Исторические причины реформирования в сфере образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2011 в 14:52, курсовая работа

Описание работы

цель моего проекта – узнать результаты новой программы образования. Перед собой я поставила следующие задачи:

найти исторические причины реформирования образования
описать цели и задачи программы реформ образования
проанализировать первые результаты за 2006 год по программе реформ образования
описать новую систему управления производством образовательных услуг
описать реформу образования, которая нужна России, на основе результатов, по выше перечисленным задачам
выяснить отношение социума к переменам в оброзовании на основе социологического опроса.

Работа содержит 1 файл

реферат.doc

— 325.00 Кб (Скачать)

Введение

     Современное российское общество характеризуется  высоким темпом изменений в социальной, политической и экономической сферах жизни. Это относится и к системе образования. Реформа сферы образования должна рассматриваться как неотъемлемая часть общей экономической и социальной реформы, направленной на либерализацию общества. Это означает, что процесс изменений захватывает все сферы деятельности образовательных учреждений, включая экономическую.

      Начало  процессу изменений в экономике  сфере образования было положено принятым в 1992 г. Законом об образовании. Все последующие годы в системе образования постепенно вводились различные экономические нововведения, школам предоставлялась финансовая самостоятельность и ответственность (возможность зарабатывать внебюджетные средства; развивать сеть дополнительных образовательных услуг и т. д.). Вместе с тем в обществе сохраняется стереотип взглядов на образование как на сферу, которая не может самостоятельно зарабатывать деньги. Очень трудно и медленно происходит понимание того, что образование - это крупнейшая сфера «производства» человека, интеллектуального и нравственного потенциала общества. В условиях перехода к постиндустриальному обществу именно образование как важнейший социальный институт будет определять динамику развития общества.

      Общее и профессиональное образование  во многом будет определять макро  политику государства, основные структурные  сдвиги в экономике, политике и социальной сфере. Очевидно, что требования к  тем, кто выходит на рынок труда и будет занят в производстве, непрерывно возрастают и через 5-10 лет станут качественно иными, нежели сегодня.

      В настоящий момент очень важен  выбор приоритетов экономической  политики внутри системы образования, выстраивание собственной стратегической линии, определение тактических задач в развитии экономической активности учреждений краевой системы образования.

     Модернизация  российского образования нацелена на создание механизма устойчивого  развития системы образования. Для  достижения этой цели предполагается в первую очередь обеспечить государственные гарантии доступности и равных возможностей получения полноценного образования всем категориям граждан. Одним из элементов этого механизма может стать введение нормативного бюджетного финансирования общего среднего и профессионального начального образования (Концепция модернизации образования на период до 2010 года).

      В федеральной концепции нормативное  финансирование названо одним из условий перехода системы образования  к удовлетворению заказа не только государства, но и личности и общества. Это даже одно из важнейших условий, так как нормативное финансирование создает ситуацию, когда государственные деньги тратятся не на обеспечение деятельности учреждений образования, а на обеспечение процесса образования конкретного ученика. Поэтому школа начинает зависеть от ученика, от его желания учиться именно в этом учебном заведении. Значит, школа заинтересована в том, чтобы создать благоприятную среду для ребенка, предоставить наиболее широкий диапазон качественных образовательных услуг, стараться удовлетворить образовательные вопросы родителей и учащихся. В этой ситуации лучше финансируется то образовательное учреждение, которое успешнее решает задачи, поставленные сегодняшней жизнью. Создается конкурентная среда, начинает складываться рынок образовательных услуг, и как следствие – повышается качество образования, получаемого каждым выпускником.

       Нормативное финансирование предполагает  большую самостоятельность образовательного  учреждения как хозяйственного  объекта. Оно оставляет за школой право решать, куда и сколько денег потратить из отведенных государством средств. Но в условиях казначейского исполнения бюджета финансовые органы «спускают» образовательному учреждению жесткую смету, где на каждую статью расходов отводится определенная сумма. В такой ситуации директора школ регулируют распределение денег. Этот способ распределения бюджета удобен максимальной «прозрачностью» для контроля над государственными средствами, но он полностью лишает школу и государство тех выгод и преимуществ, которые дает нормативное финансирование.

     В соответствии с законодательством, принятым в 2003 году, субъекты РФ предоставляют  муниципалитетам субвенции для  финансирования общеобразовательных  учреждений. Однако рассчитываются они  по-разному, что не всегда удовлетворяет требования самих заказчиков образовательных услуг и требованиям Бюджетного кодекса Российской Федерации.

     В Федеральной целевой программе  развития образования на 2006-2010 годы отмечено, что в совершенствование  экономических механизмов в сфере образования невозможно без внедрения новых моделей финансирования образовательных организаций всех уровней образования и внедрения механизмов, способствующих развитию экономической самостоятельности образовательных учреждений.

     Все это основы перехода страны на финансовую самостоятельность учебных учреждений. Разработка и апробация нового хозяйственного механизма в системе российского общего образования была начата в 2002 году Национальным фондом подготовки кадров в рамках проекта «Реформа системы образования». Экспериментальными регионами (Самарская,  Воронежская, Ярославская области, Чувашская республика) начал апробироваться принцип нормативного финансирования в системе общего образования.

