Теневое право: философский анализ

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 11:44, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучить пространство права и теневого права.
Объект исследования – «теневое» право как часть правового пространства.
Предмет исследования – сущность «теневого» права как части правового пространства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………3 Глава 1. Многообразие форм правового пространства…………...5
1.1. Понятие правового пространства……………………………..5
1.2. Структура правового пространства….……………………….9
1.3. Типология правового пространства…………………………..
Глава 2. Пространство «теневого» права..........................................20
2.1 Понятие «криминального» права как вида «теневого» права
2.2. Источники формирования «криминального» права
2.3. Свойства «криминального» права
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………43
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………..44

Работа содержит 1 файл

Министерство образования и науки РФ.docx

— 77.24 Кб (Скачать)

 

Еще один причинный  комплекс - формирование так называемой теневой юстиции на фоне превращения  в фактически недееспособные структур правопорядка и правосудия. В частности, современные российские суды систематически недофинансировались и жестко привязывались  к региональным властям, от которых  реально зависело их материальное обеспечение (зарплата, жилье, иные социальные блага). Своеобразным проводником "теневого права" в России оказался и суд  присяжных. Распространились такие  проявления теневой юстиции, как  коррумпированность присяжных заседателей, вынесение ими вердикта под давлением  заинтересованной, часто криминализированной, стороны, широкое использование "правовой демагогии полуправды".

Пространство  теневого права направлено на регламентацию  всех этапов противоправной деятельности, образуя теневой правопорядок, охраняемый специальными морально-психическими, материальными и физическими  санкциями. Это система обязательно-притязательных норм, вырабатываемых и беспрекословно исполняемых в различных сообществах (воровских, разбойничьих, пиратских шайках и пр.) и направленных на определение организации (структуры) сообщества, "распределение" между его членами обязанностей и функций, наделение их правами, в том числе имущественными, и т.д. к проявлениям теневого преступного права относятся коррупция, организованная преступность, теневая экономическая деятельность, терроризм, политический экстремизм.

 

Большинство исследователей, занимающихся проблемой  теневого права, отмечает его влияние  на современное законотворчество и  правореализационную практику, на создание, толкование, применение, изменение, деформацию, подавление или разрушение официального (легального) права.

 

Поле фактических  прав-привилегий взаимодействует с  юридическими правами человека, по меньшей мере, в трех направлениях:

1) фактические права могут блокировать  действие юридических прав;

2) фактические права способствуют  разложению и подрыву авторитета  юридических прав;

3) система юридических прав человека  индифферентна к фактическим  правам-привилегиям руководителей,  но часто в прямой и опосредованной  форме обеспечивает применение  последних, их господство.

Можно выделить три формы влияния теневого права на официальное: негативное, позитивное и прогрессивное.

Негативное  влияние теневого права проявляется  в разрушении принципов и иных норм официального права, его структуры  и системы. в частности, к социально вредным последствиям распространения теневого права относится ослабление охранительной функции современного государства и принявшее массовый характер незаконное применение средств гражданской самозащиты (например, акции гражданского неповиновения, забастовки, самовольные захваты земельных участков и помещений, письма-протесты и пр.).

 

Позитивное  влияние теневого права заключается  в том, что оно нередко поддерживает систему официального права, способствует эффективной реализации его нормативных предписаний. Обнаружение симптомов и признаков распространения теневого права позволяет высветить соответствующую деформацию правовой системы или ее отдельных элементов, правовой пробел (лакуну, вакуум), юридическую (правотворческую, правоприменительную, интерпретационную) ошибку или ранее неизвестную коллизию, отсутствие необходимого компетентного органа и т.д. иногда теневое право подталкивает граждан к проявлению своей гражданской позиции, положительной правовой активности и даже к повышению уровня собственной правовой образованности и правового воспитания с целью противодействовать агрессивной неправовой регуляции и связанному с ней произволу.

 

Прогрессивное влияние теневого права - создание новых, более совершенных норм и институтов, впоследствии воспринимаемых менее  динамичным официальным правом.

 

Так, в отношении  уже упоминавшихся средств гражданской самозащиты следует признать не только их негативный оттенок, но и некоторое прогрессивное влияние на развитие общетеоретических представлений о сущности субъективного права, о концепции злоупотребления правом, теории юридических фактов и теории правопорядка. Как отмечает В.М.Баранов, гражданская самозащита, изначально имевшая тесную связь с теневым правом, постепенно может превратиться в новый комплексный институт российского права. Официальное (легальное) право при этом может осуждать, признавать, терпеть, не замечать теневое право.

