Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 18:16, контрольная работа
Cократовская ирония выступает в качестве диалектической ловушки, при посредстве которой обыденный здоровый смысл оказывается вынужденным выйти из всяческого своего окостенения и дойти - не до самодовольного всезнайства, а до имманентной ему самому истины, эта ирония есть не что иное, как форма, свойственная философии в ее субъективном отношении к обыденному сознанию. Короче говоря он просто грузит человека.
Введение………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Жизнь и воззрение Сократа…………………………………………6
Глава 2. Классический период античной философии до Сократа………….9
Глава 3. Понимание души человека по Сократу…………………………….11
Глава 4. Философия Сократа. Сократические школы …………………….. 13
Глава 5. Краткий обзор событий времени жизни Сократа………………….17
Заключение……………………………………………………………………..18
Список использованный литературы ……………………………………...19
Раз общее может быть обнаружено не чувствами, а умом, то Сократ отнес общее к миру ума и тем самым заложил основы идеализма. Сократ как никто другой уловил, что существует родовое общее. Он выступил с требованием выработать такие истины, которые имели бы общее и объективное значение. Ему трудно разобраться в том, существует ли это родовое, т. е. общее, присущее веем объектам данного класса, только в уме или и за его пределами, но он уверен, во-первых, что оно каким-то образом существует, а во-вторых, что при объяснении мира событий, мира отдельного, надо начинать с родового.
Итак, основополагающая способность человека, по Сократу, это разум, мышление. Именно разум способен дать высшее, общеобязательное знание. Сократ, однако, не останавливается на констатации значений идей, он стремится познать их субординацию. Он приходит к убеждению, что самая главная идея — это идея блага, ею обусловлены пригодность и полезность всего остального, в том числе и справедливость. Натурфилософ начинает с атомов, стихий. Сократ начинает с блага.
Сократ интуитивно убежден,
что из физики не выведешь этическое,
поэтому он начинает непосредственно
с этического, возвышая, между прочим,
его над экономическим и
Истинное познание, как его понимал Сократ, призвано дать человеку верные направления для его повседневной жизни. Дорога самопознания ведет человека к пониманию своего места в мире, к понятию того, «каков он по отношению к пользованию собой как человеком». В центре сократовского философствования стоят вопросы о нравственных добродетелях, моральных качествах человека.
Но что является этически оправданным, добродетельным? Сократ отвечает, что добродетель состоит в знании добра и в действий соответственно этому знанию. Он связывает нравственность с разумом, что дает основание читать его этику рационалистической.
Сократ верил, что, если человек знает, что именно хорошо, а что плохо, то он никогда не поступит дурно. Нравственное зло идёт от незнания, значит, знание — это источник нравственного совершенства.
Истина и нравственность Сократа — совпадающие понятия. Можно утверждать, что существует истинная нравственность. По Сократу, это знание того, что такое хорошо, а вместе с тем, что полезно человеку, способствует его блаженству, жизненному счастью.
Сократ называл три основных человеческих добродетели:
1. умеренность
(знание как обуздывать
2. храбрость
(знание как преодолевать
3. справедливость (знание как соблюдать законы божественные и человеческие).
Таким образом, Сократ пытался, найти в сознании, мышлении человека такую прочную и твердую опору, на которой могло бы стоять здание нравственности и всей общественной жизни, в том числе и государства.
Можно ли научиться добродетели? Казалось бы, что исхода из определения добродетели («Добродетель есть знание »), на этот вопрос следует ответить однозначно. Однако Сократ после обсуждения данной темы приходит .к отрицательному выводу: добродетели научиться нельзя. Сократ сделал такой вывод потому, что он различает знание и мнение. Знание и, следовательно, добродетель, по Сократу. — это божественный разум, доступный (и то не полностью)дашь философскому понятию.
Но как приобрести знание? Это знание нельзя получить в готовом виде, человек должен затратить значительные усилия, чтобы обрести его. Отсюда вытекает метод Сократа — майевтика — повивальное искусство. Этот метод помогает рождению человеческой мысли, а философ, работающий по этому методу, уподобляется «бабке – повитухе».
