Средневековая философия

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Августа 2011 в 11:37, контрольная работа

Описание работы

Средневековье занимает длительный отрезок истории от распада Римской империи до эпохи Возрождения – почти целое тысячелетие. Раннее средневековье в Европе характеризуется становлением христианства в условиях формирования европейских государств в результате падения Римской империи (V в.), а зрелое средневековье (начиная с XI в.) связано со становлением и утверждением феодализма, который в качестве своей мировоззренческой основы использовал развитое христианство.

Содержание

Введение ……………………………………...……………………………….. …2

1. Истоки средневековой философии……………………...………………….…3

2. Основные черты и принципы формирования философии Средневековья…4

3. Апологетика и схоластика – два этапа в средневековой философии…..…...7

4. Человек как образ и подобие Бога в средневековой философии……..……13

Заключение ………………………………………………………………………16

Список литературы……………

Работа содержит 1 файл

Контрольн. философия.doc

— 93.00 Кб (Скачать)
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 

по  Философии 
 

Тема  № 7: «Средневековая философия» 
 
 
 
 
 
 

О Г Л А В Л  Е Н И Е 

Введение ……………………………………...……………………………….. …2

1. Истоки средневековой философии……………………...………………….…3

2. Основные черты и принципы формирования философии Средневековья…4

3. Апологетика и схоластика – два этапа в средневековой философии…..…...7

4. Человек  как образ и подобие Бога  в средневековой философии……..……13

Заключение  ………………………………………………………………………16

Список  литературы…………………………..………………………………..…17 
ВВЕДЕНИЕ
 

    Средневековье занимает длительный отрезок истории от распада Римской империи до эпохи Возрождения – почти целое тысячелетие. Раннее средневековье в Европе характеризуется становлением христианства в условиях формирования европейских государств в результате падения Римской империи (V в.), а зрелое средневековье (начиная с XI в.) связано со становлением и утверждением феодализма, который в качестве своей мировоззренческой основы использовал развитое христианство. Длительное время в истории философии господствовало представление, согласно которому между античностью и Новым временем лежит полоса полного застоя философской мысли и вообще какого-то мрака. Этим в значительной степени объясняется тот факт, что не только философская мысль средневековья, но и эпохи Возрождения долго оставалась вне серьезного и объективного внимания исследователей. А между тем это богатейший период истории духовной культуры, исполненный глубоких поисков и находок в области философии.

    Религиозная ориентация философских систем средневековья  диктовалась основными догмами христианства, среди которых наибольшее значение имели такие, как догмат о личностной форме единого Бога1.

    Наиболее  яркими представителями средневековой  философии являлись: Тертуллиан Карфагенский (160-220), Августин Аврелий (Блаженный) (354-430), Боэций (480-524), Альберт Великий (1193-1280), Фома Аквинский (1225-1274), Ансельм Кентерберийский (1033-1109), Пьер Абеляр (1079-1142), Уильям Оккам (1285-1349).

    Философия Средневековья – своеобразный исторический тип философии.2 
 

    1. Истоки средневековой философии

    СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ - качественно своеобычный  этап в истории философии. Хронологические  рамки его определяются, естественно, временной протяженностью самой эпохи Средневековья. По этому вопросу в медиевистике до сих пор высказываются разные точки зрения. Начало Средневековья относят то ко 2-4 вв., то к 7-8 вв., а то и к 10 в.; соответственно завершение Средних веков падает то на рубеж 14-15 вв., то даже на 18-19 вв. Формальными датами начала средних веков обычно признаются перенос столицы Римской империи в Константинополь в 330, раздел империи на Западную и Восточную в 395, разграбление Рима Аларихом в 410, окончательное падение Рима и гибель последнего римского императора, малолетнего Ромула Августула в 476. Стандартная периодизация - 5-15 вв., тысяча лет существования средневековой культуры. Первый этап средневековой христианской философии - патристика 2-8 вв. Иногда различают апологетическую и систематическую патристику. Наиболее крупным представителем западной патристики, безусловно следует признать Аврелия Августина. В своих многочисленных произведениях он выдвигает ряд идей, надолго определивших пути развития западного богословия и философии. "Бог и моя собственная душа" - вот две темы, которые экзистенциально интересовали его. Основой духовной жизни он считает скорее волю, чем разум.

