Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 13:06, контрольная работа
ЦЦелью работы является анализ российской политической элиты и оценка ее роли в демократическом обновлении российского общества.
Для достижения поставленных целей необходимо решить ряд задач:
1. Раскрыть понятие и сущность политической элиты, сформулировать ее основные функции;
2. Рассмотреть особенности политической элиты в России;
3. Отследить роль политической элиты в демократическом обновлении российского общества.
Введение
1. Понятие, характерные черты и функции политической элиты
2. Особенности политической элиты в России
3. Роль политической элиты в демократическом обновлении общества России
Заключение
Список литературы
Каждая из рассмотренных теорий подвергалась критике со стороны многих политологов. Выдвинутые положения не всегда адекватно отражают действительность. Но неоправданным было бы игнорирование многих положений этих теорий при исследовании феномена элит разных стран.
К НАЧАЛУ ТЕМЫ
Существенные различия
в понимании сущности элиты компенсируются
общим для всех направлений и
школ взглядом на нее как на неотъемлемый
атрибут любой (вне зависимости
от исторической эпохи) политической системы.
В качестве наиболее общих причин,
всегда и с неизбежностью
1. Биологическое, психологическое и социальное
неравенство людей: различия в способностях
и возможности участвовать в политической
жизни. Не все люди одинаково политически
активны и в равной мере мотивированы
"жаждой" власти и "жаждой" славы.
Как заметил известный британский философ
и публицист Б. Рассел, хотя любовь к власти
- "один из самых сильных мотивов, однако
она довольно часто неравномерно распределена
между людьми и часто бывает ограниченной
многими другими страстями - к науке, покою,
удовольствиям".
2. Негативное отношение части населения
к политике2.
3. Закон разделения труда, требующий наличия
определенных профессиональных качеств
и навыков в любом виде деятельности, в
том числе и в управлении.
4. Престижность управленческого труда,
возможность получения высокого морального
(награды, звания) и материального (деньги,
подарки) вознаграждения за свою деятельность.
5. Отсутствие эффективных способов контроля,
идущего "снизу", за деятельностью
руководителей, влекущее за собой стремление
последних обособиться от общества.
6. Психологическая притягательность власти
как способа самореализации.
Эти и другие причины, порождающие элитизм,
дают основание трактовать его в качестве
извечного спутника человечества.
К НАЧАЛУ ТЕМЫ
Под рекрутированием в политологии понимается процесс отбора и продвижение людей в активную политическую жизнь. Существенное место среди различных уровней процесса рекрутирования занимает рекрутирование элиты. Формирование элиты в каждой конкретной стране, на каждом конкретном этапе ее развития отличается значительным своеобразием. Существуют, однако, общие закономерности процесса вхождения людей в правящую группу. Универсальными для всех стран являются каналы рекрутирования элиты - те социальные институты, включенность в которые дает людям возможность достичь власти.
Универсальными являются
и основные системы рекрутирования
элиты. Система рекрутирования
- это механизм формирования
и воспроизводства элиты,
включающий в себя критерии,
порядок и круг лиц,
осуществляющих отбор. В наиболее общем
виде представления о системах рекрутирования
в форме демократической и аристократической
тенденций были сформулированы еще Г.
Моска. Современная наука трактует их
соответственно как антрепренерскую
систему и систему гильдий.
Система гильдий предполагает закрытый
и неконкурентный характер отбора, который
осуществляется достаточно узким кругом
лиц (селекторатом), медленное продвижение
кандидатов вверх по ступеням власти.
Отбор осуществляется из определенных
(весьма ограниченных) социальных групп
или партий. По отношению к кандидатам
выдвигается множество формальных требований,
призванных подтвердить не столько их
компетентность, сколько лояльность вышестоящему
начальнику. Обновление элиты происходит
медленно и нерегулярно. Подобный тип
формирования элиты характерен для традиционных
обществ (элита - каста в древней Индии,
элита - аристократия в средневековой
Европе). В ХХ в. наиболее четко система
гильдий проявилась в тоталитарных (элита
- партия в СССР) и авторитарных (элита
- корпорация в Чили, Иране) политических
системах. Крайним выражением системы
гильдий стал номенклатурный способ
формирования элиты в бывшем СССР. Элита
подбиралась сверху с учетом рекомендаций
партийных органов, социального происхождения,
партийности, декларируемой верности
официальной идеологии.
