Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 02:22, реферат
Сократ - великий античный мудрец, «олицетворение философии», как назвал его
К.Маркс, - стоит у истоков рационалистических и просветительских традиций
европейской мысли. Ему принадлежит выдающееся место в истории моральной
философии и этики, логики, диалектики, политических и правовых учений.
Вводная часть
Молодость
Публичная деятельность (участие в войнах)
Семья и дети
Обвинение и Суд
Наследие Сократа
При отсутствии обвинений или при положительном решении дела судом в пользу
претендента он вносился в списки демотов, после чего подвергался докимасии -
специальной проверке Советом пятисот.
Статус полноправного гражданина Афин предоставлял много значительных
(политических, правовых, материальных, морально-религиозных и т.п.) льгот
его обладателю и выгодно отличал последнего от всех других лиц, по тем или
иным основаниям проживавших в афинском полисе.
Успешно пройдя необходимую процедуру, молодой Сократ, подобно другим своим
сверстникам, принес, обязательную в Афинах, гражданскую присягу, верной
которой он оставался в течении всей своей жизни, вплоть до ее трагического
финала.
Лица от 18 до 20 лет назывались эфебами. В течение этих двух лет они должны
были заниматься военным делом - военно-физической подготовкой, охраной
границ государства, дефурством на сторожевых постах и т.п. Государство
обеспечивало эфебов оружием и одеждой. На ежедневное их содержание
выделялось по 4 обола. В народном собрании (экклесии) афинские граждане
начинали участвовать с 20 лет. Занятие государственных должностей требовало,
как правило, достижения 30-летнего возраста.
О первых занятиях Сократа, после того как он перешагнул возраст эфебов и
достиг двадцатилетия, существует несколько версий. Вероятнее всего, он
занялся делами отцовской профессии и какое-то время тоже обрабатывал камни.
Помимо значительных физических усилий, этот труд - нечто среднее между
ремеслом и искусством - требовал большого мастерства и тонкого уменья.
Резцу молодого Сократа древние приписывают скульптуру из трех одетых Харит,
которая некоторое время выставлялась у Афинского акрополя. Интерес молодого
Сократа к профессии скульптора, его авторство в отношении трех Харит, как,
впрочем, и многие другие сведения о нем, покоятся на довольно зыбкой почве
легенд, версий и догадок. Однако, сам образ Харит - богинь дружбы и юности -
внутренне близок натуре предполагаемого молодого, общительного и
жизнерадостного автора. Примечательны в этой связи обычные в устах Сократа
клятвы именем Харит, надежно засвидетельствованные некоторыми источниками.
Мотив сократовского авторства отдаленно звучит и в сообщении Диогена
Лаэртского о том, что в Академии Платона при его преемнике Спевсиппе
выставлялась скульптура Харит.
Иную версию жизни молодого Сокрта давал критически к нему настроенный
перипатерик Аристоксен. По его сообщению, Сократ в молодые годы вел довольно
беспорядочный образ жизни. Затем он был простым каменотесом. Но как-то он
приглянулся философу Архелаю, который избавил одаренного молодого человека от
тяжелых занятий, после чего Сократ в течение ряда лет был учеником и любимцем
Архелая.
Другие источники сообщают, будто от работы каменотеса Сократа избавил Критон,
его сверстник и товарищ. Оба они были из одного дема. Влюбленный в душевные
качества Сократа и обладая достаточным богатством Критон предоставил своему
другу возможность совершенствоваться в философии. Эта версия в известной
мере питается из того достоверного источника, согласно которому Критон в
зрелые годы был преданным другом, слушателем и последователем Сократа,
готовым помочь ему в жизненных невзгодах. Кстати, именно он, как сообщает
Платон, задумал побег Сократа из тюрьмы.
Как бы то ни было, занятия отцовской профессией - в качестве ли каменотеса
или начинающего скульптора - определенно не стали делом жизни Сократа.
Гораздо большую роль в его духовной судьбе сыграла профессия Фенереты -
«очень почтенной и строго повитухи», по характеристике ее знаменитого сына.
Ведь именно по аналогии с родовспомогательным искусством своей матери Сократ
именовал свой философский прием содействия рождению истины в ходе беседы
майевтикой. Для человека, родившегося в день Аполлона и Артемиды, философская
майевтика как умение и призвание приобретали характер божественного дара:
все повивальное искусство, согласно мифу, находилось под верховным ведением
Артемиды. По всему видно, что Сократ не зря родился в Фаргелии.
