Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 19:45, доклад
По проблеме теоретического и эмпирического имеется обширная методологическая литература. Достаточно четкая фиксация этих уровней была осуществлена уже в позитивизме 30-х годов, когда анализ языка науки выявил различие в смыслах эмпирических и теоретических терминов. Такое различие касается и средств исследования. Рассмотрим более детально эти различия. Начнем с особенностей средств теоретического и эмпирического исследования. Эмпирическое исследование базируется на непосредственном практическом взаимодействии исследователя с изучаемым объектом. Оно предполагает осуществление наблюдений и экспериментальную деятельность. Поэтому средства эмпирического исследования необходимо включают в себя приборы, приборные установки и другие средства реального наблюдения и эксперимента. В теоретическом же исследовании отсутствует непосредственное практическое взаимодействие с объектами. На этом уровне объект может изучаться только опосредованно, в мысленном эксперименте, но не в реальном. Кроме средств, которые связаны с организацией экспериментов и наблюдений, в эмпирическом исследовании применяются и понятийные средства. Они функционируют как особый язык, который часто называют эмпирическим языком науки. Смыслом эмпирических терминов являются особые абстракции, которые можно было бы назвать эмпирическими объектами.
Понятия эмпирического
и теоретического (основные
признаки)
По проблеме теоретического и эмпирического
имеется обширная методологическая литература.
Достаточно четкая фиксация этих уровней
была осуществлена уже в позитивизме 30-х
годов, когда анализ языка науки выявил
различие в смыслах эмпирических и теоретических
терминов. Такое различие касается и средств
исследования. Рассмотрим более детально
эти различия. Начнем с особенностей средств
теоретического и эмпирического исследования.
Эмпирическое исследование базируется
на непосредственном практическом взаимодействии
исследователя с изучаемым объектом. Оно
предполагает осуществление наблюдений
и экспериментальную деятельность. Поэтому
средства эмпирического исследования
необходимо включают в себя приборы, приборные
установки и другие средства реального
наблюдения и эксперимента. В теоретическом
же исследовании отсутствует непосредственное
практическое взаимодействие с объектами.
На этом уровне объект может изучаться
только опосредованно, в мысленном эксперименте,
но не в реальном. Кроме средств, которые
связаны с организацией экспериментов
и наблюдений, в эмпирическом исследовании
применяются и понятийные средства. Они
функционируют как особый язык, который
часто называют эмпирическим языком науки.
Смыслом эмпирических терминов являются
особые абстракции, которые можно было
бы назвать эмпирическими объектами.
Эмпирические объекты - это абстракции,
выделяющие в действительности некоторый
набор свойств и отношений вещей. Что же
касается теоретического познания, то
в нем применяются иные исследовательские
средства. Здесь отсутствуют средства
материального, практического взаимодействия
с изучаемым объектом. Но и язык теоретического
исследования отличается от языка эмпирических
описаний. В качестве его основы выступают
теоретические термины, смыслом которых
являются теоретические идеальные объекты.
Их также называют идеализированными
объектами, абстрактными объектами или
теоретическими конструктами. Это особые
абстракции, которые являются логическими
реконструкциями действительности. Ни
одна теория не строится без применения
таких объектов. Эмпирические знания могут
быть представлены гипотезами, обобщениями,
эмпирическими законами, описательными
теориями, но направлены они на объект,
который дан наблюдателю непосредственно.
Эмпирический уровень выражает объективные
факты, выявленные в результате экспериментов
и наблюдений, как правило, со стороны
их внешних и очевидных связей. Теоретический
уровень познания также предполагает
связь с действительностью, однако связь
эта не прямая, а опосредованная. На теоретическом
уровне мы не найдем фиксации или сокращенной
сводки эмпирических данных; теоретическое
мышление нельзя свести к суммированию
эмпирически данного материала. Получается,
что теория вырастает не из эмпирии, но
как бы рядом с ней, а точнее, над ней и
в связи с ней. И если эмпирический уровень
предполагает обобщение фактических данных,
опытных зависимостей, индуктивных законов,
мир теоретического знания составляют
идеи, концепции, идеальные объекты, которые
нигде не встречаются в действительности.
В основе деятельности теоретика лежит
создание и исследование таких идеальных
теоретических объектов.
Эмпирический и теоретический типы познания
различаются не только по средствам, но
и по методам исследовательской деятельности.
На эмпирическом уровне в качестве основных
методов применяются реальный эксперимент
и реальное наблюдение. Важную роль также
играют методы эмпирического описания,
ориентированные на максимально очищенную
от субъективных наслоений объективную
характеристику изучаемых явлений. Что
же касается теоретического исследования,
то здесь применяются особые методы: идеализация
(метод построения идеализированного
объекта); мысленный эксперимент с идеализированными
объектами, который как бы замещает реальный
эксперимент с реальными объектами; особые
методы построения теории (восхождение
от абстрактного к конкретному, аксиоматический
и гипотетико-дедуктивный методы); методы
логического и исторического исследования
и др.
Эмпирическое исследование в основе своей
ориентировано на изучение явлений и зависимостей
между ними. На этом уровне познания сущностные
связи не выделяются еще в чистом виде,
но они как бы высвечиваются в явлениях,
проступают через их конкретную оболочку.
На уровне же теоретического познания
происходит выделение сущностных связей
в чистом виде. Изучая явления и связи
между ними, эмпирическое познание способно
обнаружить действие объективного закона.
Но оно фиксирует это действие, как правило,
в форме эмпирических зависимостей, которые
следует отличать от теоретического закона
как особого знания, получаемого в результате
теоретического исследования объектов.
