Теневое право: философский анализ

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 11:44, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучить пространство права и теневого права.
Объект исследования – «теневое» право как часть правового пространства.
Предмет исследования – сущность «теневого» права как части правового пространства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………3 Глава 1. Многообразие форм правового пространства…………...5
1.1. Понятие правового пространства……………………………..5
1.2. Структура правового пространства….……………………….9
1.3. Типология правового пространства…………………………..
Глава 2. Пространство «теневого» права..........................................20
2.1 Понятие «криминального» права как вида «теневого» права
2.2. Источники формирования «криминального» права
2.3. Свойства «криминального» права
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………43
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………..44

Работа содержит 1 файл

Министерство образования и науки РФ.docx

— 77.24 Кб (Скачать)

объективное начало.

 

Во-вторых, характеристикой правового пространства является его

однородность, что выражается в конституционном  закреплении равенства

перед законом  и судом, вне зависимости от пола, расы, национальности,

языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места

жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к

общественным  объединениям и других обстоятельств, а также в равноправии

всех субъектов  Федерации. Однородность правового  пространства России

проявляется также в многоуровневости конституционно-правового

регулирования, предполагающей взаимосвязанность  Конституции

Российской  Федерации с Конституциями и  Уставами субъектов Федерации:

уважение  к правам и свободам человека и  гражданина; признание

суверенных  прав наций и народностей; сохранение государственного

единства  и территориальной целостности  России. Однородность проявляется

и через единство правового пространства Российской Федерации.

 

Законы  Российской Федерации имеют одинаковую силу на всей территории России. Реализуя свои права в правовом пространстве государства, субъекты правоотношений обязуются не нарушать законов данного государства. При нарушении правовых установок государства субъект оказывается вне «правового пространства» – вне действия правового закона.

При характеристике состояния правового пространства Российской

Федерации, к сожалению, можно отметить его  неоднородность. Она

проявляется прежде всего в том, что в правовом пространстве выделяются

группы нормативных  правовых актов, для применения которых  в настоящее

время не созданы надлежащие организационно-правовые и финансовые

механизмы их реализации.

 

В структуре  правового пространства Российской Федерации выделяются следующие  уровни:

- правовое пространство Российской Федерации как единого

федеративного государства;

- правовое пространство региона (в данном случае регион не

сводится к субъекту Федерации  и понимается как некая совокупность

субъектов Федерации, выделяемых и объединяемых на основе схожести

правовых регуляторов, общности проблем, возникающих при выработке и

реализации правовых актов);

- правовое пространство субъекта Российской Федерации.

Установленные государством правовые нормы действуют на

определенной территории. В Российской Федерации по критерию

пространственного действия следует выделять:

- нормативные правовые акты Российской Федерации, принятые

федеральными органами государственной  власти, действующие на всей

территории Российской Федерации;

- нормативные правовые акты Российской Федерации, принятые

федеральными органами власти, действующие на определенной части

территории Российской Федерации (пространственно ограничительные

правовые нормы);

- нормативные правовые акты субъектов Федерации;

- местные акты.

 

То обстоятельство, что нормативно-правовые акты, принятые как

федеральными органами власти, так и органами власти субъектов

Федерации, действуют лишь на определенной части территории страны, не

означает признания правомерности  правовых отношений, возникших на их

основе, лишь на данной территории. Напротив, эти отношения признаются

правомерными на всей территории Российской Федерации.

Правовое пространство конкретного  органа государственной власти –

совокупность правовых актов  и норм, регулирующих сферу его

деятельности, порядок его взаимодействия с другими органами публичной

власти, с юридическими лицами и гражданами в пределах правового статуса,

включая права и обязанности  по изданию нормативных и индивидуальных

правовых актов, их применению и исполнению.

 

Правовое пространство обладает временными характеристиками,

которые связаны с изменением правовых норм во времени, и связано с их

устареванием, обновлением и развитием с течением времени. Никакая норма

права не может быть в  определенном времени, находясь вне правового

пространства . Категории «пространство» и «время» между собой тесно

взаимосвязаны. С точки зрения специальной теории относительности,

пространство и время  являются не двумя раздельно существующими

началами, а двумя сторонами единого целого – пространственно-временного

континуума. Связь правовой нормы с пространством и временем

выражается, в частности, в том, что само создание правовой нормы есть акт,

совершаемый во времени и в пространстве. Каждая норма определяет, в

каком месте и в какой момент предписанное данной нормой поведение

должно осуществляться, и, таким образом, ее действие имеет одновременно

пространственный и временной  характер.

Сфера действия правового  пространства Российской Федерации

распространяется на всю  территорию Российской Федерации

 

Выделяется  ряд недостатков в правовом пространстве Российской Федерации:

- противоречивость массива нормативных  актов, создающая

возможность для произвола различных  государственных органов. Местные

власти охотно пользуются многочисленностью, запутанностью и

противоречивостью законов, указов и  директив российского центра.

- пробелы в правовых актах,  исключают возможность создания

продуктивного механизма обеспечения  единого правового пространства

Росси.

 

Единое правовое пространство представляет собой, очерченное границами государства пространство, характеризующееся единством правового  регулирования социально-политических, хозяйственных и финансовых отношений  на всей территории России. В границах правового пространства РФ устанавливаются  единые стандарты в гуманитарной, социально-политической, экономической  и информационной областях, обеспечивается единство правового регулирования  предпринимательской деятельности, действует унифицированное и  в то же время отражающее особенности регионов хозяйственное законодательство, существует консолидированная правовая система. Единство правового пространства обусловлено свойствами национальной правовой системы, единством государственной власти и экономического пространства страны.

