Избирательная система

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 19:33, контрольная работа

Описание работы

Цель контрольной работы - проанализировать избирательную систему в Российской Федерации.
Данная цель реализуется в работе на основе решения следующих задач:
- раскрыть понятие и содержание избирательной системы;
- описать особенности избирательной системы Российской Федерации;
- исследовать современную избирательную систему Российской Федерации: ее историю, развитие и особенности.

Содержание

Введение 3
Понятие «избирательная система» и ее структура 4
Мажоритарная и пропорциональная избирательные системы,
их достоинства и недостатки 12
3. Избирательная система современной России 21
Заключение 29
Список использованной литературы 31
Приложение 32

Работа содержит 1 файл

Министерство образования и науки Российской Федерации.doc

— 228.50 Кб (Скачать)

           Важное место среди  субъектов выборов занимают их коллективные участники — политические партии. И это не случайно, поскольку главная  цель деятельности партии — овладение политической властью или участие в ее осуществлении. Специалисты по исследованию этого политического института, так или иначе, в своих трактовках политической партии указывают на эту ее сущностную черту.

           Партией является всякая политическая группа, участвующая в выборах и способная вследствие этого провести своих кандидатов в государственные учреждения.

           Важная функция  института выборов — представительство  общественных интересов. Именно политические партии играют основную роль в ее реализации в рамках политической системы, являясь институтом, связывающим гражданское общество и государство. Они выявляют, формулируют и выражают интересы различных социальных групп, а также согласовывают эти разнородные интересы.

           Разновидностью избирательного объединения является избирательный блок. Избирательный блок — это форма политической коалиции, состоящей из двух или более политических партий и созданной в целях выдвижения общего списка кандидатов (общего кандидата).

           Избирательные блоки создаются в условиях конкретной избирательной кампании и определенной расстановки политических субъектов. Согласно закону избирательный блок может быть создан в любое время со дня назначения выборов (естественно, с учетом сроков выдвижения кандидатов), а основные его полномочия завершаются с окончанием избирательной кампании. Это не исключает возможности участия одного и того же избирательного блока в следующих выборах, а также той или иной его трансформации. Есть примеры, когда избирательные блоки дали начало существованию весьма известных субъектов политического процесса. Важно отметить, что по последним изменениям в избирательном законодательстве в выборах могут участвовать только партии, и соответственно участие в выборах избирательных блоков более не предусматривается.

           Не менее значимыми, чем политические партии, субъектами выборов являются кандидаты на выборные должности. Конкретный перечень выборных должностей, их число и вес в  современных демократиях различны и зависят от специфики формы  правления, формы территориального устройства, масштаба государства, политических традиций. Так, в США в рамках трех ветвей власти их насчитывается около 18 тыс. Во Франции список выборных должностей включает президента, депутатов Национального собрания и сенаторов, а также их заместителей, членов муниципальных, генеральных и региональных советов, депутатов Европейского парламента.

           Контроль за ходом  выборов осуществляют наблюдатели. В Руководстве по наблюдению за выборами, различаются такие понятия, как  «долгосрочное наблюдение» и «краткосрочное наблюдение». Долгосрочные наблюдатели работают в течение всех стадий выборов, в то время как краткосрочные присутствуют в основном в день выборов.  
    Контроль за ходом выборов может осуществляться и через доверенных лиц кандидатов на выборные должности и избирательных объединений — посредством назначения этими субъектами в состав избирательных комиссий по одному члену с правом совещательного голоса. 
    В рамках избирательного процесса возможно также осуществление международного контроля через иностранных наблюдателей.  
    Вместе с тем периодически возникают ситуации, в которых присутствие иностранных наблюдателей расценивается как бесполезное, например:

           •   целый ряд кандидатов на пост президента, за исключением действующего президента, не способны зарегистрироваться в качестве таковых;

           •   кандидаты в президенты, представляющие оппозицию, практически лишены возможности провести полноценную избирательную кампанию;

           •   подавляющее большинство, кандидатов в депутаты, кроме выдвинутых правящей властью, оказывается не допущенным к участию в выборах.    