ФИЛОСОФИЯ В ПОНИМАНИИ СОКРАТА
Предметом философии, ее основной задачей и главной целью Сократ сделал
познание «естества человека», первоисточника его поступков и дел, его образа
жизни и мышления. Такое познание он считал возможным лишь на пути
самопознания, на пути следования дельфийскому призыву: «познай самого себя»,
начертанного на храме Аполлона в Дельфах, автором которого по традиции
считался спартанец Хилон, Это изречение послужило толчком к
философствованию и предопределило основное направление его философских
поисков истины. В осуществлении этого девиза Сократ усматривал свое
жизненное назначение и призвание. Сократ воспринял это изречение как призыв к
познанию вообще, к выяснению смысла, роли и границ человеческого познания в
соотношении с божественной мудростью. Речь, таким образом, шла не о
частностях, а о принципе познания человеком своего места в мире.
Сократовское проникновение в существо человеческих проблем требовало новых,
истинных путей познания. Философский интерес Сократа к проблематике человека
и человеческого познания знаменовал собой поворот от прежней натурфилософии
к моральной философии. Человек и его место в мире стали центральной проблемой
этики Сократа и главной темой всех его бесед (диалогов).
Конечно, к своим взглядам, относящимся к позднему наиболее известному нам
периоду, Сократ пришел не сразу. Естественно поэтому предположить известную
эволюцию в его философских воззрениях. Однако точных данных о начальных
стадиях развития философской мысли Сократа, сожалению не имеется.
По некоторым сведениям, приводимым, в частности Диогеном Лаэртским, молодой
Сократ был сперва учеником знаменитого натурфилософа Анаксагора из Клазомен,
а затем и Архелая (ученика Анаксагора), учение которого немало походило на
доктрину Диогена из Аполлонии (где эклектически соединялись взгляды
Анаксимена и Анаксагора). В этот же период с досадой и негодованием он
полемизирует с софистами, с тем решением проблем, которое они предлагали.
Во времена сократовской молодости философия в Афинах был импортным продуктом.
Афиняне были сильными в политике, искусстве, ремеслах, торговле, военном и
морском деле, но не в философии. Своих философских школ, течений или даже
просто заметных философов не имелось. Собственно первым философом-афинянином
был упомянутый Архелай - удачное для легенды связующее звено между Сократом и
прежними натурфилософами, а через них и «семью мудрецами».
О новых веяниях в философии и успехах тогдашней науки афиняне и в «золотой
век» Перикла узнавали по преимуществу от приезжих философов и учителей
мудрости. В сократовское время Афины посетили такие знаменитости, как глава
элейской школы Парменид и его ученик Зенонг, представитель ионийской
философии Анаксагор из Глазомен, софисты Протагор из Абдер, Горгий
Леонтийский из Сицилии, Гиппий из Элиды, косец Продик Эвен из Пароса и
многие другие. Приезжие философы и софисты оказывались в центре духовной
жизни Афин. Сократ, всегда отличавшийся большой любознательностью и
общительностью, проявлял глубокий интерес к их выступлениям.
Знакомство молодого Сократа с основными течениями тогдашней философии
сыграло, конечно, плодотворную роль в становлении и развитии его собственных
представлений.
Неудовлетворенный изысканиями последних философов физиса, Сократ
сконцентрировал свое внимание на человеке и его поведении, считая эти
проблемы важнейшими для философии. В глазах Сократа науки о человеке обладают
огромным преимуществом перед науками о природе: изучая человека, они дают
ему то, в чем он более всего нуждается, - познание самого себя и своих дел,
определение программы и цели деятельности ясное осознание того, что есть
добро и зло, прекрасное и безобразное, истина и заблуждение. Знание
(осознание) этого, согласно Сократу делает людей благородными.
Сократовская философия имеет дело не с бытием, но со знанием о бытии. И это
знание - результат познания в понятиях божественной по своему характеру
причины, а вовсе не эмпирического изучения вещей и явлений бытия. Понятие по
концепции Сократа - это результат одних лишь мыслительных усилий познающего
субъекта, не просто субъективный феномен человеческого мышления, но некая
умопостигаемая объективность разума.
Одно из фундаментальных положений Сократа состоит в следующем: одно дело - это
инструмент, который используют, но совсем другое - «субъект», который
пользуется инструментом. Человек пользуется своим телом как инструментом, что
означает: в нем различимы субъективность, которая есть человек, и
инструментальность, средство, которым является тело. Стало быть, на вопрос «Что
есть человек?» невозможен ответ, что «это тело», скорее, это «то, чему служит
тело», то есть душа - «psychè».
