Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 00:10, реферат
. Понятие о государстве в аничном мире
2. Развитие права в античном мире
3. Взгляды античных философов на:
. гражданина государства
. идеальный государственный строй
. закон и правителя
оказались единодушны, то здесь возникают некоторые расхождения.
Начнем с Платона. Этот древнегреческий мыслитель был идеалистом, из
чего вытекает некая утопичность его взглядов. В самом начале "Государства"
Платон вложил в уста некоего Фрасимаха софистский лозунг: "Справедливость
это то, что пригодно сильнейшему". Об этом мы упоминали. Следует лишь
добавить, что далее Фрасимах говорит: "Устанавливает же законы всякая
власть в свою пользу: демократическая демократические, тираническая
тиранические; так же и в остальных случаях. Установив законы, объявляют их
справедливыми для подвластных. Во всех государствах справедливостью
считается одно и то же, а именно то, что пригодно существующей власти". Не
умолчав о подобной точке зрения, Платон от лица Сократа развенчивает ее и
выстраивает свою теорию относительно справедливости закона. Вероятно, мы
ошибаемся, но мы перетрактовали основную идею Платона так: возможно, закон
и служит власть имущим, но в идеальном государстве правители так мудры и
так пекутся о народе, что закон начинает служить во благо всех граждан.
Как известно, все познается в сравнении и для сопоставления лучше
всего провести некое соревнование или состязание. Что же касается правителя
и закона, то приоритет того или иного определяется прежде всего, когда
мнение первого расходится с установлениями второго. Именно когда властитель
вступает в борьбу с законом, можно увидеть, кто из них сильнее и чья победа
для государства полезнее. Платон-идеалист, отбросив возможность
противостояния правителя и закона, тем самым лишил нас возможности
сопоставить их. Мы имеем право сказать, что для Платона правитель-философ и
мудрый закон равны. Они равны хотя бы потому, что всегда пребывают в мире
по отношению друг к другу и даже нет надобности рассматривать, что лучше, а
что хуже.
Аристотель, в отличие от Платона, делает попытку определить, что
принесет большую выгоду для государства: главенство закона над правителем
или наоборот. В результате философ приходит к тому, что в законе он видит
нечто устойчивое, объективное, а в правителе преходящее, субъективное.
Закон для Аристотеля напрямую связан со справедливостью, ибо
устанавливается
ради блага множества людей граждан,
человек, а потому ему вполне свойственно ошибаться и иногда впадать в порок
несправедливости. На основе этих умозаключений Аристотель пришел к выводу,
что "предпочительнее, чтобы властвовал закон, а не кто-либо один из среды
граждан". Аристотель решает спор в пользу закона. Однако, как мы увидим
чуть позже, это не всегда оказывается правильным.
Цицерон в некотором роде примыкает к Аристотелю, заявляя о приоритете
Рима над странами Греции на основе того, что римское "государство создано
умом не одного, а многих людей и не в течение одной человеческой жизни, а в
течение нескольких веков и на протяжении нескольких поколений". То есть
основное преимущество Рима над греческими полисами в том, что им управляют
прежде всего справедливые законы, справедливые оттого, что складывались
долго и тщательно отбирались. Личность же правителя отходит как бы на
второй план.
Однако Цицерон далее довольно много внимания уделяет описанию
деятельности Ромула, Нумы Помпилия, Тулла Гостилия и т.д. Заканчивается
этот венценосный ряд упоминанием о Тарквинии Гордом, который будучи плохим,
порочным царем, пошатнул основы существующего строя, разуверив народ в
святости личности монарха. Фактически это пример того, как из-за одного
человека рухнул весь государственный строй со всеми его законами. Из этого
мы делаем вывод, что Цицерон не может однозначно ответить, что лучше, а что
хуже. Мы же сами рискнем дать свое собственное мнение по данному вопросу.
Действительно, закон более долговечен, нежели правитель. Он, как правило,
разрабатывается не одним, но несколькими людьми, а потому несет в себе
большую объективность. Все это доводы в защиту закона. Теперь выскажемся в
защиту правителя. Конечно, он субъективен, склонен к ошибкам и имеет другие
слабости в сравнении с законом. Однако главное преимущество его состоит в
том, что он активен. Закон же категория пассивная. Закон устанавливается на
долгое время и может долгое время не изменяться, а изменяется он в первую
очередь под влиянием опять-таки правителя. Таким образом мы утверждаем, что
правитель всегда обладает властью над законом. На основе этого мы заявляем,
что ценнее для государства является хороший правитель, нежели хороший
закон, хотя если будет и то, и другое, то тем лучше. В доказательство
нашего взгляда мы приведем пословицу: "Закон что дышло куда повернул, туда
и вышло". Действительно, плохой правитель может всегда извратить хороший
закон, а благодетельный властитель в состоянии реформировать отсталый
закон. Кроме того, сколь бы ни был хорош закон, он “никак не может со всей
точностью и справедливостью охватить то, что является наилучшим для
каждого”.
