Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Августа 2011 в 14:15, контрольная работа
Повествование о средневековой философии нужно начать с философии раннего Христианства, в частности с Блаженного Августина. Об Августине можно сказать всё что угодно, но нельзя сказать, что он был человеком Средних веков, т.к. он жил намного раньше. Но дело не только в этом, но и в том, что по всему своему культурному облику, по всем своим привычкам, по своим интересам это ещё был человек Античного мира. Конечно, его нельзя назвать полностью и Античным философом, и не случайно в истории философия Августина и философия раннего Христианства не рассматривается как часть Античной философии.
1. Периодизация средневековой философии…………… …...……..6
2. Смыслы средневековой философии……………………………….8
3. Фома Аквинский - систематизатор средневековой схоластики…12
Заключение ………………………………………………………. 15
Список использованных источников …...…………………….… 16
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное агентство по образованию
Европейско-Азиатский
институт управления и предпринимательства
Контрольная работа
по философии
Тема: Философия Средневековья
Исполнитель: студент факультета
Коммерция (торговое дело)
Журавлев
А.С.
Екатеринбург
2009
Введение ………………………………………………………….. 2
Заключение ………………………………………………………. 15
Список использованных источников …...…………………….… 16
Введение.
Повествование
о средневековой философии
Это уже другая философия, это уже другой
духовный мир, хотя этот духовный мир существует,
например, рядом с неоплатонизмом. Это
всё одновременно существует, но одно
дело одновременно, а другое дело вместе.
Это два разных мира, это два разных занятия.
Поэтому, одна из особенностей Средневековья
состоит в том, что эта духовная философия
начинается раньше, чем начинается само
Средневековье. Но всё это пролог к истории
средневековой философии. А когда же начинается
она сама? Но здесь нас подстерегает одна
проблема. Дело в том, что первые века,
которые прошли после падения Римской
Империи, это действительно были темные
века.
И к этому периоду определение «темное Средневековье» очень даже подходит, это действительно была эпоха варварства, эпоха насилия и эпоха огромного культурного упадка. Но, тем не менее, несколько слов об этой эпохе надо сказать. Что представляло собой общество этих варварских королей, которые покрыли собой всю Европу и северную Африку? Что это были за общества? Эти общества были, вообще-то говоря странные. Там были сами поздние римляне, соотечественники Августина, и так называемые пришельцы - кочевники, завоевавшие Римскую Империю. И вот вопрос: сколько было этих завоевателей? Они держали в своём повиновении огромные пространства, огромные территории. А сколько же их было?
Ну, переписи тогда не было, и точных данных по всем германским варварским народам у нас нет. Есть только данные об одном варварском народе - о Вандалах, которые создали, как известно первый прецедент так называемого вандализма, а потом основали своё небольшое, но очень воинственное государство. Так вот, сколько было вандалов? Их было 86 тысяч. Т.е. что это такое не только по сравнению с населением Москвы, но и с населением деревни? Это пустяк! И вот по этим и другим данным ученые пришли к выводу, что все пришельцы составляли около 5% общества. Представим себе какой должна была быть бюруализация всего общества, чтобы 5% людей, которые с точки зрения римлян были дикарями, варварами, и как-то даже не совсем людьми, чтобы они могли полностью контролировать ситуацию. Т.е. действительно, отмирают целые провинции, в них прекращается экономическая жизнь, зарастают римские дороги, вся торговля начинает идти только речным путем. Полная картина упадка! Но вот что интересно: римляне и варвары, как в своё время христиане и язычники, представляли собой два разных мира: это были люди, которые говорили на разных языках, у них были абсолютно разные образы жизни, разные обычаи, между ними были религиозные различия, т.е. римляне были христианами, а вот что касается варваров, то у них с религией дело обстояло довольно сложно, потому что многие из них были язычниками, но и Христианство, распространявшееся среди них, было не таким как у римлян, т.к. первый просветитель готов, епископ Ортилла, который перевел Библию на готский (древнегерманский язык), как известно, был представителем Арианства, и именно в Арианской форме Христианство распространилось у готов.
Это действительно была эпоха варварства, в эту эпоху тоже существовали свои островки культуры, и их было не так уж мало. Но это были только островки вокруг которых бушевало море варварства, вокруг которого совершенно другой мир, в этом мире тоже шел процесс очень важный, без которого бы эта философия не возникла - процесс соединения и взаимопроникновения поздне- римского и варварского миров. Иными словами, из двух разных обществ, варварского и римского, сформировалось единое средневековое общество. Но тем не менее, формировалось оно по разному, и здесь мы не должны смотреть только на эти 5%,которые составляли варвары, потому что именно их отношение к местному населению в разных странах было различно.
