Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 13:06, контрольная работа
ЦЦелью работы является анализ российской политической элиты и оценка ее роли в демократическом обновлении российского общества.
Для достижения поставленных целей необходимо решить ряд задач:
1. Раскрыть понятие и сущность политической элиты, сформулировать ее основные функции;
2. Рассмотреть особенности политической элиты в России;
3. Отследить роль политической элиты в демократическом обновлении российского общества.
Введение
1. Понятие, характерные черты и функции политической элиты
2. Особенности политической элиты в России
3. Роль политической элиты в демократическом обновлении общества России
Заключение
Список литературы
Конечно, о качестве элиты проще всего судить по результатам её управленческой деятельности. Но для достаточно полной оценки качества элиты важны и субъективные критерии -- её нравственный, культурный, образовательный уровень, её квалификация, а также такой существеннейший критерий, как отношение к ней населения. Тогда мы получим и ответ на вопрос о том, насколько легитимно правление этой элиты. С этой точки зрения качество отечественной элиты весьма невысоко. О низком рейтинге политической элиты России свидетельствуют проводимые в последние годы опросы общественного мнения. Известно, что на общественное мнение оказывают влияние средства массовой информации, журналисты, публицисты, политические обозреватели, наконец, профессиональные политологи, не говоря уже о политических деятелях.
Резюмируя сказанное, подчеркнём, что в современном обществе демократическая элита, включающая в свой состав различные субэлиты, не может быть закрытой аристократической кастой и тем более кликой. Она должна быть открытой, мобильной, постоянно обновляющейся. В противном случае её ждут разложение, упадок и вырождение как следствие бюрократизма, коррупции и других гибельных для элиты явлений.
Новая элита должна быть заинтересована в стабильности общества и его поступательном развитии, она должна преодолеть зародившийся ещё в индустриальную эпоху «технократический комплекс» веры в непогрешимость собственного знания, пренебрежительного отношения к ценностям национальной культуры, якобы полностью закрытой для модернизации. Только такая элита будет добиваться взаимопонимания политических сил, гражданского мира, развития местного самоуправления, постоянно стремиться к достижению новых практических результатов. В противном случае нельзя исключить новые социально-политические потрясения, откаты назад.
Список использованных источников
1. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов, М.Ю. Шведов. -М.: 2004.-910 с.
2. Соловьёв, А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии / А.И. Соловьёв.-М.: Аспект Пресс, 2004.-559 с.
3. Брилка, И. Некоторые особенности функционирования политической элиты / И. Брилка // Государственная служба. - 2007. - № 2.-С. 74 - 76
4. Пакульски, Я. Циркуляция политических элит: от лис к львам / Я. Пакульски, Я. Василевски // Полис. - 2008. - № 6.-С. 23 - 36
5. Риденер, Л.Р. Теория элит и их циркуляция / Лари Р. Риденер // Социс. - 2003. - № 11.-С. 92 - 99
6. Моска, Г. Правящий класс / Г. Моска // Социс. - 1994. - № 12.-С. 15 - 23
7. Горелов, А.А. Политология в вопросах и ответах / А.А. Горелов.-М.: Эксмо, 2009.-256 с.
8. Ашин, Г.К. Основы политической элитологии: Учебное пособие / Г.К. Ашин, А.В. Понеделков, В.Г. Игнатов.-М.: «Изд-во ПРИОР», 1999.-304 с.
9. Плосконосова,
В.П. Структурирование
и типологизация
правящих элит / В.П.
Плосконосова // Закон
и право. - 2006. - №
3.-С. 57 - 62
Властные отношения
предполагают наличие двух сторон:
управляющих и управляемых. Взаимоотношения
между ними характеризуются
Термин "элита" (от франц.
elite - лучший, отборный) вошел в научный
обиход на рубеже XIX-XX вв. В широком социологическом
контексте им обозначается высший,
относительно замкнутый
слой общества, контролирующий
его основные экономические,
политические и культурные
ресурсы.
