Теневое право: философский анализ

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 11:44, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучить пространство права и теневого права.
Объект исследования – «теневое» право как часть правового пространства.
Предмет исследования – сущность «теневого» права как части правового пространства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………3 Глава 1. Многообразие форм правового пространства…………...5
1.1. Понятие правового пространства……………………………..5
1.2. Структура правового пространства….……………………….9
1.3. Типология правового пространства…………………………..
Глава 2. Пространство «теневого» права..........................................20
2.1 Понятие «криминального» права как вида «теневого» права
2.2. Источники формирования «криминального» права
2.3. Свойства «криминального» права
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………43
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………..44

Работа содержит 1 файл

Министерство образования и науки РФ.docx

— 77.24 Кб (Скачать)

функций и сфер компетенции, нет  должного взаимодействия.

В целях создания надлежащих механизмов обеспечения единого

правового пространства необходимо совершенствование  законодательства о

правовом статусе Президента Российской Федерации, Правительства

Российской Федерации, федеральных  органов исполнительной власти:

требуется разграничить законотворческие, контрольно-организационные

функции и полномочия федеральных  органов исполнительной власти в  сфере

обеспечения единого правового  пространства. Это позволит детализировать

полномочия и конкретизировать ответственность данных органов,

преодолеть существующие проблемы и противоречия в федеральном

законодательстве.

 

Совершенствование деятельности органов исполнительной власти в

процессе обеспечения единого правового пространства России. В частности,

требуется четко разграничить и  конкретизировать полномочия и

ответственность органов исполнительной власти, осуществляющих функцию

обеспечения единого правового  пространства в качестве основной, и органов,

для которых эта функция является обеспечивающей. Это позволит

исключить  дублирование функций  и конкретизирует персональную

ответственность должностных лиц  и органов в данной сфере.

Анализ действующих нормативных  актов МВД России показывает, что

имеет место несогласованность  актов, принимаемых на различных  уровнях

управления, а также актов субъектов  Российской Федерации в сфере

правоохранительной деятельности. В этой связи необходимо осуществить

комплекс мер по мониторингу  актов субъектов Российской Федерации  и

актов, принимаемых на уровне МВД, УВД, с тем чтобы сформировать

целостную непротиворечивую систему  ведомственных правовых актов МВД

России.

В 2003 году более 80% субъектов Российской Федерации  вообще не

использовали свое право законодательной  инициативы. Более активное

использование субъектами права законодательной  инициативы могло бы

способствовать формирования единого  правового пространства на

территории Российской Федерации, более эффективному

совершенствованию федерального законодательства.

Важный аспект деятельности по обеспечению  единства правового

пространства – повышение качества нормативно-правовых актов субъектов

Федерации, обеспечение их соответствия приемам и правилам юридической

техники.

 

Структура механизма  обеспечения единого правового  пространства

Российской Федерации включает в себя следующие элементы: единство и

целостность конституционно-правовой системы, единство территории,

единство экономического пространства, единство системы органов

государственной власти на всей территории Федерации, верховенство прав и

свобод человека и гражданина.

 

Диагностика состояния правового пространства Российской Федерации

предполагает использование различных  методов при его оценке и поиске

путей разрешения имеющихся противоречий:

- интегральный метод призван  определить оптимальное состояние

правового пространства Российской Федерации  как единого целого и

выявить механизмы поддержания  его единства при признании очевидности

имеющихся проблем. Основным признаком  государства как

пространственной системы является именно его интегративность;

- ситуационный метод следует  использовать при разрешении

конкретных споров и противоречий между федеральными органами

государственной власти, между ними и органами власти субъектов

Федерации, между органами власти в субъектах Федерации. В данном

контексте состояние правового пространства предстает не в своей статике, а

как результат взаимодействия различных преследующих собственные

интересы сил;

- нормативный метод предполагает  свое задействование при

разрешении противоречий, возникающих между федеральной Конституцией

и конституциями (уставами) субъектов  Федерации, между нормативными

правовыми актами, принятыми федеральными органами государственной

власти, и нормативными правовыми  актами субъектов Федерации.

