Избирательная система

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 19:33, контрольная работа

Описание работы

Цель контрольной работы - проанализировать избирательную систему в Российской Федерации.
Данная цель реализуется в работе на основе решения следующих задач:
- раскрыть понятие и содержание избирательной системы;
- описать особенности избирательной системы Российской Федерации;
- исследовать современную избирательную систему Российской Федерации: ее историю, развитие и особенности.

Содержание

Введение 3
Понятие «избирательная система» и ее структура 4
Мажоритарная и пропорциональная избирательные системы,
их достоинства и недостатки 12
3. Избирательная система современной России 21
Заключение 29
Список использованной литературы 31
Приложение 32

Работа содержит 1 файл

Министерство образования и науки Российской Федерации.doc

— 228.50 Кб (Скачать)

           Важно соблюдать меру, мы этому еще в избирательном законотворчестве не научились. Избирательные законы становятся не законами, а инструкциями. Но многие вопросы можно решать не законом, а подзаконными актами, например, инструкциями Центральной избирательной комиссии. Так делается во многих зарубежных странах.

           Однако, не смотря на существование ряда проблем, законодательство (федеральное и региональное) позволяет  определить использование той или  иной избирательной системы при  формировании конкретных органов политической власти.

           Естественно, выборы Президента РФ осуществляются по мажоритарной системе. Проводятся они по единому  федеральному избирательному округу, включающему в себя всю территорию Российской Федерации. Избиратели, проживающие  за пределами территории Российской Федерации, считаются приписанными к федеральному избирательному округу. Выборы Президента Российской Федерации назначает Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

           Кандидаты на должность  Президента РФ могут быть выдвинуты  политическими партиями, имеющими право принимать участие в выборах, избирательными блоками, а также в порядке самовыдвижения. Гражданин Российской Федерации может выдвинуть свою кандидатуру при условии поддержки его самовыдвижения группой избирателей в количестве не менее 500 человек, имеющих пассивное избирательное право. Кандидат, выдвинутый в порядке самовыдвижения, обязан собрать в свою поддержку, а политическая партия, избирательный блок - в поддержку выдвижения соответственно политической партией, избирательным блоком кандидата не менее двух миллионов подписей избирателей. При этом на один субъект Российской Федерации должно приходиться не более 50 тысяч подписей избирателей, место жительства которых находится на территории данного субъекта Российской Федерации. Если сбор подписей избирателей осуществляется среди избирателей, постоянно проживающих за пределами территории Российской Федерации, общее количество этих подписей не может быть более 50 тысяч. Политическая партия, федеральный список кандидатов которой допущен к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе РФ, не собирают подписи избирателей в поддержку выдвинутых ими кандидатов. В случае проведения досрочных или повторных выборов Президента Российской Федерации количество подписей избирателей сокращается наполовину.

           Порог явки избирателей  на избирательные участки должен быть выше 50% граждан, имеющих право  голоса. Избранным считается кандидат, набравший более половины голосов  от проголосовавших избирателей.

           Совет Федерации  Федерального собрания РФ не избирается, он формируется из представителей законодательной и исполнительной власти субъектов РФ (соответственно по два представителя от региона).

           Выборы депутатов  Государственной Думы Федерального Собрания РФ, начиная с 2007 года, будут  проводиться по пропорциональной системе. Выборы депутатов Государственной Думы нового созыва назначаются Президентом Российской Федерации. В Государственную Думу избирается 450 депутатов по единому федеральному избирательному округу.

           Депутаты избираются пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты Государственной Думы от политических партий. Следовательно, кандидаты в депутаты Государственной Думы выдвигаются в составе федеральных списков от политических партий, имеющих в соответствии с законом право участвовать в выборах. А такое право предоставляется только федеральным партиям, зарегистрированным в установленном порядке не позднее 1 года до выборов, и имеющим свои региональные отделения в субъектах РФ.