При рассмотрении элиты применительно
к сфере политики ученые оперируют двумя
близкими, но не идентичными терминами:
"политическая элита" и "властвующая
элита". Наиболее емким является понятие
"властвующая элита":
это все группы, которые
могут и реально оказывают
влияние на власть.
Исходя из трактовки
политической элиты как одного из
элементов властвующей элиты, ей
можно дать следующее определение:
это определенная группа
общества, которая концентрирует
в своих руках государственную
власть и отвечает за
выработку стратегии
развития всей системы.
Сущность элиты вызывает значительные
споры среди ученых. Первые трактовки
были даны еще в древности. Конфуций, Платон,
Аристотель заложили основы ценностного
подхода к пониманию элиты. Согласно этой
версии, элита представляет собой лучших
из лучших, это те, кто обладает такими
добродетелями, как мудрость и справедливость.
Значительное влияние на формирование
элитарных теорий оказали идеи Н. Макиавелли
и Ф. Ницше. Но современное понимание проблемы
складывается в конце XIX-начале XX вв. Возникновение
элитарных концепций стало своеобразной
реакцией на теории демократии и на марксистское
учение о роли народных масс в истории.
В первых элитарных теориях содержалась
критика демократии. Показательной в этом
плане является оценка демократии со стороны
русского философа и историка Л.П. Карсавина.
Он отмечал, что демократическое государство
анархично: совершенно не управляет страной
"народ" (демос), почти не управляет
парламент, немного управляет кабинет
министров, а более всего - бюрократия,
единственный постоянный элемент власти.
Ныне большинство политологов пытаются
найти компромисс между элитизмом и принципами демократии,
разрабатывая концепции демократического
элитизма.
Г.
Моска вводит сначала понятие "политического
класса", а затем более широкое - "правящего
класса" для определения той группы
людей, которая, обладая определенными
качествами и ресурсами - высокое положение
в обществе, военная сила, священный сан,
богатство, происхождение (преимущество
рождения, семейные связи), знания и опыт
управления, монополизирует власть в своих
руках. Наличие такого класса, по мнению
Моска, - это закон: "общество всегда
управляется меньшинством"; "даже
когда происходит смена власти, она передается
из рук одного меньшинства в руки другого
меньшинства". Правящий класс подвержен
изменениям в силу присущих ему двух тенденций:
аристократической и демократической.
Первая тенденция обнаруживается в стремлении
элиты "закрыться" от остальной части
общества, передать свои привилегии по
наследству. Следствием этой тенденции
становится вырождение элиты и общественный
застой. Демократическая тенденция проявляется
в обновлении правящего класса за счет
активных представителей нижних слоев.
По мнению ученого, сочетание двух тенденций
позволяет обществу сохранить стабильность
в управлении и его качественное обновление.
В. Парето ввел в научный оборот термин
"элита". В "Трактате по общей социологии"
он определил ее как группу лиц, обладающих
высшими показателями в своей области
деятельности. Выдвижению людей в элиту
способствует наличие у них специфических
психологических качеств, например инстинкта
комбинаций, умения предвидеть и выражать
скрытые влечения масс. По мнению Парето,
в обществе, наряду с элитой, всегда существует
"контрэлита" (потенциальная элита)
- лица, которые по своим психологическим
качествам могли бы войти в элиту, но не
вошли в нее в силу своего социального
положения. Самый нижний слой общества
составляет неэлита - те, кто не располагает
ни субъективными, ни объективными возможностями
войти в элиту. Сама элита не является
неизменной, а находится в непрерывной
трансформации. Когда контрэлита достигает
определенных показателей в своем развитии,
она занимает место правящей элиты, а бывшая
правящая элита, потеряв свои лучшие качества,
переходит в неэлиту. Известен тезис В.
Парето, что история - "это кладбище
аристократий". Подобный круговорот
элит исследователь описал как "закон
циркуляции элит". Смена элит позволяет
сохранить социальное равновесие, так
как обеспечивает приход к власти элит,
обладающих качествами, востребованными
общественной ситуацией. Обновление может
осуществляться в двух формах: поступательной
(выборы и кооптация в свои ряды представителей
контрэлиты) и обвальной. Последний вариант
- это революции и перевороты.
