Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 11:48, курсовая работа
Важнейшее значение для международной торговли асинхронными двигателями имеет стандартизация шкалы мощностей и рядов установочных размеров, а также увязка шкалы мощностей с установочными размерами.
Целью курсового проекта является изучение внутреннего устройства асинхронного двигателя, исследование характеристик двигателя, расчет его основных параметров и сравнение полученных результатов со справочными данными.
Введение……………………………………………………………….…………….....5
Анализ технического задания………………………..………………………….……7
1 Определение главных размеров и выбор электромагнитных нагрузок….………8
2 Выбор числа пазов и типа обмотки статора, расчёт обмотки и размеров зубцовой зоны статора………………………………………………………………..….…10
3 Выбор воздушного зазора………………………………...………………….…….18
4 Расчет короткозамкнутого ротора……………….....…………………..……...…..19
5 Расчет магнитной цепи……………………………….……………………..……...25
6 Параметры рабочего режима…………………………….………………….……..31
6.1 Активные сопротивления обмоток ротора и статора …..……………….……..31
6.2 Индуктивные сопротивления рассеяния асинхронного двигателя …….……..34
7 Расчет потерь мощности в режиме холостого хода….…..……………….……...39
8 Расчет рабочих характеристик…………………………….…………….….…..…44
9 Расчет пусковых характеристик………………………….………………….….....51
10 Тепловой и вентиляционный расчёт асинхронного двигателя……..……...…..62
11 Конструирование двигателя……………………………………………….……..67
Заключение…………………………………………….……….……………….…….69
Список использованных источников...…………………….………………..............70
По результатам расчёта рабочих характеристик уточняют параметры номинального режима работы и строят рабочие характеристики.
Рисунок 1 – Рабочие характеристики
9 Расчёт пусковых характеристик
Для асинхронных двигателей с короткозамкнутым ротором самым распространённым способом пуска является прямое включение на номинальное напряжение сети. В процессе пуска частота тока в обмотке ротора изменяется от частоты сети до значений, соответствующих рабочим скольженьям. В диапазоне значений скольжения от , примерно, до критического в массивных стержнях обмотки ротора возникает эффект вытеснения тока и ток по сечению стержня распределяется неравномерно. Чем ближе к воздушному зазору, тем плотность тока в стержне оказывается выше.
При литой алюминиевой обмотке ротора при расчётной температуре 75 0С
Где -частота сети.
Высота стержня:
Коэффициент =0,137 и =0,93
Практика расчётов показывает, что если < 1 влияние эффекта вытеснения тока на параметры машины можно не учитывать.
По значению коэффициента определяют расчётную глубину проникновения тока в стержень:
Сечение стержня на расчётной глубине в случаях, когда:
(9.4)
где – ширина паза ротора на расчётной глубине.
Расчётный коэффициент увеличения сопротивления стержня:
где – сечение стержня, определённое по формуле (4.10).
Коэффициент увеличения активного сопротивления фазы обмотки ротора в результате эффекта вытеснения тока:
Активное сопротивление обмотки ротора, приведённое к обмотке статора, с учётом эффекта вытеснения тока:
Коэффициент удельной магнитной проводимости пазового рассеяния обмотки ротора с учётом эффекта вытеснения тока определяют по формуле (6.15).
Значение индуктивного
сопротивления рассеяния
где
Влияние насыщения путей потоков рассеяния на параметры машины проявляется в снижении проводимости пазового и дифференциального рассеяния обмоток статора и ротора.
Снижение удельной проводимости пазового рассеяния, вызванное насыщением головок зубцов, учитывают введением дополнительного раскрытия паза . Величина дополнительного раскрытия паза зависит от токов в обмотках машины. В свою очередь токи в обмотках зависят от параметров. Поэтому, задача определения насыщенных значений параметров решается методом последовательных приближений.
Коэффициент рассеяния статора в режиме пуска:
где – коэффициент насыщения магнитной цепи.
