Политическая мысль эпохи Возрождения и Реформации. Учение Н. Макиавелли о государстве

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 08:49, научная работа

Описание работы

Актуальность научной работы. Эволюционный процесс развития человечества претерпел многие трансформации, но один из немногих аспектов данного процесса остается неизменным до сих пор и, вероятно, сохранится в будущем. Этим аспектом является политическая борьба за власть и безопасность.
Особое место в изучении природы власти, безопасности и государства занимает флорентийский ученый и политический деятель Никколо Макиавелли (Niccolò di Bernardo dei Machiavelli, 1469-1527). Несмотря на века, его работы сохраняют актуальность и являются основой практической деятельности современных политических деятелей, а также теоретическим обоснованием для ученых международно-политической науки.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………
ГЛАВА I АНАЛИЗ КОНЦЕПТУАЛЬНЫХ ОСНОВ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ И РЕФОРМАЦИИ………


1.1. Исследование истоков и сущности эпохи Возрождения и Реформации………….…………….…………………….……………
1.2. Изучение трансформации политической мысли в период Возрождения и Реформации…………………………………………

ГЛАВА II ИССЛЕДОВАНИЕ ПОДХОДА И НАУЧНЫХ ТРУДОВ Н. МАКИАВЕЛЛИ КАК ОСНОВНОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ И РЕФОРМАЦИИ…….…………….…………………….……………


2.1. Анализ государственной службы Н. Макиавелли……………….
2.2. Учение Н. Макиавелли о государстве и политике…………………


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

Политическая мысль эпохи Возрождения и Реформации. Учение Н. Макиавелли о государстве..docx

— 73.55 Кб (Скачать)

 

Политическая  мысль эпохи Возрождения и  Реформации. Учение Н. Макиавелли о  государстве.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

…………………………………………………………………………

 

ГЛАВА I

АНАЛИЗ КОНЦЕПТУАЛЬНЫХ ОСНОВ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ ЭПОХИ  ВОЗРОЖДЕНИЯ И РЕФОРМАЦИИ………

 

1

 
     

1.1.

Исследование истоков  и сущности эпохи Возрождения и Реформации………….…………….…………………….……………

 

1

1.2.

Изучение трансформации  политической мысли в период Возрождения и Реформации…………………………………………

 

9

     

ГЛАВА II

ИССЛЕДОВАНИЕ  ПОДХОДА И НАУЧНЫХ ТРУДОВ Н. МАКИАВЕЛЛИ КАК ОСНОВНОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ И РЕФОРМАЦИИ…….…………….…………………….……………

 

 

 

16

 
     

2.1.

Анализ государственной службы Н. Макиавелли……………….

16

2.2.

Учение Н. Макиавелли о государстве и политике…………………

19

     
     

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

……………………………..………………

 

30




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность  научной работы. Эволюционный процесс развития человечества претерпел многие трансформации, но один из немногих аспектов данного процесса остается неизменным до сих пор и, вероятно, сохранится в будущем. Этим аспектом является политическая борьба за власть и безопасность.

Особое место в изучении природы власти, безопасности и государства  занимает флорентийский ученый и  политический деятель Никколо Макиавелли (Niccolò di Bernardo dei Machiavelli, 1469-1527). Несмотря на века, его работы сохраняют актуальность и являются основой практической деятельности современных политических деятелей, а также теоретическим обоснованием для ученых международно-политической науки.

Управлять ли государством с позиции силы или использовать более либеральные подходы, как  вести себя во внешней политике, общаясь с соседними государствами, как устраивать армию и казначейство, как процветать и добиваться могущества во всех сферах деятельности - все эти  аспекты чрезвычайно подробно рассматривал и указывал в своих работах  Макиавелли.

Вышеуказанные аргументы стали базисом для выбора данной темы исследования.

Степень научной  разработанности.

ГЛАВА I. АНАЛИЗ КОНЦЕПТУАЛЬНЫХ ОСНОВ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ И РЕФОРМАЦИИ

 

1.1. Исследование  истоков и сущности эпохи Возрождения  и Реформации

 

Возрождение и Реформация – самые крупные и знаменательные явления позднего западноевропейского  средневековья. Для мышления, идеологии  и культуры этой эпохи решающей тенденцией был переход от теоцентрического к антропоцентрическому пониманию  мира. Этот процесс, диалектический, противоречивый, сложный происходил повсеместно, но в различных модификациях, вариантах, формах. Для Возрождения и Реформации свойственны такие общие процессы, как ломка феодальных и возникновение раннекапиталистических отношений.

