Философия средневековья

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 18:31, реферат

Описание работы

Цель данной работы раскрыть особенности и отличительные черты философии средневековья.
В работе рассмотрены такие вопросы как возникновение и основные направления философии средневековья, философская мысль средневековья, отличительные особенности философии средневековья – схоластика.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3
Возникновение и основные направления философии средневековья…….4
Философская мысль средневековья…………………………………………8
Отличительные особенности философии средневековья – схоластика….10
Заключение………………………………………………………………………….17
Список литературы ………………………………………………………………...19

Работа содержит 1 файл

реферат - философия средневековье.doc

— 96.50 Кб (Скачать)

Содержание 

Введение……………………………………………………………………………..3

  1. Возникновение и основные направления философии средневековья…….4
  2. Философская мысль средневековья…………………………………………8
  3. Отличительные особенности философии средневековья – схоластика….10

Заключение………………………………………………………………………….17

Список  литературы ………………………………………………………………...19 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 
 

     Период возникновения средневековой философии - I-IV век н.э. Его    очень   часто связывают с падением Западной Римской империи (476  год н.э), однако такая датировка является не совсем  корректной. 

     Корни философии средних веков уходят в религии единобожия (монотеизма).    К   таким   религиям   принадлежат   иудаизм, христианство и мусульманство, и именно с ними связано развитие как  европейской,  так  и  арабской  философии средних веков. Средневековое мышление теоцентрично: Бог является реальностью, определяющий все сущее.

     И все таки, идеология    средневековой     философии сформировалась на  взглядах христианства и античной философии. Особенности этой идеологии оставили свой отпечаток на дальнейшем развитии философии, как науки. Поэтому философию средневековья необходимо изучать в разрезе данной дисциплине.

     Данной  теме уделяют внимание как отечественные  авторы (Алексеев П. В., Панин А. В., Радугина А. А. и др.), так и зарубежные (Коплстон Ф. Ч., Горфункель А. Х. и др.).

     Цель  данной работы раскрыть особенности  и отличительные черты философии  средневековья.

     В работе рассмотрены такие вопросы  как возникновение и основные направления философии средневековья, философская мысль средневековья, отличительные особенности философии средневековья – схоластика.

     Информационной  базой написания работы послужили  специализированная литература и периодическая  печать. 
 
 
 

  1. Возникновение и основные направления  философии средневековья
 

     Возникновение средневековой    философии    очень   часто связывают с  падением Западной Римской империи (476  год  н.э), однако такая датировка  является не совсем  корректной.  В  это время еще  господствует  греческая  философия,  и  с  ее точки зрения  началом  всего  является  природа.   В   средневековой философии, напротив, реальностью, определяющей все сущее есть Бог.  Поэтому переход от одного  мышления  к  другому  не  мог произойти  мгновенно:  завоевание Рима не могло сразу изменить ни социальных отношений (ведь греческая философия  принадлежит эпохе  античного рабовладельчества,  а средневековая философия относится    к    эпохе феодализма),     ни     внутреннего миропредставления людей, ни религиозных убеждений, построенных веками. Формирование  нового  типа  общества  длится   весьма продолжительно.  В I-IV  веках н.э конкурируют между собой философские учения стоиков,  эпикурейцев,  неоплатоников,  и в это  же время формируются очаги новой веры и мысли,  которые в последствии составят основу средневековой философии. Итак, период возникновения средневековой философии - I-IV век н.э.

     Корни философии средних веков уходят в религии единобожия (монотеизма).    К   таким   религиям   принадлежат   иудаизм, христианство и мусульманство, и именно с ними связано развитие как  европейской,  так  и  арабской  философии  средних веков. Средневековое мышление теоцентрично: Бог является реальностью, определяющий все сущее [9, с. 15].

           Наиболее сильное влияние на  западную  философию  оказала христианская  религия,  поэтому далее будет обсуждаться именно она.

           В основе  христианского  монотеизма  лежат  два важнейших принципа,   чуждых   религиозно-мифологическому   сознанию   и соответственно  философскому  мышлению  языческого мира:  идея творения и идея откровения. Обе они тесно между собой связаны, ибо предполагают единого личного Бога.  Идея творения лежит в основе средневековой онтологии,  а идея откровения  составляет фундамент учения о познании.

