Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 13:20, курсовая работа
Этот материал испытан автором на практике в течение пятнадцати лет. В этой работе описаны две организационные формы, в которых можно обучать школьников решению исследовательских задач. Это Турнир юных физиков и занимательная астрономическая олимпиада для школьников «Космическая Одиссея». Опыт показал, что многие задания, которые подготовлены для этих мероприятий, учителя могут использовать и на уроках.
Кроме того, эти задания могут послужить исходным материалом для выступления ребят на интеллектуальных конкурсах, детских научных конференциях, конкурсах-защитах МАН и т.п.
Введение
Часть 1. Турнир юных физиков.
Глава 1. История, задачи и правила турниров юных физиков.
§1. История турниров
§2. Задачи турниров
§3. Правила
Глава 2. Подготовка турнирной команды
§1. Организация турнирной команды и работы в ней.
§2. Решение оценочных задач.
§3. Дополнительные главы физики.
§4. Дополнительные главы математики.
§5. Работа над решениями турнирных задач.
§ 6. Работа с литературой
§7. Подготовка команды к выступлению.
Глава 3. Примеры решения турнирных задач
Часть 1. Космическая одиссея.
Заключение
Список литературы
3) Расчетные олимпиадные задачи. Самый традиционный олимпиадный жанр. Для 7-8 классов «действие» традиционных олимпиадных задач было перенесено в космическое пространство (реальное или фантастическое), задачи для 9-11 классов были основаны на явлениях астрономии, физики Земли, космонавтики и авиации.
(9 класс, 2005 г.) Подлетев к незнакомой планете, космический корабль перешел на низкую круговую орбиту. Смогут ли космонавты, пользуясь только часами, определить среднюю плотность вещества планеты? Как?
Напоминаем на всякий случай, что объем шара радиуса R вычисляется по формуле V = 4πR3/3
Спутник для Евгении. (9-11 класс, 2008 г.) На снимке вы видите редкое явление природы – астероид Евгения со спутником. Спутник диаметром 13 км вращается вокруг астероида диаметром 215 км по почти круговой орбите радиусом 1190 км и совершает полный оборот за 4,7 суток.
Можете ли вы с помощью этих данных определить плотность астероида? Из какого вещества, по вашему мнению, он может состоять?
Решение
Напоминаем на всякий случай, что объем шара радиуса R вычисляется по формуле V = 4πR3/3
Корабль обращается по орбите радиусом r=1190км ) с периодом T=4,7сут под действием гравитационной силы. Запишем второй закон Ньютона для корабля:
. (1)
Средняя плотность планеты радиуса R
, (2)
Из формул (1), (2) получаем:
(3)
Подставив данные, получим ρ=1160кг/м3.
Эта плотность ненамного больше плотности воды. Это означает, что астероид может иметь пористое строение, либо состоять из водяного льда с небольшой примесью камней.
Великолепная восьмерка. (9-11 класс, 2005 г.)
На фото представлен хорошо вам известный космический объект, снятый с земной поверхности.
1. Что это за объект?
2. Как проводились съемки?
3. Почему на фото получилась «восьмерка»?
РЕШЕНИЕ. На фотографии 36 изображений Солнца, снятые в разные дни года в одно и то же время суток, при этом фотокамера не меняла своего положения. Если бы движение Солнца по небесной сфере было равномерным, то изображения располагались бы по дуге окружности (например, при съемке в 12.00 местного времени Солнце было бы видно строго на юге на разной высоте). Поскольку движение Солнца неравномерно, его положения в одно и то же время суток немного смещены, и вместо дуги окружности получается восьмерка. Такая кривая (положение Солнца в одно и то же время суток в разные дни года) называется аналема.
Взгляд со стороны (7 класс, 2005 год) На фото – снимок Земного шара. Какое явление наблюдает человек, находящийся в черном пятне? А человек, находящийся в серой области вокруг этого пятна? Почему форма пятен именно такая?
РЕШЕНИЕ. Человек в черном пятне видит полное солнечное затмение – пятно возникает потому, что Луна закрывает эту область Земли от солнечных лучей. На серую область попадают лучи только от части солнечного диска. Человек видит эту часть – и называет это частным солнечным затмением. Пятна имеют форму круга, потому что это тень от шара (Луны).
На первый взгляд кажется, что подготовка турнирной команды – неразрешимая задача.
В моей разработке показано, что очень сложная турнирная задача при детальном рассмотрении сводится к нескольким задачам попроще. Точно так же задача подготовки к турниру сводится к ряду более простых:
Думаю, Вы согласитесь, что каждая из этих задач уже не кажется неприступной.
Понятно, что одного желания руководителя недостаточно, чтобы в школе появилась турнирная команда. И руководителю, и ученикам придется затратить много сил и времени – и это основная трудность на этом пути. Почему же все-таки находятся и учителя, и дети, которые бросаются в это дело с головой?
Ученик при этом чувствует, что он стал лучше понимать физику и здорово научился решать тестовые, конкурсные и олимпиадные задачи. Еще бы – многие физические законы он вывел для себя сам, работая над турнирными задачами. Многие турнирные бойцы стали студентами, еще не закончив школу. И в университете они становятся одними из лучших – потому что уже школьниками почувствовали вкус научной работы.
Учителю же подготовка турнирной команды дает ни с чем не сравнимый рост физической квалификации. Ему теперь по плечу олимпиадные задачи любого уровня – вплоть до международного. Он видит, что знания, полученные в институте, не лежат мертвым грузом, но активно используются. И, конечно, большое удовольствие доставляют победы воспитанников.
Так что собирайте группу учеников, интересующихся физикой – и начинайте подготовку. Успехов Вам!