Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 10:55, реферат
Проблемы теории познания в наше время выступают в различных формах. Но
существует ряд традиционных проблем, среди которых истина и заблуждение,
познание и интуиция, чувственное и рациональное и др. Они образуют
фундамент, опираясь на который можно осмыслить развитие науки и техники,
взаимосвязь познания и практики, формы и типы человеческого мышления. Часть
этих проблем будет раскрыта ниже
Введение 2
Глава I. Гносеология 3
Глава II. Знание и познание 4
Знание 4
Познание 5
Эмпирическое познание 7
Теоретическое познание 8
Интуиция 9
Глава III. Практика и познание 10
Глава IV. Истина и заблуждение 12
Глава V. Научное познание 15
1) Структура познания 15
2) Метод Декарта 16
3) Принципы научного познания 17
4) Методология научного познания 17
Заключение 19
Список литературы 23
котором живет человек.
Процесс познания весьма многогранен, как многогранна и общественная
практика. Во-первых, познание различается своей глубиной, уровнем
профессионализма, использованием источников и средств. С этой стороны
выделяются обыденные и научные знания. Первые не являются результатом
профессиональной деятельности и, в принципе, присущи в той или иной мере
любому индивиду. Второй вид знания возникает в результате глубоко
специализированной, требующей профессиональной подготовки деятельности,
называемой научным
познанием.
Познание различается и своим предметом. Познание природы ведет к
становлению физики, химии, геологии и т.д., составляющих в совокупности
естествознание. Познание самого человека и общества обуславливает
становление гуманитарных и общественных дисциплин. Существует также
художественное познание. Весьма специфично религиозное познание,
направленное на
понимание таинств и догматов
религии.
В познании большую роль играют логическое мышление, способы и приемы
образования понятий, законы логики. Также возрастающую роль в познании
играют воображение, внимание, память, сообразительность, эмоции, воля и
другие способности человека. Немаловажное значение имеют эти способности в
сферах философского и научного познаний.
Следует отметить, что в процессе познания человек использует как
чувства, так и разум, причем в тесной их связи между собой и прочими
способностями человека. Так, органы чувств снабжают разум человека данными
и фактами о познаваемом предмете, а разум их обобщает и делает определенные
выводы.
Научная истина никогда не лежит на поверхности; более того, известно,
что первые впечатления об объекте являются обманчивыми. Познание связано с
раскрытием тайны об изучаемом объекте. За очевидным, тем, что лежит на
поверхности, наука старается вскрыть неочевидное, объяснить законы
функционирования изучаемого объекта.
Познающий субъект – не пассивное созерцательное существо, механически
отражающее природу, а активная творческая личность, реализующая в познании
свою свободу. Вопрос об отражении тесно связан с вопросом о творческой
природе познания. Механическое копирование, где и кем бы оно ни
осуществлялось, исключает творческую свободу личности, за что его и
критиковали многие философы. Нередко ставился вопрос: либо процесс познания
есть отражение (и тогда в нем нет ничего творческого), либо познание всегда
есть творчество (и тогда оно не отражение). На самом деле, указанная
дилемма является, по существу, ложной. Лишь при поверхностном,
одностороннем и абстрактном понимании познания, когда абсолютизируется либо
одна, либо другая его грань, возможно противопоставление отражения и
творчества [1, 185-192].
Творчество есть специфический человеческий вид деятельности, в котором
реализуется воля, цель, интересы и способности субъекта. Творчество –
созидание нового, того, что еще не было в наличном бытии. С
гносеологической точки зрения научное творчество представляет собой
конструирование научных образов изучаемого объекта. Важную роль в
творчестве играют воображение и интуиция.
В недалеком прошлом считалось, что познание имеет две ступени:
чувственное отражение действительности и рациональное отражение. Затем,
когда все больше прояснялось, что у человека чувственное в ряде моментов
пронизывается рациональным, стали приходить к мнению, что уровнями познания
являются эмпирическое и теоретическое, а чувственное и рациональное – это
способности, на базе которых формируются эмпирическое и теоретическое.
Данное представление наиболее адекватно реальной структуре познания, но при
таком подходе не замечается исходный уровень познания (чувственное
познание) – «живое созерцание», этот этап оказывается не выделенным из
эмпирического. Если эмпирический уровень характерен только для научного
познания, то живое созерцание имеет место как при научном, так и при
художественном или
обыденном познании [1, 132].
Эмпирическое познание.
Живое созерцание – это скорее не познавательная способность, а
результат реализации этих способностей или сам процесс познания указанной
стороны объекта.