       Сегодня изменения в сфере образования происходят в условиях значительных ресурсных ограничений: нестабильности выделения бюджетных ассигнований, неразвитости легальных механизмов привлечения внебюджетных средств, широкого распространении практики теневой оплаты образовательных услуг отсутствием системы контроля за использованием имеющихся ресурсов. Поэтому без оценки представлений людей, особенно тех, кто включен в процесс изменений образовательной деятельности, невозможно осуществлять эффективное управление реформами в экономике образования.

     Но  что толкает государство на такие кардинальные перемены в сфере образования? Какие цели и задачи преследуются правительством? Что нам ждать от этих перемен? Никто точного и ясного ответа на этот вопрос не сможет дать. Разумеется, тема модернизация образовательной системы актуальна в том, что она касается каждого, а точнее будущего нашей страны, будущего наших детей. Когда-то советское образование считалось одним из наилучших в мире, но на сегодняшний день от него остается все меньше и меньше. Так сможем ли мы считать новую систему образования такой же эффективной? Какие результаты получит государство от новых реформ образования и что получит от этого население. Именно поэтому цель моего проекта – узнать результаты новой программы образования. Перед собой я поставила следующие задачи:

    1. найти исторические причины реформирования образования
    2. описать цели и задачи программы реформ образования
    3. проанализировать первые результаты за 2006 год по программе реформ образования
    4. описать новую систему управления производством образовательных услуг
    5. описать реформу образования, которая нужна России, на основе результатов, по выше перечисленным задачам
    6. выяснить отношение социума к переменам в оброзовании на основе социологического опроса.
 
 
 
 

 

Исторические  причины реформирования в сфере образования 

К середине 80-х  гг. прошлого столетия, т.е. к моменту  начала перестройки, советская школа  и в целом система образования  подошли, имея в своем активе весьма значимые достижения, но в то же время  груз острых проблем. Переходные эпохи, "эпохи концов и начал" (В. С. Соловьев), обычно сопровождаются разрушением прежней картины мира, отказом от традиций и ценностей прошлого, однако исторические уроки свидетельствуют об односторонности и опасности таких тенденций. Конструктивный подход к оценке опыта прошлого предполагает объективность, констатацию и достоинств, и несовершенств, поэтому, возвращаясь к наследию советской школы, необходимо обозначить как позитивные итоги, так и негативные стороны ее деятельности. Советская школа оказалась очень эффективной в решении целого ряда конкретных задач, касающихся ликвидации безграмотности, расширения сети образовательных учреждений, подготовки рабочей силы, формирования научно-технического потенциала страны, развития национальных образовательных систем, обеспечения доступности образования. Нельзя не отметить и фундаментальность советского образования, в особенности естественнонаучного и математического. Так, к началу 1960-х гг. уровень подготовки советских выпускников средней школы по предметам естественнонаучного цикла и математике был одним из самых высоких в мире. Таким он сохранился вплоть до конца 1970-х гг., о чем свидетельствовали результаты выступлений советских школьников на международных олимпиадах. Безусловным достижением советской школы было ее приоритетное внимание к проблемам воспитания. Конечно, воспитательная система полностью подчинялась постулатам марксизма-ленинизма, находилась под непосредственным партийным контролем, но ключевое место, отводившееся государством воспитанию и организации жизни детей и подростков, октябрятскому, пионерскому, комсомольскому движению, обеспечило жизнестойкость советской школы, единый ценностно-смысловой фундамент ее деятельности. Постоянный интерес государства и общества к проблемам подрастающего поколения и высокая степень их ответственности за деятельность системы образования также может рассматриваться как один из позитивов предшествующего исторического этапа, который, к сожалению, был утрачен в период реформ. Однако признание результативности работы советской школы по ряду вышеперечисленных направлений не отменяет необходимости критического анализа и выявления противоречий в ее развитии. Советской системе образования были присущи государственный монополизм в управлении школьным делом, засилье коммунистической идеологии в содержании обучения и воспитания. Советская школа по сути была орудием идеологической обработки подрастающего поколения, формирования единственно допустимого коммунистического мировоззрения, материалистического миропонимания. Советская школа существовала в режиме единообразия, что находило отражение в решении вопросов программно-методического обеспечения на всех уровнях - от детского сада до старших классов средних общеобразовательных учебных заведений. Так, с 1962 по 1985 гг. в РСФСР обязательной была единая "Программа воспитания в детском саду", до 1988 г. общеобразовательные школы работали по единому учебному плану, обязательному для всех учебных заведений соответствующего уровня. Дифференциация обучения практически отсутствовала. Работа по единой программе определяла единообразие форм и методов педагогического процесса. Учителя ориентировались на унифицированный стандарт воспитания некоего условно-абстрактного, "типового" ребенка, не уделяя должного внимания индивидуальным особенностям живых детей. Во второй половине 1980-х гг. противоречия в развитии советской школы, как и советского общества в целом, достигли кульминации, после которой возращение к прошлому оказалось невозможным. Лучшим вариантом протекания стремительно начавшихся реформ было бы сохранение бесспорных достижений советской системы образования и преодоление ее недостатков, однако реальный процесс реформирования оказался далеким от принципа дополнительности и преемственности. Наступление перемен позволило освободить процесс обучения и воспитания от единообразия и односторонности. Все вышесказанное свидетельствует о начавшемся и интенсивно протекавшем процессе обновления системы образования, однако очень скоро упоение свободой сменилось ощущением кризисности ситуации. Преобладание разрушительных тенденций по отношению к прошлому над созидательными вызвало дестабилизацию системы. руководством Министерства образования отход от школы единообразия, всеми приветствуемый и вполне естественный, в какой-то момент привел к утрате контроля над развитием школьной сети. реобразование бывших общеобразовательных школ в лицеи, гимназии, колледжи часто осуществлялось на формальной основе и сводилось к чисто внешним и организационно-структурным изменениям. Разнообразие учебных планов усложняло работу учителей, но не удовлетворяло реальных потребностей учащихся. Стране с сильно развитыми традициями централизованного управления необходим был плавный переход к дифференцированному обучению. Отсутствие привычки к свободе привело к анархическим проявлениям. Свобода была использована для разрыва с надоевшей жесткой идеологией, но этого оказалось недостаточно. Необходим был напряженный поиск и самоопределение педагогической мысли и образования. К изменениям оказались не готовы учителя. Преобразованиям в деятельности школы, безусловно, должна была предшествовать коренная реформа профессионального педагогического образования, перестройка системы повышения квалификации и переподготовки работников образования, где, к сожалению, больших перемен не произошло. Положение усложнялось ухудшением общей экономической ситуации и условий финансирования системы образования. Даже ее минимальные потребности в финансовых средствах обеспечивались только на 47%, чего не всегда хватало даже на выплаты зарплаты учителям. Во второй половине 90-х гг. прошлого века совершенно очевидными стали последствия недооценки приоритетной роли образования со стороны государства, поэтому школа нуждалась не в очередной реформе, а в возвращении внимания власти к ней. Необходимо было возродить понимание того, что образование - это сердцевина становящегося гражданского общества, гарантия успешного будущего, притом в гораздо более значительной степени, чем само государство со всеми его властными структурами и институтами. Образованию нужны были не внешние преобразования, а углубленная духовная работа по самоопределению и самосознанию в новых исторических условиях, которая могла проводиться только при психологической и финансовой поддержке государства. Обращение к наиболее острым, наболевшим проблемам во второй период развития образования в постсоветской России подготовило почву для следующего этапа, который приходится на 2000- 2003 гг. Если предшествующий период был временем болезненного, но продуктивного анализа реформ и выявления насущных потребностей системы образования, то новый стал временем последовательных попыток решения поставленных проблем. В 2000 - 2002 гг. был принят целый ряд документов, имеющих прямое отношение к содержанию образования: "Федеральная программа развития образования на 2001 - 2005 гг.", "Национальная доктрина образования в Российской Федерации", "Основные направления социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу", "Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года". Все перечисленные документы в целом свидетельствуют не только об укреплении нормативно-правовой базы образования, но (что особенно важно!) - о возвращении государства в образование, о превращении образования в одно из приоритетных направлений государственной политики.

