Политическая элита России

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 13:06, контрольная работа

Описание работы

ЦЦелью работы является анализ российской политической элиты и оценка ее роли в демократическом обновлении российского общества.
Для достижения поставленных целей необходимо решить ряд задач:
1. Раскрыть понятие и сущность политической элиты, сформулировать ее основные функции;
2. Рассмотреть особенности политической элиты в России;
3. Отследить роль политической элиты в демократическом обновлении российского общества.

Содержание

Введение
1. Понятие, характерные черты и функции политической элиты
2. Особенности политической элиты в России
3. Роль политической элиты в демократическом обновлении общества России
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Особенности политической элиты России.docx

— 96.66 Кб (Скачать)

Конечно, о качестве элиты  проще всего судить по результатам её управленческой деятельности. Но для достаточно полной оценки качества элиты важны и  субъективные критерии -- её нравственный, культурный, образовательный  уровень, её квалификация, а также такой  существеннейший  критерий, как отношение  к ней населения. Тогда мы получим  и ответ на вопрос о том, насколько  легитимно правление  этой элиты. С этой точки зрения качество отечественной элиты  весьма невысоко. О  низком рейтинге политической элиты России свидетельствуют  проводимые в последние  годы опросы общественного  мнения. Известно, что  на общественное мнение оказывают влияние  средства массовой информации, журналисты, публицисты, политические обозреватели, наконец, профессиональные политологи, не говоря уже о политических деятелях.

Резюмируя сказанное, подчеркнём, что в современном  обществе демократическая  элита, включающая в  свой состав различные  субэлиты, не может  быть закрытой аристократической  кастой и тем более  кликой. Она должна быть открытой, мобильной, постоянно обновляющейся. В противном случае её ждут разложение, упадок и вырождение как следствие  бюрократизма, коррупции  и других гибельных  для элиты явлений.

Новая элита должна быть заинтересована в  стабильности общества и его поступательном развитии, она должна преодолеть зародившийся ещё в индустриальную эпоху «технократический  комплекс» веры в  непогрешимость собственного знания, пренебрежительного отношения к ценностям  национальной культуры, якобы полностью  закрытой для модернизации. Только такая элита  будет добиваться взаимопонимания  политических сил, гражданского мира, развития местного самоуправления, постоянно  стремиться к достижению новых практических результатов. В противном  случае нельзя исключить  новые социально-политические потрясения, откаты назад.

Список  использованных источников

1. Ожегов, С.И. Толковый словарь  русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов, М.Ю. Шведов. -М.: 2004.-910 с.

2. Соловьёв, А.И. Политология:  Политическая теория, политические технологии / А.И. Соловьёв.-М.: Аспект Пресс, 2004.-559 с.

3. Брилка, И. Некоторые особенности  функционирования  политической элиты  / И. Брилка // Государственная  служба. - 2007. - № 2.-С. 74 - 76

4. Пакульски,  Я. Циркуляция  политических элит: от лис к львам  / Я. Пакульски,  Я. Василевски // Полис. - 2008. - № 6.-С. 23 - 36

5. Риденер,  Л.Р. Теория элит  и их циркуляция / Лари Р. Риденер  // Социс. - 2003. - № 11.-С. 92 - 99

6. Моска,  Г. Правящий класс  / Г. Моска // Социс. - 1994. - № 12.-С. 15 - 23

7. Горелов,  А.А. Политология  в вопросах и  ответах / А.А. Горелов.-М.: Эксмо, 2009.-256 с.

8. Ашин, Г.К. Основы политической  элитологии: Учебное  пособие / Г.К. Ашин, А.В. Понеделков, В.Г.  Игнатов.-М.: «Изд-во  ПРИОР», 1999.-304 с.

9. Плосконосова, В.П. Структурирование  и типологизация  правящих элит / В.П.  Плосконосова // Закон  и право. - 2006. - №  3.-С. 57 - 62 
 

Властные отношения  предполагают наличие двух сторон: управляющих и управляемых. Взаимоотношения  между ними характеризуются асимметричностью: количественно немногочисленная управляющая  группа оказывает существенное влияние  на образ жизни значительных по численности  рядовых граждан. Это управляющее  меньшинство именуется "элита". 
     Термин "элита" (от франц. elite - лучший, отборный) вошел в научный обиход на рубеже XIX-XX вв. В широком социологическом контексте им обозначается высший, относительно замкнутый слой общества, контролирующий его основные экономические, политические и культурные ресурсы
     При рассмотрении элиты применительно к сфере политики ученые оперируют двумя близкими, но не идентичными терминами: "политическая элита" и "властвующая элита". Наиболее емким является понятие "властвующая элита": это все группы, которые могут и реально оказывают влияние на власть.

