Демократический политический режим

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 13:38, доклад

Описание работы

С середины 70-х годов 20 столетия, с развертывания революционного движения в странах Южной Европы - Греции, Испании, Португалии против господствующих там авторитарных режимов начинается своего рода демократическая волна, охватывающая всю планету. Период с конца 80-х до начала 90-х годов ознаменовался дальнейшей экспансией демократических режимов в связи с осуществлением политических преобразований в Восточной Европе и СССР. Таким образом, в конце двадцатого века демократические режимы приходят на смену тоталитарным и авторитарным. Мир захвачен демократическими переменами.
В настоящее время редко можно встретить какой-либо другой термин, который использовался бы столь часто, как «демократия». Демократия, по образному выражению Ш. Деббаша, стала «престижным понятием». «Демократия - это политический идеал, который каждый режим эксплуатирует по своему усмотрению», считает другой западный ученый М. Агопьян. При этом само понятие демократии, демократического режима, вопреки (или, наоборот, благодаря) своей распространенности, отнюдь не отличается ясностью формулировок. Еще Г. Кельзен утверждал, что в 19 и 20 столетиях, став господствующим всюду, лозунгом, слово «демократия» утратило четко очерченное и твердое содержание.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word (2).docx

— 127.50 Кб (Скачать)

Чувство неудовлетворенности  в обществе объясняется не только неадекватным решением проблемы социальной справедливости, но и унижением чувства  национального достоинства россиян, оскорбленного чувства патриотизма, которое всегда составляло фундамент  духовной жизни России.

Усиление авторитарных тенденций  в политическом режиме России обусловлены  принятой в 1993 г. Конституцией, в которой перераспределение полномочий явно смещено в сторону исполнительной власти, и особенно президента. Реальные рычаги воздействия на его политику у других ветвей власти серьезно ограничены.

Усилению авторитарных тенденций  способствуют так же такие факторы, как:

- распространение терроризма;

- перманентный рост преступности;

- природные катаклизмы;

- этнорегиональные и конфессиональные  конфликты;

- нестабильность ситуации  внутри правящих элит;

- военные действия в  Чечне.

Надо отметить, что тенденции  к авторитаризму усиливаются, когда  перед обществом стоят качественно  новые задачи, требующие времени и большого напряжения всех социальных ресурсов.

Озабоченность по поводу российского  авторитаризма А.Яковлев высказал следующим образом: «В силу многолетних  традиций авторитарность в нашей  стране перенасыщена психологией нетерпимости и догматизмом, не приемлющими перемен. Отсюда и тоска по Ленину, Сталину, Андропову, и возврат старого  гимна, и новая цензура, и активность льстецов, и предложение восстановить памятник Дзержинскому, и обманчивые надежды на военных, способных, якобы, «навести порядок». Видимо у новой  правящей элиты явно не хватает времени  заглянуть в реальную историю  страны».[30]

9.5. Демократические  тенденции в политическом режиме  современной России

С другой стороны, в современной  России все отчетливее проявляются  характерные черты демократии: строятся основы правовой государственности и создаются устои гражданского общества; власть на федеральном и местном уровнях выбираема и сменяема; действуют механизмы непосредственной демократии (референдумы), существует система разделения властей в государстве; гарантированы основные права человека, реально действует политическая оппозиция, в том числе и «непримиримая»; формально судебные органы независимы от исполнительных органов власти; отсутствует ведущая идеология; в экономике складывается свободный и конкурентный рынок при многообразии форм собственности; существуют независимые средства массовой информации и коммуникации.

В последние годы приняты  законы, которые способствуют повышению  значимости политических партий в политической жизни страны: выборы в Государственную  Думу теперь проходят только по пропорциональной системе, а в законодательные  органы субъектов федерации –  по смешанной, причем не менее половины депутатов избираются по спискам  политических партий; политическим партиям, победившим на выборах в региональный парламент, предоставляется право  предлагать президенту кандидатуру  для выдвижения на пост главы администрации  субъекта федерации; с 2006 г. начала работать Общественная палата, одной из важнейших  задач которой является проведение экспертизы наиболее значимых законопроектов в целях реализации интересов  общества.

Для усиления в России демократических  тенденций необходимо проведение реформ, имеющих положительный результат  для большинства людей: реформы  административно-государственного аппарата, создание условий для эффективного функционирования мелкого и среднего бизнеса, пенсионной реформы, реформы  местного самоуправления, реформы здравоохранения  и образования.

Ввиду неэффективности российской власти растет число сторонников внесения в Конституцию таких изменений, которые позволяли бы реформировать политическую систему путем перераспределения полномочий в пользу Государственной Думы, правительства и премьера. Независимо от политических ориентаций многие из них выступают за предоставление парламентскому большинству права формирования правительства и контроля за его деятельностью.

В отсутствие массового среднего класса, влиятельных самостоятельных  партий и независимого от власти местного самоуправления перспективы демократической трансформации авторитарно-олигархической системы во многом зависят от двух факторов - от наличия в самой правящей элите влиятельных групп, заинтересованных в демократизации страны, и от воздействия такого нового феномена, как формирующееся «транснациональное гражданское общество». Инициированные в 2006 г. Президентом России национальные проекты в области образования, здравоохранения, развития агропромышленного комплекса и строительства доступного жилья призваны стабилизировать общественно-политическую ситуацию и оказать помощь гражданам в получении жизненно важных услуг.

Вектором развития политической власти в современной России в  последние годы стала политика центризма. Независимо от ее идеологической направленности она способствует минимизации политических конфликтов, помогает использовать политический потенциал всего общества, поддерживать стабильные отношения между элитарными слоями и гражданами.

Следует также отметить, что  здоровый государственный консерватизм, помноженный на гражданский консенсус, - это те ценности, приоритет которых для современной России безусловен в плане демократизации ее политического режима.

Для России является актуальным предупреждение, прозвучавшее от аргентинского  политолога Гильермо О`Доннелла, относительно гибели демократии. Исследователь выделяет два вида такой гибели: внезапная  и медленная. Внезапная смерть происходит вследствие гражданской войны, государственного переворота или какого-либо еще заметного  события, которое сразу же привлекает внимание и указывает на точную дату гибели демократии. Но враги демократии действуют и более тонкими  и безопасными методами, позволяющими покончить с ней медленно. Постепенно и незаметно происходит эрозия демократических  свобод, гарантий и процессов. При  этом нельзя указать точную дату, когда  демократию следует объявить усопшей. Можно лишь заметить задним числом период постепенного удушения, когда  при каждом затягивании петли  демократические деятели как  внутри страны, так и за рубежом  раз за разом упускали шанс дать отпор, поскольку каждый шаг сам  по себе не казался достаточно серьезным  для полной мобилизации сил. Медленная  смерть коварна: насилие и репрессии, сопровождающие ее, могут быть столь  же крупными, как и в случае внезапной  смерти, но при этом умирающая демократия способна прикрыться претензиями на сохраняющуюся внутреннюю и международную  легитимность, из-за чего оказывается  затруднительным предпринять соответствующие  и своевременные внутренние и  международные меры.[31]


Информация о работе Демократический политический режим