Уровни познания

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 10:55, реферат

Описание работы

Проблемы теории познания в наше время выступают в различных формах. Но
существует ряд традиционных проблем, среди которых истина и заблуждение,
познание и интуиция, чувственное и рациональное и др. Они образуют
фундамент, опираясь на который можно осмыслить развитие науки и техники,
взаимосвязь познания и практики, формы и типы человеческого мышления. Часть
этих проблем будет раскрыта ниже

Содержание

Введение 2
Глава I. Гносеология 3
Глава II. Знание и познание 4
Знание 4
Познание 5
Эмпирическое познание 7
Теоретическое познание 8
Интуиция 9
Глава III. Практика и познание 10
Глава IV. Истина и заблуждение 12
Глава V. Научное познание 15
1) Структура познания 15
2) Метод Декарта 16
3) Принципы научного познания 17
4) Методология научного познания 17
Заключение 19
Список литературы 23

Работа содержит 1 файл

познание.docx

— 48.68 Кб (Скачать)

3) действие у субъекта  поисковой доминанты  на  основе  непрерывных  попыток

решить проблему, напряженные усилия по решению проблемы или задачи;

4) наличие «подсказки»  [1, 179]. 

III Практика и познание. 

Практика  –   это   материальное   освоение   общественным   человеком

окружающего  мира,  активное  взаимодействие   человека   с   материальными

системами. В ней  люди преобразуют и создают материальные вещи, опредмечивая

свои  сущностные  силы.  Опредмечивание  и есть   процесс   материализации

намерений  людей,   превращение   субъективных   творческих   способностей,

замыслов, идей в  форму предметности, в вещь, объективно существующую.

Важнейшими чертами  практики как гносеологического  феномена  являются:

целенаправленность,   предметно-чувственный   характер   и   преобразование

материальных систем.

Практика  дифференцирована.  Так,  например,  еще  в  начале   истории

зародились две  ее взаимосвязанные сферы: производство предметов потребления

и производство орудий труда. Позже происходит все более  детализированное  и

специализированное  разделение этих сфер.

Практика имеет  общественный характер, она объединяет в целое  миллионы

человеческих воль, устремлений,  направляя  их  к  реализации  общественных

целей. Возможности  практики обусловлены уровнем развития общества в целом.

Поскольку практика основана на разуме, то она является  целесообразной

деятельностью. Цель  предполагает  мысленное  представление  будущей  вещи.

Разумный  характер  практической  деятельности  предполагает   продумывание

программы действий,  оценку  средств  и  условий  достижения  цели  и  т.д.

Поскольку целеполагающее начало неустранимо из  человеческой  практики,  то

последняя является двуединым субъективно-объективным процессом, связывающим

объективные предпосылки (природный и надприродный материал) с  человеческой

целеустремленностью.

В тесной связи с  практикой развивается и познание. Оно и есть  процесс

получения и накопления  знаний  обществом.  Практика  имеет  познавательную

сторону, познание –  практическую. Знание является человеческой  информацией

о мире. Для начала практической деятельности человеку  необходимы  хотя  бы

минимальные знания о преобразуемом  в  практике  предмете.  Поэтому  знание

составляет необходимую  предпосылку  и  условие  осуществления  практической

деятельности [1, 63-73].

Как упоминалось  выше, практика и познание очень  тесно связаны. Поэтому

каждый из этих видов  человеческой деятельности выполняет  некоторые  функции

по отношению к другому. Рассмотрим их подробнее.

Гносеологические  функции практики:

1) базисная функция,  т.е.  в  качестве  источника   познания  практика  дает

исходную информацию, которая обобщается, обрабатывается мышлением;

2) детерминирующая  функция, т.е. практика является движущей силой познания,

от  нее   исходят   импульсы,   в   значительной   мере   обусловливающие

возникновение нового знания и его преобразование;

3) критериальная функция, т.е. практика является главным критерием истины;

4) целеполагающая  функция, т.е. практика – цель  познания, в конечном счете,

что  включает  в  себя  и  те  варианты,  при  которых  она  выступает  и

непосредственной  целью познания, ну а целью познания является  достижение

истинного знания [1, 74-78].

Познание, в свою очередь, имеет ряд функций по отношению к практике:

1)  информативно-отражательная   функция,   т.е.   познание   перерабатывает

исходные данные, полученных от практики и производит  понятия,  гипотезы,

теории, методы; познание является средством практической деятельности;

2) проектно-конструктивная  функция, т.е.  познание  вырабатывает  идеальные

планы таких новых  типов  человеческой  деятельности,  которые  не  могут

возникнуть без  науки, вне ее;

3) регулятивная функция,  т.е. познание  регулирует  практику,  обеспечивает

управление практикой, практическими действиями.

Практика и познание, практика и теория  взаимосвязаны  и воздействуют

друг на друга. Их взаимоотношение содержит  в  себе  противоречие.  Стороны

противоречия могут  находиться в состоянии соответствия, гармонии, но  могут

приходить и в  дисгармоничное состояние, доходящее  до  конфликта.  Одна  из

сторон может  отставать  от  развития  другой,  что  является  естественным

выражением противоречия между ними; преодоление  этого  противоречия  может

вести к новому уровню их соотношения. На этом пути достигается  развитие  и

теории, и практики [1, 79-84]. 

IV Истина и заблуждение. 

