Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 10:09, реферат
Партийная система является составной частью системы политической, она вписана в нее своей «головной частью», которую составляют парламентские фракции партий, получивших доверие избирателей и парламентские мандаты. Партийная система испытывает сильное воздействие институтов политической системы и сама оказывает на них определенное влияние. Это воздействие и влияние зависит от типа партийной системы. Еще Абботт Лоуэлл в начале XX в. заметил, что, во-первых, партийные системы являются функциями обществ, их производящих, что бипартизм или мультипартизм формируется в стране на основе определенных традиций, черт национального характера, истор
Третье
лейбористское правительство
Но
высокие государственные
Тринадцатилетнее
правление консервативных правительств
У. Черчилля, Э. Идена, Г. Макмиллана и
А. Дуглас-Хьюма в 1951–1964 гг. проходило
на фоне успешной войны в Корее (1951–1952),
окончание которой совпало с
промышленным подъемом и позволило
перейти от политики жесткой экономии,
стоившей лейбористам власти, к консервативной
политике стимулирования бизнеса и
внешней торговли, снижения налогов,
безработицы и увеличения зарплат.
Критика консерваторами лейбористского
внутриполитического курса
Именно в этот период в британской внутренней и внешней политике, как и в партийно-политической системе, либерально-консервативный консенсус был окончательно заменен лейбористско-консервативным, заключавшимся в признании консерваторами важности развития социальной сферы общества и в принятии лейбористами линии на укрепление НАТО и противостояние СССР.
После довольно длительного правления консерваторов вновь наступила «эра лейбористов», которые, пройдя многолетнее «лечение оппозицией», выиграли выборы в 1964 г. Лейбористские правительства Гарольда Вильсона (дважды) и Дэвида Каллагэна почти непрерывно правили Британией в 1964–1979 гг. с перерывом, вызванным правлением правительства консерваторов Эдварда Хита в 1970–1974 гг.
Хотя
лидер лейбористов Г. Вильсон
был профессиональным экономистом,
имел опыт работы в государственном
аппарате и хорошо понимал необходимость
экономической модернизации страны,
его кабинету так и не удалось
справиться с огромным дефицитом
платежного баланса, а попытки удержать
фунт стерлингов от инфляции повышением
банковских ставок только затормозили
экономический рост и усилили
платежный дефицит. Другими словами,
Британия продолжала жить не по средствам,
отставая от других развитых стран. Для
решения финансово-
Именно
неспособность послевоенных правительств
решить финансово-экономические
Это было время формирования нового типа партии — универсальной партии, ориентированной не на конкретный класс, а на многие социальные группы, на большинство избирателей; партии, заинтересованной не в увеличении членства (хотя и это важно для развития ее структуры), а в росте электората, обеспечивающем победу на выборах. Поддержка частью рабочего класса политики «не своих» лейбористов, а консерваторов, как и переход электората, традиционно разделявшего консервативные ценности, на лейбористские позиции — это только часть универсализации партий, но и она хорошо показывает динамику этого процесса в Великобритании: если в 1950-х годах индекс классового голосования, вычисленный сложением разностей голосов, отданных за «свою» и «чужую» партию, для обеих партий доходил до 82, то к концу 1990-х годов он упал до 27.
Динамику
выборов в условиях бипартийных
систем вообще и британской партиомы
в частности удовлетворительно
объясняет так называемый «колокол
Даунса» — график электоральной
поддержки, который строится на основании
теории рационального выбора Энтони
Даунса и который получил название
«модель центростремительной
В
условиях существенного роста среднего
класса, заполнявшего в первую очередь
центристские политические позиции
и универсализации британских партий
в 1970–1990 гг., обратившихся ко всем слоям
общества, но в первую очередь именно
к среднему классу, колокол Даунса
постепенно становится одновершинным,
так как подавляющее
Последний период третьей партийной системы Великобритании, — и здесь вновь сработало правило маятника, — стал очередной «эрой лейборизма», которую открыла победа на парламентских выборах и формирование правительства лейбористов под руководством Тони Блэра в 1997 г.
