Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 18:16, контрольная работа
Cократовская ирония выступает в качестве диалектической ловушки, при посредстве которой обыденный здоровый смысл оказывается вынужденным выйти из всяческого своего окостенения и дойти - не до самодовольного всезнайства, а до имманентной ему самому истины, эта ирония есть не что иное, как форма, свойственная философии в ее субъективном отношении к обыденному сознанию. Короче говоря он просто грузит человека.
Введение………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Жизнь и воззрение Сократа…………………………………………6
Глава 2. Классический период античной философии до Сократа………….9
Глава 3. Понимание души человека по Сократу…………………………….11
Глава 4. Философия Сократа. Сократические школы …………………….. 13
Глава 5. Краткий обзор событий времени жизни Сократа………………….17
Заключение……………………………………………………………………..18
Список использованный литературы ……………………………………...19
1.Философия: Краткий курс. – Н.А. Моисеева, В.И. Сороковикова, СПб.: Питер, 2008. – 352 с.: ил. – ( Серия «Краткий курс» ).
2.Философия: Учебник. – В.Г. Кузнецов, И.Д. Кузнецова, В.В. Миронов,
К.Х. Момджян. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 519 с.
3.Философия: экзаменационные ответы / Л.С. Николаева, С.И. Самыгин, Л.Д. Столяренко. – Изд. 3-е. – Ростов н/Дону: Феникс, 2006. – 384 с. -
4.Основы философии: Учебное пособие. – М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2008. - 368 с.: ил.
5. Сократ. Жизнеописание, мировоззрение, цитаты: за 60 минут. – СПб.: Невский проспект; Вектор, 2007. – 187, [5] с. – ( Человек мира )
Глава 7. Известные высказывания Сократа
· Я знаю, что я ничего не знаю.
· Если хочешь совершать добрые поступки, ты должен знать, что такое добро вообще.
· Лучше работать без определенной цели, чем ничего не делать.
· Чем меньше у меня желаний, тем ближе я к богам.
· Завоевывай себе друзей не пустой ленью, а искренними словами любви.
· Сила тебе не поможет завязать и сохранить дружбу, ибо друг — это животное, которое можно поймать и приручить лишь добротой и любовью.
· Доброта не приходит от владения многими вещами; наоборот, лишь доброта превращает владения человека в достоинство.
· Подобно тому, как один человек получает наслаждение от заботы о своей земле, другой — от заботы о своем коне, так и я каждый день наслаждаюсь тем, что становлюсь лучше.
· Загляните в свои собственные души и найдите в них искру правды, которую боги поместили в каждое сердце и из которой только вы сами сможете раздуть пламя.
· Так много есть на свете вещей, которые мне не нужны!
· В каждом человеке — солнце. Только дайте ему светить.
· Я ем, чтобы жить, а другие люди живут, чтобы есть.
· Нельзя врачевать тело, не врачуя души.
· Сколько же есть вещей, без которых можно жить.
· Точное логическое определение понятий — условие истинного знания.
· Я не только поступаю в соответствии с тем, что я есть, но и становлюсь в соответствии с тем, как я поступаю.
· Я знаю только то, что я ничего не знаю, но некоторые не знают и этого.
· Любви женщины следует более бояться, чем ненависти мужчины. Это — яд, тем более опасный, что он приятен.
· Заговори со мной, чтоб я тебя увидел.
· Кто мудр, тот и добр.
Введение
В истории философии, пожалуй,
нет фигуры более известной, чем
Сократ. Еще в древности в сознании
людей он стал воплощением мудрости,
идеалом мудреца, поставившего истину
выше жизни. О Сократе, его личности
и учении накопилась огромная литература.
И тем не менее в истории
философии, возможно, нет фигуры более
загадочной, чем Сократ. Дело в том,
что Сократ не оставил письменного
наследства. О его жизни и учении
мы узнаем главным образом из сочинений
его учеников и друзей (философа
Платона, историка Ксенофонта) или его
идейных противников (комедиографа
Аристофана), а также из книг более
поздних авторов (например, Аристотеля),
каждый из которых по-своему понимал
Сократа. Все это создает большие
трудности при воссоздании
Чтобы разобраться в существе
поставленной проблемы и разыгравшейся
вокруг нее идейно-философской борьбе,
чтобы выяснить теоретическое содержание,
смысл и значение учения Сократа,
необходимо прежде всего рассмотреть
его взгляды в контексте
Загадка Сократа
Проблема Сократа в значительной мере сводится к вопросу об исторической ценности и степени достоверности свидетельств о нем. Возникает вопрос: а можно ли вообще на основании дошедших до нас литературных источников воссоздать подлинный образ Сократа, установить, кем он был и чему учил в действительности?
Некоторые исследователи, изучающие
Сократа, на основании тщательного
филологического анализа
Мифичен ли Сократ? Любой источник информации о Сократе следует признать достоверным, пока не будет доказано обратное.
«Портрет» Сократа дан Платоном в различных планах (философско-этическом, социально-политическом, художественно-историческом, биографическо-личностном), причем Сократ представляется всегда как идеал мудреца, человека и гражданина.
Сократ жил в переходный период истории Греции, когда греческая демократия (в частности, афинская) стала клониться к упадку. Поэтому вся философия Сократа, его духовный облик и деятельность — наиболее яркое проявление этой переходной и глубоко противоречивой эпохи. Кроме того, как известно, именно софисты и Сократ повернули греческую философию от «физики» к антропологии — от философствования о природе к философствованию о человеке и человеческих делах.
