Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 02:22, реферат
Сократ - великий античный мудрец, «олицетворение философии», как назвал его
К.Маркс, - стоит у истоков рационалистических и просветительских традиций
европейской мысли. Ему принадлежит выдающееся место в истории моральной
философии и этики, логики, диалектики, политических и правовых учений.
Вводная часть
Молодость
Публичная деятельность (участие в войнах)
Семья и дети
Обвинение и Суд
Наследие Сократа
направленные против него страсти и предрассудки.
В ожидании смерти Сократ после суда провел в тюрьме долгих 30 дней. Дело в
том, что обычно смертный приговор приводился в исполнение сразу же после его
вынесения, но в случае с Сократом исполнение приговора было отложено в связи
со следующим обстоятельством. Раз в четыре года афиняне отправляли на остров
Делос к храму Аполлона священное судно с дарами, исполняя клятву Тезея,
данную им богу Аполлону после уничтожения чудовища Минотавра на Крите и
избавления Афин от уплаты дани критскому царю Миносу. Со дня отплытия
священного посольства и до его возвращения в Афины смертная казнь
запрещалась.
Отсрочка казни дала Сократу возможность еще раз продумать смысл того
божественного призвания, которое определило его жизненный путь и занятия.
Друзья Сократа, воспользовавшись этим обстоятельством, навещали его в
тюрьме, где он пребывал в ожидании казни, вели с ним беседы и готовили ему
побег. Осуществить побег было несложно. Об этом мы узнаем из лов давнего
друга, ровесника и земляка Сократа Критона, по имени которого назван один из
диалогов Платона. В «Критоне» описывается встреча Критона с Сократом, их
беседа задень до возвращения священного судна. Критон пытается уговорить
Сократа бежать из тюрьмы. Но Сократ отклоняет настойчивую просьбу друга и
остается верным отечественным законам.
Последний день Сократа клонился к закату. Настало время последних дел.
Оставив друзей, Сократ удалился на омовение пред смертью. Согласно орфическим
и пифагорейским представлениям, подобное омовение имело ритуальный смысл и
символизировало очищение тела от грехов земной жизни.
После омовения Сократ попрощался с родными, дал им наставления и велел
возвращаться домой. К этому времени тюремщик напомнил, что пора выпить яд.
Ранее в Афинах приговоренного к смерти сбрасывали со скалы. Но с прогрессом
нравов и, видимо, с увеличением числа смертных приговоров цевилизовалась и
процедура их исполнения. Во времена Сократа приговоренный к смерти в
назначенное время выпивал чашу растертой ядовитой цикуты (болиголова).
Когда принесли цикуту, Сократ, мысленно совершив возлияние богам за удачное
переселение души в иной мир, спокойно и легко выпил чашу до дна. Друзья его
заплакали, но Сократ попросил их успокоиться, напомнив, что умирать должно в
благоговейном молчании.
Он еще немного походил, а когда отяжелели ноги, лег на тюремный топчан и
закутался. Затем, раскрывшись, сказал: «Критон, мы должны Асклепию петуха.
Так дайте же, не забудьте». Это были последние слова Сократа.
Жертвоприношение петуха сыну Аполлона Асклепию, богу врачевания, обычно
полагалось за выздоровление. Сократ же имел в виду выздоровление своей души и
ее освобождение от бренного тела.
НАСЛЕДИЕ
Трагический финал Сократа придал всей его жизни, его словам и делам, учению и
личности уникальную цельность и завершенность, неувядаемую
привлекательность. Конец, как говорится, делу венец. Насильственная смерть
обрамила все сократовское особым ореолом неподдельности и высокой правды.
Она оказалась одной из тех сократовских загадок, интерес к которым пережил
античность, средневековье, новое время и сохранился до наших дней. Став
исходным пунктом духовного шествия Сократа сквозь века, смерть его
всколыхнула афинян и приковала к себе их внимание. Обсуждали и сократовские
слова о возмездии, которое постигнет его обвинителей. Вскоре после
сократовской казни, сообщает Диоген Лаэртский, афиняне, раскаявшись в
содеянном и считая себя введенными злоумышленно в заблуждение, приговорили
Милета к смерти, а остальных обвинителей - к изгнанию. Сократу же была
сооружена Лизиппом бронзовая статуя, которая выставлялась в афинском музее
Помпейон.
В пророчестве, которое Платон вложил в уста Сократа, говорилось, что афиняне,
не ведая, что делать с одним философом и его домогательствами по поводу их
образа жизни, в будущем окажутся перед лицом многих его учеников, которых он
опекал.
В действительности, его сограждане избежали этой участи, и далеко не все его
ученики оказались в состоянии продолжить дело своего учителя, вызывая на
экзамен жизни ближних, опровергая фальшивые мнения. Было однако много
бесстрашных попыток разрушить схемы традиционной морали, за которые цеплялись
обвинители Сократа. Верно также и то, что ни один философ ни до Сократа, ни
после не имел столько непосредственных учеников и такого многообразия
ориентаций мысли, тех, кто находился под его влиянием.
Диоген Лаэртский в своей книге «Жизнеописания философов» среди друзей Сократа
называет имена: Ксенофонта, Эсхила, Антисфена, Аристотеля, Евклида, Федона и,
конечно, Платона как наиболее выдающегося. Если исключить Ксенофонта и
Эсхила, которые не были собственно философами (первый, скорее - историк,
второй - литератор), другие пятеро- основатели философских школ.
Особо выдающуюся роль для всемирно-исторических судеб духовного наследия
Сократа сыграла школа Платона. Организованная им в 387 г. до н.э. в зеленом
пригороде Афин знаменитая Академия просуществовала более 900 лет, до 529 г.
до н.э., когда была закрыта императором Юстинианом. От платоновской Академии
влияние Сократа тянется в Лицей Аристотеля, к перипатерика. А мировой
платонизм и аристотелизм стали ведущими течениями философской мысли на
протяжении всего последующего духовного развития.
Информация о работе Судьба Сократа или его концепция человека в философии