Судьба Сократа или его концепция человека в философии

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 02:22, реферат

Описание работы

Сократ - великий античный мудрец, «олицетворение философии», как назвал его
К.Маркс, - стоит у истоков рационалистических и просветительских традиций
европейской мысли. Ему принадлежит выдающееся место в истории моральной
философии и этики, логики, диалектики, политических и правовых учений.

Содержание

Вводная часть
Молодость
Публичная деятельность (участие в войнах)
Семья и дети
Обвинение и Суд
Наследие Сократа

Работа содержит 1 файл

СУДЬБА СОКРАТА ИЛИ ЕГО КОНЦЕПЦИЯ ЧЕЛОВЕКА В ФИЛОСОФИИ.doc

— 268.50 Кб (Скачать)

направленные против  него страсти и предрассудки.

В ожидании смерти Сократ после суда  провел в тюрьме долгих 30 дней. Дело в

том, что обычно смертный приговор приводился в исполнение сразу же  после его

вынесения, но в случае с Сократом исполнение приговора было отложено в связи

со следующим обстоятельством. Раз в четыре года  афиняне отправляли на остров

Делос к храму Аполлона священное судно с дарами, исполняя клятву Тезея,

данную им богу Аполлону после уничтожения чудовища Минотавра на Крите и

избавления Афин от уплаты дани критскому царю Миносу. Со дня отплытия

священного посольства и до его возвращения  в Афины  смертная казнь

запрещалась.

Отсрочка казни дала Сократу возможность еще раз  продумать смысл того

божественного призвания, которое определило его жизненный путь и занятия.

Друзья  Сократа, воспользовавшись этим обстоятельством, навещали  его в

тюрьме, где он пребывал в ожидании казни, вели с ним беседы и готовили ему

побег. Осуществить побег было несложно. Об этом мы узнаем из лов давнего

друга, ровесника и земляка Сократа Критона, по имени которого назван один из

диалогов Платона. В «Критоне»  описывается встреча Критона с Сократом, их

беседа задень до возвращения священного судна. Критон пытается уговорить

Сократа бежать из тюрьмы. Но Сократ отклоняет настойчивую просьбу друга и

остается верным  отечественным законам.

Последний день Сократа клонился к закату. Настало  время  последних дел.

Оставив друзей, Сократ удалился на омовение пред смертью. Согласно орфическим

и пифагорейским представлениям, подобное омовение имело ритуальный смысл и

символизировало очищение тела от грехов земной жизни.

После омовения Сократ попрощался с родными, дал  им наставления и велел

возвращаться домой. К этому времени тюремщик напомнил, что пора выпить яд.

Ранее в Афинах  приговоренного к смерти  сбрасывали со скалы. Но с прогрессом

нравов и, видимо, с увеличением числа смертных приговоров цевилизовалась и

процедура их исполнения. Во времена Сократа приговоренный к смерти в

назначенное время выпивал чашу растертой ядовитой цикуты  (болиголова).

Когда принесли цикуту, Сократ, мысленно совершив возлияние богам за удачное

переселение души в иной мир, спокойно и легко  выпил чашу до дна. Друзья его

заплакали, но Сократ попросил  их успокоиться, напомнив, что умирать должно в

благоговейном молчании.

Он еще немного походил, а когда отяжелели ноги, лег на тюремный  топчан и

закутался. Затем, раскрывшись, сказал: «Критон, мы должны Асклепию петуха.

Так дайте же, не забудьте». Это были последние слова Сократа.

Жертвоприношение петуха сыну Аполлона Асклепию, богу врачевания, обычно

полагалось за выздоровление. Сократ же имел в виду выздоровление своей души и

ее освобождение от бренного тела.

     НАСЛЕДИЕ

Трагический финал Сократа придал всей его жизни, его словам и делам, учению и

личности уникальную цельность и завершенность,  неувядаемую

привлекательность. Конец, как говорится, делу венец. Насильственная смерть

обрамила все сократовское особым  ореолом неподдельности и высокой правды.

Она оказалась одной из тех сократовских загадок, интерес к которым пережил

античность,  средневековье,  новое время и сохранился до наших дней. Став

исходным пунктом духовного шествия Сократа сквозь века, смерть  его

всколыхнула афинян и приковала к себе их  внимание. Обсуждали и сократовские

слова о возмездии, которое постигнет его обвинителей. Вскоре  после

сократовской казни,  сообщает Диоген Лаэртский, афиняне, раскаявшись в

содеянном и считая себя введенными злоумышленно в заблуждение, приговорили

Милета к смерти, а остальных обвинителей - к изгнанию. Сократу же была

сооружена Лизиппом бронзовая статуя, которая выставлялась в афинском музее

Помпейон.

В пророчестве, которое Платон вложил в уста Сократа, говорилось, что афиняне,

не ведая, что делать с одним философом и его домогательствами по поводу их

образа жизни, в будущем окажутся перед лицом многих его учеников, которых он

опекал.

В действительности, его сограждане избежали этой участи, и далеко не все его

ученики оказались в состоянии продолжить дело своего учителя, вызывая на

экзамен жизни ближних, опровергая фальшивые мнения. Было однако много

бесстрашных попыток разрушить схемы традиционной морали, за которые цеплялись

обвинители Сократа. Верно также и то, что ни один философ ни до Сократа, ни

после не имел столько непосредственных учеников и такого многообразия

ориентаций мысли, тех, кто находился под его влиянием.

Диоген Лаэртский в своей книге «Жизнеописания философов» среди друзей Сократа

называет имена: Ксенофонта, Эсхила, Антисфена, Аристотеля, Евклида, Федона и,

конечно, Платона как наиболее выдающегося. Если исключить Ксенофонта и

Эсхила, которые не были собственно философами (первый, скорее - историк,

второй - литератор), другие пятеро- основатели философских школ.

Особо выдающуюся роль для всемирно-исторических судеб духовного наследия

Сократа сыграла  школа Платона. Организованная им в 387 г. до н.э. в зеленом

пригороде Афин знаменитая Академия просуществовала более 900 лет, до 529 г.

до н.э., когда  была закрыта императором Юстинианом. От платоновской Академии

влияние  Сократа тянется в Лицей Аристотеля, к перипатерика. А мировой

платонизм и аристотелизм стали  ведущими  течениями   философской мысли  на

протяжении всего последующего духовного развития.

 



Информация о работе Судьба Сократа или его концепция человека в философии