 

Для более успешного диагностирования феномена теневого права, преодоления его негативного влияния необходимо (помимо установления наиболее типичных его проявлений в различных сферах общественных отношений) разработать оптимальный набор индикаторов и способов преодоления "теневизации" права.

 

Одним из аспектов данной проблемы является поиск способов, которые смогли бы стимулировать  какую-либо самобытную, но юридически значимую деятельность "выйти из тени на свет". Необходимо использовать законные способы легализации находящихся "в тени" субъектов и юридические средства перевода их деятельности из теневого сегмента правовой жизни в легальный, официальный. в то же время, несмотря на осознание официальной властью наличия в стране параллельной ей теневой властной системы "экономика- политика- право," никаких конкретных действий по ее нейтрализации не проводится.

 

В комплекс мер по преодолению "теневизации" официального правопорядка должны войти дальнейшая административная, правовая, судебная реформы, создание действенных препятствий коррумпированию чиновничества и распространению коррупциогенного нормотворчества, установление нормальных, цивилизованных отношений властных структур и бизнеса. кроме того, должна происходить адекватная корректировка официального права в направлении его корреляции с позитивными элементами теневого права, с положительным неофициальным правом общества. Стоит попытаться с помощью диагностирования и выборочного мониторинга практики действия теневого права выявить его позитивные аспекты и своевременно трансформировать их в соответствующие структуры права официального.

 

Проявления  неформальных правовых институтов весьма многообразны. Их можно классифицировать для удобства анализа следующим  образом:

а) возникновение своеобразных, подчас сугубо субъективных образов права, контрастных его официальной  доктрине и системе. Это выражается в ошибочных взглядах на содержание статусов тех или иных субъектов  права, их компетенции, иных, нередко  противоположных, оценках содержания законов, в негативном отношении  к исполнению правовых актов;

б) подмена целей правовых решений  и действий при соблюдении их внешней, формальной оболочки для выражения  сугубо частных или групповых  интересов вопреки юридико-публичному интересу;

в) юридические рокировки, когда  вместо правовых актов, которые надлежит принять в соответствии с установленной  процедурой, оформляются для решения  юридических вопросов неправовые документы - протоколы, расписки, произвольные виды соглашений (например, вместо трудовых контрактов). Очень распространены замены устными договоренностями и даже сговорами принятия официальных правовых решений и совершения легальных действий;

г) "выпадение" или ослабление элементов официальных формальных действий и создание зоны для теневых  решений и действий. Подобные явления  наблюдаются при отступлении  от принципов гласности в работе государственных и муниципальных  органов, при сужении объема публичной  информации и возможностей "доступа" к праву;

д) противоправное использование неправовых, асоциальных норм групповой морали, обычаев и т.п. Оно открывает путь к коррупции, злоупотреблению правом (в разных значениях), к должностному бездействию, к незаконным действиям, к нарушениям законности, в том числе неумышленному принятию ошибочных норм. Учитывая основательную разработку проблем правонарушений в научной литературе, обратим особое внимание в этом контексте на выработанные способы преодоления коррупциогенности законодательства, которыми целесообразно пользоваться.

 

Особо выделим  нарастающее воздействие в условиях глобализации международно-правовых актов, которое надо учитывать. Неформальное влияние иностранных концепций  и правовых решений, международно-корпоративных  сделок и договоренностей, документов неправительственных организаций  может быть позитивным и негативным. Не случайно иностранные ученые делают вывод об увеличении разрывов между  национально-государственными сферами  действия и экономическими императивами вне их. Саморегулирование приводит к "государству частного права" . Да и в сфере международно-правового регулирования возникают "теневые регуляторы" в виде неправительственных структур, соглашений транснациональных корпораций, наконец, средств давления сильной державы.

 

Если обратиться к проявлениям неформальных институтов в государственном управлении и  в социально-экономической деятельности, то можно увидеть следующую картину. Здесь такие институты выступают  своеобразными конкурентами государственных  и муниципальных органов, официально установленных процедур, институтов прямой демократии, причем конкуренция  имеет широкий спектр.