 

Организация единого правового пространства на территории

Российской Федерации и его  обеспечение имеют важнейшее  значение для

функционирования всего государственного механизма. Организация единого  правового пространства на территории Российской Федерации – это проблема не только и не столько федерального уровня, сколько проблема субъектов  Российской Федерации. До тех пор, пока в стране не будет установлен оптимальный  баланс соотношений полномочий Российской Федерации и субъектов федерации, трудно ожидать настоящего, а не декларативного единства правового  пространства. Важно преодолеть дисгармонию  в отношениях между федеральными и региональными уровнями законодательства.

 

Обеспечение единого правового пространства России определяется как

комплексная категория, подразумевающая  совокупность правотворческой,

правореализующей, правоохранительной деятельности уполномоченных на

то органов в определенных территориальных  и временных границах,

направленная на обеспечение единства правовых предписаний правовой

системы Российской Федерации, их взаимной согласованности и

непротиворечивости. Наличие в  составе Российской Федерации «сложноустроенных  субъектов»  (автономных округов, входящих в состав области, края) еще больше осложняет задачу обеспечения единого  правового

пространства на региональном уровне.

 

Необходимо  усилить роль федерального центра в  контроле за

состоянием единого правового  пространства Российской Федерации.

Механизм обеспечения единства правового пространства должен

включать:

- завершение формирования законодательной  базы по наиболее

важным конституционно-правовым институтам Российской Федерации и ее

субъектов, в том числе и по вопросу рамок возможного нормотворчества

органов государственной власти субъектов  федерации;

- улучшение качества подготовки  нормативно-правовых актов

участниками нормотворческого процесса путем повышения их юридической

квалификации и совершенствования  нормотворческих технологий;

- введение в юридическую практику  элементов модельного

нормативно-правового регулирования  по вопросам совместного ведения

Российской Федерации и ее субъектов, а также отдельным вопросам

местного значения;

- совершенствование системы государственных  органов,

участвующих в совместной деятельности по обеспечению единства

правового пространства, их взаимодействия и координации.

Механизм обеспечения единства правового пространства России –  это

система органов государственной  власти, гарантирующих реализацию

принципов верховенства закона и государственной  целостности Российской

Федерации с помощью определенных форм, методов и теорий,

представляющих собой научное  обоснование рекомендаций при экспертной

оценке принимаемых актов.

 

Формированию  единого правового пространства России препятствуют

следующие моменты: нарушение принципа верховенства Конституции и

федеральных законов; отсутствие совершенного механизма ответственности

высших должностных лиц субъектов  за несоблюдение Конституции и

федерального законодательства, ненадлежащее исполнение субъектами

решений Конституционного Суда и так  далее. В связи с этим сфера

правового пространства то и дело ограничивается. Имеют место случаи,

когда при принятии решений государственные  органы и должностные лица

используют принцип приоритета политической целесообразности над

правом, что также приводит к  разрыву правового пространства. Все эти негативные явления свидетельствуют, к сожалению, об ограничении российского  правового пространства. Формирование единого правового пространства невозможно в

отсутствие сферы информации и  законодательства. Поэтому в данный

момент с целью успешного  формирования единого правового  пространства

России необходимо принять срочные  меры, направленные на создание

единого информационного пространства страны.

 

В процессе сохранения однородности правового  пространства

Российской Федерации особую роль играют следующие группы факторов:

1. Несоответствие природы государственного  устройства России

задачам сохранения территориальной  целостности и однородности правового

пространства государства.

2. Отсутствие единства в определении  как внешних территориальных

пределов России, так и принципов  ее внутригосударственного деления.

3. Недостаточная степень этнической, политической и социальной

интеграции российского общества.

4. Несовершенство системы государственного  управления, прежде

всего, институциональных структур, призванных обеспечить однородность

правового пространства.

5. Отсутствие юридических механизмов, призванных обеспечить

единство правовой системы Федерации.

Одним из наиболее опасных факторов, разрушающих единое правовое

пространство на территории Российской Федерации, является принятие

субъектами Российской Федерации  актов, противоречащих Конституции

Российской Федерации и федеральным  законам.

Единство правового пространства Российской Федерации можно

определить как обусловленное  федеральной Конституцией состояние

согласованности, соотносимости и соподчиненности правовых норм, исходя

их юридической значимости (верховенства).

 

Единое правовое пространство является одним из главных  условий

существования любого федеративного  государства. С одной стороны, единое

правовое пространство является неоднородным, это выражается, прежде

всего, в огромном массиве нормативных  правовых актов, регулирующих

различные сферы общественной жизни, функционирующих параллельно

друг с другом на уровнях Российской Федерации и ее субъектов. С другой

стороны, единое правовое пространство является системообразующим, где

все его элементы взаимно согласованы  и не противоречат друг другу. Оно

подразумевает общие для всех государственные  органы, принимающие

единые для всех законы, регулирующие общественные отношения, общую

территорию, границы и гражданство.

 

Уровни нормотворчества  являются составляющими единого  правового

пространства. Элементом механизма  обеспечения правового пространства России является Президент Российской Федерации и его представители  в

федеральных округах, судебные органы, органы юстиции и прокуратура. С

сожалением можно констатировать, что между отдельными составляющими

этого механизма нет четкого, законодательно оформленного разграничения

Информация о работе Теневое право: философский анализ