Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 22:07, курс лекций
15 лекций по политологии, для студентов ВУЗов.
Первый период - становление современной политической науки (конец 19-го - конец 40-х гг. 20-го в.).
Этот период характерен исследованием проблем политической власти и ее социальных основ:
теория заинтересованных групп (А. Бентли);
теория элиты (правящего класса) (Г. Моска, В. Парето);
социологическая теория государства (М. Вебер);
теория олигархизации власти (Р. Михельс);
психологическая теория власти (Г. Лассуэл).
Второй период - активное расширение сфер политологических исследований (конец 40-х - вторая пол.70-х гг.) - характерен поворотом к проблемам либерализации политической жизни, демократии, социальной политики государства:
новая теория демократии (И. Шумпетер);
плюралистическая теория демократии (Р. Даль);
теория партисипаторной демократии (К. Макферсон, Дж. Вольф, Б. Барбер);
концепция государства благосостояния, общества потребления (Дж. Катона, У. Ростоу, О. Тоффлер).
Третий период - поиск новых парадигм развития политической науки (сер.70-х гг. - наст. время).
В этом периоде разрабатывались и развивались:
футурологическая концепция единого мирового государства (Кларк, Сон);
концепция постиндустриального общества (Д. Белл, Р. Арон, Дж. Гэлбрайт, З. Бжезинский);
концепция информационного общества (О. Тоффлер, Дж. Нейсбит, Е. Масуда);
концепция национального интереса (Г. Моргентау);
теория элитарной демократии;
силовая концепция власти.
В современной зарубежной политологии выделяются следующие основные школы.
1. Англо-американская - разрабатывает проблемы политической модернизации, стабильности, политических конфликтов, внешней политики (С. Липсет, К. Райт, С. Ф. Хантингтон, Г. Моргентау, Дж. Сартари, Р. Дарендорф).
2. Французская - занимается проблемами типологии политических режимов, легитимности, партийно-политической инфраструктуры (М. Дюверже, Ж. Бурдо, М. Крозье, Р. Арон).
3. Немецкая - занимается сравнительным анализом политических систем, проблемами функционирования гражданского общества и правового государства (Г. Майер, И. Флетчер).
4. Польская - проводит исследования политической жизни общества, главных направлений демократизации политической системы (Е. Вятр, Т. Бодио, А. Боднар, К. Опалэк, Ф. Рышка).
Классиком политического бихевиоризма считается американский ученый Г. Д. Лассуэл (1902 - 1978).
Зигмунд Фрейд (1856 - 1939) - основоположник психоаналитического подхода в политической жизни.
Классикой элитаризма стали концепции В. Паретто (1846 - 1923), Г. Моска (1838 - 1941), Р. Михельса (1878 - 1936).
Таким образом, политическая мысль имеет многовековую историю.
Вопросы для самоконтроля
1. Почему античная трактовка политики получила название философско-этической?
2. Чем отличаются критерии классификации политических режимов Платона и Аристотеля?
3. В чем суть нового "научного" метода Н.Макиавелли в постижении политики?
4. Каково значение эпохи Реформации в становлении и развитии политической культуры Западной Европы?
5. Что дает основания считать Дж. Локка основоположником современного либерализма?
6. Какие причины, по мнению Ш.Л. Монтескье, влияют на законодательство и политическое устройство различных народов?
7. Основные положения "теории общественного договора" Ж.-Ж. Руссо. Чем объяснить популярность его взглядов именно во времена Великой Французской революции?
8. В чем суть теории общественной собственности К. Маркса?
Список рекомендуемой литературы:
Джунусова Ж.Х., Булуктаев Ю.О., Акимова A.M. Введение в политологию.-Алматы: «Жеті Жарғ ы », 1998
Политология: Курс лекций. - Алматы: Творч.объед.»Журналист», 1994
Политология: Словарь-справочник. М.Гардарики, 2000
Байдельдинова Л.А. Политология-Алматы: Экономика, 1996
Григорьев В.Г. Курс лекции по политологии: учебник для вузов/ В. Г. Григорьев . - Алматы: Адилет Пресс, 1997
Пугачев В.П. Введение в политологию: Учебник для студ. Вузов - 3-е изд. Перераб. И доп. - М.: Аспект Пресс, 1996
Лекция № 3.