Оценивая прошедшие 20 лет реформирования российского  образования, следует подчеркнуть, что за это время был осуществлен  переход от советской школы, которую  характеризуют государственный  монополизм, централизованное управление, подчиненность марксистско-ленинской идеологии как истине в последней инстанции, к системе образования, интегрированной в мировое образовательное пространство, отвечающей принципам гуманистичности, открытости, ориентации на качество, закладывающей основы общества знаний. Произошла смена основ образовательной политики, стало возможным многоканальное финансирование образования, сложился рынок образовательных услуг. Однако коренная перестройка системы образования отличается сложностью, болезненностью, глубокими противоречиями. На протяжении рассматриваемого периода наблюдалась борьба двух тенденций. С одной стороны - технократический подход к модернизации образования, основанный на автократизме, понимании образования как условия обеспечения государственного благополучия, с другой - гуманистический, восходящий к свободному образованию, высшей ценностью которого является личностное развитие. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Цели  и задачи Программы образования

     Основной  стратегической целью Программы  является обеспечение условий для удовлетворения потребностей граждан, общества и рынка труда в качественном образовании путем создания новых институциональных механизмов регулирования в сфере образования, обновления структуры и содержания образования, развития фундаментальности и практической направленности образовательных программ, формирования системы непрерывного образования.

     Для достижения стратегической цели должны быть решены следующие стратегические задачи:

     1.совершенствование  содержания и технологий образования;

     2.развитие системы обеспечения качества образовательных услуг;

     3.повышение  эффективности управления в системе образования;

     4.совершенствование  экономических механизмов в сфере  образования.

     На  сегодняшний день мы можем рассмотреть, что ожидается от результатов каждой задачи и, что мы имеем от результатов новой реформы по итогам 2006 года.

Информация о работе Исторические причины реформирования в сфере образования