Партийная система Великобритании

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 10:09, реферат

Описание работы

Партийная система является составной частью системы политической, она вписана в нее своей «головной частью», которую составляют парламентские фракции партий, получивших доверие избирателей и парламентские мандаты. Партийная система испытывает сильное воздействие институтов политической системы и сама оказывает на них определенное влияние. Это воздействие и влияние зависит от типа партийной системы. Еще Абботт Лоуэлл в начале XX в. заметил, что, во-первых, партийные системы являются функциями обществ, их производящих, что бипартизм или мультипартизм формируется в стране на основе определенных традиций, черт национального характера, истор

Работа содержит 1 файл

Введение.docx

— 60.72 Кб (Скачать)

В религиозной сфере государственное  положение Англиканской Церкви постоянно  плодило недовольных католиков (центром  которых оставалась Ирландия), пуритан  и вообще нетерпимых к господствующей Церкви и государству нонконформистов, становившихся социальной базой  для радикальных анархистских и  христианско-социалистических группировок. Наконец, четыре этноса, образовавших британскую нацию, выглядели единым народом только с внешней стороны, когда они представляли в мире единую Британскую империю. Во внутреннем плане этнические противоречия, накладывающиеся  на социальные, религиозные и политические, способствовали появлению националистических партий и фактически раскалывали  нацию (если вспомнить отделение  Ирландии) на составные части.

Таким образом, вторая партийная система, с одной стороны, выступала как  преемница первой, несла в себе ее характеристики, с другой — эта  партиома имела довольно четко выраженные собственные характерные черты. Она отличалась от первой и количественно, и качественно. В качественном отношении она характеризовалась сменой одной из ведущих партий, в количественном — появлением малых партий.

Если  взглянуть на британское общество того времени изнутри, с точки зрения партийной борьбы, то нельзя не согласиться  с современным британским автором  М. Пью, который период 1865–1885 гг. назвал «эрой гладстонианского либерализма», а период 1886–1905 гг. — «эпохой  консерватизма» [4]. Третий период второй партийной системы (1905–1923), по нашему мнению, следует назвать «эпохой подъема лейборизма».

Конечно, вначале основное противостояние во второй партийной системе разворачивалось  между только что сформированными  Либеральной и Консервативной партиями, но в конце, уже в XX в., молодая  Лейбористская партия активно и  достаточно эффективно включилась в  борьбу и вытеснила либералов  на периферию партийной системы, в число «третьих партий».

В 1860–1880 гг. в «эру гладстонианского либерализма» преимущество имели либералы, на руку которым играли расширение электората (за счет изменения избирательного закона в первой парламентской реформе) и рост жизненного уровня среднего и рабочего класса. Рабочее движение, не имея собственной партии, предпочитало ориентироваться на либералов, выступавших  за расширение избирательного корпуса, признание профсоюзов, прав и свобод человека, включая право на забастовки, создание профессиональных и политических организаций. Консерваторы, чувствуя, что теряют популярность у широких  слоев общества, также провозглашали  себя сторонниками реформ. Характерным  в этом отношении стало прохождение  через парламент второй избирательной  реформы. Идею реформы высказывал еще  премьер-министр либерального правительства  Пальмерстон, который скоропостижно  скончался в 1865 г. После него правительство  либералов возглавил лорд Рассел, а лидером палаты общин стал молодой  и энергичный Гладстон. Они и подготовили  законопроект реформы, но поставить  его на обсуждение не успели, уйдя в  отставку. Проект парламентской реформы  поставило на обсуждение правительство  консервативного меньшинства, возглавляемое  лордом Дерби и Дизраэли и провело  его почти без изменений. В 1885 г. либеральное правительство Гладстона  провело третью парламентскую реформу, значительно увеличившую ряды электората, но не давшую либералам решающего  превосходства: правительства либералов  и консерваторов продолжали сменяться  по закону маятника.

Кроме численного роста избирательного корпуса  факторами партийной борьбы и  победы на выборах выступали: отношения  партий с Англиканской Церковью и  имущими классами; отношения партий с нонконформистами, то есть представителями  протестантских деноминаций; отношения  партий с рабочим движением, а затем и с профсоюзами; отношения с нарождавшимся женским движением, выступавшим за равноправие женщин и предоставление им избирательного права; отношения с националистическими и сепаратистскими движениями.

В условиях действия этих факторов в 1868–1886 гг. явное преимущество имели либералы, а их лидер Гладстон трижды возглавлял правительство. Лишь в 1874–1880 гг. консерваторам  во главе с Дизраэли удалось победить на выборах, получив 356 мест в парламенте против 245 у либералов. Поражение  либералов явилось итогом слишком  быстрых и радикальных реформ в области образования и отделения  Церкви от государства, а также из-за поддержки Гладстоном требования самоуправления Ирландии, напугавших имущие слои, предпринимателей и церковную элиту.

