Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 18:16, контрольная работа
Cократовская ирония выступает в качестве диалектической ловушки, при посредстве которой обыденный здоровый смысл оказывается вынужденным выйти из всяческого своего окостенения и дойти - не до самодовольного всезнайства, а до имманентной ему самому истины, эта ирония есть не что иное, как форма, свойственная философии в ее субъективном отношении к обыденному сознанию. Короче говоря он просто грузит человека.
Введение………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Жизнь и воззрение Сократа…………………………………………6
Глава 2. Классический период античной философии до Сократа………….9
Глава 3. Понимание души человека по Сократу…………………………….11
Глава 4. Философия Сократа. Сократические школы …………………….. 13
Глава 5. Краткий обзор событий времени жизни Сократа………………….17
Заключение……………………………………………………………………..18
Список использованный литературы ……………………………………...19
Однако судьба самого Сократа, всю жизнь стремившегося путем знания сделать добродетельным и побуждавшего к тому же своих учеников, свидетельством о том, что в античном обществе V века до н.э. уже не было гармонии между добродетелью и счастьем. Сократ, пытавшийся найти противоядие от нравственного релятивизма («релятивизм – идеалистическое философское учение, отрицающее возможность объективного познания действительности вследствие якобы полной относительности всех наших знаний») софистов, в то же время пользовался многими из приемов, характерных для них.
В глазах большинства афинских
граждан, далеких от философии и
раздраженных деятельностью приезжих
и своих собственных софистов,
Сократ мало отличался от остальных
«мудрецов», подвергавших критике и
обсуждению традиционные представления
и религиозные культы. В 399г. до н.э.
семидесятилетнего Сократа
Главное в беседах Сократа — постижение сути добродетели. Основные добродетели — сдержанность (умение укрощать страсти), мужество (способность преодолевать опасности) и справедливость (стремление соблюдать божественные и человеческие законы). Истинная нравственность, по Сократу, это знание подлинного блага. Инструмент достижения такого знания — сократический метод, который состоит из иронии и «майевтики».
Глава 2. Классический период античной философии до Сократа
Расцвет античной философии
приходится на V-IV вв. до н. э. Он связан
с именами величайших древнегреческих
мыслителей — Сократа, Платона и
Аристотеля .- Центром философской
мысли этого периода были Афины,
поэтому классическийг период античной
философии называют также афинским.
Совокупность учений классиков вошла
в историю под названием
Главной особенностью классической
философии стало создание систематизированных
учений, а также перемещение
Антропологическая проблематика
впервые отчетливо проявилась в
философии софистов (от греч. sophistes —
мудрец, искусник, знаток). Софистами
стали называть древнегреческих
просветителей V-IV вв. до н. э., за деньги
обучавших «мудрости и
софистами были Протагор и Гиппий.
Особенности философии софистов:
· Критическое отношение к окружающей действительности.
· Неприятие опыта прошлых цивилизаций.
· Отрицание старых норм, законов и привычек.
· Субъективизм в оценках и суждениях,
· Следование логике в практике и процессе познания.
Главной заслугой софистов является их критика окружающей действительности, а также просветительский характер их деятельности. Софисты не создали единого философского учения. Они учили не столько знаниям, сколько умению убеждать, доказывать свое мнение. В современном языке софистикой называют искусство доказывать любые, даже
неверные положения.
«Обо всякой вещи есть два
прямо противоположных мнения»,
Человек находился и в
центре всех философских рассуждений
Сократа. Сократ не оставил письменных
сочинений, свое учение он излагал в
беседах с учениками и
При обосновании своих взглядов Сократ пользовался методом искусного наведения вопросов, этот метод в дальнейшем получил название сократического. Сам Сократ называл свой метод рождения истины «майевтикой», т. е. повивальным искусством. Проблемы познания и особенно самопознания занимали видное место в рассуждениях философа. Изречение «Познай самого себя», начертанное на колонне Дельфийского храма, стало его кредо.
В учении Сократа тесно связанными с гносеологическими вопросами были проблемы этики. «Того, кто познал хорошее и плохое, ничто уже не заставит поступать иначе, чем велит знание», — передавал слова Сократа Платон. Основными добродетелями Сократ считал бескорыстие, преданность долгу, мужество, сдержанность, справедливость.
Сократ был приговорен к смерти за «непочтение к богам и развращение юношества». Философ мог оправдаться, но не стал этого делать и выпил смертельный яд. Сократ говорил о том, что он не станет поступать иначе, даже если ему предстоит умирать множество раз.
Глава 3. Понимание души человека по Сократу
Со времен софистов и Сократа
проблема человека становится одной
из важнейших проблем философии.
В отличие от представителей ранней
греческой философии, преимущественно
занимавшихся изучением природы, Сократ
главную цель философии видит, как
упоминалось ранее, в познании
человека, его внутренней жизни. В
центр своих размышлений Сократ
поставил человека, смысл его бытия.