 

Сочетание приведенных  методов позволит, во-первых, оценить

реальное состояние правового  пространства Российской Федерации, во-

вторых, соотнести это реальное состояние с должным состоянием и, в-

третьих, способствует выработке процедур и механизмов достижения этого

должного состояния. Осложняет  осуществление поставленных задач,

расширение объектного состава  правового регулирования. Это обусловлено

не только уровнем развития правовой науки, но и расширением сферы

научной и хозяйственной деятельности человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Пространство «теневого» права

 

2.1 Понятие «теневого» права

 

«Теневое  право» — понятие, используемое для  характеристики получивших широкое  распространение в общественной практике различных проявлений правовых норм, действий (деятельности), отношений, имеющих лишь внешнее сходство (видимость) с правовыми аналогами. Правильно подмечено, действительность такова, что правовой сегмент социально-правовой жизни занимает значительное место в современном российском обществе . Часть сферы общественной жизни находится «в тени». Это и «теневая экономика», «теневые» политтехнологии, избирательные в особенности («черный пиар», к примеру, стал атрибутом всякой избирательной кампании), «теневое правотворчество», усиленное деятельностью непризнанных и нелегализованных лоббистских структур, так называемая «теневая юстиция», когда юридические конфликты разрешаются путем привлечения бандформирований, «теневое возмездие», осуществляемое как представителями организованной преступности, так и теми, кто отождествляет себя с «эскадронами смерти». В результате этого складывается и все более утверждает себя сфера теневой правовой жизни, находящаяся вне институционализированных форм социального контроля и пагубно влияющая на правовое самочувствие развитие людей, в особенности на правовое развитие молодежи.

 

Для понимания  права и его подлинной роли в обществе важно проводить различие между правовыми и фактическими общественными отношениями, ибо "жизнь" права в социальном континууме опосредуется целями и интересами социальных групп, организаций, индивидов. Наряду с полем  юридических прав функционирует  их фактическое поле.

 

В частности, лица, выполняющие функции руководства  и иные административные функции, имеют  возможности неофициально присваивать  многие неписаные правомочия. Последние  становятся их фактическими привилегиями:

фактическое право-привилегия "влиять и решать" судьбу индивида или  социальной группы (право замораживать частные банковские сбережения, устанавливать  цены на предметы, продукты и услуги и пр.);

фактические привилегии, направленные на обеспечение покорности, послушания, безропотности исполнителей (право  игнорировать общественное мнение или  решение трудового коллектива, использовать институт секретности для "расправы" с неугодными, использовать сокращение штата как меру мести и пр.);

фактические права-привилегии, которые  позволяют ограничивать осведомленность  исполнителей по тем или иным вопросам, дозировать меру их информированности.

Сущность  права претерпевает различные метаморфозы  в разнообразных ситуациях, встречающихся  в социуме, в различных отношениях, складывающихся между людьми и их ассоциациями. Наряду с подлинными нормой, законом, договором и т.д. может существовать псевдонорма, псевдозакон, недействительный договор, который в определенных случаях может быть даже преступным сговором и т.д.

 

Как правило, сам факт принятия официальной юридической  нормы не рассматривается единственным и достаточным условием действия права в обществе. Параллельно  с "официальным правом" существует "неправо". Право и неправо  нередко разделены настолько, что  могут существовать и развиваться  относительно самостоятельно, но они  постоянно образуют известное единство: в официальном праве как некой  данности всегда присутствует в скрытом  виде неправо, и наоборот.

 

Для обозначения  различных проявлений "неправа" используются такие понятия, как "теневое  право", "негативное право", "фактическое  право", "неофициальное право", "антиправо", "предправо", "псевдоправо", "параправо", "переходное право", "бесправие" и др.

 

Однако к  теневому праву следует также  отнести различные отклоняющиеся  или отрицающие официальное (легальное) право, но имеющие отношение к  бытию права и обладающие определенной юридической окраской структурные  элементы:

- негосподствующую правовую идеологию, теневое правовое сознание, концепции и образы антиправа;

- деформированное правовое чувство,  или психические субъективно-правовые  переживания, как внутренний элемент  "теневого права";

- правовую демагогию, правовой  нигилизм, правовой дилетантизм,  правовой цинизм;

- ложные приоритеты в сфере  нормотворчества и правореализации, субъективные мотивы принятия неправовых решений в узковедомственных, корпоративных и частных интересах, разрушающих ценность публичных, общесоциальных интересов;

- теневую практическую деятельность (преступность, правонарушения, иные  деформации юридической практики  и т.п.);

- установленные самими участниками  общественных отношений асоциальные  предписания, символы, ритуалы,  жесты, жаргон и пр.;

- не имеющие официального статуса  в системе источников легального  права акты "теневого права", нарушающие иерархию нормативных  правовых актов.