Эмпирическая зависимость является результатом
индуктивного обобщения опыта и представляет
собой вероятностно-истинное знание. Теоретический
же закон - это всегда знание достоверное.
Получение такого знания требует особых
исследовательских процедур. Итак, выделив
эмпирическое и теоретическое познание
как два особых типа исследовательской
деятельности, можно сказать, что предмет
их разный, т. е. теория и эмпирическое
исследование имеют дело с разными срезами
одной и той же действительности. Эмпирическое
исследование изучает явления и их корреляции
(взаимосвязь); в этих корреляциях, в отношениях
между явлениями оно может уловить проявление
закона. Но в чистом виде он дается только
в результате теоретического исследования.
Следует подчеркнуть, что увеличение количества
опытов само по себе не делает эмпирическую
зависимость достоверным фактом, потому
что индукция всегда имеет дело с незаконченным,
неполным опытом. Сколько бы мы ни проделывали
опытов и ни обобщали их, простое индуктивное
обобщение опытных результатов не ведет
к теоретическому знанию. Теория не строится
путем индуктивного обобщения опыта. Это
обстоятельство во всей его глубине было
осознано в науке сравнительно поздно,
когда она достигла достаточно высоких
ступеней теоретизации. Итак, эмпирический
и теоретический уровни познания отличаются
по предмету, средствам и методам исследования.
Однако выделение и самостоятельное рассмотрение
каждого из них представляет собой абстракцию.
В реальности эти два слоя познания всегда
взаимодействуют.
Эмпирические исследования
Как эмпирический, так и теоретический
уровни имеют достаточно сложную системную
организацию. Рассмотрим вначале внутреннюю
структуру эмпирического уровня. Его образуют
по меньшей мере два подуровня: а) непосредственные
наблюдения и эксперименты, результатом
которых являются данные наблюдения; б)
познавательные процедуры, посредством
которых осуществляется переход от данных
наблюдения к эмпирическим зависимостям
и фактам.
Эксперименты
и данные наблюдения
Различие между данными наблюдения и эмпирическими
фактами как особыми типами эмпирического
знания было зафиксировано еще в позитивистской
философии науки 30-х годов. В это время
шла довольно напряженная дискуссия относительно
того, что может служить эмпирическим
базисом науки. Вначале предполагалось,
что ими являются непосредственные результаты
опыта – данные наблюдения. В языке науки
они выражаются в форме особых высказываний
- записей в протоколах наблюдения, которые
были названы протокольными предложениями.
В протоколе наблюдения указывается, кто
наблюдал, время наблюдения, описываются
приборы, если они применялись в наблюдении.
Если, например, проводился социологический
опрос, то в роли протокола наблюдения
выступает анкета с ответом опрашиваемого.
Если же в процессе наблюдения осуществлялись
измерения, то каждая фиксация результата
измерения эквивалентна протокольному
предложению. Анализ смысла протокольных
предложений показал, что они содержат
не только информацию об изучаемых явлениях,
но и, как правило, включают ошибки наблюдателя,
наслоения внешних возмущающих воздействий,
систематические и случайные ошибки приборов
и т.п. Но тогда стало очевидным, что данные
наблюдения, в силу того что они отягощены
субъективными наслоениями, не могут служить
основанием для теоретических построений.
В результате была поставлена проблема
выявления таких форм эмпирического знания,
которые бы имели интерсубъективный статус,
содержали бы объективную и достоверную
информацию об изучаемых явлениях. В ходе
дискуссий было установлено, что такими
знаниями выступают эмпирические факты.
Именно они образуют эмпирический базис,
на который опираются научные теории.
Предметная структура экспериментальной
практики может быть рассмотрена в двух
аспектах: во-первых, как взаимодействие
объектов, протекающее по естественным
законам, и, во-вторых, как искусственное,
человеком организованное действие.
Теоретические исследования
Здесь тоже можно выделить (с определенной
долей условности) два подуровня. Первый
из них образует частные теоретические
модели и законы, которые выступают в качестве
теорий, относящихся к достаточно ограниченной
области явлений. Второй - составляют развитые
научные теории, включающие частные теоретические
законы в качестве следствий, выводимых
из фундаментальных законов теории. Примерами
знаний первого подуровня могут служить
теоретические модели и законы, характеризующие
отдельные виды механического движения:
модель и закон колебания маятника (законы
Гюйгенса), движения планет вокруг Солнца
(законы Кеплера), свободного падения тел
(законы Галилея) и др. Они были получены
до того, как была построена ньютоновская
механика. Сама же эта теория, обобщившая
все предшествующие ей теоретические
знания об отдельных аспектах механического
движения, выступает типичным примером
развитых теорий, которые относятся ко
второму подуровню теоретических знаний.
Теоретические модели в структуре теории
Своеобразной клеточкой организации теоретических
знаний на каждом из его подуровней является
двухслойная конструкция - теоретическая
модель и формулируемый относительно
нее теоретический закон. Признаки абстрактных
объектов, образующих теоретическую модель,
выражаются в форме физических величин,
а отношения между этими признаками - в
форме связей между величинами, входящими
в уравнения. Применяемые в теории математические
формализмы получают свою интерпретацию
благодаря их связям с теоретическими
моделями. Итак, эмпирический и теоретический
уровни познания отличаются по предмету,
средствам и методам исследования. Однако
выделение и самостоятельное рассмотрение
каждого из них представляет собой абстракцию.
В реальности эти два слоя познания всегда
взаимодействуют.
Информация о работе Эмпирический и теоретический уровни познания