          Согласно христианскому  догмату,  Бог  сотворил  мир   из ничего,  сотворил  воздействием  своей воли,  благодаря своему всемогуществу,  которое в каждый миг  сохраняет,  поддерживает бытие  мира.  Такое мировоззрение характерно для средневековой философии и называется  креационизмом.  (creatio  -  творение, создание).

          Догмат о творении переносит центр тяжести с природного на сверхприродное  начало.  В отличие от античных богов,  которые были родственны природе,  христианский Бог стоит над природой, по  ту  сторону  ее  и  потому является трансцендентным Богом. Активное творческое начало как бы  изымается  из  природы,  из космоса  и  передается Богу;  в средневековой философии космос, поэтому не есть больше самодовлеющее и вечное бытие,  не  есть живое и одушевленное  целое, каким его считали многие из греческих философов.

           Другим важным     следствием     креационизма    является преодоление  характерного  для  античной  философии   дуализма противоположных  начал  -  активного  и пассивного:  идей или форм,  с одной стороны,  материи - с другой. На место дуализма приходит  монистический принцип:  есть только одно абсолютное начало - Бог,  а все остальное - его творение.  Разница между Богом и творением - огромная: это две реальности различного ранга. Подлинным бытием обладает только Бог, ему приписывается те  атрибуты,  которыми  античные философы наделяли бытие.   Он вечен,  неизменен,  самотождественен,  ни от чего  другого  не зависит  и  является  источником  всего  сущего.  Христианский философ  IV-V  веков  Августин  Блаженный  (354-430)   говорит поэтому, что Бог есть высшее бытие, высшая субстанция, высшая (нематериальная) форма,  высшее  благо.  Отождествляя  Бога  с бытием,  Августин следует священному писанию.  В Ветхом завете Бог сообщает о себе человеку:  "Я есмь Сущий".  В отличие от Бога,  сотворенный мир не обладает такой самостоятельностью, ибо существует не благодаря себе,  а благодаря другому; отсюда происходит  непостоянство,  изменчивость,  преходящий характер всего,  что мы встречаем в мире. Христианский Бог, хотя сам по себе  недоступен  для  познания,  тем не менее открывает себя человеку,  и его откровение явлено в священных текстах Библии, толкование которых и есть основной путь богопознания [7, с. 59].

           Понимание бытия в средние века в средние века нашло  свое выражение в формуле:  ens et bonum conventuntur (бытие и благо обратимы). Так как Бог и только Бог есть высшее бытие и благо, то все,  что  им сотворено,  тоже хорошо и совершенно.  Отсюда следует утверждение о том, что зло само по себе - небытие, оно не является   сущностью.   Так,   дьявол,   с   точки   зрения средневекового мышления,  это небытие прикидывающееся  бытием. Зло живет благом за счет блага, поэтому в конечном счете добро правит миром.  В этом учении выразился  оптимистический  мотив средневекового сознания.

     Идеология    средневековой     философии  сформировалась на  взглядах христианства и античной философии. Эти два  противоположных учения не так-то просто  было  связать друг с  другом.  У  греков  понятие бытия было связано с идеей предела (пифагорейцы),   единого   (элеаты),   то    есть    с определенностью и   неделимостью.   Беспредельное,   неделимое представлялось как несовершенство,  хаос,  небытие.  В  учении христианства же   бытие  характеризуется  как  высшее  начало, беспредельное всемогущество, которым обладает только Бог.

     В средневековой философии проводится различие бытия,  или существования (экзистенции),  и сущности  (эссенции).  У  всех средневековых философов  познание каждой вещи сводится к ответу на четыре вопроса:

             1. Есть ли вещь?

             2. Что она такое?

             3. Какова она?

             4. Почему (для чего) она есть?

           Если первый  вопрос требует установить существование,  то остальные - сущность вещи.

