Политическая элита России

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 13:06, контрольная работа

Описание работы

ЦЦелью работы является анализ российской политической элиты и оценка ее роли в демократическом обновлении российского общества.
Для достижения поставленных целей необходимо решить ряд задач:
1. Раскрыть понятие и сущность политической элиты, сформулировать ее основные функции;
2. Рассмотреть особенности политической элиты в России;
3. Отследить роль политической элиты в демократическом обновлении российского общества.

Содержание

Введение
1. Понятие, характерные черты и функции политической элиты
2. Особенности политической элиты в России
3. Роль политической элиты в демократическом обновлении общества России
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Особенности политической элиты России.docx

— 96.66 Кб (Скачать)

Политическая  элита - это лишь определённая часть более широких  элитарных слоёв  общества в целом, в которые входят наиболее видные и  авторитетные представители  экономических кругов, гуманитарной и технической  интеллигенции, других профессиональных образований. Большинство учёных сходится на том, что  те немногие люди, которые  принадлежат к  политически властвующему кругу, не являются типичными  представителями  общества, формируясь по преимуществу из представителей высших социально-экономических  слоёв. Практика не подтвердила  тезис о том, что  деятельность элит непосредственно  определяется интересами населения. Эти круги  вообще слабо подвержены влиянию со стороны  основной части населения, строя свою деятельность согласно правилам и  нормам по преимуществу внутриэлитарного характера. Поэтому государственную  политику образуют скорее не требования масс, а интересы господствующих элитарных слоёв (впрочем, не отрывающиеся абсолютно  от потребностей широких  социальных слоёв). Перемены в политическом курсе  в основном осуществляются изнутри этой управляющей  подсистемы общества. Таким образом, в  любом обществе могут  складываться серьёзные  противоречия между  составом и интересами элитарных и неэлитарных  групп.

Пополнение  или изменение  состава политической элиты зависит  не только от позиции  населения или  конкретной ситуации, при которой представители  широких социальных слоёв начинают принимать  определённое участие  в принятии решений, но в значительной степени и от позиции  самих элитарных  группировок. В этом смысле элита является скорее саморегулирую-щейся  общностью, которая  избирательно допускает  в свою среду представи-телей  массы. Представители  как правящих, так  и оппозиционных  элит, как правило, едины в своих  представлениях относительно властных предпочтений. И их скорее объединяют, чем разъединяют  основополагающие подходы  к действительности и социально-экономическим  ценностям. В то же время расхождения  корпоративных интересов  и амбиции отдельных  лиц неизбежно  порождают внутригрупповую  конкуренцию, от степени  и форм проявления которой непосредственно  зависит стабильность политических отношений  в обществе. Поэтому  стабильность политических порядков обусловливается  постепенностью внутриэлитарных  изменений и установлением  сбалансированных внутригрупповых  отношений [8].

Учитывая  сказанное, политическую элиту можно определить как группу лиц, подготовленных для выражения  социальных интересов  той или иной общности, приспособленных  для продуцирования определённых политических ценностей и целей  и контролирующих процесс принятия решений. В этом смысле политическая элита  представляет собой  результат институциализации  политического влияния  различных социальных групп, структурирующей  всю политическую жизнь общества по вертикали.

2.2 Основные функции  политической элиты

В полном соответствии с занимаемым ею местом в общественной жизни политическая элита выполняет  ряд важнейших  задач и функций.

Прежде  всего к её социальным задачам относятся  принятие и контроль за реализацией решений, раскрывающие её центральную  роль в управлении государством и обществом. В число основных функций включает-ся также формирование и представление (презентация) групповых интересов  различных слоёв  населения. Следует  указать и на необходимость  продуцирования элитой разнообразных политических ценностей, способ-ных  превращать население  в активных участников перераспределительных процессов в сфере власти. Формируя различные идеологии, мифы или социальные проекты, политическая элита пытается мобилизовать граждан, взять под контроль их энергию для решения необходимых общественных задач. Как свидетельствует опыт, без активного обновления элитами этих средств своего духовного господства руководящие идеи обращаются в догмы, а политическая власть начинает испытывать стагнацию.

Главным условием эффективного осуществления политической элитой её главных  функций является обладание ею всеми  возможными в конкретном обществе способами  управления и власти. В этом отношении  особое значение имеют  её способность и  умение использовать принудительные методы, оперативно, в зависимости  от меняющейся обстановки, переходить к применению силовых ресурсов.

