Судьба Сократа или его концепция человека в философии

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 02:22, реферат

Описание работы

Сократ - великий античный мудрец, «олицетворение философии», как назвал его
К.Маркс, - стоит у истоков рационалистических и просветительских традиций
европейской мысли. Ему принадлежит выдающееся место в истории моральной
философии и этики, логики, диалектики, политических и правовых учений.

Содержание

Вводная часть
Молодость
Публичная деятельность (участие в войнах)
Семья и дети
Обвинение и Суд
Наследие Сократа

Работа содержит 1 файл

СУДЬБА СОКРАТА ИЛИ ЕГО КОНЦЕПЦИЯ ЧЕЛОВЕКА В ФИЛОСОФИИ.doc

— 268.50 Кб (Скачать)

При отсутствии обвинений или при  положительном решении дела судом  в пользу

претендента он вносился в списки  демотов, после чего подвергался докимасии -

специальной проверке Советом пятисот.

Статус полноправного гражданина  Афин предоставлял много значительных

(политических,  правовых,  материальных, морально-религиозных и т.п.)  льгот

его обладателю и выгодно отличал последнего от всех других лиц, по тем или

иным основаниям проживавших в афинском полисе.

Успешно пройдя необходимую процедуру, молодой Сократ,  подобно другим своим

сверстникам, принес, обязательную в Афинах, гражданскую присягу, верной

которой он оставался  в течении всей своей жизни, вплоть до ее трагического

финала.

Лица от 18 до 20 лет назывались эфебами. В течение этих двух лет  они должны

были заниматься  военным делом -  военно-физической подготовкой, охраной

границ государства, дефурством на сторожевых постах и т.п. Государство

обеспечивало эфебов оружием и одеждой. На ежедневное их содержание

выделялось по 4 обола. В народном собрании (экклесии) афинские граждане

начинали  участвовать с 20 лет. Занятие государственных должностей требовало,

как правило, достижения 30-летнего возраста.

О первых занятиях Сократа, после того как он перешагнул возраст эфебов и

достиг двадцатилетия, существует  несколько версий. Вероятнее всего, он

занялся делами отцовской профессии и какое-то время тоже обрабатывал камни.

Помимо значительных физических усилий, этот труд - нечто среднее между

ремеслом и искусством - требовал большого мастерства и тонкого уменья.

Резцу молодого Сократа древние  приписывают скульптуру из трех одетых Харит,

которая некоторое время выставлялась у Афинского акрополя. Интерес молодого

Сократа к профессии скульптора, его авторство  в отношении трех Харит, как,

впрочем, и многие другие сведения о нем,  покоятся на довольно зыбкой почве

легенд, версий и догадок. Однако, сам образ Харит - богинь дружбы и юности -

внутренне близок натуре предполагаемого молодого, общительного и

жизнерадостного автора. Примечательны в этой связи  обычные  в устах Сократа

клятвы именем Харит,  надежно засвидетельствованные некоторыми источниками.

Мотив сократовского авторства отдаленно  звучит и в сообщении Диогена

Лаэртского о том, что в Академии Платона при его преемнике Спевсиппе

выставлялась скульптура Харит.

Иную версию жизни молодого Сокрта давал критически к нему настроенный

перипатерик Аристоксен. По его сообщению, Сократ в молодые годы вел довольно

беспорядочный образ жизни. Затем он был простым каменотесом. Но как-то он

приглянулся философу Архелаю, который избавил одаренного молодого человека от

тяжелых занятий, после чего Сократ в течение ряда лет был учеником и любимцем

Архелая.

Другие источники сообщают, будто от работы каменотеса Сократа избавил Критон,

его сверстник и товарищ. Оба они были из одного дема.  Влюбленный в душевные

качества Сократа и обладая достаточным богатством Критон предоставил своему

другу возможность совершенствоваться  в философии. Эта версия в известной

мере питается из того достоверного источника, согласно которому Критон в

зрелые годы был преданным другом, слушателем и последователем Сократа,

готовым помочь ему в жизненных невзгодах. Кстати, именно он, как сообщает

Платон, задумал побег Сократа из тюрьмы.

Как бы то ни было, занятия отцовской профессией - в качестве  ли каменотеса

или начинающего скульптора - определенно не стали делом жизни Сократа.

Гораздо большую роль в его духовной судьбе сыграла профессия Фенереты -

«очень почтенной и строго повитухи», по характеристике ее знаменитого сына.