Сократ был человеком «многомерным», сложным, оригинальным, а подчас противоречивым и парадоксальным, пишет Кессиди.
Изображаемые в диалогах
сцены (большей частью беседы Сократа)
художественно правдивы, но в качестве
эмпирически-исторических фактов они
носят более вероятностный, чем
достоверный характер. Иначе говоря,
беседы платоновского Сократа —
не дословная передача бесед и
речей исторического Сократа, а
нередко рассуждения «по
Заслуживает внимания то, что в сочинениях по преимуществу рассматриваются этические проблемы, исследуются различные добродетели, развивается мысль о том, что добродетель в конечном счете основана на знании и сводится к нему.
Итак, при всей идеализации Сократа Платоном диалоги Платона, в которых нередко трудно отличить подлинно исторического Сократа от Сократа платонизированного, остаются среди наиболее ценных источников наших сведений об историческом Сократе.
Были и враги у Сократа, напоминает Кессиди. Например, Аристофан в своей комедии «Облака», пытался высмеять философа. Вместе с тем, эта пьеса свидетельствует о том, что имя Сократа получило известность еще задолго до суда над ним.
Личность Сократа
Афины конца V в. до н. э. - это прежде всего рыночная площадь (агора). В центре — большое здание для торговли хлебом. Вокруг агоры расположились общественные здания, а на прилегающих к ней узких и кривых улицах — мастерские, парикмахерские, лавки парфюмеров, трапезитов-менял, ламповщиков, книготорговцев. С любого места виден Парфенон на Акрополе, возвышающимся над городом.
С утра и до вечера эти улицы всегда полны народа. Афиняне общаются и обмениваются новостями, пересказывают друг другу истории, передают слухи.
В Афинах того времени можно было увидеть человека, который целыми днями бродил по городу и вступал в беседу со всяким, кто попадался ему по пути. Его можно было встретить на рыночной площади, в мастерской оружейника, плотника, сапожника, в гимнасиях и палестрах (местах для занятий гимнастикой) — словом, почти всюду, где можно было общаться с людьми и вести беседы. В то же время этот человек избегал публичных выступлений в народном собрании, суде и других государственных учреждениях. Это был не кто иной, как афинянин Сократ, сын Софрониска.
Сократ привлекал внимание
решительно всем: внешностью и образом
жизни, деятельностью и учением.
В отличие от платных учителей
мудрости (софистов), щеголявших в пышных
одеждах, он всегда был одет скромно
и нередко ходил босиком. По представлениям
греков, столь высоко ценивших телесную
красоту и уверенных в своей
красоте, Сократ был безобразен: невысокого
роста, приземистый, с отвисшим животом,
большой лысой головой и
Эллинский тип красоты
предполагает правильные черты лица,
прямой нос, большие выразительные
глаза. Нос же Сократа был приплюснут
и вздернут, имел широкие ноздри;
губы были чувственными и толстыми;
лицо одутловато; глаза — навыкате
(как у рака), к тому же по своей
всегдашней манере смотрел он чуть
исподлобья (Платон. Федон. 117 b). Словом,
внешний вид Сократа
По словам красавца Алкивиада (Платон. Пир. 215 b и сл.), Сократ похож на Силена или сатира — волосатого похотливого демона — получеловека, полукозла, которого ваятели обычно изображали с дудочкой или флейтой, делая фигурку полой изнутри. Если же раскрыть этот «силенообразный» футляр, то внутри можно обнаружить изумительной красоты золотые изваяния богов. Таков и был Сократ.
Кессиди пишет, что при слушании Сократа у многих на глазах появлялись слёзы, и душа трепетала. Люди задумывались о своей жизни и даже испытывали стыд.
У греков времен Сократа не было принято писать биографии. Они ставили на первый план общественную деятельность человека как гражданина полиса и уделяли мало внимания его личной жизни; полноценным гражданином они считали того, кто активно участвовал в общественной жизни и заботился о благе полиса как единого целого. Эллин не мыслил себя вне полиса и политики. Не случайно греческие философы (Демокрит, Аристотель) определяли гражданина полиса как общественно-политическое существо.
Возможно, нам было бы значительно
меньше известно о жизни и личности
Сократа, если бы не превратности его
судьбы, если бы его деятельность не
стала предметом судебного
Вскоре после его смерти разгорелась острая идейная борьба между теми, кто считал преследование философа правомерным, и теми, кто был с этим в корне не согласен. К числу последних, как мы уже знаем, относились ученики и друзья Сократа — философ Платон и историк Ксенофонт.
Достоверно известно, что Сократ был казнен в 399 г. до н. э. в возрасте 70 лет.
Отец и мать Сократа ничем не выделялись от остальных жителей. Отец Софрониск был скульптором, а мать Фенарета - повивальной бабкой.
Сократ имел такое же первоначальное
образование, как и многие молодые
афиняне его времени: он должен был
получить «мусическое и гимнастическое
воспитание» (Платон. Критон. 50 с). Так
же обязательным было изучение языка (письма
и чтения), заучивание наизусть и
комментирование текстов
Сократ был скорее беден,
чем богат. Он получил небольшое
наследство и, по словам Ксенофонта (Воспоминания.
I. 2, 14), вел неприхотливый образ
жизни и не жаловался на судьбу.
О своей бедности как общеизвестном
факте он говорил на суде, заявив,
что, занявшись философской
Неурядицы, о которых он
говорил, объяснялись отчасти его
отношениями с женой —