           В таких случаях  выборы приобретают явно декоративный характер, и международные организации  могут вовсе воздержаться от направления  наблюдателей, даже если получают приглашение.

           Средства массовой информации (СМИ) занимают в структуре избирательной системы исключительное положение: они являются ведущим каналом коммуникации, обеспечивая обмен информацией между субъектами выборов. В современных электоральных исследованиях уже не ставится вопрос о том, влияют ли СМИ на установки и предпочтения избирателей, — дискутируется лишь степень этого влияния. Действительно, рядовые граждане формируют свои представления о ходе избирательной кампании, кандидатах и политических партиях во многом на основе сообщений СМИ.

           СМИ выступают в  качестве важнейшего канала и для  предвыборной агитации, осуществляемой кандидатами и политическими  партиями. 
    Предвыборная агитация — это коммуникативная деятельность субъектов выборов, побуждающая избирателей участвовать в выборах и голосовать за определенных кандидатов (политические партии) или против них. 
    Предоставление СМИ эфирного времени или печатной площади для проведения предвыборной агитации осуществляется на бесплатной или платной основе. Однако в любом случае СМИ должны обеспечить равные условия всем кандидатам.

           Выборы всегда занимают особое место в политической жизни страны, их исход во многом определяет дальнейшее развитие государства на несколько лет вперед. По некоторым показателям они могут иметь определенные плюсы по сравнению с другими формами непосредственной демократии.

           Посредством выборов  формируются различные органы публичной  власти - парламенты, главы государств, иногда правительства, судебные органы, органы местного самоуправления. Выборы широко используются для формирования органов общественных объединений, политических партий. Заменяя высших должностных лиц (обычно президентов) или партии у власти (а, следовательно, в условиях некоторых форм правления и правительство), результаты выборов могут изменить всю политику государства.

           Выборы отбирают и формируют политическую элиту, воспитывают лидеров, политических деятелей общегосударственного и местного масштаба. Систематическое проведение выборов повышает политическую и  правовую культуру населения. Участие  избирателей в выборах учит их правильно оценивать лозунги и практическую деятельность тех или иных партий и избранных должностных лиц, сопоставлять обещания и реалии.

           Выборы имеют очень  важное социально-политическое значение, поскольку это форма непосредственной демократии, способ определения состава государственных органов, форма политической борьбы. Кроме того, они играют воспитательную роль, способствуют развитию политического сознания людей. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    2.Мажоритарная и пропорциональная избирательные системы,

    их  достоинства и  недостатки. 

           Типы избирательных  систем определяются принципами формирования представительного органа власти и  соответствующим порядком распределения  мандатов по итогам голосования, также  предусмотренными в законодательстве о выборах. Так как в различных странах принципы формирования выборных органов власти и порядок распределения мандатов различны, то реально существует столько модификаций избирательных систем, сколько и государств, использующих выборы для формирования органов государственной власти. Однако многовековой историей развития представительной демократии выработано два базовых типа избирательных систем - мажоритарной и пропорциональной, элементы которых так или иначе проявляются в многообразных моделях избирательных систем в различных странах. 

           Мажоритарная  избирательная система.

           Мажоритарная избирательная  система основана на системе персонального  представительства во власти. В качестве кандидата на ту или иную выборную должность в мажоритарной системе  всегда выдвигается конкретный человек.

           Механизм выдвижения кандидатов может быть различным: в  одних странах допускается самовыдвижение наряду с выдвижением кандидатов от политических партий или общественных объединений, в других странах кандидаты  могут быть выдвинуты только политическими партиями. Но в любом случае в мажоритарном избирательном округе баллотировка кандидатов происходит на персональной основе. Соответственно, избиратель в данном случае голосует за индивидуально определенного кандидата, который является самостоятельным субъектом избирательного процесса - гражданином, осуществляющим свое пассивное избирательное право. Другое дело, что данного конкретного кандидата может поддерживать какая-либо политическая партия. Однако формально гражданин избирается не от партии, а «сам по себе».