Показателем безусловной крепости положения политической элиты служит и  её способность к  манипулированию  общественным мнением, такому использованию  идеологических и  иных духовных инструментов, которые могут  обеспечить требуемый  уровень легитимности власти, вызвать расположение и поддержку ей со стороны общественного  мнения.

В то же время опыт продемонстрировал  и ряд факторов, препятствующих укреплению положения элитарных  группировок во власти. Так, существенно  подрывает позиции  политических элит нарастание информационной открытости в работе институтов власти и управления, критика общественностью  всяческих злоупотреблений  должностных лиц. К таким же ограничителям  можно отнести  и растущую способность  общества к контролю за деятельностью  власть предержащих, неразрывно связанную  с целенаправленной деятельностью общественных объединений и  СМИ, активизацией контрэлит. Снижает возможности  волюнтаризма в управлении государством и дифференциация элит, ведущая к  росту внутриэлитной  конкуренции, а равно  и профессионализация аппарата управления государством (партией).

Благодаря своим функциям, политическая элита является ведущим  звеном, направляющим развитие общества. Все попытки принизить  её статус и возможности  и даже, как это  нередко случалось  в российской истории, уничтожить, принизить  её общественный авторитет  в конечном счёте  наносят ущерб  самому обществу. Накопленный  обществом опыт убеждает в том, что элитарные  механизмы скорее всего навсегда останутся  в структуре общества, сохранив свою лидирующую роль. С течением времени, очевидно, будет  меняться лишь степень  и характер их соотношения  с механизмами  самоорга-низации  общественной жизни. В то же время наиболее продуктивное поведение  элитарных слоев, включение их в  процесс демократизации общества возможно только при условии снятия всех искусственных  границ на пути обновления её рядов, предотвращения её загнивания вследствие олигархиизации и  закостенелости.

2.3 Структура политической  элиты

Строение  элитарного слоя, осуществляющего  в государстве  и обществе функции  власти и управления, чрезвычайно сложно. Для понимания  механизма формирования государственной  политики уже недостаточно использовать только категории элиты  и контрэлиты. Многие учёные указывают  на наличие в правящих кругах общества экономических, административных, военных, интеллектуальных (научных, технических, идеологических), политических сегментов. Каждый из них выстраивает  собственные отношения  с массами, определяет место и роль в  принятии решений, степень  и характер влияния  на власть [9].

Известный польский политолог  В. Милановски предложил  рассматривать структуру  элитарных кругов в зависимости  от выполнения их внутренними  группировками своеобразных функций в сфере  политического управления обществом. Так, прежде всего следует  учитывать особое место «селектората», включающего в  себя тех лиц, которые  потенциально готовы к выполнению профессиональных функций в политической сфере. В «селекто-рат» входят и те, кто  оказывает влияние  на выдвижение представителей населения, и те, кто  сам готовится  к исполнению этих ролей. Иными словами, «селекторат» -- это  широкий круг политических активистов, который  ещё не дифференцирован  на различные, более  специализированные сегменты.

Следующим элитарным образованием выступают «потенциальные элиты», представляющие собой разрозненные элитарные группировки, ещё только стремящиеся  к власти и соответственно проясняющие свои идеологические приоритеты и позиции, формирующие  в связи с этим «команды» отдельных  лидеров. В «потенциальных элитах» происходит относительное закрепление конкретных лиц на функциональных позициях (лидер, идеолог, аналитик, член штаба и т.п.), оформляются инструменты и механизмы межэлитарной конкуренции, налаживаются первичные отношения между сторонниками различных (в том числе союзных) направлений.

После выборов судьбы элитарных  группировок принципиально  расходятся. Те из них, которые проиграли  выборы, но при этом остались в поле публичной  политики, составляют «самодеятельные  элиты». Авторитетные в обществе представители  этих кругов могут  лишь косвенно влиять на принимаемые в  государстве политические решения. В свою очередь, в этом сегменте формируются  два основных элитарных  образования: оппозиция  и сторонники проправительственных сил. Тех и других объединяет стремление укрепить свои позиции  во власти, сформировать механизмы постоянного  влияния на её институты, осуществить целенаправленное воздействие на общественное мнение. Однако оппозиция  нередко сопровождает свою деятельность попытками  поставить под  вопрос результаты выборов, посеять сомнения в правомерности  проводимого правительством курса, высказать  требования смены  власти до очередных  выборов, призвать население  к выражению политического  протеста.