Разрыв с господствовавшим, но уже превращающимся в анахронизм, феодальным укладом жизни, утверждение  принципиально новых стандартов человеческого бытия – вот  что составило основное содержание Возрождения. Естественно, это содержание видоизменялось и развивалось, приобретая в каждой из стран специфические, нередко обусловленные национальными  особенностями черты. Будучи сложным, многоплановым образованием, оно  включало в себя разные и вместе с тем взаимосвязанные аспекты: экономический, социальный, политико-юридический, нравственный, мировоззренческий и  т.д.

Термин «Возрождение», введенный  в литературный оборот примерно в  середине XVI в., сначала обозначал факт воскрешения, возобновления в духовной культуре тех выдающихся достижений античной цивилизации, которые были утрачены в эпоху средневековья. В настоящее время он употребляется для целостной характеристики комплекса существенных исторических перемен, таких, как генезис капиталистических производственных отношений, постепенное возвышение буржуазии в борьбе с феодальной реакцией, резкое обострение социально-политических конфликтов, складывание национальной государственности и абсолютных монархий1.

В число перемен подобного  рода входят также: кризис римско-католической церкви и защищаемой ею ортодоксальной религии, формирование антисхоластического типа мышления и гуманистический, антропоцентрически ориентированной системы мировоззренческих и этических ценностей, расцвет опирающегося на идеи гуманизма искусства и т. д.

Слово-призыв «Реформация» вошло в обиход раньше, чем термин «Возрождение». Уже в XIV-XV вв. оно часто фигурировало у тогдашних идеологов, выражавших с его помощью мысль о необходимости совершенствовать, улучшать церковь, мирские порядки, правовые институты и др. Пик реформационного движения приходится на XVI в. Главным очагом Реформации была Германия2.

Общим звеном, объединявшим Возрождение и Реформацию в один социокультурный феномен, являлись присущие им обоим моменты ломки феодальных и возникновения раннекапиталистических отношений, усиления авторитета буржуазных прослоек общества, критики официальной церкви и перестройки религиозных учений, серьезного сдвига в сторону секуляризации общественного сознания. Общность отмеченных здесь коренных моментов – несомненный и решающий фактор, обусловивший тесное взаимодействие Возрождения и Реформации, близость многих вызванных ими последствий. Но при всем этом было бы ошибкой считать эти два крупных события идентичными, игнорировать важные различия, которые имеются между ними. Об этих отличиях будет сказано при обсуждении каждого из этих периодов в отдельности.

Идеологи Возрождения  и Реформации не просто черпали требовавшиеся  им представления о государстве, политике, праве, законе из сокровищницы духовной культуры античной цивилизации. Демонстративное обращение к эпохе античности являлось у них, прежде всего, выражением неприятия, отрицания господствовавших и санкционированных государством и католицизмом политико-юридических порядков и доктрин феодального общества3. Именно эта социальная позиция определяла, в конечном счете, направление поиска в античном наследии государствоведческих идей, теоретико-правовых построений, нужных для решения исторических задач, которые вставали пред деятелями Возрождения и Реформации.

Осваивались различные пласты политико-юридического знания, созданного в эпоху античности. Издавались забытые  литературные памятники; становились  известными в гораздо более полном объеме творения Платона и его  школы, сочинения перипатетиков; происходило  ознакомление с взглядами стоиков и скептиков, реабилитировался эпикуреизм. Но все же устойчиво доминировал интерес к Аристотелю, Цицерону, Платону. Правда, в данном случае познавательные акценты резко сместились: центр тяжести был перенесен на раскрытие тех сторон учений, концепций государства и права названных мыслителей, освещение и разработка которых в максимальной степени отвечала практически – политическим и идейным запросам ренессансного движения.

По сути, в это время  возникает приходящее на смену средневековой  иерархии божественного и человеческого  понимание мира и личности, которое  в духе новоевропейского антропоцентризма ставит человека в центр мироздания. Выразительными средствами изображает эту новую картину мира итальянский  гуманист Пико делла Мирандола. В его трактате «О достоинстве человека» творец обращается к Адаму со следующим напутствием: «Не даем мы тебе, о Адам, ни определенного места, ни собственного образа, ни особой обязанности, чтобы и место, и лицо, и обязанность ты имел по собственному желанию, согласно твоей воле и решению. Образ прочих творений определен в пределах установленных нами законов. Ты же, не стесненный никакими пределами, определишь свой образ по собственному решению, во власть которого я тебя предоставляю. Я ставлю тебя в центре мира, чтобы оттуда тебе было удобнее обозревать все, что есть в мире. Я не сделал тебя ни небесным, ни земным, ни смертным, ни бессмертным, чтобы ты сам... создал себе тот образ, который ты предпочитаешь»4.