Р.
Михельс в своем труде "Социология
политических партий в условиях демократии",
исследовав социальные механизмы, порождающие
элитарность общества, сделал вывод, что
причины кроются не в качествах людей,
а в сущности самой организации: любая
организованная система требует выделения
руководящего аппарата и неизбежно воспроизводит
олигархию. Выделение элитарных групп
в современном обществе, где значительную
роль играют партии, он назвал "железным
законом олигархизации". Сама элита,
в понимании Михельса, - это активное меньшинство
- стремится выйти из-под контроля граждан
и подчиняет политику собственным интересам.
Исследователь делает вывод, что демократия
вряд ли осуществима, так как неизбежно
превращается в олигархию.
Работы Г. Моска и Р. Михельса составили
основу макиавеллистского подхода
к анализу элиты. Для этого подхода характерно
рассмотрение элиты как правящего класса
безотносительно к моральным или иным
качествам людей, входящих в ее состав.
Основной акцент делается на роль элиты
в обществе, на параметры групповой сплоченности
(в частности, исследуется роль элитарного
самосознания и соблюдения установленных
"правил игры"), на механизмы функционирования
(смена элиты, внитриэлитарная борьба).
В противоположность
макиавеллистской традиции в ХХ в. выявились
и другие теоретические подходы
к пониманию элиты (Аним.
1).
Сторонники ценностного подхода развивают
идею В. Парето о том, что элиту составляют
люди, обладающие особыми качествами.
Элита трактуется как слой общества, сплоченный
на основе заботы об общем благе. В элиту
входят выдающиеся личности, доказавшие
свое умение ставить общественное выше
личного, обладающие особыми моральными
и интеллектуальными качествами. Так,
например, известный испанский философ
Х. Ортега-и-Гассет главным качеством элиты
считал наивысшее чувство ответственности,
а французский социолог О. Конт - рациональность.
Элита строится не на принципе "голубой
крови", а по принципу результативности
и выдвигается самим обществом, которое
занято постоянным совершенствованием
своих руководителей. Ценностного подхода
придерживался и русский политический
мыслитель И. Ильин. По его мнению, государственная
власть должна осуществляться лучшими
людьми, удовлетворяющими этическому
и политическому цензу. Только духовно
зрячий человек, писал Ильин, имеет основание
и право принять на себя властное руководство
общественной жизнью.
Но большинство современных политологов
отдают предпочтение структурно-функциональному
подходу в объяснении феномена политической
элиты. С этой точки зрения, элита располагается
на вершине общественной пирамиды в силу
важности функций управления. При этом
признается, что фактор компетентности
и профессионализма людей, принимающих
политические решения, имеет серьезные
последствия для общества. Применительно
к современному обществу ставится вопрос
о необходимости предоставить право решения
экономических и социальных проблем элите
экспертов. Политическая власть, таким
образом, трансформируется в экспертократию.
Либеральный подход к рассмотрению связи
политической элиты с рядовыми гражданами
представлен в различных теориях демократического
элитизма. Сущность этого подхода выражена
в формуле: "Элита должна править, чтобы
власть народа выжила". Демократия понимается
как правление элит, которое одобряется
народом. Основы подобного понимания демократии
были заложены М. Вебером еще в начале
ХХ в. Элита, согласно его трактовке, - это
слой профессиональных политиков, облеченных
доверием народа. Элита через систему
выборов зависит от населения, а потому
стремится завоевать симпатии тех, кем
руководит. Немецкий политолог ограничил
формы политического участия масс лишь
выборами, так как не верил в возможность
существования мудрого народа. Идеи Вебера
получили дальнейшее развитие в теориях
элитарной демократии Й. Шумпетера, С.
Липсета, Р. Даля, Дж. Сартори. В работах
двух последних американских политологов
была разработана теория полиархической демократии. Так, в понимании
Дж. Сартори, демократия представляет
собой, во-первых, селективную полиархию
(принцип селективности предполагает
отбор посредством выборов среди конкурирующих
меньшинств); во-вторых, полиархию "по
основанию достоинств"1.