           Как правило, в большинстве  случаев, выборы при мажоритарной системе  осуществляются по одномандатным избирательным  округам. Количество избирательных  округов в таком случае соответствует  количеству мандатов. Победителем в  каждом округе становится тот кандидат, который получил предусмотренное законом большинство голосов избирателей округа. Большинство в различных странах бывает разным: абсолютным, при котором кандидат для получения мандата должен набрать более 50% голосов; относительным, при котором победителем считается кандидат, получивший голосов больше, чем все другие кандидаты (при условии, что против всех кандидатов подано голосов меньше, чем за победившего кандидата); квалифицированным, при котором кандидат для того, чтобы победить на выборах, должен набрать более 2/3, 75% или 3/4 голосов избирателей. Рассчитываться большинство голосов может тоже по-разному - либо от общего числа избирателей округа, либо, чаще всего, от числа избирателей, пришедших на выборы и проголосовавших. Система абсолютного большинства предполагает голосование в два тура, если в первом туре ни один из кандидатов не набрал требуемого большинства. Во втором туре участвуют кандидаты, набравшие в первом туре относительное большинство голосов. Такая система затратна с финансовой точки зрения, но используется при выборах президентов в большинстве стран мира, в том числе и в России.

           Аналогично определяются победившие кандидаты и в многомандатных мажоритарных округах с категорическим голосованием. Принципиальное отличие  заключается лишь в том, что избиратель имеет столько голосов, сколько мандатов «разыгрывается» в округе. Каждый голос он может отдать только за одного из кандидатов.

           Если  в  обобщенном  виде  сформулировать  достоинства  мажоритарной  избирательной  системы,  то  они  могут  быть  сведены  к следующим:

           •   препятствует  дроблению  и  фрагментации  политических  сил, способствует  формированию двух  (трех)  партийной  (или  блоковой) системы;

           •   усиливая  сильные  партии,  позволяет  создавать  стабильные  и эффективно   действующие   правительства,   опирающиеся   на прочное  большинство  в  парламенте,  что  особенно  важно  для парламентских республик;

           •   обеспечивает тесную связь избирателей со своими депутатами, так как они лично  участвуют в предвыборных мероприятиях и обычно хорошо знают свой округ.

           Что касается недостатков мажоритарной избирательной системы, то они выражаются в том, что при этой системе:

           •   возникают  существенные  диспропорции  между  набранными партиями  голосами  и  полученными  ими  мандатами:  партия, получившая  на  выборах  меньше  голосов,  чем соперники,  может оказаться представленной в парламенте большинством депутатских мест;

           •   значительная  часть  избирателей  (иногда  до  50%)  остается  не представленной в органах власти;

           •   происходит сокращение представительства партий (а значит и интересов определенных групп общества) во властных структурах;

           •   есть опасность, что в деятельности депутатов, тесно  связанных с  округами,  региональные  интересы  будут  преобладать  над общенациональными  интересами  (и  тогда  общегосударственная роль парламента снизится);

           •   «мажоритарному»  депутату  трудно  избежать  зависимости  от местной, региональной элиты и др

           Таким образом, мажоритарная избирательная система - система  формирования выборных органов власти на основе персонального (индивидуального) представительства, в которой избранным считается кандидат, набравший предусмотренное законом большинство голосов.

           Мажоритарная избирательная  система является единственно возможной  при выборах глав государств или государственных образований (например, субъектов федерации). Применяется она и при выборах в коллегиальные органы власти (законодательные собрания). Правда, эффективность применения данной избирательной системы для формирования парламента с точки зрения адекватности политического представительства в нем справедливо подвергается сомнению.

Информация о работе Избирательная система