Ведь именно по аналогии с родовспомогательным искусством своей матери Сократ

именовал свой философский прием содействия рождению истины в ходе беседы

майевтикой. Для человека, родившегося в день Аполлона и Артемиды, философская

майевтика как умение и призвание приобретали  характер божественного дара:

все повивальное искусство, согласно мифу, находилось под верховным ведением

Артемиды. По всему видно, что Сократ не зря родился в Фаргелии.

     ФИЛОСОФИЯ  В ПОНИМАНИИ СОКРАТА

Предметом философии, ее основной задачей и главной целью Сократ сделал

познание «естества человека», первоисточника его поступков и дел, его образа

жизни и мышления. Такое познание он считал возможным лишь на пути

самопознания, на пути следования дельфийскому призыву: «познай самого себя»,

начертанного на храме  Аполлона в Дельфах, автором которого по традиции

считался спартанец Хилон, Это  изречение  послужило толчком к

философствованию и предопределило основное направление его философских

поисков истины. В осуществлении  этого девиза Сократ усматривал свое

жизненное назначение и призвание. Сократ воспринял это изречение как призыв к

познанию вообще,  к выяснению смысла, роли и границ человеческого познания в

соотношении с божественной мудростью. Речь, таким образом, шла не о

частностях, а о принципе  познания человеком своего места в мире.

Сократовское проникновение в существо человеческих проблем требовало новых,

истинных путей познания. Философский интерес Сократа к проблематике человека

и человеческого познания  знаменовал собой поворот от прежней натурфилософии

к моральной философии. Человек и его место в мире стали центральной проблемой

этики Сократа и главной темой всех его бесед (диалогов).

Конечно, к своим взглядам, относящимся к позднему наиболее известному нам

периоду, Сократ пришел не сразу. Естественно поэтому предположить известную

эволюцию в его философских воззрениях. Однако точных данных о начальных

стадиях развития философской мысли Сократа,  сожалению не имеется.

По некоторым сведениям, приводимым, в частности Диогеном Лаэртским, молодой

Сократ был сперва учеником знаменитого натурфилософа Анаксагора из Клазомен,

а затем и Архелая (ученика Анаксагора), учение которого немало походило на

доктрину Диогена  из Аполлонии (где эклектически соединялись взгляды

Анаксимена и Анаксагора). В этот же период с досадой и негодованием он

полемизирует с софистами, с тем решением проблем, которое  они предлагали.

Во времена сократовской молодости философия в Афинах был импортным продуктом.

Афиняне  были сильными в политике, искусстве,  ремеслах, торговле, военном и

морском деле, но не в философии. Своих философских школ, течений или даже

просто заметных философов не имелось. Собственно первым философом-афинянином

был упомянутый Архелай - удачное для легенды связующее звено между Сократом и

прежними натурфилософами, а через них и «семью мудрецами».

О новых веяниях в философии и успехах тогдашней науки афиняне и в «золотой

век» Перикла узнавали по преимуществу от приезжих  философов и учителей

мудрости. В сократовское время Афины посетили такие знаменитости, как глава

элейской школы Парменид и его ученик Зенонг, представитель ионийской

философии Анаксагор из Глазомен, софисты Протагор из Абдер, Горгий

Леонтийский из Сицилии, Гиппий из Элиды,  косец Продик Эвен из Пароса и

многие другие. Приезжие философы и софисты оказывались в центре духовной

жизни Афин. Сократ, всегда отличавшийся большой любознательностью и

общительностью, проявлял глубокий интерес к их выступлениям.

Знакомство молодого Сократа с основными течениями тогдашней философии

сыграло, конечно, плодотворную роль в становлении и развитии его собственных

представлений.

Неудовлетворенный изысканиями последних философов физиса, Сократ

сконцентрировал свое внимание на человеке  и его поведении, считая  эти

проблемы важнейшими для философии. В глазах Сократа науки о человеке обладают

огромным преимуществом перед науками о природе: изучая человека, они дают

ему то, в чем он более всего нуждается, - познание самого себя и своих дел,

определение программы  и цели деятельности ясное осознание того, что есть

добро и зло, прекрасное и безобразное, истина и заблуждение. Знание

(осознание) этого, согласно Сократу делает людей благородными.

Сократовская философия  имеет дело не с бытием, но со знанием  о бытии. И это

знание - результат познания в понятиях божественной по своему характеру

причины, а вовсе не эмпирического изучения вещей и явлений бытия. Понятие по

концепции Сократа  - это результат одних лишь мыслительных усилий познающего

субъекта, не просто субъективный феномен человеческого  мышления, но некая

умопостигаемая объективность разума.

