Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 13:38, доклад
С середины 70-х годов 20 столетия, с развертывания революционного движения в странах Южной Европы - Греции, Испании, Португалии против господствующих там авторитарных режимов начинается своего рода демократическая волна, охватывающая всю планету. Период с конца 80-х до начала 90-х годов ознаменовался дальнейшей экспансией демократических режимов в связи с осуществлением политических преобразований в Восточной Европе и СССР. Таким образом, в конце двадцатого века демократические режимы приходят на смену тоталитарным и авторитарным. Мир захвачен демократическими переменами.
В настоящее время редко можно встретить какой-либо другой термин, который использовался бы столь часто, как «демократия». Демократия, по образному выражению Ш. Деббаша, стала «престижным понятием». «Демократия - это политический идеал, который каждый режим эксплуатирует по своему усмотрению», считает другой западный ученый М. Агопьян. При этом само понятие демократии, демократического режима, вопреки (или, наоборот, благодаря) своей распространенности, отнюдь не отличается ясностью формулировок. Еще Г. Кельзен утверждал, что в 19 и 20 столетиях, став господствующим всюду, лозунгом, слово «демократия» утратило четко очерченное и твердое содержание.
1. Приоритёт прав и свобод
человека над законами
2. Равноправие всех граждан,
всеобщность права, его
3. Наличие независимого
правосудия, выступающего высшим
арбитром и гарантом
4. Приоритет в государственном
регулировании общественных
5. Свобода и права других
людей как важнейший или даже
единственный ограничитель
6. Строгое соответствие
текущего законодательства
7. Наличие отработанных
демократических процедур
8. Наличие совершенного
юридического механизма
9. Высокий уровень правовых знаний и правовой культуры граждан страны.
Следует заметить, что существующее в науке определение правового государства через ограничение власти законом, включающее верховенство закона, в качестве основного признака, является спорным. Государство законности может быть и полицейским государством. Господство права, а не закона, верховенство не просто закона, а правового закона - только с этих позиций можно говорить о правовом государстве.
4. Политический плюрализм.
В общепринятом смысле политический
плюрализм означает состояние соперничества
множества относительно независимых,
автономных социальных групп и их
организаций в борьбе за власть либо
влияние на власть, рассеивание власти
между многими конкурирующими силами,
отсутствие единого и общепризнанного
центра власти. В условиях политического
плюрализма ни одна группа или организация
не имеет и не претендует на монополию
власти. При демократическом режиме,
главная обязанность
4.1. Признаком политического плюрализма считается наличие политической оппозиции. В современной литературе присутствует несколько определений понятия «политическая оппозиция». Так, В.П. Макаренко рассматривает это явление через призму политических институтов и определяет как «общественные движения и партии, которые действуют организованно (явно или скрыто) и стремятся взять власть из рук правящей партии и передать ее в руки другой политической силы». Сторонники другой точки зрения рассматривают оппозицию как «противодействие, сопротивление, противопоставление своих взглядов и политики каким-либо другим взглядам и политике». На наш взгляд, и та, и другая формулировка не охватывает всех характеристик исследуемого явления. Первая, безусловно, сужает сферу деятельности политической оппозиции, не объясняет существования такой ее разновидности, как оппозиция внутрипартийная. Вторая - не дает представления о субъектах оппозиционной деятельности. Думается, односторонности можно избежать, если трактовать политическую оппозицию в следующих основных значениях: 1) как выступление против мнения большинства в политике, противопоставление своей политики официальному курсу; 2) как группу лиц или партий, выступающих вразрез с мнением большинства или господствующим мнением в законодательных, партийных или иных структурах. Следовательно, оппозицию можно рассматривать: 1. Как определенные критические по отношению к власти настроения. 2. Как политический институт. В первом случае условием оппозиции является само человеческое общество. Общество состоит из множества различных социальных групп, со специфическими материальными и духовными интересами, которые преломляются и требуют выражения в политической сфере. Именно несовпадение, а нередко и столкновение специфических социальных интересов составляет почву для политического плюрализма. В идеальном смысле возможен консенсус всех основных групп и организаций общества, и в таком случае почва для оппозиции отсутствует. Однако практически никогда не бывает согласия по. всем вопросам, ибо сталкиваются интересы разных страт, ищущие политического выражения и защиты. Во втором случае следует выделить целый комплекс условий, которые наиболее полно рассматривает американский политолог Р. Даль. В политической сфере такими условиями, по его мнению, являются следующие: «1) широко распространенное сегодня и близкое к универсальному избирательное право; 2) право участвовать в общественных делах; 3) справедливо организованные выборы, в которых исключено всякое насилие или принуждение; 4) надежно защищенная свобода выражения своего мнения, включающая критику правительства, режима, общества, господствующей идеологии и т.д.; 5) существование альтернативных и часто конкурирующих между собой источников информации и убеждений, выведенных из-под правительственного контроля; 6) высокая степень свободы в создании относительно автономных и самых разнообразных организаций, включая, что особенно важно, оппозиционные политические партии; 7) относительно высокая зависимость правительства от избирателей и результатов выборов».