Проблема истины является ведущей в гносеологии.  Все  проблемы  теории

познания  касаются  либо  средств  и  путей  достижения   истины   (вопросы

чувственного  и рационального,  интуитивного  и дискурсивного,  теории  и

практики, универсальных, общенаучных и частных методов  познания  и  т.п.),

либо форм существования  истины (понятие факта, гипотезы,  теории,  научного

знания и др.), форм  ее  реализации,  структуры  познавательных  субъектно-

объектных отношений  и т.п.

Многие ученые отождествляют  понятия истины и  правды.  Этой  же  точки

зрения придерживается и большой знаток русского языка  В.Даль.

От того, как каждый человек видит истину, понимает ее  суть,  зачастую

зависит жизненная  позиция этого человека, понимание  им  своего  назначения

[1, 31-32].

В философии на сегодняшний  день  можно  указать  наличие,  по  крайней

мере,  следующих  концепций истины.  Все они  имеют  как  позитивные,  так  и

негативные стороны:

1) Классическая теория  истин. Истина – это правильное  отражение

предмета, процесса в индивидуальном познании.

2)  Когерентная   концепция  рассматривает истину, как соответствие

одних знаний другим.

3)  Прагматическая  концепция.  Эта концепция,  распространенная  в

особенности в Америке, говорит, что истиной считается  то,  что  полезно

для человека.

4)  Конвенциальная  концепция. Истина – это то, что считает

большинство.

5)  Экзистенциалистская   концепция.  Ярким  представителем  этой

концепции является Хайдеггер.  Истина есть свобода.  Это процесс с одной

стороны,  в котором мир открывается нам с одной стороны, а с другой

человек сам волен  выбирать, каким способом и чем  можно познать этот мир.

6)  Неатомистическая  концепция. Говорит о том, что  истина – это

божье откровение.

В истории философской  мысли  существовали  разные  понимания  истины.

Приведем   примеры   некоторых:   «Истина   –   это   соответствие   знаний

действительности»; «Истина – это опытная подтверждаемость»; «Истина  –  это

свойство самосогласованности знаний» и др.

Первое положение, согласно которому истина  есть  соответствие  мыслей

действительности, является главным в  классической  концепции  истины.  Она

называется так  потому, что оказывается древнейшей из всех концепций истины;

именно с нее  и начинается теоретическое исследование истины. Эту  концепцию

поддерживали Аристотель, Платон, Гегель, Фейербах и др. [1, 33]

Существует  несколько   определений   истины.   Вот   определение   из

марксистской  литературы:  истина  –  это  адекватное   отражение   объекта

познающим  субъектом,  воспроизводящее  познаваемый предмет так,  как он

существует вне и независимо от сознания.

Характерной  чертой  истины  является  наличие  в  ней  объективной  и

субъективной сторон.

Истина, по определению, – в  субъекте,  но  она  же  и вне субъекта.

Истина субъектна. Когда мы говорим, что истина «субъективна»,  это значит,

что она не существует помимо человека и человечества. Истина  объективна  –

это значит, что истинное содержание человеческих представлений  не  зависит

от субъекта, не зависит  ни от человека, ни от человечества.

В идеалистических  системах истина  понимается  как  вечно неизменное и

абсолютное  свойство   идеальных  объектов  (Платон,  Августин),  или  как

согласие мышления с самим собой  (теория  когеренции),   с  его  априорными

формами (Кант). По Гегелю,  истина  есть  диалектический  процесс  развития

знания, в котором  достигается соответствие понятия  предмету мысли.

Точка  зрения   сторонников   субъективно-идеалистического   эмпиризма

состоит   в  понимании  истинности  как  соответствия   мышления   ощущениям

субъекта или как  соответствия идей стремлениям личности к достижению  успеха

(прагматизм),  либо, как наиболее простой взаимосогласованности ощущений.

Общая  черта   различных  концепций  истины  в  современной   западной

философии   –   отрицание   объективности   содержания   знания.   Признание

объективности  истины   принципиально  отличает  марксистскую  концепцию  от

прагматических, конвенциалистских трактовок и различных форм релятивизма.

На каждом историческом этапе  человечество  располагает  относительной

истиной  –  приблизительно  адекватным,   неполным,  содержащим  заблуждения

знанием. Признание  относительности истины связано  с  неисчерпаемостью  мира

и бесконечностью процесса его познания.

Истинное знание каждой эпохи содержит элементы абсолютной истины:  оно

обладает  объективно  истинным  содержанием,  является  необходимым   этапом

развития человеческого  познания,  своим объективным  содержанием  включается

в последующие этапы  познания.

Абсолютная истина  –  такое  знание,  которое  полностью   исчерпывает

предмет познания и  не  может  быть  опровергнуто  при  дальнейшем  развитии

познания. Всякая относительная  истина содержит элемент  абсолютного  знания.

Абсолютная истина складывается из суммы относительных  истин.  Истина  всегда

конкретна [4, 15].

Критерий истины находится не  в  мышлении  самом  по   себе   и  не  в

действительности,  взятой вне субъекта,  а заключается  в практике.

Процесс достижения истины,   в  особенности  в  социально-гуманитарном

познании,   предполагает  сопоставление и   соревнование   идей,    научных

дискуссий, критику  и преодоление реалистических форм сознания  и  социальных

Информация о работе Уровни познания