Период правления Блэра прошел под знаком новой политической философии лейбористов — философии «третьего пути». В интерпретации самого лидера лейбористов «третий путь» современного, «нового» лейборизма вытекает из программы президента США 1990-х годов Билла Клинтона и его команды «новых демократов».
«Новые демократы» полагали, что государство может и должно быть одновременно и минималистским, то есть минимально вмешивающимся в развивающуюся по своим закономерностям рыночную экономику, и прогрессивным, то есть отвечающим не за прибыли ведущих корпораций, а обеспечивающим развитие всех слоев общества. При этом занятость обеспечивается так называемым «гибким рынком труда» и сбалансированным, а не раздутым за счет социальной сферы бюджетом.
Сбалансированность бюджета достигается такими мерами, как увязывание права на социальные субсидии с решением проблемы трудоустройства (другими словами, кто не собирается устраиваться на работу, тот не получает субсидии), как гарантии не столько стабильной занятости, сколько возможности переквалификации, и т. д. Как видим, своим подходом к решению социальных проблем «новые демократы» пытались найти равновесие, или, как они выражались, «третий путь», между государством благосостояния «новых левых» и минимальным государством «новых правых».
Риторику
«третьего пути» «новых демократов»
взял на вооружение лидер лейбористов
Блэр, который стал понимать под
«третьим путем» программу «нового
лейборизма», основывавшуюся на «старых»
лейбористских ценностях
Программа лейбористов конца XX–начала XXI в. сохраняет возможности активной государственной политики, но использует адресную методику ее применения или так называемую «страховочную сетку», когда государственные средства, предназначенные на социальные нужды, не распыляются и не разворовываются, а направляются точно по индивидуальному адресу и максимально эффективно используются. То же касается отношения государства к различным формам собственности. Государство сохраняет равновесие и не отдает предпочтение ни приватизации, ни национализации. Государственная собственность должна так же, как и частная, использоваться максимально эффективно, а частная, так же как и государственная, — приносить пользу обществу. Государство не должно забывать и о сохранении равновесия между различными социальными группами общества.
Вообще
«новые лейбористы» стараются уходить
от традиционных разделений на левых
и правых, на индивидуалистов и
коллективистов, на частное и общественное,
на «первый» и «второй» путь, а искать
равновесие, попытаться максимально
исчерпать возможности обоих
подходов. Это касается не только системы
социального обеспечения и
При
этом «новый левоцентризм», как иногда
называют свою систему ценностей
«новые лейбористы», не порывая со «старой»
лейбористской традицией, находит
новые точки соприкосновения
как с консервативной идеологией
«новых правых», так и с «новым»
британским либерализмом. Возможно, именно
такая широкая трактовка
Итак, с точки зрения партийной конкуренции третья британская партиома, как и предыдущие, функционирует в режиме маятника, образовав в своем развитии пять консервативно-лейбористских циклов, ознаменовавшихся сменой правящей партии, а именно:
1)
правление консервативного
2)
правление консерваторов в
3)
правление консерваторов в
4)
правление консерваторов в
5)
правление консерваторов в
Обратим внимание, что длительность правления лейбористов никогда не превышала шести лет и только в последнем цикле достигла 11 лет, что считается большим успехом Лейбористской партии. Ради этого Т. Блэр, потерявший популярность из-за участия Британии в иракской войне и операции НАТО в Афганистане, ушел в отставку и передал пост премьер-министра своему заместителю по партии Д. Брауну.
По
мнению некоторых политологов, в
настоящее время британская партиома
имеет тренд к трехпартийности
или системе «двух с половиной
партий», при этом под «половиной»
понимается Либерально-демократическая
партия. Однако большинство исследователей
продолжают считать британскую партийную
систему классически