Демократический политический режим

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 13:38, доклад

Описание работы

С середины 70-х годов 20 столетия, с развертывания революционного движения в странах Южной Европы - Греции, Испании, Португалии против господствующих там авторитарных режимов начинается своего рода демократическая волна, охватывающая всю планету. Период с конца 80-х до начала 90-х годов ознаменовался дальнейшей экспансией демократических режимов в связи с осуществлением политических преобразований в Восточной Европе и СССР. Таким образом, в конце двадцатого века демократические режимы приходят на смену тоталитарным и авторитарным. Мир захвачен демократическими переменами.
В настоящее время редко можно встретить какой-либо другой термин, который использовался бы столь часто, как «демократия». Демократия, по образному выражению Ш. Деббаша, стала «престижным понятием». «Демократия - это политический идеал, который каждый режим эксплуатирует по своему усмотрению», считает другой западный ученый М. Агопьян. При этом само понятие демократии, демократического режима, вопреки (или, наоборот, благодаря) своей распространенности, отнюдь не отличается ясностью формулировок. Еще Г. Кельзен утверждал, что в 19 и 20 столетиях, став господствующим всюду, лозунгом, слово «демократия» утратило четко очерченное и твердое содержание.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word (2).docx

— 127.50 Кб (Скачать)

В зависимости от вида благ, которые лежат в основе политических прав и свобод (в зависимости  от области (сферы) политической свободы  личности), политические права, свободы  и законные интересы граждан можно  классифицировать на следующие категории:

1) права, касающиеся  принадлежности лица к государству, - отношения гражданства и предоставления  убежища (право на гражданство,  право убежища);

2) права и законные  интересы, связанные с принципом  равенства граждан перед законом;

3) права, касающиеся  осуществления народовластия, управление  делами общества и государства.  В их числе права, связанные  с: а) формированием представительных  органов государственной власти (избирательные права); б) участием  граждан в осуществлении непосредственной (прямой) демократии (право на референдум  и др.); в) участием граждан в  работе государственных органов  и контроле за их деятельностью  (право занимать выборные и  иные должности в государственном  аппарате, право обращаться с  жалобами на действия должностных  лиц в государственные органы (в том числе и суд) и др.;

4) свобода слова;

5) свобода объединений;

6) права, направленные  на защиту прав и законных  интересов граждан.

Необходимо заметить, что главным в современный  период является обеспечение реализации политических прав и свобод человека на уровне международно признанных стандартов. В этих целях необходимо:

а) привести действующее  законодательство в соответствие с  нормами международно-правовых документов о политических правах и свободах граждан; б) обеспечить материально-финансовую возможность реализации всех юридически провозглашенных политических прав и свобод граждан; в) создать действенные  юридические механизмы и процедуры  наиболее полного осуществления  политических прав и свобод граждан, надежной и эффективной защиты в  случаях их нарушения.

Подлинный демократизм  наступает тогда, когда граждане обладают не только политическими, но и социально-экономическими правами. К социально-экономическим правам личности относятся те, в которых  фиксируется социально-экономический  статус личности, находит свое выражение  характер социально-производственных и межличностных отношений, а  также состояние взаимоотношений  между государством и индивидом. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 года закрепляет: право  на труд, право каждого на справедливые и благоприятные условия труда, право на защиту от безработицы, право  каждого человека создавать для  осуществления и защиты своих  экономических и социальных интересов  профессиональные союзы и вступать в таковые по своему выбору, право  каждого человека на социальное обеспечение, право каждого на достаточный  жизненный уровень для него и  его семьи, право каждого человека на образование, право каждого человека на участие в культурной жизни  и т.д.

Под личными правами  человека обычно понимают права и  свободы, предоставляемые индивиду независимо от его гражданской принадлежности. Это те права, которые объективно призваны гарантировать свободу  личности и защитить ее от произвола  государства или посягательства третьих лиц. Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 года и Международный  пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 года к таким  правам относят: право на жизнь, каждый человек имеет право на свободу  и личную неприкосновенность, каждому, кто законно находится на территории какого-либо государства, принадлежит, в пределах этой территории, право  на свободное передвижение и свобода  выбора места жительства и т.д.

8. Гласность  и открытость в действиях государственных  органов, партий и других общественных  объединений.

При этом, прежде всего, обеспечивается беспрепятственный  доступ СМИ и общественности к  информации о деятельности высших органов  власти. Самую активную роль в обеспечении  гласности играют средства массовой информации, свободные от правительственной  цензуры и имеющие возможность  на законных основаниях критиковать  власть. Граждане вправе обращаться к  альтернативным источникам информации. Более того, альтернативные источники  информации существуют и охраняются законом.

9. В деятельности  органов государственной власти  сужены методы насилия, пресечения, исключены неправовые методы  властвования (физический террор  и репрессии), превалируют методы компромисса, взаимного согласования позиций, стремление мирно регулировать возникающие конфликты. Армия, спецслужбы обеспечивают внешнюю и внутреннюю безопасность, их деятельность регламентируется законами, функцию поддержания правопорядка обеспечивают полиция и суды.