В «консервативную эпоху» 1880–1900 гг. преимущество получила Консервативная партия. Правительство  Дизраэли, которое пришло к власти еще в «эпоху либерализма», в период довольно долгого правления (1874–1880) осуществило реформу жилищного  строительства, здравоохранения, образования, провело меры, направленные на повышение  качества продуктов питания и  совершенствование деятельности профсоюзов. Общий смысл реформ Дизраэли заключался в сплочении нации, повышении  жизненного уровня средних и нижних слоев, в убеждении правящего  класса «выполнить свой долг по отношению  к трудящимся». Во внешней политике Дизраэли продолжил линию на укрепление колониальной империи и «удачно» провел Берлинскую мирную конференцию, лишившую Россию почти всех завоеванных  территорий в русско-турецкой войне 1877 г. и передавшую Великобритании «ключ  к Средиземноморью» — остров Кипр.

Собственно, «эпоха консерватизма» наступила после  провала попытки Гладстона предоставить Гомруль (Home Rule), самоуправление, автономию  Ирландии в рамках Британской империи  в январе 1886 г. Политический расчет Гладстона становится понятен, если учесть, что ирландские националисты имели в то время в парламенте более 80 мест. Политический кризис, вызванный провалом вопроса о гомруле, расколол Либеральную партию на либералов-сторонников Гомруля и либерал-юнионистов — ярых противников самоуправления, в котором они усматривали попытку полного отделения Ирландии от империи. Консервативную партию, как это и всегда бывает в партийной борьбе, политический кризис заставил, наоборот, сплотиться. Кроме того, она получила политические дивиденды, объединив усилия с Либерально-юнианистской партией против Либеральной партии [2].

В Либеральной партии, даже после выхода из ее рядов юнионистов, всю «консервативную  эпоху» царили разброд и внутреннее противостояние, вызванные соперничеством Гладстона и молодого политика из Бирмингема Джозефа Чемберлена, не только сумевшего сплотить и организовать городскую организацию либералов, но и создавшего в масштабах всей страны Национальную либеральную ассоциацию — прообраз центрального органа партии, которую он использовал в своей партийной и политической борьбе.

Кризис  в партии, усиленный уходом Гладстона  из активной политики (1906), брожение в  интеллектуальных кругах либералов  привели к пониманию, что программа  классического, «старого» английского  либерализма, либерализма XIX в., базировавшаяся на таких постулатах, как свободная  торговля, парламентская реформа, борьба за права человека, оказалась в  основном выполнена либо не пользовалась больше популярностью у избирателей. Возникла необходимость в новой  либеральной идеологии, которая  смогла бы возродить к жизни Либеральную  партию.

Этим  занимались молодые либеральные  идеологи Д. А. Хобсон, Л. Т. Хобхаус, Г. Самуэль, которые сформулировали идеологию  «нового либерализма», либерализма XX в., испытывавшего влияние социалистической теории, идей рабочего движения о том, что если личность и целые социальные группы не могут удовлетворить элементарные материальные потребности, то для осуществления  свободы необходимо не только правовое, но и социальное равенство, для построения справедливого общества необходимо вмешательство государства в  социальные и экономические отношения. Эта система идей получила название «новый либерализм» и была взята  на вооружение Либеральной партией, сумевшей после 1905 г. преодолеть кризис и составить конкуренцию консерваторам.

Однако  продвижение новых идей наталкивалось  не только на растущее сопротивление  консервативного меньшинства палаты общин, но и на противодействие палаты лордов. После побед на выборах  в 1905–1916 гг. и формирования либеральных  правительств Г. Кэмпбелл-Баннермана, Г. Асквита, Д. Ллойд-Джорджа палата лордов либо отвергала программные  законопроекты либералов, либо поправками беспощадно выхолащивала их содержание. В 1909 г. лорды в ответ на планы  правительства о введении земельного налога даже отвергли бюджет. Тогда  либералы в 1911 г. провели закон о  реформе парламента, согласно которому палата лордов лишилась права участвовать  в выработке бюджетного законодательства, а палата общин получила возможность  преодолевать вето лордов, если спорный  билль три раза подряд получал  одобрение в нижней палате.

Мы  упоминали о влиянии идей социализма на либеральную идеологию. В начале XX в. английские социалисты решили соединить  социалистическую теорию и парламентскую  практику, создав в 1893 г. Независимую  лейбористскую партию (НЛП), которая  своим названием подчеркивала свою независимость от уже существовавших ведущих партий и свою решимость  вмешаться в парламентскую борьбу. В 1899 г. руководство НЛП и делегаты Британского конгресса тред-юнионов (БКТ) приняли решение создать Объединенную рабочую партию (ОРП), которая ведет свое начало с 1900 г. Название «Лейбористская партия» (ЛП или РП («Рабочая партия»), чтобы не путать лейбористов с либералами) она получила в 1906 г. Начиная с 1900 г. лейбористы принимают участие в парламентских выборах. Лейбористская партия не только привнесла в британское общество новую социалистическую идеологию, не только представляла собой новое качество организации — массовую партию, но и опиралась на «новое», четвертое сословие — рабочий класс и профсоюзы.