  • Властвующая элита складывается из следующих элементов:
    1. Экономическая элита - группа людей, контролирующая основные экономические ресурсы общества: крупные собственники, владельцы и ведущие менеджеры финансово-промышленных корпораций и т.д. Они выступают наиболее ощутимой группой давления на власть, используя для этого как непосредственные контакты с политиками, так подконтрольные себе СМИ и деньги, направленные на финансирование партий и избирательных кампаний.
    2. Военная элита - генералитет и высшее офицерство. Влияние на власть определяется концентрацией в ее руках значительного количества средств уничтожения и людей, готовых по первому приказу их использовать, а также степенью милитаризма самого общества.
    3. Бюрократическая элита - чиновники государственного аппарата. Их роль и влияние обусловливаются участием в процессе подготовки и реализации важнейших политических решений.
    4. Идеологическая элита - выдающиеся деятели культуры, науки, представители масс-медиа, формирующие идеологию общества и сознание масс.
    5. Собственно политическая элита включает в себя руководителей государства, членов правительства, депутатов законодательного органа, т.е. тех, кто непосредственно принимает политические решения на государственном уровне. В более широких трактовках к ней относят и политические фигуры среднего звена, значимые для региональной политики.

Исходя из трактовки  политической элиты как одного из элементов властвующей элиты, ей можно дать следующее определение: это определенная группа общества, которая концентрирует в своих руках государственную власть и отвечает за выработку стратегии развития всей системы
     Сущность элиты вызывает значительные споры среди ученых. Первые трактовки были даны еще в древности. Конфуций, Платон, Аристотель заложили основы ценностного подхода к пониманию элиты. Согласно этой версии, элита представляет собой лучших из лучших, это те, кто обладает такими добродетелями, как мудрость и справедливость. Значительное влияние на формирование элитарных теорий оказали идеи Н. Макиавелли и Ф. Ницше. Но современное понимание проблемы складывается в конце XIX-начале XX вв. Возникновение элитарных концепций стало своеобразной реакцией на теории демократии и на марксистское учение о роли народных масс в истории. В первых элитарных теориях содержалась критика демократии. Показательной в этом плане является оценка демократии со стороны русского философа и историка Л.П. Карсавина. Он отмечал, что демократическое государство анархично: совершенно не управляет страной "народ" (демос), почти не управляет парламент, немного управляет кабинет министров, а более всего - бюрократия, единственный постоянный элемент власти. 
     Ныне большинство политологов пытаются найти компромисс между элитизмом и принципами
демократии, разрабатывая концепции демократического элитизма.

  • Элитарный подход к рассмотрению общества был обоснован усилиями:
    • Гаэтано Моска,
    • Вильфредо Парето,
    • Роберта Михельса.

Г. Моска вводит сначала понятие "политического класса", а затем более широкое - "правящего класса" для определения той группы людей, которая, обладая определенными качествами и ресурсами - высокое положение в обществе, военная сила, священный сан, богатство, происхождение (преимущество рождения, семейные связи), знания и опыт управления, монополизирует власть в своих руках. Наличие такого класса, по мнению Моска, - это закон: "общество всегда управляется меньшинством"; "даже когда происходит смена власти, она передается из рук одного меньшинства в руки другого меньшинства". Правящий класс подвержен изменениям в силу присущих ему двух тенденций: аристократической и демократической. Первая тенденция обнаруживается в стремлении элиты "закрыться" от остальной части общества, передать свои привилегии по наследству. Следствием этой тенденции становится вырождение элиты и общественный застой. Демократическая тенденция проявляется в обновлении правящего класса за счет активных представителей нижних слоев. По мнению ученого, сочетание двух тенденций позволяет обществу сохранить стабильность в управлении и его качественное обновление. 
 