Политика в системе общественной жизни.
Сравнительная политология.
Содержание темы:
Политика в системе общественной жизни
Понятие политики и ее происхождение. Специфика политической сферы общества. Теоретические подходы и эмпирические парадигмы в исследовании политики.
Элементы политики: власть, субъекты, политическая организация, политическое сознание, политические отношения и политическая культура. Разновидности политики: экономическая, социальная, демографическая, аграрная, культурная, техническая, военная, национальная, международная и т.д.
Функции политики: управленческая и регулятивная, обеспечения целостности и стабильности общества.
Цели и средства в политике. Политика как искусство возможного. Соотношение политики, морали и права.
Политика как конкуренция социальных сил и интересов. Внешняя и внутренняя политика.
Объект и предмет сравнительной политологии. Сравнение как метод эмпирических исследований. Методы сравнительной политологии. Выделение сравнительной политологии в самостоятельный раздел политической науки в 50-х годах XX века. Факторы, способствовавшие формированию сравнительной политологии.
Методология современной сравнительной политологии. Типы сравнительных исследований. Сравнительный анализ политических институтов и систем. Распределение власти в различных обществах - объект сравнения в политических исследованиях.
Роль сравнительной политологии в условиях реформирования казахстанского общества, политической системы.
План лекции:
Понятие политики и ее происхождение.
Теоретические подходы и эмпирические парадигмы в исследовании политики.
Соотношение политики, морали и права.
Термин "политика" в научный оборот ввел Аристотель в IV в. до н.э. Греческий философ определил ее как искусство управления государством, под которым понимался полис. Однако выделение политики в особую сферу общественной жизни произошло задолго до того, как греки начали активно пользоваться этим понятием. Хотя политика возникла несколько тысяч лет назад, она формируется значительно позже, чем экономические и социальные отношения, а также мораль.
С чем был связан генезис политики? История политической мысли дает различные ответы на этот вопрос.
Первым представлением о природе политики было теологическое, объясняющее происхождение ее, как и в целом человеческой жизни, из божественной воли.
Другим распространенным подходом стала антропологическая трактовка, обосновывающая необходимость политики природой человека. Так, определение человека как существа политического, высказанное Аристотелем, подчеркивало, что политическое общение отвечает природе человека и его стремлению к благу. Вне политики он либо животное, либо божество, ибо животное и бог не нуждаются в законах и правах. Начальными формами политического общения выступали семья и селение, а высшей формой - государство. Политика позволила человеку обуздать собственное эгоистическое животное начало и воплотить общую пользу и справедливость. Близкую мысль в ХVII в. выскажет английский мыслитель Т. Гоббс, который трактовал природу человека как эгоистическую и жадную, что порождает в обществе "войну всех против всех". Инстинкт самосохранения и естественный разум подсказывают людям необходимость создания такого политического института, как государство. Таким образом, политика формируется благодаря возвышению человека над собственным звериным состоянием, а сама политика превращает животное в человека. Гоббс исходил из биологической природы человека, распространяя на нее свойства живой природы.
Признание общих для человека и животного начал (общих инстинктов, моделей поведения) лежит в основе современных биологических трактовок природы политики. Так, согласно представлениям австрийского этолога К. Лоренца, человеку, как и любому животному, присущи агрессивность и инстинкт борьбы за выживание, при этом, в отличие от более опасных животных, менее опасные существа - люди - обладают более слабым, сдерживающим агрессивность, началом. Именно агрессивностью Лоренц объяснял многочисленные войны, конфликты и революции, хотя считал возможным ее ослабление и ограничение проявлений в открытых формах посредством контроля.
