Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 11:48, курсовая работа
Важнейшее значение для международной торговли асинхронными двигателями имеет стандартизация шкалы мощностей и рядов установочных размеров, а также увязка шкалы мощностей с установочными размерами.
Целью курсового проекта является изучение внутреннего устройства асинхронного двигателя, исследование характеристик двигателя, расчет его основных параметров и сравнение полученных результатов со справочными данными.
Введение……………………………………………………………….…………….....5
Анализ технического задания………………………..………………………….……7
1 Определение главных размеров и выбор электромагнитных нагрузок….………8
2 Выбор числа пазов и типа обмотки статора, расчёт обмотки и размеров зубцовой зоны статора………………………………………………………………..….…10
3 Выбор воздушного зазора………………………………...………………….…….18
4 Расчет короткозамкнутого ротора……………….....…………………..……...…..19
5 Расчет магнитной цепи……………………………….……………………..……...25
6 Параметры рабочего режима…………………………….………………….……..31
6.1 Активные сопротивления обмоток ротора и статора …..……………….……..31
6.2 Индуктивные сопротивления рассеяния асинхронного двигателя …….……..34
7 Расчет потерь мощности в режиме холостого хода….…..……………….……...39
8 Расчет рабочих характеристик…………………………….…………….….…..…44
9 Расчет пусковых характеристик………………………….………………….….....51
10 Тепловой и вентиляционный расчёт асинхронного двигателя……..……...…..62
11 Конструирование двигателя……………………………………………….……..67
Заключение…………………………………………….……….……………….…….69
Список использованных источников...…………………….………………..............70
Для изоляционных материалов классов нагревостойкости В, = 0,16 Вт/(м × 0С). Значения коэффициента определяются в зависимости от отношения диаметра голого и изолированного провода ( = f(0,93596) =1.2).
Превышение температуры внутренней поверхности магнитопровода статора над температурой воздуха внутри машины (0С):
где К – коэффициент, учитывающий, что только часть потерь мощности в стали и пазовой части обмотки статора передаётся воздуху внутри машины, а остальная часть потерь передаётся через станину наружному воздуху (К=0,2);
– коэффициент теплоотдачи с поверхности ( = 93).
Перепад температуры по толщине изоляции лобовой части катушки из круглого провода:
(10.5)
где – условный периметр охлаждения лобовой части одной катушки ( = =0,0367 мм);
– односторонняя толщина изоляции лобовой части катушки, мм. При отсутствии изоляции = 0.
Превышение температуры поверхности лобовых частей обмотки статора над температурой воздуха внутри машины:
Среднее превышение температуры
обмотки статора над
(10.7)
Превышение температуры воздуха внутри машины над температурой окружающей среды определяется в предположении, что температура корпуса равна температуре воздуха внутри машины. При этом условии:
где – сумма потерь мощности, отводимых в воздух внутри машины, Вт;
– коэффициент подогрева воздуха, ( = 20 Вт/(м2 × 0С));
– условная поверхность охлаждения корпуса, м2.
Для двигателей со степенью защиты IP44 из суммы вычитаются потери мощности на трение наружного вентилятора о воздух, составляющие примерно 0,9 Рмех:
(10.9)
где – определяются по формуле:
(10.10)
При расчёте условной поверхности охлаждения корпуса учитывают поверхность рёбер станины:
, (10.11)
где – условный периметр поперечного сечения рёбер корпуса двигателя ( =0.15).
Среднее значение превышения температуры обмотки статора над температурой окружающей среды:
Так как тепловой расчёт носит приближённый характер, полученное значение должно быть меньше допустимого как минимум на 10 %.
Вентиляционный расчёт асинхронного двигателя, как и тепловой расчёт, выполняется приближённым методом. Сущность метода заключается в сравнении расхода воздуха, необходимого для охлаждения двигателя, с количеством воздуха, который обеспечивает осевой вентилятор определённой конструкции при заданных размерах корпуса.
Требуемый расход воздуха для асинхронных двигателей со степенью защиты IР44:
(10.13)
где – коэффициент, учитывающий изменение теплоотдачи по длине корпуса машины.
Коэффициент m = 1,8 для 2р ≥ 4 при h ≤ 132 мм.
Расход воздуха, который может быть получен при заданных размерах двигателя, (м3/сек) определяется по эмпирическим формулам (для исполнения IР44):
где п – частота вращения ротора, об/мин.