           При этом политическая партия вправе выдвинуть в составе федерального списка кандидатов граждан Российской Федерации, не являющихся членами данной политической партии (но не более половины списка). Это важно иметь в виду, так как данное положение законодательства о выборах является предпосылкой, обеспечивающей в условиях пропорциональной системы пассивное избирательное право беспартийных граждан. Более того, в законе о выборах депутатов Государственной Думы есть статья, в которой указано, что каждый гражданин Российской Федерации, обладающий пассивным избирательным правом, не позднее чем через три дня со дня официального опубликования решения о назначении выборов депутатов Государственной Думы, вправе обратиться в любое региональное отделение любой политической партии с предложением включить его в федеральный список кандидатов, выдвигаемый этой политической партией. В случае поддержки этой кандидатуры не менее чем десятью членами политической партии, она должна быть рассмотрена на конференции (общем собрании) регионального отделения политической партии при решении вопросов, связанных с участием политической партии в выборах. Кандидатура, поддержанная конференцией регионального отделения политической партии, подлежит рассмотрению на съезде политической партии при решении вопроса о выдвижении федерального списка кандидатов наравне с иными кандидатурами, которые предлагаются к включению в федеральный список кандидатов.

           Федеральный список кандидатов должен быть разбит (полностью  или частично) на региональные группы кандидатов, соответствующие субъекту Российской Федерации, группе субъектов Российской Федерации или части территории субъекта Российской Федерации. Число региональных групп кандидатов не может составлять менее ста. Региональная часть федерального списка кандидатов должна охватывать все субъекты Российской Федерации.

           А в общефедеральную  часть федерального списка кандидатов может быть включено не более трех кандидатов. Это новое положение  закона о выборах депутатов Государственной  Думы гарантирует пропорциональное представительство в ГД РФ не только по партийному принципу, но и по территориальному, так как формирование окончательного списка депутатов от политической партии, если она будет допущена в соответствии с итогами выборов к распределению мандатов, будет осуществляться с учетом того, как голосовали за данную партию регионы. Если в одном регионе партия получает больше голосов, чем в другом, то соответственно от первого региона большее количество кандидатов из регионального списка партии получит депутатские мандаты.

           Выдвижение федерального списка кандидатов должно быть поддержано избирателями путем внесения ими своих подписей в подписные листы (не менее 200 тысяч подписей, при этом на один субъект Российской Федерации должно приходиться не более 10 тысяч подписей), или обеспечено избирательным залогом, внесенным политической партией (6 миллионов рублей). Правда, это положение не распространяется на партии, федеральные списки кандидатов которых допущены к распределению депутатских мандатов на последних, предшествующих выборах депутатов Государственной Думы. То есть партии, уже представленные в ГД РФ по пропорциональной системе, вправе не собирать подписи избирателей и не вносить избирательный залог для регистрации выдвинутого ею федерального списка кандидатов. Если федеральный список кандидатов партии, внесшей избирательный залог, получил по результатам голосования не менее 4 процентов голосов избирателей от общего числа избирателей, принявших участие в голосовании, или допущен к распределению депутатских мандатов, избирательный залог, внесенный выдвинувшей такой список политической партией, возвращается Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в избирательный фонд этой политической партии не позднее чем через пять дней со дня официального опубликования результатов выборов депутатов Государственной Думы.

           Главы регионов назначаются  путем представления Президентом  РФ кандидатур законодательным собраниям  соответствующих субъектов РФ, которые  должны утвердить их в должности. Согласно Федеральному закону О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, прямые губернаторские выборы заменены на утверждение глав регионов местными законодательными собраниями по представлению президента. Кандидатура главы региона вносится президентом за 35 дней до истечения срока полномочий действующего губернатора, и в течение 14 дней региональный парламент должен вынести свое решение. Если же законодательное собрание два раза отклонит предложенную кандидатуру, то президент имеет право распустить его.

           Смысл перехода к  пропорциональной системе на выборах  в Госдуму заключается в следующем: введение пропорциональной избирательной системы призвано обеспечить более точное (реально пропорциональное) политическое представительство всех значимых социальных групп российского общества в Государственной Думе.

           Можно отметить и  то обстоятельство, что при смешанной  избирательной системе «терялось» существенно большее число голосов  избирателей, отданных за кандидатов, не получивших по итогам выборов депутатские  мандаты. Так, при проведении выборов в Госдуму четвертого созыва в декабре 2003 года за кандидатов, ставших победителями в одномандатных избирательных округах, проголосовали 42% избирателей - чуть более 25 млн. человек. Тогда как кандидаты, избранные по федеральным спискам, получили поддержку более 70% - примерно 42,8 млн. голосовавших избирателей.