На этом мы полагаем вопрос об отношении правителя и закона закрытым.
Средние века, средневековье - так назвали гуманисты, люди эпохи Возрождения, период между античной культурой и началом Возрождения (XIV--XVI вв.). С XVII в. термин «средние века» вошел во все учебники истории и сохранился в буржуазной литературе до наших дней. Начало средних веков буржуазные историки связывают с падением Западной Римской империи (V в. н. а.), конец - со взятием Константинополя турками (1483) или открытием Колумбом Америки (1492).
Марксистская историческая литература тоже пользуется понятием «средние века», но вкладывает в него другое содержание. Средневековье - это время господства феодального строя. Начало средних веков на территории Европы относится ко времени падения Западной Римской империи под ударами варваров, т. е. германцев и славян. К этому времени произошел распад рабовладельческого строя и начался процесс образования феодального строя. Концом средних веков марксистская наука считает время первых буржуазных революций.
В странах Востока (государствах древней культуры, таких, как Китай, Индия и др.) феодальный строй сложился раньше, чем в Европе, но просуществовал дольше. Страны Востока развивались медленнее, чем европейские, а в XVII - XVIII вв. начинается порабощение и ограбление стран Востока европейскими колонизаторами.
Феодальный строй отличается от рабовладельческого тем, что трудящиеся уже не рабы, а крепостные. Крепостной был прикреплен к земле, т. е. к своему участку и к своему господину - сеньору (сеньор -значит старший). Крепостной обязан был работать на полях сеньора, или, как говорили на Руси, на своего барина (откуда этот вид работы и назывался - барщина), но, в отличие от раба, крепостной имел собственное хозяйство, которое он вел на участке земли, принадлежавшей господину, имел свою семью (рабы, как правило, не имели семьи). Иногда крепостной кроме барщины или взамен ее обязан был отдавать господину - сеньору часть продуктов, которые он получал в своем хозяйстве, или, как это было в более позднее время, платить определенную денежную сумму (оброк). Кроме крепостных в средние века были крестьяне, которые находились в менее тяжелой зависимости: они несли меньшую барщину, платили меньший оброк, чем крепостные» могли уходить от своего господина и переходить к другому либо уходить на заработки в города. Так как при всех условиях крепостной, или зависимый, человек работал не только на господина, но и на себя, то он был больше заинтересован в повышении производительности своего труда, чем раб. Поэтому феодальный строй более прогрессивен, чем рабовладельческий.
Политическая жизнь средневековья
Средневековое государство не было единым политическим целым. Не было общих законов, общей монеты, общепринятых мер и веса. Крупные феодалы-землевладельцы разоряли страну кровавыми междоусобными войнами. Крупный феодал держал в повиновении крестьян и более мелких землевладельцев, последние признавали себя его вассалами. Он чеканил монету, объявлял войну соседу-феодалу, судил обитателей своего поместья, т. е. являлся как бы государем в своем поместье.
Рыцарь был вассалом барона, барон -- вассалом графа, граф - вассалом герцога, герцог - вассалом короля. Все они как бы располагались на ступенях сеньориальной лестницы, и каждый из них был одновременно вассалом вышестоящего и сеньором нижестоящего феодала. Такое соподчинение называют феодальной иерархией. «Вассал моего вассала - немой вассал». Это правило означало, что мятежный герцог или граф мог повести против короля своих вассалов.
Со временем,
к концу средневековья, феодальная
раздробленность была преодолена и
появились централизованные национальные
монархии. В Западной Европе это
было достигнуто королевской властью
и дворянством с помощью
Эпоху
феодализма делят на три периода:
V - XI вв.- раннее средневековье, когда
вся хозяйственная жизнь
Средние
века это время крупных крестьянских
восстаний, время борьбы горожан
с феодалами и всего народа
с реакционной католической церковью.
История средних веков - это история
развития просвещения. Отдельные роднички
новой культуры к концу средних
веков слились в единый поток
и образовали могучее культурное
движение, которое назвали Возрождением.
В средние века зародились и сформировались
современные европейские
Возвышение папства
На одном из семи холмов Рима, в центре города, расположено единственное в своем роде государство - Ватикан. Оно занимает всего 44 га, а численность его жителей не превышает населения большого дома - около 1000 человек. Возглавляет Ватикан тот, кого католическая церковь считает земным наместником бога, - папа римский.
Во времена средневековья папы римские пользовались почти диктаторской властью, прежде всего в духовной жизни христианских народов Западной Европы. Школы и университеты, поэзия и музыка, живопись и архитектура, мораль и право - все подчинялось их воле. Был такой период, когда папство являлось и могущественной политической силой. Папский Рим распоряжался тогда коронами государей и властно вмешивался в международную политику. В период крестовых походов папы посылали огромные рыцарские армии на Восток, стремясь подчинить его своему владычеству.