И
это видно по позднейшим судьбам
различных европейских стран. Например,
в той части Европы, которой
сейчас является Франция, этих пришельцев
было действительно немного, и неслучайно
по этому они не смогли передать свой язык
местному населению. Во Франции возник
французский народ постепенно, языком
которого стала разговорная вульгарная
латынь.
Т.о. происходит римско-варварский синтез
и важно то, что центры средневековой европейской
культуры возникают там, где этот римский
античный элемент был достаточно сильным.
Поэтому центры средневековой учености
мы видим во Франции, отчасти всеверной
Италии, немножко в Британии, но всё равно
центром остается Франция. Это не значит
что только жители Франции участвовали
в этой культурной жизни, как раз наоборот,
в ней участвуют люди различного происхождения,
выходцы из разных уголков Европы, а иногда
и не Европы, но реализуются они во Франции.
Но
существовала и ещё одна особенность-
эта особенность связана с политикой.
Формируется Меллинская средневековая
цивилизация, в которой не было достигнуто
единство- через всю жизнь средневековой
Европы проходит раскол и борьба между
церковью и государством, между духовной
и светской властью. В это время в сознании
западного христианского мира господствовала
мысль о трансляции империи. Но позже появляются
попытки воссоздать эту империю и на западе.
Первым эту попытку предпринимает Карл
Великий, позже, уже в 10-м веке, эта империя
воссоздается в несколько меньших масштабах
в Германии.
Эта империя рассматривала себя не как
государство немцев, а как государство
всех христиан. Но тут есть некоторая особенность.
Дело в том, что не всякого государя европейцы
должны были считать наследником римских
императоров; нужно было соблюсти ещё
одну процедуру- он должен был быть коронован
в Риме римским папой. И вот уже здесь присутствует
двойственность светской и духовной власти.
Но в XI веке началась знаменитая реформа
церкви, в результате которой произошло
значительное усиление церкви, которое
сопровождалось жуткой борьбой. Например,
с одной стороны мы видим великого римского
папу Григория 7, ему противостоит выдающийся
немецкий государь Генрих 4. Эта борьба
представляет собой поразительные перипетии,
но важно то, что в результате этой борьбы
не победила ни та ни другая сторона.
Формой существования в Европе стали национальные государства, которые сложились постепенно. Именно эта борьба привела к очень интенсивному развитию Христианства. Это развитие начинается в XI веке. Итак, возникновение христианской философии было частью этого процесса и формой её существования была схоластика, которую положил Ансельм Кентерберийский. Ансельм, уроженец северной Италии, прозван так по одой простой причине- потому что он долгие годы был архиепископом Кентерберийским в Англии и на этом посту он проявил себя и очень смелым , и очень принципиальным, и человеком огромного ума, и большого фанатизма. Достаточно сказать, что ему удалось удержать влияние церкви в Англии, которая совсем недавно до этого пережила завоевание нормандцами . но он прославился не только этим, но и своими философскими исследованиями.
Возникновение
средневековой философии очень
часто связывают с падением Западной
Римской империи (476 год н.э), однако
такая датировка является не совсем корректной.
В это время еще господствует греческая
философия, и с ее точки зрения началом
всего является природа. В средневековой
философии, напротив, реальностью, определяющей
все сущее, есть Бог. Поэтому переход от
одного мышления к другому не мог произойти
мгновенно: завоевание Рима не могло сразу
изменить ни социальных отношений (ведь
греческая философия принадлежит эпохе
античного рабовладельчества, а средневековая
философия относится к эпохе феодализма),
ни внутреннего миропредставления людей,
ни религиозных убеждений, построенных
веками. Формирование нового типа общества
длится весьма продолжительно. В I-IV веках
н.э конкурируют между собой философские
учения стоиков, эпикурейцев, неоплатоников,
и в это же время формируются очаги новой
веры и мысли, которые в последствии составят
основу средневековой философии. Итак,
период возникновения средневековой философии
- I-IV век н.э.