Для нормального охлаждения асинхронных двигателей необходимо, чтобы расход воздуха, обеспечиваемый наружным вентилятором, был больше требуемого, то есть выполнялось условие:
11 Конструирование двигателя
Основные установочные и габаритные размеры приняты по ГОСТу 18709-73.
Установочные размеры:
l31 = 56 мм; l10 = 125 мм; b10 = 140 мм; d10 = 10 мм.
Габаритные размеры:
Длина l = 350 мм
Высота h = 243 мм
Ширина (диаметр корпуса) = 208 мм
Заданием на курсовой проэкт не предусмотрен механический расчет вала, по этому диаметр выступающего конца вала принимается равным размеру диаметра вала под магнитопровод (d3 = dв ≈ 34 мм)
В зависимости от диаметра выступающего конца вала, по учебному пособию принимаются диаметры d1и d2.
d1=24 мм d2=25мм
Длина выступающего конца вала l=50 мм.
Подшипники принимаются согласно таблице пособия в зависимости от высоты вала (h=90):
Подшипники шариковые радиальные однорядные с двумя уплотнениями, средняя широкая серия, номер 180605.
Размеры подшипников: d = 25 мм; D = 62 мм; B = 24 мм; r = 2 мм.
От края подшипника отступаем 10-15 мм.
Размеры лобовой части обмотки статора принимаются по расчетам:
Lвыл=41 мм; B=10 мм; hп1=13,6 мм.
Размеры вентиляционных лопаток ротора принимается по таблице учебного пособия.
lл=30мм; hл=15мм; N (число лопаток)=9.
Длина магнитопровода статора и ротора определяется по расчету:
l1=l2=81,71 мм
Значения диаметров берутся из расчетов:
lδ=81,7 мм; D2=94,9 мм; Da=149 мм; D=95,4 мм.
Двигатели с высотой оси вращения 50 – 132 мм имеют вентилятор и кожух из пластмассы. Вентилятор фиксируется с помощью рифления на валу.
Наружный диаметр вентилятора
Ширина лопаток вентилятора
Число лопаток вентилятора при числе полюсов 2р ≥ 4
Размеры рым-болта принимаются по пособию для двигателя массой до 120 кг. Масса двигателя m = 16,7 кг. Рым-болт отсутствует, так как масса двигателя не превышает 30 кг.
Станина асинхронного двигателя с высотой до 120 мм выполняется из алюминиевого сплава с продольно поперечным оребрением.
Толщина станины принимается 50% от среднего значения толщины стенки при литье в земляные формы.
Толщина стенки bст=0,5·7=3,5 мм
Оребрёнными выполняются станины асинхронных двигателей со степенью защищённости IР44(IР54).
Высота ребра мм.
Число рёбер на четверть поверхности статора - мм.
По внешнему диаметру
станины и числу рёбер
(149+2·3,5)/28 = 5,57
Шаг оребрения – 5,6 мм.
Радиус округления ребра Rp и угол между боковыми поверхностями ребра определяются в зависимости от высоты оси вращения по таблице пособия:
Rp=1,5 мм;
Заключение
Результатом произведенного электромагнитного расчета, является спроектированный асинхронный двигатель с короткозамкнутым ротором, удовлетворяющий требованиям ГОСТ как по энергетическим показателям (КПД и ), так и по пусковым характеристикам.
Тепловой расчет показал, что наружный вентилятор обеспечивает необходимый для нормального охлаждения расход воздуха.
При конструировании был выбран материал станины, алюминиевый сплав. Станина выполняется с продольно-поперечным оребрением. Через длительно передаваемый момент рассчитаны размеры вала, и выбраны шарикоподшипник 180605.
Технические данные спроектированного асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором: мощностью P2 =2,2 кВт, номинальное напряжение 230/400 В, число полюсов 2p = 4, частота вращения n=1720,7 об/мин, коэффициент полезного действия η = 0,83, коэффициент мощности cosφ = 0,83.
Список использованных источников
1 Кутарев А.М. Проектирование
асинхронных двигателей с
2 Проектирование электрических машин: Учеб. для вузов / И.П. Копылов, Б.К. Клоков, В.П. Морозкин, Б.Ф. Токарев; Под ред. И.П. Копылова. – 3-е изд., испр. И доп. – М.: Высш. Шк., 2002. – 757с.: ил.
3 СТО 02069024.101-2010. Общие
требования и правила
Рисунок 4 – Эскиз паза ротора
Рисунок 5 - Эскиз паза статора