Лейбористская партия уже во второй партийной системе  постепенно, но последовательно начала реализовывать свой идеологический, организационный и электоральный  потенциал, постепенно увеличивая свое представительство в парламенте и вытесняя Либеральную и Консервативную партии.

Хотя  лейбористы в 1923 г. набрали всего 30% голосов и не одержали абсолютной победы, с учетом создавшейся сложной  экономической, социальной и политической ситуации в стране им было предоставлено  право формирования правительства. И хотя правительство меньшинства  Рамсея Макдональда вело очень осторожную и взвешенную политику, пригласив  на ключевые должности либералов  и консерваторов, не предпринимая попыток  установить государственный контроль над экономикой и увеличить налоги для решения социальных проблем  малообеспеченных британцев, оно продержалось всего девять месяцев. Тем не менее  был создан прецедент прихода  к власти социалистической партии путем  выборов. С этого прецедента ведет  свой отсчет третья партийная система  Великобритании.

Третья  партийная система: лейбористы против консерваторов

Несмотря  на проявленную осторожность и весьма короткий срок правления первого  лейбористского правительства, разочарование  им левых радикалов и левоцентристских сил, программа лейбористов, делавшая упор на реформу социального обеспечения, сокращение безработицы и улучшение  условий работы и жизни простых  людей, его борьба за разоружение, мир  и свободу торговли нашла отклик у многих избирателей. Ведущие политические партии поспешили включить в свои предвыборные платформы наиболее привлекательные  лозунги лейбористов. Но правительство  консерваторов, управлявшее страной  в 1924–1929 гг., не смогло справиться с  проблемами экономического кризиса  и роста безработицы, которая  к концу их правления превысила  миллион человек. Поворот лейбористов  лицом к рядовому и массовому  избирателю быстро сказался на росте  их популярности и количестве собираемых голосов: если 1924 г. — 33%, то в 1929 г. — 37%.

Таким образом, во-первых, новая политика лейбористов, направленная на завоевание «своего» избирателя, на поддержание  прочных контактов с профсоюзами; во-вторых, исчерпанность партийной  доктрины, потеря массового избирателя либералами; в-третьих, изменение условий  партийной деятельности, экономический  и социальный кризис и, шире, вообще изменение мира после Первой мировой  войны — все это привело  к смене формата партийной  системы Великобритании. Итак, первая отличительная черта третьей  партиомы заключается в смене  ее качественного состава, то есть замены Либеральной партии Лейбористской, которая (замена) явилась реакцией на качественные изменения окружающей среды. Второй характерной чертой третьей  партийной системы стало усиление правого и левого радикализма, которое  проявилось, с одной стороны, в  возрождении национализма, с другой — в проникновении в Великобританию коммунистических идей. Все это хоть и отразилось на количественном составе  партиомы, увеличившемся за счет малых  партий, а именно: Коммунистической партии Великобритании (КПВ создана  в 1921 г.), Плайд Камри — Уэльской национальной партии (УНП, 1925), Шотландской  национальной партии (ШНП, 1934), но в виду слабого влияния радикалов не привело к кардинальным, системным  изменениям 

Отметим, что Либеральная партия не исчезла  вовсе, а перешла в разряд «третьих»  политических сил, получая в парламенте сначала более 50, а затем — менее 30, а то и 20 мест. Второй приход лейбористов к власти состоялся достаточно быстро. Уже в 1929 г., получив 288 парламентских мандатов (против 260 у консерваторов), они сформировали правительство во главе с Р. Макдональдом. Второе лейбористское правительство продержалось шесть лет, хотя годы его правления успешными для Британии не назовешь. Экономический кризис продолжался. Уже в 1930 г. безработица охватила 2,5 млн человек, резко вырос бюджетный дефицит. Не справившись с серьезными социально-экономическими проблемами, Макдональд попытался уйти в отставку, но был поддержан консерваторами и либералами. Возникла идея национального правительства, то есть кабинета, руководимого лидером победившей партии, но составленного из представителей всех ведущих партий страны. Итак, фактически Великобританией в течение 1931–1940 гг. правило национальное правительство, что было вполне закономерным в условиях экономического кризиса и приближавшейся войны.

Вторая  мировая война потребовала большого напряжения сил Британского государства  и гражданского общества, явилась  серьезным испытание для Британской империи, распад которой начался  уже в 1947 г. с получением независимости  Индией. Расходы правительства в  течение войны выросли с 1,4 млрд ф. ст. до 6,1 млрд ф. ст., а государственный  долг составил 3,5 млрд ф. ст. Большую  часть этих расходов оплатило население, так как подоходный налог возрос с 25 до 50%. Экономические проблемы усугублялись низкими темпами роста. Если в  Германии экономический рост составлял  в те годы в среднем 4,5%, а в Японии более 10%, то в стране-победительнице Великобритании эта цифра не превышала 2,5%. В то же время массы простых людей не желали терять завоеванного материального благополучия и рассчитывали его увеличить, оказывая поддержку профсоюзам и голосуя за лейбористов [3]

Информация о работе Партийная система Великобритании