1.Периодизация
философии
В отличие от истории средних веков, отсчет которой ведется, как правило, с IV в., истоки средневековой философии усматриваются в раннехристианском периоде. Средневековую философию условно можно разделить на следующие периоды: 1) введение в нее, которое представляет патристика (II-VI вв.); 2) анализ возможностей слова - важнейшая проблема, связанная с христианской идеей творения мира по Слову и Его воплощения в мире (V11-X вв.); 3) схоластика (XI-XIV вв.). В каждом их этих периодов обычно различают рационалистическую и мистическую линии. Однако стоит подчеркнуть, что мысль рационалиста была направлена на постижение чуда Слова-Логоса (ибо иначе как чудом наделенность им мыслящего существа назвать нельзя), а мысль мистика обретает логическую форму. Обеим этим линиям свойственно то, что называлось схождением ума в сердце; это в свою очередь требовало новых способов бытования души: ими были умозрение, молитва, исповедь, наставление, как правило, облеченное в форму притчи. Именно потому, что философия составляла с мифологией, называвшейся вплоть до XII в. спекулятивной философией, единый идейный комплекс, она развивалась не только в светских школах (с XI в.), а затем в университетах (с Х111 в.), но прежде всего в монастырях, религиозных орденах, среди которых наиболее известными стали францисканцы (Александр Гэльский, Бонавентура, Иоанн Дунс Скот, Уильям Оккам) и доминиканцы (Альберт фон Больштедт, Фома Аквинский). Даже имена средневековых философов Я школ связаны с наиболее известными соборами и обителями (Гуго Сен-Викторский, Бернард и Теодорик Шартрские, Бернард Клервоский, Ансельм Кентерберийский).
Патристика подразделяется на раннюю, доникейскую (11-1V вв.) и посленикейскую (IV-VI вв.), греко-византийскую (Ориген, Григорий Нисский, Дионисий Ареопагит, Максим Исповедник, Иоанн Дамаскин и др.) и латинскую (Августин, Боэций и др.). При этом греко-византийская философия отводит решающее место непосредственному созерцанию Бога в схватывающем интуитивном акте, то есть мистицизму, в то время как католическая мысль развивается внутри пересекающихся линий мистицизма и рационализма. Огромное значение в этот период играли споры с неоплатонизмом, гностицизмом и возникавшими внутри христианства ересями.
Философствование,
выявляющее возможности слова, - это
фактически все средневековое
Период,
связанный со схоластическим методом
исследования, также можно подзделить
надвое: ранний (X1-XI1 вв.) и поздний (XIII-XIVBB.).
Представителями раннесхоластического
периода являются Иоанн Росцелин, Ансельм
Кентерберийский, Петр Абеляр, Бернард
Клервоский и др. Представителями позднесхоластического
периода - Раймонд Луллий, Фома Аквинский,
Бонавентура, Сигер Брабантский, Иоанн
Дунс Скот, Уильям Оккам, творцы экспериментальной
философии Роберт Гроссетест и Роджер
Бэкон и др. Позднесхоластический период
является периодом влияния арабской философии
(Авиценна, Аверроэс), физических и метафизических
идей Аристотеля; это привело к формированию
идеи двух истин: разума и веры, что способствовало
потере равновесия между разумом и верой.
2.Смыслы
средневековой философии.
В отличие от античности, где истиной надо было овладевать, средневековый мир мысли пребывал в уверенности об открытости истины, об откровении в Священном Писании. Идея откровения была разработана отцами церкви и закреплена в догматах. Так понятая истина сама стремилась овладеть человеком, проникнуть в него. На фоне греческой мудрости, как говорил Х. Ортега -и- Гассет, эта идея была совершенно новой. Полагалось, что человек рожден в истине, он должен постичь ее не ради себя, но ради нее самой, ибо ею был Бог. Считалось, что мир сотворен Богом не ради человека, но ради Слова, второй Божественной ипостаси, воплощением которой на земле являлся Христос в единстве Божественной и человеческой природы. Потому дольний мир изначально мыслился встроенным в высшую реальность, соответственно встраивался в нее и человеческий разум, определенным способом причащавшийся этой реальности - в силу врожденности человека в истину. Причащенный разум - это определение средневекового разума; функции философии заключаются в том, чтобы обнаружить правильные пути для осуществления причастия: этот смысл и заключен в выражении философия - служанка богословия. Разум был мистически ориентирован, поскольку направлен на выявление сущности сотворившего мир Слова, а мистика рационально организована в силу того, что иначе как логически Логос и не мог быть представлен.