Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2011 в 16:02, доклад
Целью данной работы является исследование одной из основополагающих проблем в философии, отраженной в творчестве практически любого философа – проблема истинности знания, критерия истины. Эта проблема издавна интересовала выдающиеся умы.
1.Введение…………………………………………………………….....3
2.Основная часть…………………………………………………….…..3
3.Заключение………………………………………………………….…9
4.Список литературы…………………………………………………..10
Как говорилось выше, существует много концепций, того, что же есть истина. Например, классическая, когерентная. Согласно классической концепции истина есть соответствие мыслей действительности.
Одним
из направлений ревизии
«… Тот, кто говорит о вещах в соответствии с тем, каковы они есть, говорит истину, тот же, кто говорит о них иначе – лжёт…» - говорил Платон [3], вместе с Аристотелем ставший автором основной идеи классической концепции понимания истины. Эта концепция, пережившая тысячелетия и до сих пор являющаяся самой распространённой, рассматривает истину как соответствие мыслей действительности.
Основной целью науки является получение истинного знания. Из этого следует, что в философии науки понятие истины должно занимать одно из центральных мест. Но это не так. Очень легко убедиться в том, что понятие истины практически не появляется в философско-методологической литературе последних десятилетий. Почем так? Попробуем разобраться.
Пока понятие истины использовалось в общих чертах, в не очень определённом виде, особых трудностей с его употреблением не возникало. Можно было принимать на веру то, что научное знание даёт адекватную картину действительности и в этом смысле истинно. К середине XIX века указание на практику как критерий истины в общем давало решение проблемы. Однако развитие науки в конце XIX – начале XX вв. и появление логико-семантических средств анализа языка науки в этот же период поставили перед классической концепцией истины серьёзные проблемы. Связанная с пересмотром фундаментальных представлений классической науки о материи, пространстве и времени, революция в физике показала, что теории, в течении столетий не вызывавшие никаких сомнений и, казалось, подтверждённые огромным материалом человеческой деятельности, не истинны в строгом смысле этого слова. И если до сих пор классическая концепция опиралась на дихотомию истины – лжи, то с появлением квантовой механики и теории относительности, эту дихотомию пришлось ослабить.
Важным
шагом к конкретизации и
Верфикационизм
в целом и его понятие
«И с методологической точки зрения противоречие между теорией и фактом вовсе нельзя рассматривать, как свидетельство ложности теории. Поэтому в случае столкновения теории и факта можно констатировать лишь противоречие, но чем оно вызвано – ложностью теории или ошибочностью факта – сказать нельзя.
Но
если ни истина, ни ложность теорий не
могут быть установлены, то понятие
истины оказывается для методологии
науки совершенно излишним и может
быть устранено. В работах ведущих
представителей философии науки
второй половины XX века (Т. Кун, С. Тулмин,
И. Лакатош и др.) понятие истины отсутствует,
как факт. А. П. Фейерабенд в открытую объявляет
истину «зловредным монстром, который
должен быть изгнан из науки и философии
подобно всем другим чудовищам, которыми
разум пытался ограничить человеческую
свободу»(стр.214 [4]). В итоге мы видим, что
зарубежная философия пришла к отказу
от классического понятия истины. Здесь
можно указать на два фундаментальных
обстоятельства, почему же зарубежная
философия отказалась от истины. Прежде
всего, переход философии науки от общефилософских
рассуждений об истине и её критерии к
анализу условий истинности конкретных
научных утверждений и теорий. Во-вторых,
сама идея соответствия – основная идея
классического понимания истины – на
этом уровне оказывается совершенно неясной.
Соответствие наших представлений вещам,
часто истолковывалось, как сходство представлений
с вещами. Считалось, что знание о мире
рисует его портрет и точно также похоже
на мир, как портрет похож на оригинал.
Классическая концепция истины на протяжении
столетий своего безбедного существования
обеспечивала решение проблем, связанных
с попытками понять человеческое познание
вообще и научное познание, в частности.
Но с появлением новых средств анализа
науки, с переходом её к рассмотрению на
уровне отдельных теорий, предложений,
процедур объяснения, проверки и т. п. общие
рассуждения об истине и практике стали
неэффективными.
Заключение.
В
конце я хочу добавить, что, все же,
нельзя полностью отказаться от классической
концепции истины. Хоть это и нечто абстрактное,
но человеку необходимо быть убежденным
в правильности взглядов, знаний. Я считаю,
что человек считает истинным лишь то,
что согласуется с его мировоззрением.
Все, что не вмещается в его внутренний
мир, он всячески отрицает. Я склоняюсь
к мысли, что «абсолютной истины», которую
пытаются выявить философы разных времен,
просто не существует. К такому же мнению
приходит современная философия. По современным
понятиям истинно лишь то, что приносит
пользу. То есть прагматизм. А что еще может
быть в наш век бешенных скоростей и стремительного
роста науки? Человек сам решает для
себя, что истинно, а что ложно. (Я не затрагиваю
такие фундаментальные понятия как, например,
что Земля круглая. Это знает каждый, но
проверить не всякий может). Это справедливо
только для спорных явлений.
Список
использованной литературы.
Информация о работе Вклад архитектора Сезара Пелли и его проекты небоскребов