В чем же состоит сущность этого метода и на какие философские предпосылки он опирается? Исходным началом метода Сократа является ирония. Благодаря ироническому отношению к окружающему, Сократ пробуждает у людей сомнения в общепринятых истинах. «Я знаю, что я ничего не знаю», — заявлял он. И тем самым приглашал их к рассуждению, к выработке своей собственной позиции, которая бы основывалась на логических аргументах, была бы достаточно обоснованной.
А достигал этой цели путем
точной постановки вопросов. Ирония состоит
в том, что обмен мнениями сначала
дает негативный результат. Однако этим
дело не заканчивается, перебор мнений,
их обсуждение позволяют достичь
новых мыслей. При этом Сократ исходил
из установки, что все знания уже
имеются у человека. Человек обладает
полнотой знания. Сознание черпает
из самого себя все понимание истины
и лишь оттуда оно должно черпать
это понимание. Задача философа помочь
человеку родиться к новой жизни,
к обретению подлинных и
« Познан самого себя.» — это изречение закрепилось за Сократом закономерно,- ни один из мыслителей античного мира не сделал установку на самопознание. Самопознание было направлено против всезнайства. Приобретенные знания и мастерство в каких-либо областях деятельности еще не дают блага человеку. Они могут быть использованы и во вред ему. Те, которые много знают и всегда много понимают, сведущи, но не мудры. Сократовское самопознание — это происхождение общих, прежде всего этических, определений — забота о своей душе, о своем назначении. Основное содержание сократовских рассуждений посвящено вопросам морали: что такое добро и зло, справедливость и несправедливость. Философия, с точки зрения Сократа, есть способ познания добра и зла.
В центре сократовской мысли — тема человека, проблемы жизни и смерти, добра и зла, добродетелей и пороков, права и долга, свободы и ответственности, личности и общества. Человек и его место в мире стали центральной проблемой этики Сократа и главной темой всех его бесед.
Мегарская школа. Основанная уроженцем Мегары, ревностным почитателем Сократа Евклидом, мегарская школа просуществовала до середины III в. до н. э. В основе учения мегарской школы была положена идея, будто предметом знания могут быть только «бестелесные виды» или общее, постигаемое посредством понятий. Общее совпадает с единым благом и неизменно по природе. Для обоснования этих положений мегарцы изобрели много доводов, в которых метафизически противопоставили общее единичному и в результате пришли к отрицанию возможности относить общее понятие к единичным предметам.
Элидо-эретрийская школа. Была основана Федоном из Элиды; один из представителей этой школы, Менедем, положил впоследствии начало эретрийской школе. Федон и Менедем были искусными спорщиками и учителями красноречия, однако школа их не прибавила оригинальных идей к учению мегарцев.
Киническая школа. Ее основателем был Антисфен, выступавший против учения Платона о бестелесных, постигаемых умом «идеях». Наиболее известный ученик Антисфена — Диоген Синопский (который жил в бочке), прославившийся пренебрежением к культуре и своей пропагандой возврата к «естественному состоянию». По этике киников мудрость состоит не в недоступном для человека теоретическом знании, но лишь в познании блага. Истинное благо может быть только достоянием каждого отдельного лица, а целью добродетельной жизни может быть не богатство, не здоровье и даже не сама жизнь (все это блага, нам не подвластные), а лишь спокойствие, основанное на отрешении от всего, что делает человека зависимым: от имущества, от наслаждений, от искусственных и условных понятий, принятых среди людей.