При антрепренерской системе отбор носит
открытый, конкурентный характер, осуществляется
большим кругом лиц (в идеале - всем населением
через выборы) и из различных по своему
положению групп (Аним.
8). Присутствует
тенденция регулярного обновления элиты.
Критерии отбора ориентируются, в первую
очередь, на личные качества кандидата,
его умение привлечь к себе внимание людей,
способность доказывать свою компетентность.
Использование каждой из систем может
иметь неоднозначные последствия как
для самой элиты, так и общества в целом.
Так, система гильдий, с одной стороны,
формирует однородную элиту, обеспечивает
предсказуемость и преемственность политического
курса, а с другой, ее длительное использование
приводит к отрыву элиты от общества, к
ее старению и бюрократизации, а в конечном
итоге - к вырождению господствующей группы
и потери ею способностей к управлению
обществом. Антрепренерский способ рекрутирования
элиты, характерный для современных демократических
обществ, обеспечивает динамизм и гибкость
элиты, более полную легитимацию ее власти. Но и у этой системы
есть свои недостатки.
Указанные способы
рекрутирования во многом являются эталонными.
Реально не существует ни чистой антрепренерской
системы, ни чистой системы гильдий,
т.к. нет абсолютно открытых и
абсолютно закрытых обществ. С одной
стороны, любая закрытая система
предполагает наличие каналов, позволяющих
представителям "низов" прийти во
власть. В качестве примера можно
сослаться на роль партии как канала
рекрутирования в рамках Советского
Союза. По данным отечественных социологов
1986 г., среди членов ЦК КПСС доля выходцев
из низших слоев достигала 90%3. С другой стороны, любая
открытая (демократическая) система испытывает
постоянное стремление элитарных групп
к самозамыканию. Так, в течение всего
ХХ в. в демократических государствах
в рамках политической элиты преобладали
выходцы из высших слоев общества. Как
отмечает санкт-петербургский политолог
Г.П. Артемов, в 1993 г. из 435 членов Палаты
представителей США 31% составили бизнесмены,
19% - профессиональные политики. Те же самые
группы из 100 членов Сената составили соответственно
27 и 12%4. Очевидно, что приток в элиту
представителей низших слоев общества
в подобной ситуации становится более
чем затрудненным. Случаи типа выдвижения
на первую роль в руководстве Великобритании
М. Тетчер (дочери мелкого торговца) скорее
представляют собой редкие исключения,
нежели правило. Правда, и высокое происхождение
не гарантирует само по себе успешную
политическую карьеру и существенное
политическое влияние. Например, Палата
лордов парламента Великобритании, состоящая
из потомственной аристократии, не представляет
собой института, обладающего реальным
политическим влиянием. Более амбициозные
политики пытаются заявить о себе через
Палату общин, пройдя процедуру выборов.
Вопрос о социальной представительности
политической элиты демократического
общества остается открытым. Как отмечают
западные политологи, в парламентах Великобритании,
Германии, Франции среди депутатов от
лейбористской и социалистических партий
доминируют не сами рабочие и фермеры,
а профсоюзные лидеры, ставшие профессиональными
политиками. Напротив же, половина депутатов
Верховного Совета СССР была представлена
рабочими и крестьянами. Но при этом сам
представительный орган власти собирался
менее чем на четыре недели в год для одобрения
решений, принимавшихся в Политбюро КПСС.
Подобная практика ставила под сомнение
вопрос о реальном участии представителей
народа в законотворческой деятельности.
Многие современные политологи разделяют
позицию, что законодательная власть не
должна непосредственно отражать весь
социальный состав населения. Главным,
по их мнению, является компетентность
политиков, позволяющая принять эффективные
нормативные решения в интересах всех
слоев общества5. Социальная представительность
трансформировалась в организационную
принадлежность - вхождение в партии, общественные
движения, профсоюзы. Именно через эти
структуры наиболее активные представители
нижних слоев общества могут быть рекрутированы
в политическую элиту и отстаивать интересы
своих групп.