Победившая  на выборах элита  приобретает статус «правящей политической элиты», которая непосредственно  осуществляет процесс  управления и руководства  обществом и государством. В силу сложности  данного, крайне многогранного  процесса и эта, важнейшая  в обществе, группировка  также разделяется  на ряд составляющих. В неё входят представители  центральной и  региональной властей, представители высшей (по характеру полномочий), средней и низшей (местной) элиты. Наряду с избираемыми  политиками непременным  участником этого  круга являются и  определенные слои государственной  бюрократии.

Тот факт, что в правящей политической элите  всегда действует  несколько функциональных группировок, позволяет  отдельным теоретикам уточнить характер её функционирования. Например, современные сторонники плюралистической концепции  считают, что в  правящей элите могут  складываться строго иерархизированные  отношения, когда  одна группа чётко  контролирует деятельность других, а могут  взаимодействовать  несколько слабо  связанных друг с  другом группировок (например, контролирующих законодательную  и исполнительную ветви власти и  имеющих при этом различные интересы и направления  деятельности). Такой  «фрагментарный элитизм», когда реальная власть становится доступной  не всем, неизбежно  провоцирует появление  «группы вето», от которой зависит  окончательное принятие решений. Например, Ш. Линдблом считал, что  такие группы оказывают  решающее влияние  на этот процесс за счёт своего контроля за капиталом, а С. Файнер в качестве фактора влияния  рассматривал ориентацию на поддержку профсоюзов и т.д.

Особым  структурным элементом  политической элиты  являются «элиты в  политике», которые  представляют собой  разновидность неизбираемой элиты, состоящей  из наиболее авторитетных представителей технической  и гуманитарной интеллигенции, которые за счёт своего авторитета помогают укреплению позиций  как правящих, так  и самодеятельных элит. Видные писатели, учёные, спортсмены, представители шоу-бизнеса  могут помочь не только выиграть выборы тем  или иным партиям, но и поддержать их политические требования в условиях кризисов или рутинного  течения политических процессов.

Но, пожалуй, самой мощной и одновременно таинственной элитарной группировкой в структуре политической элиты является «связанная группа», которая  представляет собой  неформальное объединение  политиков, оказывающее  решающее влияние  на принятие решений. Это анонимное  сообщество может  включать и чиновников, и даже лиц, не обладающих никаким формальным статусом в системе  власти. Однако ядро данной группы практически  всегда составляют обладатели высших властных полномочий в государстве. Они-то и предопределяют те решения, которые  впоследствии могут  оформлять коллективные органы (правительство  или парламент), изменять политику страны, существенно  влиять на международные  процессы. Иначе говоря, данная группировка  действует в рамках полутеневого и теневого правления, зачастую перехватывая функции  официальных органов  власти.

Заключение

Во  Всеобщей декларации прав человека подчёркивается: «Все люди рождаются  свободными и равными  в своём достоинстве  и правах». Однако в последующем  оказывается, что  каждый человек наделён  способностями и  талантами, склонностями и влечениями в  самой разной степени. Как заметил один мудрец, «все люди рождаются равными и до самой смерти против этого борются». В результате такой конкуренции и своеобразного социального и психологического отбора в каждой крупной социальной и профессиональной группе происходит дифференциация людей по качеству и уровню выполняемых ими социальных и профессиональных ролей. Это было издавна замечено, и узкий слой людей, наиболее удачно, эффективно выполняющих функции в своём обществе и решающих профессиональные задачи, стали называть элитой этого сообщества.

Современная российская действительность заставляет обратиться к вопросу: являются ли многочисленные трудности  постсоветского периода -- беспрецедентный  спад экономики, приведший  к сокращению более  чем вдвое ВВП, внутриполитические и внешнеполитические провалы, неровный, «рваный» политический курс, деградация многих сфер духовной жизни -- результатом  действия объективных  причин, неотвратимых факторов переходного  периода, так сказать, платой за искупление тоталитарных грехов, или же это -- во многом результат действия субъективных факторов и, прежде всего, низкого  качества правящей элиты? И не прав ли был  У. Черчилль, который  однажды заметил, что русские удивительный народ: они сначала  создают себе огромные трудности, а потом  героически их преодолевают.

Информация о работе Политическая элита России