Истинное познание - познание посредством понятий - доступно, по сократовской
концепции, лишь немногим, мудрецам, философам. Но и им доступна не вся
мудрость, но лишь незначительная часть ее.
Сократовское положение о мудрости знания человеком границ своего знания и
незнания - «я знаю, что ничего не знаю» - как раз и фиксирует отношение
человеческого познания к божественному разуму. Философ стоит между богом и
людьми, мудростью и невежеством. Философия как любовь к мудрости в
сократовской трактовке предстает как любовь к божественной мудрости.
Отсюда ясно, почему Сократ не упускал случая аттестовать свое
философствование в качестве посильной службы богам.
Знание божественно, и только оно возвышает человека и уподобляет его богам.
Большинство же людей, считал Сократ, чурается знаний и руководствуется
случайными влечениями и переменчивыми чувствами.
Истинное познание, согласно Сократу, исходит от бога и приводит к богу.
Таковы условия и границы возможной и допустимой автономии человеческого
познания. Четко было обозначено Сократом и единственное верное, по его мнению
, направление усилий человека - познание и действование на основе знания.
Эта сократовская концепция знания и познания существенно существенно
отличается и от широко распространенной тогда традционно-мифологической веры,
которая отвергала всякое суетное мудрствование о богах, и от модной позиции
софистов с их скептическим отношением к богам и субъективизацией истины,
отрицанием объективный критериев человеческого познания и социально-
политического поведения. Позиция софистов, опиравшихся на чувственное
познание, была для Сократа в принципе столь же неприемлемой, как и подход
Анаксагора. Еще более нелепой представлялась ему трактовка индивидуального
ощущения в качестве критерия истины. Такие взгляды развивал, в частности,
прославленный глава софистов Протагор, с которым Сократ встречался и
беседовал.
Человек по Сократу, был бы вообще лишен разума и знания, если бы в нем,
наряду со смертным телом, не было бы бессмертной души. Именно благодаря
божественной душе человек приобщается к божественному знанию: подобное
познается подобным. Кроме того душа - хранительница знаний, приобретенных
ею ранее в вечных странствиях в этом и том мире; человеческое же познание -
это, по сути дела, воспоминание души о прежних знаниях. Однако подобной
гносеологической ролью значение души в сократовском учении не исчерпывается.
Положение о бессмертии души занимает ведущее место в моральной философии
Сократа, определяя смыл и место в моральной философии Сократа, определяя
смысл и цели человеческого бытия в мире, его жизни и смерти.
Сократовское обращение к вопросам о целесообразном устройстве мира,
космической гармонии, божественно предопределенной всеобщей связи явлений и
т.п. преследовало прежде всего этические интересы и было нацелено на
выявление направлений и границ целесообразной траты человеком своих
познавательных усилий.
Истинное познание, как его понимал Сократ, призвано дать человеку верные
ориентиры для его повседневной жизни, Поэтому ценность всякого познания -
природных людских и божественных явлений и отношений - в том чтобы научиться
разумно вести человеческие дела.
Дорога самопознания ведет человека к пониманию своего места в мире, к
уяснению того, «каков он по отношению к пользованию собой как человеком»
(Ксенофонт. Воспоминания о Сократе).
Философски возвысив разум и признав за ним универсальную мощь, Сократ
подчинил его господству все космические и земные дела. Знание в трактовке
Сократа предстало в качестве единственного должного регулятора и надлежащего
критерия человеческого поведения.
Для Сократа знания и поступки, теория и практика едины: знание (слово)
определяет ценность «дела», а «дело» - ценность знания. Отсюда и его
уверенность в том, что истинные знания и подлинная мудрость (философия),
доступные человеку, неотделимы от справедливых дел и других проявлений
добродетели. С точки зрения Сократа, нельзя назвать философом того, кто
обладает знаниями и мудростью, но судя по его образу жизни, лишен
добродетели.
Что обсуждал Сократ со своими собеседниками? Принципы и методы мышления. Он
обратил взор человека на его внутренний, духовный мир. И прежде всего он
хотел показать людям, что путь к высшей реальности лежит через самопознание,
познание своего духовного «я». Сократ поставил во главу угла философии - а
его философия была не отвлеченной, а жизненной - знаменитое изречение,
Информация о работе Судьба Сократа или его концепция человека в философии