Пико делла Мирандола был, пожалуй, первым европейским философом, с такой пластичностью выразившим идею самоценности и самодеятельности человеческой личности. Эта идея была невозможна ни в античную эпоху с ее представлениями об универсальном значении мирового космоса, ни в средние века, когда личность человека всецело подчинялась божественной воле. У Пико делла Мирандола свобода человека ничем не ограничена, он сам творец собственного образа. В его власти опуститься до уровня неразумных животных или же подняться на одну ступень с самим Богом5.

Главное отличие эпохи  Возрождения от предшествующих периодов состояло в возросшем интересе людей  к умственному труду, что привело  к увеличению числа лиц свободных  профессий – преподавателей университетов, врачей, писателей, художников. Со временем эта активная социальная прослойка увеличивалась и все меньше зависела от церкви, что положило начало процессу возникновения светской интеллигенции.

Экономически свободные  люди для своей деятельности требовали  нового мировоззрения, отличного от схоластических (оторванных от жизни) церковных канонов. Требовалась  другая, более деятельная и ориентированная  на земные цели философия, которая и  не замедлила появиться. Однако, кроме  чисто экономических, были и другие причины.

Не последнюю роль в  возникновении Возрождения играет и та специфическая форма христианства, которая бытовала в Западной Европе. Стимулом для возникновения свободомыслия ренессансных философов служила и борьба внутри церкви (когда папы спорили за власть и этот спор происходил с нарушением не только норм христианской морали, но и закона), что порождало в умах людей сомнения в справедливости существовавших нравственных устоев и даже уход в свободомыслие и отрицание католических и вообще христианских идеалов.

С другой стороны, и само католическое миросозерцание во многом способствовало отходу от схоластической философии, оно было более рассудочным  и направленным на решение возникающих  вопросов, нежели у православия. При  таком подходе часто понятие  Бога отделялось от человека, и Бог  становился не центром мира, не смыслом  жизни, а объектом чисто теоретического познания, допускавшим разного рода сомнения. Таким образом, само схоластическое мировоззрение как бы подготовило  условия для Возрождения.

Эпоха Возрождения – это переворот в первую очередь в системе ценностей, в оценке всего сущего и отношении к нему. Возросшая роль человека обусловила важнейшую черту культуры Ренессанса – развитие индивидуализма в сфере мировоззрения и всестороннее проявление индивидуальности в общественной жизни. Это привело к появлению гуманизма – общественно-философского движения, рассматривавшего человека, его личность, его свободу, его деятельность как высшую ценность и критерий оценки общественных институтов6.

В городах стали возникать  светские центры науки и искусства, деятельность которых находилась вне  контроля церкви. Новое мировоззрение  обратилось к античности, видя в  ней пример гуманистических, не аскетических отношений.

Изобретение в середине XV века книгопечатания сыграло огромную роль в распространении античного  наследия и новых взглядов по всей Европе. Научные и технические открытия способствовали все большему распространению новых идей. Постепенно они овладели всей Европой.

В Италии новое мировоззрение  твёрдо установилось к 20-м годам XV века. Во Франции, Германии и других странах это движение началось значительно позже. К концу XV века оно достигло своего наивысшего расцвета. В XVI веке назревает кризис идей Возрождения, и начался переход к новой эпохе.

Также считаем целесообразным выделить истоки Реформации. Простейшее принципиальное объяснение возникновения Реформации состоит в том, что она произошла как реакция на извращения в церковной жизни. Церковные структуры были сплошь коррумпированы, вызывая гнев и сопротивление здравомыслящих людей. Католическая сторона, отвечая на этот простой аргумент, широко использованный ранними гуманистами и протестантскими историографами, утверждает, будто Лютер выступил как нечестивый и дерзкий, либо заблудший сын матери-Церкви, – и это служит примером тому, что философ Альфред Норт Уайтхэд описал как «подмену понятий»7. В действительности объяснение такого рода не лишено справедливости, поскольку в Церкви имели место великие и мерзкие извращения, а Лютер и другие реформаторы стремились внести изменения, при этом сохраняя свою церковную принадлежность.

Информация о работе Политическая мысль эпохи Возрождения и Реформации. Учение Н. Макиавелли о государстве