    На  основе патристики в 9 в. начинает складываться схоластика, которая обращается к рациональным методам знания при рассмотрении сверхрациональных "предметов". Наиболее значительной фигурой в схоластике следует признать создателя томизма - Фому Аквинского. В своих огромных трактатах "Сумма теологии" и "Сумма против язычников" этот схоласт предложил свою версию "примирения" Аристотеля с христианством.

 

     2. Основные черты  и принципы формирования философии Средневековья

    Культурной  доминантой средних веков была религия. Это религиозное, можно сказать даже сильнее - неистово религиозное тысячелетие. Объясняется это, видимо, тем, что, в отличие от античной, прежде всего древнегреческой, культуры, где общение с Богами было патриархальным, "домашним" и непосредственным, в средние века Бог окончательно стал запредельным существом; желание же сохранить непосредственность общения с Ним сохранилась, что в изменившейся ситуации - увеличение дистанции между человеком и Богом - требовало чрезвычайного напряжения сил, самого настоящего буйства религиозных чувств.

    Средневековое мышление, в т. ч. и мышление философское, обладало рядом отличительных особенностей. Пожалуй, главная из них - теоцентризм. Все определяет в конечном счете Бог, а не природа, физис, как в античности (античность в этом плане была космо- или природоцентрична). Религия, церковные догмы были исходным пунктом и основой всякого мышления. Авторитетом истины становилось только то, что было освящено Библией и трудами святых отцов. Истину не надо было искать и открывать - она уже дана в Священном Писании, ей нужно только причаститься, полагаясь при этом не столько на ум, сколько на сердце. Философия выступала служанкой теологии. Служанка эта, правда, была не во всем послушна. Под внешним религиозным смирением нередко кипели отнюдь не религиозные страсти.

    Средневековое мышление отличалось также психологической  самоуглубленностью. "Не блуждай вне, но войди вовнутрь себя", - призывал Аврелий Августин. Психологическая самоуглубленность проявлялась прежде всего в огромной роли, как считалось, очищения и искренности для душевного спасения человека. Об этом свидетельствует также и такой способ экзистенциального философствования той поры, как исповедь. Она принимала форму философского произведения, чему подтверждением - "Исповедь" уже упоминавшегося Августина.

    К типологическим чертам средневекового мышления определенно относится историзм (правда, эсхатологический), обусловленный христианской идеей неповторимости событий, их единичности, вызванной уникальностью факта явления Христа как начала истории. В отличие от античной цикличности, т. е. регулярной повторяемости событий во времени, средневековье было проникнуто ожиданием страшного суда, размышлениями о конечной цели земной судьбы человека, мира в целом.

    Символизм - еще одна особенность средневекового мышления. Все явления мира - знак и символ божественного присутствия, творения и неоставления. Постижение смысла божественных символов - основная задача любого - и "светского", и религиозного - мыслителя. Главные символы были представлены текстом Библии. Ее толкование составляло сердцевину духовной культуры средневековья. Символизм породил особый способ познания - комментирование как речевую встречу божественного откровения и человеческого постижения. Философствование осуществлялось в момент чтения авторитетного текста или в момент его комментирования. Комментирование предопределило книжное изучение мира. Так, например, обсуждение вопроса о наличии пятен на Солнце осуществлялось как изучение трудов Аристотеля, а не самой звезды.

    Предельной  реальностью для средневекового человека был Бог, ближайшей - его Слово. "Вначале было Слово...". Мир есть ничто иное, как воплощение этого Слова. Он мыслился существующим потому, что было сказано, что он существует. Вещи в своем бытии вещают.