Биологические трактовки происхождения политики подчас имеют много общего с психологическим объяснением политических процессов. Суть этого подхода заключается в том, что в природе человека заложены потребности, интересы, эмоции и влечения. Именно они порождают политические взаимодействия. Оригинальную теорию перехода общества из предсоциального в социальное, в том числе и политическое, состояние разработал З. Фрейд. Он исходил из того, что политика есть проявление либидозной энергии индивидов. Так, государство и право выступают как заменители некогда существовавшего прародителя ("отца"), который был убит сыновьями, восставшими против монополии "отца" на сексуальное наслаждение. Таким образом, природа власти и политики коренится в бессознательном - в либидозном комплексе и чувстве вины. Фрейд считал, что в отношении людей к лидерам и государству проявляется детская тоска взрослого человека по некогда существовавшему отцу (рис.). К ним индивид будет испытывать противоположные чувства - одновременно требовать защиты (патернализма) и ненавидеть (критика и недовольство властью).
Согласно социальной трактовке, политика имеет общественное происхождение. В частности, широкое обоснование получил подход, рассматривающий ее формирование в ходе исторической эволюции общества как результат роста его социальной неоднородности и сложности организации. Первобытное общество было социально-однородным. В нем не было политических учреждений и организаций, не было и политики, хотя была власть, осуществляемая всеми взрослыми членами рода. Усложнение общества по мере его развития, появление в нем противоречивых интересов обусловили возникновение государства, а вместе с ним и политики. Политика возникает как деятельность по организации совместной жизни людей в социально-неоднородном обществе вместе с делением людей на управляющих и управляемых, богатых и бедных. Общественные изменения были производными от неолитической революции, которая изменила все формы хозяйства и образ жизни людей. С неолитической революцией историки связывают появление металлических орудий труда, переход от присваивающего типа хозяйства (охота и собирательство) к производящему (земледелие, скотоводство), к оседлому образу жизни, появлению городов. В конечном счете, это привело к изменениям во властных отношениях.
Логику появления политики можно представить следующим образом:
1. Рост продуктивной деятельности человека сделал возможным прибавочный продукт, который трансформируется в частную собственность. Частная собственность способствовала:
дальнейшему разделению труда и развитию экономики, в частности росту обмена, торговли, появлению ремесел, городов. Тем самым складываются различные социальные группы, усложняются формы экономических взаимоотношений;
росту автономии личности, ее независимости от власти "целого" (рода, племени). Политолог Р.Т. Мухаев указывает на то, что с тех пор социальный статус обособленного человека стал определяться не родственными связями, а экономическими возможностями и богатством. Это потребовало формирования институтов, направленных на обеспечение прав и самостоятельности личности1;
усилению имущественного расслоения, складыванию различных классов и групп с противоположными интересами и конфликтными формами взаимоотношений.
2. Углубление социальной дифференциации по этническому и религиозному признаку.
3. Рост плотности населения и потребности расширения сферы земледелия и скотоводства породили территориальные притязания племен друг к другу. Актуальной стала проблема сохранения территориальной целостности и независимости от внешних посягательств.
Таким образом, политика формируется как результат неравного распределения богатства, различия статусов, несовпадающих интересов социальных групп, неизбежности противоречий и конфликтов в обществе. Ее появление было связано с тем, что классовые, этнические и религиозные проблемы, межплеменные конфликты, с которыми столкнулось общество, уже не могли быть решены с помощью прежних регуляторов - традиций, обычаев, нравственных норм. Для решения этих проблем потребовались новые регуляторы (правовые и политические) и новая организационная структура - государство. Наконец, говоря о происхождении политики, следует учитывать и естественные различия людей: биологические, психологические, интеллектуальные (например, физическая сила или ярко выраженное стремление к доминированию - у одних и, наоборот, желание быть ведомыми - у других). Это естественное неравенство людей имеет тенденцию закрепляться в неравенстве социальном, т.е. в разном доступе к богатству, власти, в престиже.
Политика непосредственно связана с такими явлениями, как власть и государство.
Власть является главным инструментом политики и основным объектом политической борьбы. В первобытном обществе она не носила политического характера.
Французский политолог М. Дюверже выделил три исторические формы власти: