Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 00:10, реферат
. Понятие о государстве в аничном мире
2. Развитие права в античном мире
3. Взгляды античных философов на:
. гражданина государства
. идеальный государственный строй
. закон и правителя
среди самих спартиатов. Таким образом, соперничество Афин и Спарты вылилось
в своеобразное соревнование двух разных гражданских и политических общин в
Греции. Поучительным в истории древнегреческой государственности является
то, что конфронтация двух "полисных сверхдержав" втянула весь греческий мир
в кровопролитную и затяжную Пелопоннесскую войну, результатом которой стало
ослабление всей полисной системы и падение демократических институтов. В
конечном итоге и Афины, и Спарта оказались добычей Македонской монархии.
Причиной гибели дневнегреческой государственности, в частности Афин,
ставших идеалом демократического государства, основанного на автономии
частного собственника как полноправного члена гражданской общины, является
не столько рабство, сколько внутренняя слабость самого полисного устройства
государства. Это устройство, связанное с заранее данными территориальными и
политическими параметрами, не имело простора для политического маневра и
для дальнейшей поступательной эволюции.
К 1 в. до н.э. исчерпала себя и полисная система в Риме, когда
особенно стало очевидным, что республика-город не может справиться с
восстаниями рабов и не в состоянии обеспечить внутреннее гражданское
единство. В этих условиях сохранение республиканской системы, рассчитанной
на управление государством-городом, становится анахронизмом. На смену
республике, превратившейся к 1 в. до н.э. в мировую державу, приходит
империя. Влияние полисной системы за долгую историю Римской республики
стало столь велико, что в течение первых веков (принципат) императоры,
стремящиеся создать централизованную бюрократическую монархию, еще долго не
могли освободиться от республиканских полисных институтов.
Укрепление власти поздних римских императоров и принятие христианства
подводят
окончательную черту под
поздней Римской империи, то она окончательно порывает с республиканско-
полисной демократией и все больше приобретает, особенно в восточной своей
части,
черты средневековой
Право
Право как один из факторов, скрепляющих гражданское общество и
элементы его культуры, не сразу достигло в эпоху античности зрелости и
совершенства. На ранних этапах своего развития оно по уровню юридической
техники
и степени разработанности
с правовыми системами стран Востока. Развитие права в античных Греции и
Риме осуществлялось в рамках отдельных полисов, и уровень развития
демократических институтов в отдельные городах-государствах находил свое
отражение и в праве.
Утверждение полисной системы имело результатом активизацию
правотворческой деятельности и ее постепенное освобождение от религиозно-
мифологической оболочки. На смену неписаным обычаям, толкование которых
нередко произвольно осуществлялось светской или греческой аристократией,
приходит закон, имеющий светский характер и выраженный обычно в письменной
форме. Право в античном мире, таким образом, предстает в своем чистом виде
как авторитетный и обязательный регулятор полисной жизни, лишенный какой-
либо мистической или религиозной силы.
Признание законодательства, а не обычая в качестве основной формы
правотворчества (Греция), или же его утверждение в качестве одного из
важнейших источников права (Рим) сопровождалось кодификацией сложившихся в
более архаичную эпоху правовых обычаев. Такова древнейшая, согласно
греческой традиции, кодификация права, проведенная Залевком в Локрах
(Италия), а также кодификация Харонда в Катано (Сицилия). Подобные сборники
составлялись
и в других греческих городах-
Афинах в конце VII в. до н.э. (Законы Драконта).
Начало
новой демократической
разработанную процедуру принятия законов народным собранием, было заложено
реформами Солона и Клисфена в VI в. до н.э. В Риме традиционные правовые
обычаи подверглись обработке и были записаны в Законах XII таблиц. В этих
законах также предусматривалось правило, согласно которому законом
считается решение народного собрания.
Как отмечал Солон, жизнь общества должна регулироваться правом и
законами, принятыми при всеобщем согласии. В греческих городах-государствах
у граждан с детских лет воспитывалось уважение и даже почтение как к
законам, так и к установленным в них полисным порядкам. Сократ,
утверждавший, что полисные законы восходят к разумному началу,
пропагандировал соблюдение законов всеми афинянами.
В Афинах,
где утвердилась
где право в глазах граждан ассоциировалось с разумом и со справедливостью,
сложилось своеобразное правовое государство, благами которого не могли,
однако, пользоваться рабы и иностранцы. Еще в большей степени культ права и
законопочитание сложились в римском обществе. Безусловное следование
республиканским законам было для римлян не только юридической обязанностью,
но и делом чести. Ту же связанность Римского республиканского государства
собственными законами и правом в целом отразил выдающийся римский юрист
Цицерон, который рассматривал государство не только как выражение общих
интересов всех его членов, но и как соединение многих людей, "связанных
между собой согласием в вопросах права". Таким образом, идея правового
государства берет свое начало и в республиканском Риме.
Не случайно, что именно в римском обществе, где законы
рассматривались издавна как священные, была выработана наиболее совершенная
в условиях древнего мира правовая система, имеющая целостный и
всеобъемлющий характер. Римское право впервые в истории выступило в
качестве системного, тщательно разработанного, собственно правового
образования. Классическое римское право — это вершина в истории права
античности и древнего Мира в целом. Оно представляет собой одно из
величайших достижений античной культуры, влияние которого на последующее
развитие европейского права и цивилизации трудно переоценить. Оно приобрело
в известной мере вневременной, внеисторический характер.
Римское право лишь со значительными оговорками можно рассматривать
как рабовладельческое. На первый взгляд оно может казаться таким, поскольку
сформировалось и достигло своего апогея в обществе, в основе которого
лежало наиболее развитое во всем античном мире классическое рабство. Но
очевидно, что не рабство предопределило основное содержание римского права,
его филигранную юридическую технику. Римское право в том виде, в каком оно
приобрело мировое значение (это прежде всего частное право, закрепляющее
интересы индивида, частного собственника), представляет собой порождение
рыночных отношений и торгового оборота.
На ранних этапах истории Римского государства, когда в обществе
сохранялись многие элементы патриархального быта, а товарно-денежные
отношения не получили еще развития, римское (право отличалось
традиционализмом, формализмом и сложными “обрядами, тормозившими
экономический оборот. Постепенный процесс превращения Рима из города-
республики в гигантскую по тем временам империю имел своим результатом не
только рост рабства, но и товарного производства, а в конечном счете
создание самого сложного за всю историю древнего мира рыночного хозяйства,
настоятельно требовавшего адекватной правовой регламентации.
Сила
частной собственности и
ломала устаревшие и стеснительные правовые формы. На их месте создавалось
новое и совершенное в технико-юридическом отношении право, способное
урегулировать тончайшие рыночные отношения, удовлетворить другие
потребности развитого гражданского общества. Именно в таком виде римское
право стало универсальной правовой системой, применимой в разных
исторических условиях вне зависимости от типа общества, если только в его
основе лежит частная собственность и рыночное хозяйство. Вместе с римским
правом в историю, цивилизации вошла и римская юриспруденция, представляющая
огромную культурную ценность. На базе римской юриспруденции зародилась
юридическая профессия, а соответственно с нее берет начало и специальное
правовое
образование.
Государство
Существует множество взглядов на понятие о государстве. В "Словаре
античности" можно прочесть: "В качестве органа власти экономически