Киренская школа. Была основана уроженцем африканской Кирены Аристиппом. Как и киники, Аристипп исходит из убеждения, что предметом знания может быть только практически достижимое благо. Так как познание возможно только через ощущения и так как в них постигаются не свойства самих вещей, лишь наши собственные, индивидуальные состояния, то критерием блага может считаться только испытываемое нами при ощущении наслаждение или страдание. Из всех возможных наслаждений наиболее желательны чувственные, так как они самые сильные. Однако средством к достижению счастья должна быть свобода, которая дала бы нам силу отказаться от недостижимого удовольствия или от удовольствия, удовлетворение которого грозит причинить нам страдание. Поэтому философ должен быть одинаково готов как к тому, чтобы воспользоваться ими, если позволят обстоятельства, так и к тому, чтобы с легким сердцем от них отказаться.
Глава 5. Краткий обзор событий времени жизни Сократа
469 г. — рождение Сократа.
465 г. - Левкипп, учитель Демокрита, первым учит, что все вещи состоят из неделимых частиц (атомов), составленных вместе.
460 г. — рождение Демокрита.
443-429 гг. — Афины становятся
культурной столицей Аттики. Все
известные «духовные лидеры»
время от времени посещают
Афины. Среди них можно
441-440 гг. — Сократ приезжает
в Самос и знакомится с
432 г. — в Афинах принимается
закон против безбожия. Анаксагор
учил, что Солнце — огненная
глыба (камня), а Ауна — земля.
Из-за воззрений Анаксагора
431-429 гг. — Осада Потидеи (Сократ принимает участие в ней как гоплит).
428 гг. — Премьера трагедии «Ипполит» Еврипида.
424 г. — Сократ принимает участие в сражениях при Делии.
423 г. — В комедии
Аристофана «Облака» выводится
карикатурный образ Сократа.
422 г. — Сократ участвует в сражениях при Амфи-поле.
418-413 гг. — Алкивиад, которого Сократ знал всю жизнь, играет важную политическую роль в Афинах, но позднее, в 416 г., его лишают власти и высылают из города.
412 г. — рождение Диогена из Синопа.
Примерно 407 г. — Платон становится учеником Сократа.
406 г. — Сократ принимает
участие в процессе против
полководцев, победивших при
404 г. — Спартанцы захватывают
Афины. Начинается период
399 г. — После восстановления
демократии над Сократом
396 г. — Платон публикует свою «Апологию» (защиту Сократа).
Заключение.
Сократ является первым из
трех великих философов
Сократ был человеком, для которого собственная жизнь была философской проблемой, а важнейшим из проблем философии был вопрос о смысле жизни и смерти. Его мировоззрение было цельным, земным, жизненным, полным и глубоким выражением духовной жизни античного мира.
Сократ распространял свои взгляды по преимуществу в разговорах и дискуссиях. В них же сформировался философский метод Сократа. Его целью было выяснить истину обнаружением противоречий в утверждениях противника. При помощи правильно подобранных вопросов обнаруживались слабые места оппонента. Цель же его философских учений заключалась в помощи людям.
Тенденция постоянно обнаруживать
противоречия в утверждениях, сталкивать
их и приходить таким образом
к новому (более надежному) знанию
становится источником понятийной (субъективной)
диалектики. Именно поэтому метод
Сократа был воспринят и
Фигура Сократа в высшей степени знаменательна: не только его жизнь, но и его смерть символически раскрывает нам природу философии. Сократ пытался найти в самом сознании человека такую прочную т твердую опору, на которой могло бы стоять «здание» нравственности, права и государства после того, как старый – традиционный – фундамент был уже «подточен» индивидуалистической критикой софистов. Но Сократа не поняли и не приняли ни софисты-новаторы, ни традиционалисты-консерваторы: софисты увидели в Сократе «моралиста» и «возродителя устоев», а защитники традиций – «нигилиста» и разрушителя авторитетов.
Сократ - великий античный мудрец, который стоит у истоков рационалистических и просветительских традиций европейской мысли. Ему принадлежит выдающееся место в истории моральной философии и этики, логики, диалектике, политических и правовых учений. Влияние, оказанное им на прогресс человеческого познания, ощущается до наших дней. Он навсегда вошел в духовную культуру человечества.
Список использованный литературы