Коэффициент сопротивления статора:
Параметры схемы замещения в режиме пуска, Ом:
Ом (9.12)
Ом
Ом (9.14)
Полное пусковое сопротивление:
. (9.15)
Расчётный ток ротора при пуске:
Предварительное значение тока ротора при пуске с учётом влияния насыщения:
где Кн – коэффициент насыщения. Если расчёты пусковой характеристики выполняются для скольжения s = 1, то можно, предварительно, принять Кн = 1,4.
Расчётная намагничивающая сила пазов статора и ротора:
Эквивалентное раскрытие паза, м:
, (9.19)
где b – ширина паза. Размер паза, ближайший к зоне шлица.
Расчёт эквивалентного раскрытия паза производят для пазов статора и полузакрытых пазов ротора.
Уменьшение проводимости пазового рассеяния:
(9.20)
(9.21)
Коэффициент удельной магнитной проводимости пазового рассеяния:
Коэффициент удельной магнитной проводимости дифференциального рассеяния:
где
(9.26)
Расчётное индуктивное сопротивление рассеяния обмотки статора:
. (9.27)
Расчётное индуктивное
сопротивление рассеяния
. (9.28)
Полное сопротивление рабочего контура схемы замещения с учётом насыщения и вытеснения тока в обмотке ротора при пуске двигателя:
где Ом
Ом
Расчётный ток ротора при пуске:
Активная составляющая тока статора при пуске, А:
(9.31)
(9.32)
Ток статора при пуске:
(9.33)
Кратность пускового тока:
Пусковой момент, Н ∙ м:
(9.35)
Кратность пускового момента:
Пусковые характеристики рассчитывают для значений скольжения: 1,0; 0,8; 0,6; 0,4; 0,2 и 0,1. Результаты расчётов сводят в таблицу 2.
Таблица 2 – Расчет пусковых характеристик
s |
1 |
0,8 |
0,6 |
0,4 |
0,2 |
0,1 |
ξ |
1,24539 |
1,1139 |
0,96466 |
0,78764 |
0,55695 |
0,39382 |
φ |
0,196 |
0,1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Φ |
0,93 |
0,95 |
0,94 |
0,96 |
0,975 |
0,99 |
hr, м |
0,01459 |
0,01586 |
0,01745 |
0,01745 |
0,01745 |
0,01745 |
br, м |
0,00208 |
0,00178 |
0,00141 |
0,00141 |
0,00141 |
0,00141 |
gr, м2 |
51,79024 |
54,24867 |
56,78434 |
56,78434 |
56,78434 |
56,78434 |
krr |
1,09256 |
1,04305 |
0,99647 |
0,99647 |
0,99647 |
0,99647 |
Kr |
1,06879 |
1,03199 |
0,99738 |
0,99738 |
0,99738 |
0,99738 |
r2’ξ, Ом |
2,5375 |
2,45014 |
2,36796 |
2,36796 |
2,36796 |
2,36796 |
Λnξ2, Ом |
1,67094 |
1,69612 |
1,68353 |
1,70871 |
1,7276 |
1,74649 |
Kx |
0,98104 |
0,98646 |
0,98375 |
0,98917 |
0,99323 |
0,99729 |
xξ’2, Ом |
5,21176 |
5,24053 |
5,22614 |
5,25492 |
5,2765 |
5,29808 |
rξ’2, Ом |
2,70786 |
2,61463 |
2,52693 |
2,52693 |
2,52693 |
2,52693 |
xξ”2, Ом |
5,56164 |
5,59235 |
5,577 |
5,6077 |
5,63073 |
5,65376 |
znξ, Ом |
12,17992 |
12,48936 |
12,99322 |
14,32803 |
19,14259 |
30,45805 |
In”2, А |
18,88355 |
18,41567 |
17370154 |
16,05245 |
12,01509 |
7,55137 |
Iп”n2, А |
26,43696 |
23,01959 |
22,12693 |
20,06556 |
15,01886 |
9,43921 |
Fn, Н |
9977,651 |
8687,890 |
8350,988 |
7573,001 |
5668,313 |
3562,4805 |
Δbш1· 1000 |
0,76804 |
0,64678 |
0,51051 |
0,51784 |
0,21975 |
0 |
Δbш2· 1000 |
2,08886 |
1,92195 |
1,87349 |
1,75256 |
1,3898 |
0,82463 |
Δλп1 |
0,09435 |
0,08258 |
0,07887 |