    Поскольку Слово лежало в основании мира и было общим для всего сотворенного, то оно предопределило рождение проблемы существования этого общего, иначе называемой проблемой универсалий (от лат. universalia - всеобщее). В решении этой проблемы обозначились три подхода: реализм, номинализм и концептуализм. Реалисты настаивали на существовании общего (универсалий) до и вне отдельных вещей - в форме мыслей-слов самого Бога. Средневековый реализм продолжал по существу линию Платона в решении вопроса о соотношении идей и вещей. В противоположность реалистам номиналисты стремились доказать, что общее (универсалии) - это всего лишь имена, словесные метки, что в действительности или реально существуют только единичные вещи. "Универсалии" - общие понятия, это - слова и даже "звуки голоса", - "номена" (nomina). Отсюда и "номинализм". Крайности реализма и номинализма по своему пытался преодолеть концептуализм. Концептуалисты исходили из того, что общее существует в самих вещах и выделяется нашим умом, когда мы эти вещи изучаем, в виде концепта (лат. conceptus - понятие), выражаемого словом (именем). То есть общее (универсалии) не обладает самостоятельным существованием, однако оно реально существует в сфере ума в качестве категорий, или общих понятий, представляющих собой результат его, ума, абстрагирующей (обособляющей и обобщающей) деятельности.

    Сквозная  тема средневековой философии - соотношение  знания и веры. Тут наблюдается развитие от "верую, чтобы понимать", через "понимаю, чтобы верить", до двойственной или двойной истине (взаимная независимость истин философии и богословия). В 1512 г. 5-ый Латеранский собор римской католической церкви "положил конец" дискуссии о двух истинах, провозгласив принцип "истина истине не противоречит".

 

     3. Апологетика и  схоластика –  два этапа в  средневековой философии

    В средневековой философии выделяют два основных этапа:

а) патристика (лат. pater – отец) – совокупность теолого-философских взглядов «отцов церкви», которые обосновывали христианство, опираясь на идеи Платона;

б) схоластика (лат. scholasticos – школьный) – школьная учебная философия, преподававшаяся в университетах и школах. Кто занимался ею, был «схоластом». Это звание было почетным, по смыслу близким понятию «ученый теоретик».

    Учение  Августина Блаженного

    В патристике (II в. – VIII в.) принято различать три этапа:

    1) апологетика (II – III вв.), (греч. Apologetikos – защита), сыгравшая важную роль в оформлении и защите христианского мировоззрения от язычества;

    2) классическая патристика (IV – V вв.), сформировавшая философские принципы и основания христианского учения и систематизировавшая его;

    3) заключительный период (VI – VIII вв.), стабилизировавший христианскую догматику.

    Главные проблемы патристики:

    а) проблема сущности Бога и Его троичности (Бог – Отец, Бог – Сын и Бог – Дух святой);

    б) отношение веры и разума, откровения христиан и мудрости язычников;

    в) понимание истории как движения к определенной конечной цели и определение  этой цели – «Град Божий»;

      г) свобода воли человека и  возможность спасения его души;

    д) проблема происхождения зла в  мире, причины, по которым его терпит Бог.

    В IV в. Сформировалась христианская догматика, т.е. перечень основных положений вероучения (догматов), признавать которые обязывался каждый сторонник христианства. Прежде всего, это так называемый «символ веры», составленный «отцами» христианской церкви (богословами) и утвержденный на Никейском общецерковном (вселенском) соборе в 325 г. и дополненный на Константинопольском соборе в 381 г.

    Наибольшее  влияние на формирование западноевропейской средневековой философии оказал крупнейший представитель патристики Аврелий Августин (354-430), именуемый «Блаженным» и причисленный, в дальнейшем, к лику святых. Основными трудами являются: «О Троице», «О Граде Божьем» и «Исповедь». Главные идеи – это проблемы бытия и времени, движения истории и исторического процесса, личности человека, его воли и разума перед лицом Бога. 3

    В «Исповеди» Августин стремился побудить и других язычников к обращению в христианство. Здесь он подробно описывает тернистый путь своего прихода к этой религии, давшей ему нравственное удовлетворение и ответы на его мировоззренческие поиски.

    В вопросе "разум или вера?" у  Августина не было колебаний: конечно, вера, а точнее - превосходство веры над разумом. Вера должна предшествовать пониманию ("верь, чтобы понимать") и быть критерием всех доступных нам истин. Истину надо искать в Боге, а не в науках. Разум подкрепляет положения веры, но сам истину найти не может. Истины разума ограничены, неполны. Истину можно найти только "влечением сердца", т.е. верой, которая важнее разума.

Информация о работе Средневековая философия