           В целом, реформа  избирательной системы была обусловлена  необходимостью осуществления серьезных  политических шагов, направленных на развитие гражданского общества, многопартийной политической системы. Ведь именно пропорциональная избирательная система позволяет укрепить политические партии посредством поддержки их программ избирателями.

           Кроме того, переход  к пропорциональной избирательной  системе дает определенного рода преимущества.

           Во-первых, в избирательных бюллетенях можно разместить фамилии кандидатов. Избиратель увидит не мифические названия партий и трех лидеров, которые, кстати сказать, зачастую вовсе в партиях не состоят, а это борцы, известные артисты, отдаленное отношение имеющие к партии. При предлагаемой системе кандидаты будут индивидуализированы и избиратели будут знать кандидатов. Они увидят фамилии людей, которые для них сравнительно узнаваемы.

           Деление территории страны на относительно небольшие избирательные округа дает возможность идти на выборы независимым кандидатам. Они могут составить свой список. Для этого надо собрать подписи избирателей, определенное число, не очень большое. И тогда независимые кандидаты могут баллотироваться и могут избираться - минуя диктат политических партий.

           Во-вторых, это дает оживление деятельности региональных партийных организаций. Кандидатов будут выдвигать не центральное партийное начальство, а региональные и местные организации партий. Это повысит их активность, работу среди населения.

           И, в-третьих, это дает повышение интереса избирателей к выборам. Для этого вводится предпочтительный вотум. Избиратель, получив бюллетень, сначала отмечает партию, за которую он голосует. Это его партийные предпочтения. Затем он имеет один или два преференциальных вотума: в списке партии, за которую избиратель голосует, он может отметить (крестиком, галочкой и т.п.) имена тех одного или двух кандидатов, которые, как он полагает, заслуживают избрания в первую очередь. Возможно, что это будут не партийные руководители, а местные активисты, лучше известные простому человеку.

           Переход к выборам депутатов Госдумы России по пропорциональной избирательной системе был закреплен во вступившем в силу 7 декабря 2006 года Федеральном законе № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

           Интересно отметить, что новая редакция закона предусматривает  возможность применения (по решению  Центральной избирательной комиссии РФ) при голосовании принципиально  нового института: электронного голосования. То есть голосования, при котором отсутствуют избирательные бюллетени, изготовленные на бумажном носителе и, соответственно, при котором отсутствует ручной подсчет голосов на избирательных участках.

           Также следует сказать  о том, что для прохождения в Госдуму каждая партия на выборах должна набрать не менее 7% голосов от общего числа избирателей. Семипроцентный избирательный барьер позволяет отсечь попадание в нижнюю палату Российского парламента партий, не пользующихся широкой поддержкой населения, и, в то же время, позволяет сформировать Госдуму таким образом, чтобы ее состав максимально отражал интересы большинства россиян.

           В целом, федеральное  законодательство о выборах развивается  и эволюционирует для того, чтобы  Государственная Дума РФ стала основным инструментом представительства общенациональных идей и интересов населения нашей страны через крупные, хорошо структурированные политические партии.

           В современной России на формирование избирательной системы  влияют различные силы. Среди них есть те, кто искренне надеется отшлифовать демократические процедуры формирования реально представительной власти. Однако много и таких политических сил, которые пытаются сформировать избирательную систему «под себя», гарантируя себе победу в любом случае. В этом смысле совершенно не случайно в избирательном законодательстве России существует множество лазеек для недобросовестных участников избирательного процесса. К их числу, несомненно, относятся использование пресловутого «административного ресурса», снятие принципиальных соперников с выборов через суды иногда по надуманным причинам и непосредственно перед днем голосования, «вбросы» бюллетеней за не явившихся на избирательные участки лиц, откровенная подтасовка результатов выборов и т.д. Результат борьбы за формирование новой избирательной системы в России во многом будет предопределен общим направлением изменений, происходящих сейчас в России.

Информация о работе Избирательная система