Грань между присущими человеку
духовными процессами и материальным
миром, уже намеченная предшествующим
развитием греческой философии (в
Пифагора, софистов и др.), была более
отчетливо обобщена именно Сократом:
он акцентировал своеобразие создания
сравнительно с материальным бытием
и одним из первых глубоко раскрыл
сферу духовного как
В понимании Сократа, человек - это его душа. А под душой Сократ понимает разум, способность к самосознанию и морально ориентированное поведение. «Если сущность человека - это его душа, то в особой заботе нуждалось не столько его тело, сколько душа», и высшую и благую задачу Сократ видел в том, чтобы научить людей самовоспитанию души. «...убеждаю каждого из вас, молодого и старого, - читаем мы в «Апологии», - заботиться раньше и сильнее не о телах ваших или о деньгах, но о душе, чтобы она была как можно лучше, говоря вам: не от денег рождается доблесть, а от доблести бывают у людей и деньги и все прочие блага, как в частной жизни, так и в общественной».
Сократ обосновывает наличие души следующим аргументом. Человек пользуется своим телом как инструментом, что означает наличие того, кто им управляет. Отсюда, на вопрос о сути человека невозможен ответ: это тело; скорее это то, чему служит тело. А то, чему служит тело, есть душа. Сократ делает такой вывод: душа руководит в познании тем, кто следует призыву «познать самого себя». «Не познавая самих себя и не будучи рассудительными, можем ли мы понять, что в нас есть хорошего или плохого?».
Сократ призывает познать самого себя, но не в духе ранних мыслителей, напоминавших человеку об ограниченности его возможностей и о необходимости положиться на богов. Познать у Сократа не значит воспринять уже данную истину, он требует познавать, искать самого себя, испытывать себя знающий ли, добрый ли ты или нет. Сократ считал, что, заботясь о душе человек должен сосредоточить основное внимание на подлинных добродетелях - истине, справедливости, свободе, мужестве, воздержанности.
В вопросах этики Сократ развивал принципы рационализма, утверждая, что добродетель проистекает из знания и человек, знающий, что такое добро, не станет поступать дурно. Ведь добро есть тоже знание, поэтому культура интеллекта может сделать людей добрыми: никто не зол по доброй воле, люди злы лишь по неведению. Для Сократа не было ничего выше этического.
Добродетель есть знание,
следует понимать в прямом смысле,
а именно, выходящую за рамки данного
индивида природу. Все добродетели
являются разновидностями знания (мужество
представляет собой знание того, что
бояться, чего нет, как вести себя
в опасных ситуациях; справедливость
есть знание того, как вести себя
по отношению к законам, и т. д.).
Духовная активность личности должна
быть, поэтому направлена исключительно
на поиск адекватных этических знаний,
ибо знание решает все дело. Добродетель
в сущности одна – знание, и все
сводиться к нему, притом в такой
степени, что человек не может, например,
быть одновременно справедливым и немужественным
или умеренным и
Таким образом, человек и его место в мире стали центральной проблемой в учениях о душе и этики Сократа.
Глава 4. Философия Сократа. Сократические школы
В период своего становления
человеческое познание направлено «вовне»,
на объективный мир. Накопление философией
объема знаний, разработка инструментария
мышления, изменения общественной,
жизни, под влиянием которых формируется
человеческая личность, формирование
новых общественных потребностей обусловили
шаг в развитии философской проблематики.
Происходит переход от преимущественного
изучения природы (натурфилософия) к
рассмотрению человека, его жизни
во всех многообразных проявлениях,
возникает субъективистско-
В истории философии, пожалуй,
нет фигуры более известной, чем
Сократ. Еще в древности он стал
в сознании людей воплощение м
мудрости, «идеалом мудреца, поставившего
истину выше жизни». И когда Херефонт,
один из преданных ему слушателей,
обратился к дельфийской
Также в истории философии нет фигуры более загадочной, чем Со- крат. Дело в том, что он ничего не писал и не оставил письменного наследства. Он философствовал устно, целыми днями бродил по улицам Афин и вступал в беседу со всяким, кто попадался ему на пути. Все свои взгляды он высказывал в беседах, которые представляли собой свое- образную форму сократовского философствования и стиль его жизни, сознательно подчиненный поискам истины. О его жизни и учении мы знаем, главным образом, из сочинения его учеников и друзей, в первую очередь благодаря прекрасным как в философском, так и в художественном отношении произведениям Платона.
Сократ отвергает всю натурфилософию как «для человека излишнюю». Натурфилософы стремились выстроить иерархию в мире событий, понять, например, как образовались небо, земля, звезды. Сократ тоже хочет понять мир, но в принципиально другой манере, двигаясь не от событий к событиям, а от событий к их смыслу. В этом отношении типичным для него является рассуждение о прекрасном.
Сократ говорит, что ему известно много прекрасных вещей: и меч, и копье, и девушка, и горшок, и кобылица. Но каждая вещь, прекрасна по-своему, поэтому нельзя прекрасное связать с одной из вещей. В таком случае другая вещь уже не была бы прекрасной. Но все прекрасные вещи имеют нечто общее — прекрасное как таковое, это их общая идея, эйдос, или смысл.