Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 19:33, контрольная работа
Цель контрольной работы - проанализировать избирательную систему в Российской Федерации.
Данная цель реализуется в работе на основе решения следующих задач:
- раскрыть понятие и содержание избирательной системы;
- описать особенности избирательной системы Российской Федерации;
- исследовать современную избирательную систему Российской Федерации: ее историю, развитие и особенности.
Введение 3
Понятие «избирательная система» и ее структура 4
Мажоритарная и пропорциональная избирательные системы,
их достоинства и недостатки 12
3. Избирательная система современной России 21
Заключение 29
Список использованной литературы 31
Приложение 32
Важное место среди субъектов выборов занимают их коллективные участники — политические партии. И это не случайно, поскольку главная цель деятельности партии — овладение политической властью или участие в ее осуществлении. Специалисты по исследованию этого политического института, так или иначе, в своих трактовках политической партии указывают на эту ее сущностную черту.
Партией является всякая политическая группа, участвующая в выборах и способная вследствие этого провести своих кандидатов в государственные учреждения.
Важная функция
института выборов —
Разновидностью избирательного объединения является избирательный блок. Избирательный блок — это форма политической коалиции, состоящей из двух или более политических партий и созданной в целях выдвижения общего списка кандидатов (общего кандидата).
Избирательные блоки создаются в условиях конкретной избирательной кампании и определенной расстановки политических субъектов. Согласно закону избирательный блок может быть создан в любое время со дня назначения выборов (естественно, с учетом сроков выдвижения кандидатов), а основные его полномочия завершаются с окончанием избирательной кампании. Это не исключает возможности участия одного и того же избирательного блока в следующих выборах, а также той или иной его трансформации. Есть примеры, когда избирательные блоки дали начало существованию весьма известных субъектов политического процесса. Важно отметить, что по последним изменениям в избирательном законодательстве в выборах могут участвовать только партии, и соответственно участие в выборах избирательных блоков более не предусматривается.
Не менее значимыми,
чем политические партии, субъектами
выборов являются кандидаты на выборные
должности. Конкретный перечень выборных
должностей, их число и вес в
современных демократиях
Контроль за ходом
выборов осуществляют наблюдатели.
В Руководстве по наблюдению за выборами,
различаются такие понятия, как
«долгосрочное наблюдение» и «краткосрочное
наблюдение». Долгосрочные наблюдатели
работают в течение всех стадий выборов,
в то время как краткосрочные присутствуют
в основном в день выборов.
Контроль за ходом выборов может осуществляться
и через доверенных лиц кандидатов на
выборные должности и избирательных объединений
— посредством назначения этими субъектами
в состав избирательных комиссий по одному
члену с правом совещательного голоса.
В рамках избирательного процесса возможно
также осуществление международного контроля
через иностранных наблюдателей.
Вместе с тем периодически возникают ситуации,
в которых присутствие иностранных наблюдателей
расценивается как бесполезное, например:
• целый ряд кандидатов на пост президента, за исключением действующего президента, не способны зарегистрироваться в качестве таковых;
• кандидаты в президенты, представляющие оппозицию, практически лишены возможности провести полноценную избирательную кампанию;
• подавляющее большинство, кандидатов в депутаты, кроме выдвинутых правящей властью, оказывается не допущенным к участию в выборах.
В таких случаях выборы приобретают явно декоративный характер, и международные организации могут вовсе воздержаться от направления наблюдателей, даже если получают приглашение.
Средства массовой информации (СМИ) занимают в структуре избирательной системы исключительное положение: они являются ведущим каналом коммуникации, обеспечивая обмен информацией между субъектами выборов. В современных электоральных исследованиях уже не ставится вопрос о том, влияют ли СМИ на установки и предпочтения избирателей, — дискутируется лишь степень этого влияния. Действительно, рядовые граждане формируют свои представления о ходе избирательной кампании, кандидатах и политических партиях во многом на основе сообщений СМИ.
СМИ выступают в
качестве важнейшего канала и для
предвыборной агитации, осуществляемой
кандидатами и политическими
партиями.
Предвыборная агитация — это коммуникативная
деятельность субъектов выборов, побуждающая
избирателей участвовать в выборах и голосовать
за определенных кандидатов (политические
партии) или против них.
Предоставление СМИ эфирного времени
или печатной площади для проведения предвыборной
агитации осуществляется на бесплатной
или платной основе. Однако в любом случае
СМИ должны обеспечить равные условия
всем кандидатам.
Выборы всегда занимают особое место в политической жизни страны, их исход во многом определяет дальнейшее развитие государства на несколько лет вперед. По некоторым показателям они могут иметь определенные плюсы по сравнению с другими формами непосредственной демократии.
