  система  в  Риме,  когда

особенно  стало  очевидным,  что  республика-город  не  может  справиться  с

восстаниями  рабов  и  не  в  состоянии  обеспечить  внутреннее  гражданское

единство. В этих условиях сохранение республиканской  системы,  рассчитанной

на  управление  государством-городом,  становится  анахронизмом.  На   смену

республике, превратившейся к 1  в.  до  н.э.  в мировую державу,  приходит

империя. Влияние полисной  системы  за  долгую  историю  Римской  республики

стало столь велико, что  в  течение  первых  веков  (принципат)  императоры,

стремящиеся создать централизованную бюрократическую монархию, еще долго не

могли освободиться от республиканских полисных институтов.

Укрепление  власти поздних римских императоров  и принятие христианства

подводят  окончательную черту под полисными  порядками. Что же касается  самой

поздней Римской империи, то  она  окончательно  порывает  с  республиканско-

полисной  демократией и все больше приобретает, особенно  в  восточной своей

части, черты средневековой государственности. 

Право

Право как  один  из  факторов,  скрепляющих  гражданское  общество  и

элементы  его культуры, не сразу  достигло  в эпоху античности  зрелости  и

совершенства. На ранних этапах своего развития  оно  по  уровню  юридической

техники и степени разработанности основных институтов имело немало  сходства

с правовыми  системами стран Востока. Развитие  права  в  античных  Греции  и

Риме  осуществлялось  в рамках  отдельных полисов,  и   уровень   развития

демократических институтов в  отдельные  городах-государствах  находил свое

отражение и в праве.

Утверждение   полисной   системы   имело   результатом    активизацию

правотворческой деятельности и ее постепенное  освобождение  от  религиозно-

мифологической  оболочки. На  смену  неписаным  обычаям,  толкование  которых

нередко произвольно осуществлялось  светской  или  греческой  аристократией,

приходит  закон, имеющий светский характер и  выраженный обычно  в  письменной

форме. Право в античном мире, таким образом, предстает в своем  чистом  виде

как авторитетный и обязательный регулятор полисной  жизни,  лишенный  какой-

либо  мистической или религиозной  силы.

Признание законодательства, а не обычая  в  качестве  основной  формы

правотворчества (Греция), или  же  его  утверждение  в  качестве  одного  из

важнейших источников права (Рим) сопровождалось кодификацией  сложившихся  в

более  архаичную  эпоху  правовых  обычаев.  Такова   древнейшая,   согласно

греческой  традиции,  кодификация  права,  проведенная  Залевком  в   Локрах

(Италия), а также кодификация Харонда в Катано (Сицилия). Подобные  сборники

составлялись  и в других греческих городах-государствах,  в  том  числе  и  в

Афинах  в конце VII в. до н.э. (Законы Драконта).

Начало  новой демократической конституции  в Афинах,  предусматривающей

разработанную процедуру принятия законов народным собранием,  было  заложено

реформами Солона и Клисфена в VI в. до н.э.  В Риме  традиционные  правовые

обычаи  подверглись обработке и были записаны в Законах XII  таблиц.  В  этих

законах  также предусматривалось   правило,   согласно   которому   законом

считается решение народного собрания.

Как отмечал  Солон, жизнь  общества  должна  регулироваться  правом  и

законами, принятыми при всеобщем согласии. В греческих  городах-государствах

у граждан  с детских  лет  воспитывалось  уважение  и даже  почтение  как к

законам,  так  и  к  установленным  в   них   полисным   порядкам.   Сократ,

утверждавший,   что   полисные   законы   восходят   к   разумному   началу,

пропагандировал соблюдение законов всеми афинянами.

В Афинах, где утвердилась демократическая  система  законодательства,

где право  в глазах граждан ассоциировалось  с разумом и  со  справедливостью,

сложилось своеобразное правовое  государство,  благами  которого  не  могли,

однако, пользоваться рабы и иностранцы. Еще в большей степени культ права и

законопочитание  сложились в римском обществе.   Безусловное   следование

республиканским законам было для римлян не только юридической  обязанностью,

но и  делом чести. Ту же связанность  Римского  республиканского  государства

собственными  законами и правом в  целом  отразил  выдающийся  римский  юрист

Цицерон, который рассматривал государство  не  только  как  выражение  общих

интересов всех его членов, но и  как  соединение  многих  людей,  "связанных

между собой согласием в  вопросах  права".  Таким  образом,  идея  правового

государства берет свое начало и в республиканском  Риме.

Не  случайно,   что   именно   в   римском   обществе,   где   законы

рассматривались издавна как священные, была выработана наиболее  совершенная

в  условиях  древнего   мира   правовая   система,   имеющая   целостный   и

всеобъемлющий  характер.  Римское  право  впервые  в  истории  выступило   в

качестве  системного,   тщательно   разработанного,   собственно   правового

образования. Классическое римское  право  —  это  вершина  в  истории  права

античности  и  древнего  Мира  в  целом.  Оно  представляет  собой  одно  из

величайших  достижений античной культуры,  влияние  которого  на  последующее

развитие  европейского права и цивилизации  трудно переоценить. Оно  приобрело

в известной  мере вневременной, внеисторический характер.

Римское право лишь со значительными  оговорками  можно  рассматривать

как рабовладельческое. На первый взгляд оно может казаться таким,  поскольку

сформировалось  и достигло  своего  апогея  в  обществе,  в  основе  которого

лежало  наиболее развитое во всем  античном  мире  классическое  рабство.  Но

очевидно, что не рабство предопределило основное содержание римского  права,

его филигранную  юридическую технику. Римское право  в том виде, в  каком  оно

приобрело мировое значение (это прежде  всего частное право,  закрепляющее

интересы  индивида, частного  собственника),  представляет  собой  порождение

рыночных  отношений и торгового оборота.

На ранних этапах  истории  Римского  государства,  когда  в  обществе

сохранялись  многие  элементы  патриархального  быта,   а   товарно-денежные

отношения   не   получили   еще   развития,   римское   (право    отличалось

традиционализмом,   формализмом   и   сложными    “обрядами,    тормозившими

экономический  оборот.  Постепенный  процесс  превращения  Рима  из  города-

республики  в гигантскую по тем временам империю  имел  своим  результатом  не

только  рост рабства,  но  и  товарного  производства,  а  в конечном  счете

создание  самого сложного за всю историю древнего мира  рыночного  хозяйства,

настоятельно  требовавшего адекватной правовой регламентации.

Сила  частной собственности и построенного на  ней  товарного  оборота

ломала  устаревшие и стеснительные правовые формы. На  их  месте  создавалось

новое  и  совершенное  в  технико-юридическом  отношении  право,   способное

урегулировать   тончайшие   рыночные   отношения,    удовлетворить    другие

потребности развитого гражданского общества. Именно  в  таком  виде  римское

право  стало  универсальной   правовой   системой,   применимой   в   разных

исторических  условиях вне зависимости от типа общества, если  только  в  его

основе  лежит частная собственность  и рыночное хозяйство.  Вместе  с  римским

правом  в историю, цивилизации вошла  и римская юриспруденция,  представляющая

огромную  культурную  ценность.  На  базе  римской  юриспруденции  зародилась

юридическая профессия, а соответственно с нее  берет  начало  и  специальное

правовое  образование. 

Государство

Существует  множество взглядов на понятие о  государстве.  В  "Словаре

античности"  можно  прочесть:  "В  качестве   органа   власти   экономически

Информация о работе Политическая мысль в античном мире