Различают три взаимосвязанные формы живого созерцания:
1) ощущение – отражение в сознании человека отдельных сторон, свойств
предметов, непосредственное воздействие на органы чувств;
2) восприятие – целостный образ предмета, непосредственно данный в живом
созерцании и совокупности всех своих сторон, синтез данных отдельных
ощущений;
3) представление – обобщенный чувственно-наглядный образ предмета,
воздействовавшего на органы чувств в прошлом, но не воспринимаемого в
данный момент.
Ощущения, по органу чувств, посредством которого они получены, делятся
на зрительные (самые важные), слуховые, вкусовые и др. Обычно ощущения
являются составной частью восприятия.
Различают образы памяти и воображения. Обычно образы являются
нечеткими, расплывчатыми, усредненными, но зато в образах обычно выделены
наиболее важные свойства предмета и отброшены несущественные.
Познавательные способности человека связаны с органами чувств.
Человеческий организм имеет экстерорецептивную систему, направленную на
внешнюю среду (зрение, слух, вкус и т.д.) и интерорецептивную систему,
связанную с сигналами о внутреннем физиологическом состоянии организма [1,
132-133].
Все эти способности объединены в одну группу, названную «способностью
к чувственному отражению действительности». Вследствие многозначности слова
«чувство», правильнее разделять чувственное на чувственно-эмоциональное и
чувственно-сенситивное.
Теоретическое познание.
Теоретическое познание
наиболее полно и адекватно выражено
в мышлении.
Мышление – процесс обобщенного и опосредованного отражения
действительности, осуществляющийся в ходе практической деятельности и
обеспечивающий раскрытие ее основных закономерных связей (на основе
чувственных данных)
и их выражение в системе
Различают два уровня мышления:
1) рассудок – исходный уровень мышления, на котором оперирование
абстракциями происходит в пределах неизменной схемы, шаблона; это
способность последовательно и ясно рассуждать, правильно строить свои
мысли, четко классифицировать, строго систематизировать факты;
2) разум (диалектическое мышление) – высший уровень теоретического
познания, для которого, прежде всего, характерно творческое оперирование
абстракциями и сознательное исследование их собственной природы.
Следует отметить, что рассудок – это обычное житейское мышление,
здравый смысл; его логика изучает структуру высказываний и доказательств,
обращая основное внимание на форму знания, а не на его содержание.
С помощью разума человек постигает сущность вещей, их законы и
противоречия. Главная задача разума – объединить многообразное и выявить
коренные причины и движущие силы изучаемых явлений. Логика разума –
диалектика, представленная как учение о формировании и развитии знаний в
единстве их содержания и формы. Процесс развития включает в себя
взаимосвязь рассудка и разума и их взаимные переходы из одного в другое и
наоборот.
Разум и рассудок имеют место и при живом созерцании, и при абстрактном
мышлении, на эмпирическом и теоретическом уровнях научного познания.
Рассудок и разум представляют собой особое сечение познавательного
процесса, когда мышление носит либо рассуждающий и ориентировочно-
приспособительный,
либо понимающий и творчески-конструктивный
характер.
Интуиция.
Процесс мышления не всегда осуществляется в развернутом и логическом
виде. Бывают случаи, когда человек чрезвычайно быстро, почти мгновенно
схватывает сложную ситуацию и находит правильное решение. Способность
постижения истины путем прямого ее усмотрения, без обоснования с помощью
дискурсии именуется интуицией. Она занимает важное место в познании,
сообщает ему новый
импульс и направление
понимается интуиция интеллектуальная, которая позволяет проникать в суть
вещей. Интуицию издавна делят на две разновидности: чувственную и
интеллектуальную. Также интуиция бывает технической, научной, обыденной,
врачебной и т.п., в зависимости от спецификации деятельности субъекта.
Различные толкования интуиции подчеркивают в ее феномене общий момент
непосредственности в процессе познания, в отличие или в противоположность
от опосредствованного
характера логического
Интуиция поддается экспериментальному изучению. Здесь следует отметить
труды Я.А.Пономарева, Олтона, К.Факуоару.
Посредством наблюдений над людьми было доказано, что интуиция широко
распространена даже в обычных условиях. Нередки случаи, когда в
нестандартной ситуации, требующей быстрого решения в условиях ограниченной
информации, субъект производит выбор своих действий, как бы «пред-
чувствуя», что нужно поступить именно так, а не иначе.
Одним из важнейших свойств интуиции является ее непосредственность.
Непосредственным знанием (в отличие от опосредованного) принято называть
такое, которое не опирается на логическое доказательство. Для интуиции
также характерна внезапность и неосознанность [1, 168-185].
К общим условиям формирования и проявления интуиции относятся
следующие:
1) основательная
профессиональная подготовка
знание проблемы;
2) поисковая ситуация, состояние проблемности;