 

Динамика  поведения граждан, социальных групп  и слоев под влиянием деятельности органов (организаций), законов и  иных правовых актов выражается в  устойчивых или изменяющихся "образах" права и представлениях о публичных  институтах, о правах и обязанностях граждан и юридических лиц, в  изменениях правомерного поведения  и его видов (активное, пассивное, конформистское, безразличное), в использовании  способов самореализации прав и законных интересов, в обращениях в органы публичной власти - по содержанию, адресатам, действиям "сторон" и их взаимоотношениям.

Особо отметим  самоорганизацию граждан в виде легальных объединений, которые  не всегда активно втягиваются в  русло официальной государственной  деятельности. Общественные инициативы нередко оформляются в структурных  формах либо проявляются в виде движений. Надо учитывать возрастание удельного  веса корпоративного саморегулирования, когда юридические лица и граждане объединяются в промышленные и иные ассоциации, саморегулируемые организации и действуют на основе уставов, корпоративных кодексов и кодексов "по профессиям", социальных и иных хартий. Добровольность их принятия служит выражением "самообязательств" участников, и опыт таких объединений, например "Опоры", заслуживает серьезного анализа и обобщения. Тут есть некая параллельность деятельности.

 

Развивается институт соучастия в деятельности официальных институтов, когда граждане и их группы, общественные объединения, хозяйственные союзы и отраслевые ассоциации предприятий, банков и т.п. включаются в договорные отношения  с ними. Таковы, например, социальные соглашения между губернаторами, мэрами, с одной стороны, и экономическими субъектами, корпорациями - с другой, о сотрудничестве в решении вопросов социальной инфраструктуры, занятости и т.п. Таковы формы государственно-частного партнерства в реализации крупных инновационных и производственных проектов.

 

Наблюдается нередко замена официальных процедур принятия решений "полускрытыми" или тайными процедурами либо ограничение первых путем деформации выборов, конкурсов и т.п.

 

Контрастным выглядит противостояние публичной  власти и ее институтов в виде партийных  оппозиций, лоббизма, оппозиции неких  социальных сил или групп, использующих исключительно или преимущественно  легальные способы деятельности.

 

Нельзя не видеть противоборство неформальных институтов с официальными институтами, переходящее  в скрытые формы борьбы или  открытые публичные конфликты. Завершением  служит либо ликвидация, либо преобразование институтов.

 

Охарактеризованная  выше динамика неформальных институтов вызывает реакцию общества и государства, совпадающую или не совпадающую. Кратко отметим позитивные реакции: а) допущение деятельности неформальных институтов; б) признание их деятельности как публично-полезной; в) поддержка  тех институтов и тех действий, которые отвечают официальному курсу  власти и ее программам; г) "перевод" неформальных институтов в статус официальных  институтов путем изменений в  системе государственных органов, их структуре, компетенции и способах взаимодействия с общественными  институтами, движениями и т.п., признания  их статуса в законе и иных правовых актах; д) допущение деятельности альтернативных институтов в их прежних неправовых формах. В настоящее время получает признание курс на "выращивание" институтов, когда привычное безразличие или осуждение заменяются бережным отношением к проявлению гражданских инициатив и новых форм самоорганизации и самоуправления.

 

Негативное  реагирование общества и государства  на существование и деятельность неформальных институтов может выражаться в разных формах. Имеются в виду критика их программ, лидеров и  деятельности, отторжение от официального курса путем осуждения, ограничений  и т.п., применение санкций в случаях  нарушений законности, наконец, роспуск  и ликвидация таких структур. Во всех случаях, как свидетельствует  история и современный социальный опыт, неизбежны волевые решения  властей в их интересах.

Следует систематически и объективно анализировать проявления жизнедеятельности неформальных институтов, иначе правовая сфера потеряет всякие очертания и утратит присущую ей регулятивность. В то же время в ее пределах и за ее пределами существуют и развиваются явления и процессы, которые постепенно приобретают положительный правовой смысл и несут в себе зародыш будущей правовой регулятивности. Потеря их из виду явилась бы расточительством социальной энергии, обеднением потенциала общества. В позитивных и негативных притязаниях на правовой порядок, существующий или новый, заложены важные импульсы, которые общество не может оставить без внимания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

На современном  этапе развития общества происходит коренная смена взглядов на правовое пространство и на проблему его «теневизации».

Информация о работе Теневое право: философский анализ