           У Аристотеля,    всесторонне   исследовавшего   категорию сущности, еще не было проведено столь  определенного  различия сущности и существования.  Четкое же различие этих понятий дал Боэций (около 480-524),  чья разработка проблем логики оказала решающее влияние   на   последующее развитие   средневековой схоластики. Согласно Боэцию,  бытие (существование) и сущность -  это  вовсе  не одно и то же;  "только в Боге,  который есть простая субстанция, ... бытие и сущность  совпадают".  Что же  касается  сотворенных вещей, то  они не  просты,  а  сложны,  и  это  прежде  всего выражается в том,  что их бытие и их сущность не тождественны. Чтобы та или иная сущность получила существование,  она должна стать причастной   к   бытию   или   должна   быть   сотворена божественной силой.

           Сущность вещи выражается в ее определении, в понятии этой вещи, которое мы постигаем разумом. О существовании же вещи мы узнаем из опыта, то есть из прямого контакта с вещами, так как существование возникает не из разума,  а  из  акта  всемогущей воли творца,  а  потому  и  не  входит  в понятие вещи [5, с. 97]. 

     Таким образом, понятие существования  как не принадлежащего  к  самой  сущности вещи вводится для осмысления догмата творения средневековой философии.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Философская мысль средневековья
 

      Для средневековой философии очень  характерны два течения: реалисты и  номиналисты.  В то время слово  "реализм"  не  имел ничего   общего  с  современным  значением  этого  слова.  Под реализмом подразумевалось учение,  согласно которому подлинной реальностью обладают только общие понятия,  или универсалии, а не  единичные  предметы.  Согласно  средневековым   реалистам, универсалии существуют до вещей, представляя собой мысли, идеи в божественном разуме.  И только благодаря этому  человеческий разум в состоянии познавать сущность вещей, ибо эта сущность и

      есть  не что иное, как всеобщее понятие.

            Противоположное направление было связано с подчеркиванием приоритета воли над разумом  и носило  название  номинализма.

      Термин  "номинализм" происходит от латинского "nomen" - "имя". Согласно номиналистам,  общие понятия - только имена;  они  не обладают  никаким  самостоятельным существованием и образуются нашим умом путем абстрагирования  некоторых  признаков,  общих для целого ряда вещей.  Например, понятие "человек" получается откидыванием всех признаков,  характерных для каждого человека в  отдельности,  и  концентрации того,  что является общим для всех: человек - это живое существо, наделенное разумом больше, чем  кто  либо  из  животных.  Данное определение можно,  в принципе,  уточнить: у человека одна голова,  две руки,  две ноги и т.д.,  но это уже излишне,  так как первое определение уже однозначно определяет сущность человека.

            Таким образом,  согласно учению номиналистов, универсалии существуют не до вещей,  а после вещей.  Некоторые номиналисты даже доказывали,  что общие понятия есть не более,  чем  звуки человеческого   голоса.   К  таким  номиналистам  принадлежал, например Росцелин (XI-XII века).

            Если углубиться в глубь этого вопроса, то довольно сложно встать на какую-то определенную сторону баррикады, хотя бы потому что одни и те же вещи могут быть по-разному определены,  то  есть теряется  единственность  определения,  одно  и  то же понятие становится неоднозначным множественным определением [1, с. 46].

      Однако,   с   другой   стороны,   если   взять    какой-нибудь математический объект,  например, отображение, то понятие само по себе реально,  то  есть  оно  существует,  а предмета  как такового  нет,  так  как это придуманный человеком абстрактный объект.  Данная ситуация не вписывается в  рамки  номинализма, так  как  существует понятие,  не существует вещи:  понятие до вещи.  Теперь возьмем другой пример - понятие  алгоритма.  Как известно  всем математикам-программистам,  определения понятия алгоритма не существует  (точно  так же,  как не  существует определения множества),  однако сам алгоритм как написанный на бумаге текст,  как электрические заряды в  памяти  компьютера, как просто некоторая последовательность действий,  совершаемая каким-то  живым  существом,  например  человеком,  существует. Построена модель: вещь до понятия [1, с. 74].

      Таким образом, выделение двух направлений  средневековой философии отражает разность суждений бытия и сущность средневековой философской мысли. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Философия средневековья