Одно из фундаментальных положений Сократа состоит в следующем: одно дело - это

инструмент, который используют,  но совсем  другое - «субъект», который

пользуется инструментом. Человек пользуется своим телом как инструментом, что

означает: в нем различимы субъективность, которая есть человек, и

инструментальность, средство, которым является тело. Стало быть, на вопрос «Что

есть человек?» невозможен ответ, что «это тело», скорее, это «то, чему служит

тело», то есть душа - «psychè».

Истинное познание - познание посредством понятий - доступно, по сократовской

концепции, лишь немногим, мудрецам, философам.  Но и им  доступна не вся

мудрость, но лишь незначительная часть ее.

Сократовское положение о мудрости знания человеком границ своего знания и

незнания - «я знаю, что ничего не знаю» - как раз и фиксирует отношение

человеческого познания  к божественному разуму. Философ стоит между богом и

людьми, мудростью и невежеством. Философия  как любовь  к мудрости в

сократовской трактовке предстает  как любовь  к божественной  мудрости.

Отсюда ясно, почему Сократ не  упускал случая аттестовать свое

философствование  в качестве посильной службы богам.

Знание божественно, и только оно возвышает человека и уподобляет его богам.

Большинство же  людей,  считал Сократ, чурается знаний и руководствуется

случайными влечениями и переменчивыми чувствами.

Истинное познание, согласно Сократу, исходит от бога и приводит к богу.

Таковы условия и границы возможной  и допустимой автономии  человеческого

познания. Четко было обозначено Сократом и единственное верное, по его мнению

, направление усилий человека -  познание и действование на основе знания.

Эта сократовская концепция знания и познания существенно  существенно

отличается и от широко распространенной тогда традционно-мифологической веры,

которая отвергала всякое суетное мудрствование о богах, и от модной позиции

софистов с их скептическим отношением к богам и субъективизацией истины,

отрицанием объективный критериев человеческого познания и социально-

политического поведения. Позиция софистов, опиравшихся на чувственное

познание, была для Сократа в принципе столь же неприемлемой, как и подход

Анаксагора. Еще более нелепой представлялась ему трактовка индивидуального

ощущения в качестве критерия истины. Такие взгляды развивал, в частности,

прославленный глава софистов Протагор,  с которым Сократ встречался и

беседовал.

Человек по Сократу, был бы вообще лишен  разума и знания, если бы в нем,

наряду со смертным телом, не было бы бессмертной души. Именно благодаря

божественной душе человек приобщается к божественному знанию: подобное

познается подобным. Кроме того душа -  хранительница знаний, приобретенных

ею ранее в  вечных странствиях в этом и том мире; человеческое  же познание -

это, по сути дела, воспоминание души  о прежних знаниях. Однако подобной

гносеологической ролью значение души в сократовском учении  не исчерпывается.

Положение о бессмертии души занимает ведущее место в моральной философии

Сократа, определяя смыл и место в моральной философии Сократа,  определяя

смысл и цели человеческого бытия в мире, его жизни и смерти.

Сократовское  обращение к вопросам о целесообразном устройстве  мира,

космической гармонии, божественно предопределенной всеобщей связи явлений и

т.п. преследовало прежде всего этические интересы и было нацелено на

выявление направлений и границ целесообразной траты человеком своих

познавательных усилий.

Истинное познание, как его понимал Сократ, призвано дать человеку верные

ориентиры для его повседневной жизни, Поэтому ценность всякого познания -

природных людских и божественных явлений и отношений - в том чтобы научиться

разумно вести человеческие дела.

Дорога самопознания ведет человека  к пониманию своего места в мире, к

уяснению того, «каков он по отношению к пользованию собой как человеком»

(Ксенофонт. Воспоминания о Сократе).

Философски возвысив разум и признав за ним универсальную мощь, Сократ

подчинил его господству все космические и земные дела. Знание  в трактовке

Сократа предстало в качестве  единственного должного регулятора и надлежащего

критерия  человеческого поведения.

Для Сократа  знания и поступки, теория и практика едины: знание (слово)

определяет ценность «дела», а «дело» - ценность знания. Отсюда и его

уверенность в том, что истинные знания и подлинная мудрость (философия),

доступные человеку, неотделимы от справедливых дел и других проявлений

добродетели. С точки зрения Сократа, нельзя назвать философом того, кто

обладает знаниями и мудростью, но судя по его образу жизни, лишен

добродетели.

Что обсуждал Сократ со своими собеседниками? Принципы и методы мышления. Он

обратил взор человека на его внутренний, духовный мир. И прежде всего он

хотел показать людям, что  путь к высшей реальности лежит через самопознание,

познание своего духовного «я». Сократ поставил во главу угла философии - а

его философия была не отвлеченной, а жизненной - знаменитое изречение,

Информация о работе Судьба Сократа или его концепция человека в философии