 

Теневое право  можно определить в качестве понятия, обобщающего различные специфические  виды "неправовой" действительности. В связи с этим сам термин "теневое право" заключается в кавычки, так как он означает особую разновидность социальных норм, регулирующих специфическую область общественных отношений, которые не исходят от государства, не защищаются силой государственного принуждения и не обладают формальной определенностью. Оно представляет собой опасную разновидность негативного неофициального права, находящегося в состоянии борьбы с официальным правом.

 

К негативным, теневым составляющим правовой жизни  нередко относят только противоправные явления: преступления и иные правонарушения; криминальные структуры; коррупцию; деформации правосознания, выражающиеся, в частности, в правовом нигилизме, идеализме, популизме; ошибки в праве и иные препятствующие положительной юридической деятельности факторы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2  Источники формирования теневого  права

 

В советский  период к наиболее распространенным проявлениям теневого права относились так называемые "телефонное право" и "номенклатурное право", совокупность теневых норм и правил, действовавших  в обход формальному праву  в партийных и иных советских  органах с целью предоставления "чиновничьих портфелей", "отпуска" дефицитных товаров, предоставления жилплощади и других благ и социальных (или  асоциальных) услуг.

 

В современной  России эти традиции теневого общения  и оборота несколько видоизменились, но в то же время заметно актуализировались. Вслед за теневой экономикой родилось теневое право, которое стало  действовать активнее и сильнее  права официального. Публичная дискуссия  вокруг проблемы "теневизации" российского права начала разворачиваться в направлении поиска способов преодоления "коррупциогенности" юридических норм, а также зигзагов неофициального правотворчества и теневой правореализационной практики.

 

На начальных  стадиях зарождения и распространения  в нашей стране правовой "тени" с середины 80-х и до начала 90-хгодов различные сообщества, крупные организации, социальные группировки стали создавать  свой корпус теневых норм, правил поведения  и институтов, которые особенно не афишировались и не навязывались кому-либо публично. Так, возникли следующие  вредные побочные продукты неправовой регуляции:

теневое производство и теневой  сбыт каких-то видов продукции (золота, спиртных напитков и пр.);

теневая приватизация;

нецелевое использование бюджетных  средств;

обналичивание - операция по переводу денег с банковского счета в наличные средства, как правило, с использованием фиктивных контрактов на выполнение каких-либо работ (строительных, научно-исследовательских, консультационных услуг, маркетинга и т.п.);

теневые доходы, в том числе теневая  зарплата и неофициальные выплаты;

теневые экпортно-импортные операции;

теневой отток капитала;

теневое инвестирование;

теневая занятость;

теневая оплата услуг чиновников, коррупция и пр.

 

Во второй половине 90-х годов, обретя адекватные ей организационные формы, эта теневая  активность стала превращаться в  особый социальный институт и обрастать "панцирем" теневого права. Теневые  нормы и институты "пустили  корни" в правовой, экономической  и политической системе. Поэтому  постоянно высказываемые в литературе надежды на ожидаемое быстрое "осветление" права и экономики в результате каких-либо реформаторских решений  не представляются обоснованными.

 

Последние десятилетия  характеризуются небывалыми правовыми  преобразованиями в нашей стране и в других государствах. Меняются некоторые принципы правового регулирования, и стремительно разрастается массив правовых актов. Но общество далеко не в полной мере воспринимает правовые новшества и продолжает жить со своими представлениями о праве, пользуется своими институтами для решения  частных и общих задач. Феномен  права предстает как бы на солнце в его официальном выражении  и в тени, вне признания и  поддержки.

 

Естественно, различение концепций права и  правовых практик (опытов) порождает  неодинаковое отношение к ним  сторонников и оппонентов. Бесспорно, что с понятием позитивного права как официального права, установленного государством, в большей степени контрастируют понятия теневого права и неформальных институтов. Такой подход позволяет четко анализировать и оценивать разное отношение к праву, государственно-правовым и иным институтам (например, суду или местному самоуправлению), и особенно фиксировать нарушения законности. Доктрины естественного права и историзма в праве откровенно признают и поддерживают неформальные институты как прямое проявление жизнедеятельности гражданского общества. Им свойственно сдержанное и даже критическое отношение к монополизму государственной власти.

Информация о работе Теневое право: философский анализ