В зависимости от
степени лояльности к действиям
правительства, следует различать
два типа оппозиции: внутрисистемную
(лояльную) и антисистемную (непримиримую).
При первом типе между конкурирующими
социальными и политическими
силами существует общее согласие (консенсус)
по поводу природы общественной системы,
основных принципов ее организации
и функционирования, по поводу базовых
ценностей, идеалов и целей общественного
развития, но нет согласия относительно
выбора конкретной политики, вариантов
решения той или иной общегосударственной
проблемы. В этом случае и правящая
в данный момент партия, и оппозиция
стоят на почве одной системы
и принципы ее не подвергают сомнению.
В развитых западных странах ни одна
из основных партий, реально претендующих
на власть, не ставит под сомнения сущность
и принципы общественной системы, в
рамках которой они функционируют.
Борьба идет за то, кто лучше выражает
и реализует интересы общества, кому
удается продвинуть специфические
интересы той или иной социальной
группы, по поводу методов осуществления
общенародных интересов. При втором
типе оппозиция выступает против
коренных основ общественной системы,
за ее разрушение и уничтожение. Демократический
режим предполагает свободное функционирование
оппозиций обоих типов в рамках
закона и установленных им правил
политической борьбы. Борьба с антисистемной
оппозицией должна вестись политико-правовыми
и идеологическими методами, но не
организационными и карательными. При
убежденности основной массы населения
в рациональности и справедливости
существующего политического
В зависимости от сферы распространения выделяют внутри партийную и парламентскую оппозицию. Под внутрипартийной оппозицией понимаются группировки, выступающие против каких-либо принципиальных вопросов политики партии и ее руководящих органов. Парламентская оппозиция - это группа депутатов парламента или парламентская фракция какой-либо партии, выступающая по ряду вопросов против правительственной политики. По используемым методам деятельности следует выделить легальную и нелегальную оппозицию. Легальная действует в рамках принятых в обществе законов, конституционно. Нелегальная существует вне закона, применяет антиконституционные методы, политической борьбы.
4.2. Часто политический
плюрализм отождествляют с мног
5. Наличие
развитого гражданского
Гражданское общество
- это сфера межличностных
Понятие гражданского общества указывает на многообразные структуры лидерства, автономные по отношению к институтам государственной власти. Отношения внутри гражданского общества не основаны на властных полномочиях одних по отношению к другим. Власть как бы вынесена за пределы гражданского общества и используется лишь как гарантия соблюдения всеми действующих законов. Формирование полноценного гражданского общества ведет к тому, что государство становится механизмом, осуществляющим определенные строго очерченные функции по его поручению и под его контролем.
В гражданском обществе
можно выделить несколько уровней:
экономический - конкурентное взаимодействие
многообразных частных
Можно выделить следующие устойчивые признаки, характеризующие гражданское общество:
а) наличие механизмов саморегулирования, которые вырабатываются в свободных, нерегламентированных государством отношениях между добровольными объединениями граждан;
б) автономность жизнедеятельности общества и отдельного человека от государства;
в) способность и реальную возможность делать политический выбор;
г) понимание и реальная возможность осуществления естественных, неотчуждаемых прав;
д) способность и возможность подчинять своей воле государственные органы (все без исключения), ибо только суверенный народ является законным источником власти.
6. Формирование массового среднего класса.
Хотя демократические
режимы различных типов появлялись
и исчезали на протяжении всей истории
человечества, современный демократический
режим содержит в себе качественное
отличие от всех предшествующих моделей.
Оно заключается в массовом уровне
благосостояния, отсутствии резких социальных
контрастов. Американский социолог М.
Паренти дает следующую характеристику
демократии: «Демократия есть система
управления, при которой... условия
жизни гуманны и примерно одинаковы».
«Демократия превращается в высшую
ценность и может быть в достаточной
степени реализована лишь на базе
вполне зрелого, материально обеспеченного
общества...». В настоящее время, мы
действительно обнаруживаем чрезвычайно
тесную взаимосвязь между
7. Наличие
фундаментальных прав и свобод
человека и гражданина, не только
провозглашенных, но и
«Условия и степень
реальной возможности пользоваться
прокламированными правами