     В. Парето ввел в научный оборот термин "элита". В "Трактате по общей социологии" он определил ее как группу лиц, обладающих высшими показателями в своей области деятельности. Выдвижению людей в элиту способствует наличие у них специфических психологических качеств, например инстинкта комбинаций, умения предвидеть и выражать скрытые влечения масс. По мнению Парето, в обществе, наряду с элитой, всегда существует "контрэлита" (потенциальная элита) - лица, которые по своим психологическим качествам могли бы войти в элиту, но не вошли в нее в силу своего социального положения. Самый нижний слой общества составляет неэлита - те, кто не располагает ни субъективными, ни объективными возможностями войти в элиту. Сама элита не является неизменной, а находится в непрерывной трансформации. Когда контрэлита достигает определенных показателей в своем развитии, она занимает место правящей элиты, а бывшая правящая элита, потеряв свои лучшие качества, переходит в неэлиту. Известен тезис В. Парето, что история - "это кладбище аристократий". Подобный круговорот элит исследователь описал как "закон циркуляции элит". Смена элит позволяет сохранить социальное равновесие, так как обеспечивает приход к власти элит, обладающих качествами, востребованными общественной ситуацией. Обновление может осуществляться в двух формах: поступательной (выборы и
кооптация в свои ряды представителей контрэлиты) и обвальной. Последний вариант - это революции и перевороты.

  • В зависимости от методов властвования В. Парето выделил два типа элит:
    • элита лисиц, в которой преобладает "инстинкт комбинаций": способность лавировать, убеждать, обманывать. Приход этой элиты в систему управления воплощает общественную тенденцию к изменению;
    • элита львов. Для этого типа элиты характерна ставка на силовые методы воздействия и неспособность к заключению компромиссов. Львы выражают консерватизм, тенденцию к постоянству форм организации общественной жизни.

Р. Михельс в своем труде "Социология политических партий в условиях демократии", исследовав социальные механизмы, порождающие элитарность общества, сделал вывод, что причины кроются не в качествах людей, а в сущности самой организации: любая организованная система требует выделения руководящего аппарата и неизбежно воспроизводит олигархию. Выделение элитарных групп в современном обществе, где значительную роль играют партии, он назвал "железным законом олигархизации". Сама элита, в понимании Михельса, - это активное меньшинство - стремится выйти из-под контроля граждан и подчиняет политику собственным интересам. Исследователь делает вывод, что демократия вряд ли осуществима, так как неизбежно превращается в олигархию. 
     Работы Г. Моска и Р. Михельса составили основу макиавеллистского подхода к анализу элиты. Для этого подхода характерно рассмотрение элиты как правящего класса безотносительно к моральным или иным качествам людей, входящих в ее состав. Основной акцент делается на роль элиты в обществе, на параметры групповой сплоченности (в частности, исследуется роль элитарного самосознания и соблюдения установленных "правил игры"), на механизмы функционирования (смена элиты, внитриэлитарная борьба).

  • Для этой школы элитологии характерно также:
    • признание неизбежности элитарности любого общества;
    • рассмотрение элиты как группы лиц, обладающих определенными ресурсами и получающих материальные и нематериальные ценности в максимальном размере. Так, в трактовке американского политолога Г. Лассуэлла, элита - это те, кто получает большее из того, что стоит получать.