0,06896 |
0,03241 |
0 |
Δλп2 |
0,55128 |
0,525 |
0,51717 |
0,49718 |
0,43259 |
0,31012 |
λn’н1, Ом |
1,22162 |
1,23339 |
1,2371 |
1,24701 |
1,28356 |
1,31597 |
λn’ξн2,Ом |
1,11966 |
1,17112 |
1,16636 |
1,21153 |
1,29501 |
1,43637 |
λд’н1, Ом |
1,27114 |
1,35473 |
1,38087 |
1,45025 |
1,70114 |
2,11797 |
λд’н2, Ом |
1,13731 |
1,2121 |
1,23549 |
1,29756 |
1,52205 |
1,89499 |
xн”1, Ом |
3,41112 |
3,5031 |
3,5319 |
3,60837 |
3,88562 |
4,31892 |
xξн”2, Ом |
3,21823 |
3,37709 |
3,40054 |
3,53547 |
3,92298 |
4,57014 |
Rn, Ом |
5,9472 |
6,50763 |
7,4509 |
9,55668 |
15,87401 |
28,50868 |
Xn, Ом |
6,62936 |
6,8802 |
6,93244 |
7,14384 |
7,80861 |
8,88906 |
znξн, Ом |
8,90604 |
9,47029 |
10,17716 |
11,93166 |
17,69063 |
29,86235 |
In’н”2, А |
25,82518 |
24,28649 |
22,59962 |
19,27644 |
13,00123 |
7,70201 |
I’na, А |
18,26671 |
17,64356 |
17,40493 |
16,13606 |
12,11955 |
7,66371 |
I’np, А |
20,68629 |
19,13219 |
16,89042 |
13,08796 |
7,45088 |
4,19122 |
In1 |
27,59702 |
26,02568 |
24,2532 |
20,7766 |
14,2267 |
8,73492 |
kin |
5,7472 |
5,41997 |
5,05084 |
4,32682 |
2,96278 |
1,81909 |
Mn, Н∙м |
28,74301 |
30,68103 |
34,23459 |
37,36008 |
33,99013 |
23,85732 |
Km |
2,35418 |
2,51291 |
2,80396 |
3,05995 |
2,78394 |
1,95402 |
Рисунок 2 – Пусковые характеристики
10 Тепловой и вентиляционный расчёт асинхронного
двигателя
Цель теплового расчёта асинхронного двигателя – это определение превышения температуры его отдельных частей над температурой охлаждающего воздуха.
В асинхронных двигателях с короткозамкнутым ротором наиболее сильно, как правило, нагревается обмотка статора. Допустимое среднее значение превышения температуры обмотки статора над температурой охлаждающей среды (перегрев обмотки статора) зависит от класса нагревостойкости (температурного индекса) выбранного изоляционного материала. Перегрев обмотки статора должен быть ниже допустимых значений, установленных ГОСТ 183-74, при температуре охлаждающей среды 40 0С и высоте над уровнем моря не более 1000 м. Для класса нагревостойкости В допустимое значение – 80.
Исходными данными к тепловому расчёту являются потери мощности в режиме номинальной нагрузки, полученные в результате расчёта рабочих характеристик. Тепловой расчёт асинхронного двигателя производят, предполагая, что в процессе эксплуатации его обмотки могут быть нагреты до предельной температуры. Поэтому, потери мощности в обмотках, определённые при расчётной температуре, пересчитывают на предельную температуру, умножая их на коэффициент . В зависимости от выбранного изоляционного материала этот коэффициент принимает значения для изоляции класса нагревостойкости В.
Потери мощности в обмотке статора подразделяют на потери в пазовой части и в лобовой части обмотки статора:
Перепад температуры в изоляции пазовой части обмотки (0С):
, (10.3)
где – периметр поперечного сечения паза, мм;
– односторонняя толщина пазовой изоляции, мм;
– средняя эквивалентная теплопроводность пазовой изоляции;
– среднее значение