10. Оформленность  у основных групп и слоев  общества демократической политической  культуры. Она означает: а) высокое место демократии в иерархической структуре ценностей населения; б) наличие прочных установок на демократические принципы и нормы жизни; в) наличие в обществе демократического опыта и демократических традиций.

 

По мнению Ж. Бюрдо, «демократия сегодня - это философия, способ жизни, религия и лишь как  производное - форма правления». Демократия как политическая и правовая ценность и мировоззренческий идеал занимает особое место, став неотъемлемым элементом  политического сознания граждан.

Демократический режим - это единство двух сторон: субъективной и объективной. Демократия включает не только формирование и развитие демократических институтов, организационных  структур, но и предполагает развитие политического сознания, культуры. Объективную сторону демократии составляют материальные условия существования, государственные и общественные институты, законность и правопорядок, свободы, права и обязанности граждан, гарантии этих прав и свобод, доступность демократии, то есть реальность использования ее. Субъективная сторона демократии - это, прежде всего политическое сознание, политическая культура, предполагающая правильное представление о сущности и назначении демократии, правах, свободах и обязанностях граждан и общественных объединений, убежденность в необходимости активного использования демократических институтов и принципов.

Вычленяя основные черты того или иного политического  режима, в данном случае демократического, мы, однако, не должны забывать того, что  занимаемся описанием как бы идеальной  обобщенной модели режима. Поскольку  всякий реально существующий политический режим есть результат взаимопереплетения двух тактик, двух систем управления, двух методов властвования, постольку  в жизни нет ни абсолютно тоталитарного, ни идеально демократического государства.

Следует сказать, что  в современной науке существуют различные предложения о возможных  классификациях демократических режимов. Так, А.Д. Громыко в своей работе «Политические режимы», подразделяет демократические режимы на следующие  виды: либерально-демократические, консервативные и охлократические, которые он характеризует  следующим образом. «Либерально-демократические  режимы - это такие режимы, в центре которых стоит личность, ее права  и свободы и роль государства  сводится к защите прав, свобод и  собственности граждан (Италия). Консервативные демократические режимы - это такие  режимы, которые опираются не столько  на конституцию, сколько на политические традиции, которые являются основой  данных режимов (Великобритания). Охлократические - это такие политические режимы, которые опираются на власть толпы, власть непосредственной митинговой демократии, где все важнейшие властные решения  принимаются толпой на митингах (Веймарская республика в Германии)».

На наш взгляд, данная классификация не представляет научной ценности, так как не ясен критерий выделения указанных типов  демократических режимов. Основные черты либерально-демократического режима представляют собой характеристику демократического режима в целом. Признаки же консервативного режима не раскрывают его сущности, а указывают лишь на единственную особенность.

Другую типологию  предлагают Ф. М. Бурлацкий и А.А. Галкин, которые выделяют парламентарный демократический режим, в котором  господствует власть парламента, избираемого  населением, издающего законы и контролирующего  деятельность исполнительной власти. Продолжая эту мысль, Б.А. Стародубский дополнил такую классификацию понятием президентского демократического режима (для демократических режимов, функционирующих  в условиях президентской формы  правления). На наш взгляд, данные классификации  являются не совсем удачными, так как  происходит смешение понятий политического  режима и формы правления. При  этом необходимо подчеркнуть, что демократический  режим возможен при различных  формах правления, как республиканской, так и монархической (например, парламентская  монархия в Великобритании).

Господствовавшее  долгое время в советской науке  деление демократических политических режимов на социалистическую демократию и демократию буржуазную, является на наш взгляд, отголоском идеологического  противостояния двух противоположных  общественно-политических систем. В  связи с этим, в современных  условиях, по нашему мнению, данная типология  утратила свою актуальность и научную  значимость.

Итак, исходя из вышесказанного, на наш взгляд, демократический режим - это разновидность политического  режима, характеризующаяся наличием правового государства и развитого  гражданского общества; функционированием  государственного механизма на основе свободных, регулярных выборов и  принципа разделения властей; предоставлением  населению гарантированных фундаментальных  прав и свобод человека и гражданина.

Демократия  в США

 

Создание США в 1776 году стало первой в истории человечества попыткой реализации идеи демократии на масштабе целой страны, а не города-государства. Эта идея получила отражение в Декларации независимости и принятой в 1789 году Конституции США:

 

Декларация независимости США


Когда в 1831 году США посетил Алексис де Токвиль, на него произвели глубокое впечатление баланс между личной свободой и религией, частной собственностью и равенством, индивидуализмом и общественной жизнью, сильной властью и децентрализацией. Токвиль провозгласил США демократией, хотя по сегодняшним меркам едва ли это было бы возможно по отношению к стране, где практикуется рабство, коренное население загнано в резервации, а женщины лишены избирательного права.