Посредством выборов формируются различные органы публичной власти - парламенты, главы государств, иногда правительства, судебные органы, органы местного самоуправления. Выборы широко используются для формирования органов общественных объединений, политических партий. Заменяя высших должностных лиц (обычно президентов) или партии у власти (а, следовательно, в условиях некоторых форм правления и правительство), результаты выборов могут изменить всю политику государства.
Выборы отбирают и формируют политическую элиту, воспитывают лидеров, политических деятелей общегосударственного и местного масштаба. Систематическое проведение выборов повышает политическую и правовую культуру населения. Участие избирателей в выборах учит их правильно оценивать лозунги и практическую деятельность тех или иных партий и избранных должностных лиц, сопоставлять обещания и реалии.
Выборы имеют очень
важное социально-политическое значение,
поскольку это форма
2.Мажоритарная и пропорциональная избирательные системы,
их
достоинства и недостатки.
Типы избирательных
систем определяются принципами формирования
представительного органа власти и
соответствующим порядком распределения
мандатов по итогам голосования, также
предусмотренными в законодательстве
о выборах. Так как в различных странах
принципы формирования выборных органов
власти и порядок распределения мандатов
различны, то реально существует столько
модификаций избирательных систем, сколько
и государств, использующих выборы для
формирования органов государственной
власти. Однако многовековой историей
развития представительной демократии
выработано два базовых типа избирательных
систем - мажоритарной и пропорциональной,
элементы которых так или иначе проявляются
в многообразных моделях избирательных
систем в различных странах.
Мажоритарная избирательная система.
Мажоритарная
Механизм выдвижения
кандидатов может быть различным: в
одних странах допускается
Как правило, в большинстве случаев, выборы при мажоритарной системе осуществляются по одномандатным избирательным округам. Количество избирательных округов в таком случае соответствует количеству мандатов. Победителем в каждом округе становится тот кандидат, который получил предусмотренное законом большинство голосов избирателей округа. Большинство в различных странах бывает разным: абсолютным, при котором кандидат для получения мандата должен набрать более 50% голосов; относительным, при котором победителем считается кандидат, получивший голосов больше, чем все другие кандидаты (при условии, что против всех кандидатов подано голосов меньше, чем за победившего кандидата); квалифицированным, при котором кандидат для того, чтобы победить на выборах, должен набрать более 2/3, 75% или 3/4 голосов избирателей. Рассчитываться большинство голосов может тоже по-разному - либо от общего числа избирателей округа, либо, чаще всего, от числа избирателей, пришедших на выборы и проголосовавших. Система абсолютного большинства предполагает голосование в два тура, если в первом туре ни один из кандидатов не набрал требуемого большинства. Во втором туре участвуют кандидаты, набравшие в первом туре относительное большинство голосов. Такая система затратна с финансовой точки зрения, но используется при выборах президентов в большинстве стран мира, в том числе и в России.
Аналогично определяются победившие кандидаты и в многомандатных мажоритарных округах с категорическим голосованием. Принципиальное отличие заключается лишь в том, что избиратель имеет столько голосов, сколько мандатов «разыгрывается» в округе. Каждый голос он может отдать только за одного из кандидатов.
Если в обобщенном виде сформулировать достоинства мажоритарной избирательной системы, то они могут быть сведены к следующим:
• препятствует дроблению и фрагментации политических сил, способствует формированию двух (трех) партийной (или блоковой) системы;
• усиливая сильные партии, позволяет создавать стабильные и эффективно действующие правительства, опирающиеся на прочное большинство в парламенте, что особенно важно для парламентских республик;
• обеспечивает тесную связь избирателей со своими депутатами, так как они лично участвуют в предвыборных мероприятиях и обычно хорошо знают свой округ.
Что касается недостатков мажоритарной избирательной системы, то они выражаются в том, что при этой системе:
• возникают существенные диспропорции между набранными партиями голосами и полученными ими мандатами: партия, получившая на выборах меньше голосов, чем соперники, может оказаться представленной в парламенте большинством депутатских мест;
• значительная часть избирателей (иногда до 50%) остается не представленной в органах власти;
• происходит сокращение представительства партий (а значит и интересов определенных групп общества) во властных структурах;
• есть опасность, что в деятельности депутатов, тесно связанных с округами, региональные интересы будут преобладать над общенациональными интересами (и тогда общегосударственная роль парламента снизится);
• «мажоритарному» депутату трудно избежать зависимости от местной, региональной элиты и др
Таким образом, мажоритарная избирательная система - система формирования выборных органов власти на основе персонального (индивидуального) представительства, в которой избранным считается кандидат, набравший предусмотренное законом большинство голосов.
Мажоритарная