В противоположность  макиавеллистской традиции в ХХ в. выявились  и другие теоретические подходы  к пониманию элиты (Аним. 1). 
     Сторонники ценностного подхода развивают идею В. Парето о том, что элиту составляют люди, обладающие особыми качествами. Элита трактуется как слой общества, сплоченный на основе заботы об общем благе. В элиту входят выдающиеся личности, доказавшие свое умение ставить общественное выше личного, обладающие особыми моральными и интеллектуальными качествами. Так, например, известный испанский философ Х. Ортега-и-Гассет главным качеством элиты считал наивысшее чувство ответственности, а французский социолог О. Конт - рациональность. Элита строится не на принципе "голубой крови", а по принципу результативности и выдвигается самим обществом, которое занято постоянным совершенствованием своих руководителей. Ценностного подхода придерживался и русский политический мыслитель И. Ильин. По его мнению, государственная власть должна осуществляться лучшими людьми, удовлетворяющими этическому и политическому цензу. Только духовно зрячий человек, писал Ильин, имеет основание и право принять на себя властное руководство общественной жизнью. 
     Но большинство современных политологов отдают предпочтение структурно-функциональному подходу в объяснении феномена политической элиты. С этой точки зрения, элита располагается на вершине общественной пирамиды в силу важности функций управления. При этом признается, что фактор компетентности и профессионализма людей, принимающих политические решения, имеет серьезные последствия для общества. Применительно к современному обществу ставится вопрос о необходимости предоставить право решения экономических и социальных проблем элите экспертов. Политическая власть, таким образом, трансформируется в экспертократию
     Либеральный подход к рассмотрению связи политической элиты с рядовыми гражданами представлен в различных теориях демократического элитизма. Сущность этого подхода выражена в формуле: "Элита должна править, чтобы власть народа выжила". Демократия понимается как правление элит, которое одобряется народом. Основы подобного понимания демократии были заложены М. Вебером еще в начале ХХ в. Элита, согласно его трактовке, - это слой профессиональных политиков, облеченных доверием народа. Элита через систему выборов зависит от населения, а потому стремится завоевать симпатии тех, кем руководит. Немецкий политолог ограничил формы политического участия масс лишь выборами, так как не верил в возможность существования мудрого народа. Идеи Вебера получили дальнейшее развитие в теориях элитарной демократии Й. Шумпетера, С. Липсета, Р. Даля, Дж. Сартори. В работах двух последних американских политологов была разработана теория
полиархической демократии. Так, в понимании Дж. Сартори, демократия представляет собой, во-первых, селективную полиархию (принцип селективности предполагает отбор посредством выборов среди конкурирующих меньшинств); во-вторых, полиархию "по основанию достоинств"1.

  • Во второй половине ХХ в. к дискуссиям о сущности элит добавились дискуссии об их составе. Выделились два подхода:
    1. Концепция плюрализма элит содержит следующие положения (Аним. 2):
      • элита неоднородна, а состоит из нескольких элитарных групп. Влияние каждой из них ограничивается четко определенной областью деятельности. Плюрализм элит определяется многообразием социальных групп: экономических, профессиональных, религиозных, демографических;
      • общество представлено множеством групп интересов политики, каждая из которых выделяет собственную элиту и контролирует ее;
      • деление на элиту и массу носит условный характер. Элиты "открыты" для включения в свои ряды наиболее активных, способных и результативных представителей масс;
      • конкуренция между элитами предотвращает монополизацию власти со стороны одной из них;
      • политическая власть рассредоточена между всеми конкурирующими группами.
    2. Критическая (леволиберальная) концепция элит связана с именем американского политолога Чарлза Райта Миллса (Аним. 3). Оппонируя сторонникам плюралистического подхода, он в качестве основной идеи выдвинул тезис об однородности (гомогенности) элиты. Элита - это слой людей, занимающих стратегические командные посты, состоящий из политиков, представителей бизнеса и военных. Совпадение основных интересов позволяет им принимать общие решения, имеющие последствия для народа. Гомогенность элиты определяется близостью биографий, общностью стиля жизни, разделяемой системой ценностей. Миллс обратил внимание на такие средства консолидации элиты, как брачные узы; образование, которое представители элитарных кругов получают в одних и тех же престижных частных школах, а затем и университетах; дружеские связи; членство в аристократических клубах. Важнейшие решения, по мнению ученого, принимаются главным образом в рамках неофициального общения. Политолог сделал вывод о невозможности открытых элит: рекрутирование в элиту осуществляется из собственной среды. Доступ же в нее для представителей неэлитарных слоев затруднен множеством социальных барьеров. Миллс отверг тезис сторонников плюралистической теории о рассредоточении власти между группами. В отличие от них он считал, что тенденцией современного общества является концентрация власти в руках единой элиты. Рассматривая общество в вертикальном разрезе, политолог выделил элиту как вершину пирамиды власти. На среднем уровне находятся группы давления на правительство, о которых рассуждают сторонники плюралистических теорий. В основании пирамиды расположена неорганизованная масса рядовых граждан, которые лишь подчиняются воле других и практически не оказывают влияния на элиту.

Информация о работе Политическая элита России