Американская модель демократии создавалась под специфические  историко-культурные условия, и попытки  скопировать её в других странах  успеха не имели. Главным образом  это связано с тем, что федеральное  правительство было создано штатами, которые длительное время существовали в качестве колоний с высокой степенью автономии. Это отразилось на американской системе, особенностями которой являются идеологическая гибкость, не имеющие жёсткой дисциплины партии и политика, ориентированная на местные нужды[1].

Прежде всего, идеологи американской политической системы  опасались концентрации государственной  власти. Поэтому, согласно Конституции  США, в основе американской политической системы лежит принцип разделения властей, причём верховный законодательный орган (Конгресс США) и высшая исполнительная должность (Президент США) являются выборными. Начиная с 1951 года, период пребывания президента у власти ограничен двумя четырёхлетними сроками. Суд имеет высокую степень независимости от других ветвей власти, хотя идеологические предпочтения судей иногда сказываются на принятых постановлениях. Значительная власть оставлена за штатами, которые имеют свои конституции и где законодательные собрания, губернаторы, а в большинстве штатов — и верховные судьи, также периодически избираются. Региональные и местные правительства обладают сильной властью и способны противостоять федеральному правительству; в частности, большинство вопросов правопорядка, образования, семейного права и землепользования решаются штатами. На местном уровне к выборным должностям могут относиться не только депутаты представительных органов, мэр и мировой судья, но и прокурор, шериф, ревизор, глава налоговой службы, члены советов по образованию и др. В целом из полумиллиона выборных должностных лиц в США менее 8500 относятся к федеральному и региональному уровню, а остальные работают в местных органах самоуправления.

В некоторых штатах проводятся референдумы, круг вопросов которых может включать налоги, политику борьбы с дискриминацией, права иммигрантов, отзыв выборных лиц. Критики прямой демократии утверждают, что референдумы могут приводить к непоследовательной политике, снижать значение институтов представительной демократии и ослаблять политические партии[2].

Если бы люди были ангелами, в 
государстве не было бы необходимости

Джеймс Мэдисон

Для американской демократии характерно недоверие не только ко власти, но и к народу. Её особенностью является наличие институтов, сдерживающих власть большинства и относительно слабо зависящих от него[3]. К таким институтам относятся, прежде всего, Верховный суд США и Сенат США. Заметную общественную роль играют неправительственные организации и частный бизнес, в особенности свободные и разнообразные средства массовой информации.

 

 

Поначалу  народный суверенитет вызывал настолько  сильные опасения, что идеологи США  намеревались ограничить избирательное право имущественным цензом, и некоторые штаты так и поступили. Как объяснял Бенджамин Франклин, лица, которые не владеют земельными участками, составляют мигрирующее население и слишком слабо связаны с благосостоянием штата, чтобы обладать привилегией голосовать на выборах[4]. Джон Адамс полагал, что если власть окажется под контролем большинства населения, они вначале отменят долги, затем введут высокие налоги на богатых и наконец поделят поровну всё остальное[5]. Избирательное право стало распространяться на всех белых мужчин только к концу 1850-х, а на всех взрослых граждан США ещё спустя 100 лет. В то же время отдельные регионы до сих пор не имеют собственных представителей в Конгрессе: Округ Колумбия, Пуэрто-Рико, Гуам.

Исторически выборы были прямыми и проводились по мажоритарной системе путём открытого голосования, за исключением выборов Президента США, которые были непрямыми. В настоящее время стандартом считается тайное голосование и по-прежнему преобладает использование мажоритарной системы. Несмотря на непрямой характер выборов Президента, случаев, когда делегаты Коллегии выборщиков голосовали против воли избирателей, не было (хотя были единичные случаи, когда они воздерживались в знак протеста). Выборы Президента сопровождаются наиболее высокой явкой избирателей, поскольку от их исхода зависит проводимая внутренняя и внешняя политика.

Мажоритарная  избирательная система стимулировала  создание двух противоборствующих коалиций. На рубеже XIX века последователи Томаса Джефферсона защищали интересы фермеров и делали упор на разделении властей, в особенности на законодательной власти. Им противостояли федералисты, возглавляемые Александром Гамильтоном, которые отражали интересы городской буржуазии, поддерживали сильную судебную власть и предпочитали энергичное правительство. Вскоре на основе обеих коалиций возникли две крупные партии. По мере появления новых актуальных политических и социально-экономических проблем, менялся состав образующих ведущие партии коалиций и их избирательная база. В середине 1850-х в американском обществе возник раскол вокруг вопроса о рабовладельчестве на западных территориях страны. Стала набирать силу третья партия, республиканская, которая вытеснила партию вигов. Тем не менее, конфликт не удалось решить демократическими способами, и в 1861 году вспыхнула гражданская война. Окончание войны привело не только к ликвидации рабства, но и к формальному запрету дискриминации в обеспечении избирательного права[6]. Война также способствовала переосмыслению демократии. В своей Геттисбергской речи Президент Авраам Линкольн сказал, что одним из источников свободы для американской нации является «правительство из народа, созданное народом и для народа».

Информация о работе Демократический политический режим