Средневековая философия

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 20:57, контрольная работа

Описание работы

Средневековая философия – это исторически своеобразный способ философствования, характерный для Европы и Ближнего Востока эпохи феодализма. Сущность этой философии заключается в её сопряженности с религиозной идеологией, основанной на принципах откровения и монотеизма. Средневековая философия осуществляла рациональную рефлексию над основаниями религиозного мировоззрения. Многим мыслителям представлялось, что возрождается античное культурное наследие, которое в средневековье было предано забвению

Содержание

1 Введение……………………………………………………………………... 3
2 Гуманистическая направленность и социально – философское содержание философии Возрождения…………………………………………………….. 4
3 Натурфилософия эпохи Возрождения…………………………………….. 8
4 Возрождение идей в эпоху Ренессанса…………………………………….12
5 Заключение…………………………………………………………….. …. 15
6 Список литературы………………………………………………………… 16

Работа содержит 1 файл

Контрольная по философии. Готово.doc

— 95.50 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

1 Введение……………………………………………………………………... 3

2 Гуманистическая  направленность и социально –  философское содержание философии  Возрождения…………………………………………………….. 4

3 Натурфилософия  эпохи Возрождения…………………………………….. 8

4 Возрождение  идей в эпоху Ренессанса…………………………………….12

5 Заключение…………………………………………………………….. …. 15

6 Список литературы………………………………………………………… 16 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

     Средневековая философия – это исторически своеобразный способ философствования, характерный для Европы и Ближнего Востока эпохи феодализма. Сущность этой философии заключается в её сопряженности с религиозной идеологией, основанной на принципах откровения и монотеизма. Средневековая философия осуществляла рациональную рефлексию над основаниями религиозного мировоззрения. Многим мыслителям представлялось, что возрождается античное культурное наследие, которое в средневековье было предано забвению. Это представление дало название целой эпохе, эпохе Возрождения, или если использовать французское выражение, эпохе Ренессанса (приблизительно XIV-XVI вв.). В эпоху возрождения было выработано новое философское мировоззрение прежде всего благодаря творчеству таких выдающихся философов, как Николай Кузанский, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Джордано Бруно, Николо Макиавелли и др.

        В странах Западной Европы  огромный прогресс культуры в  эпоху Возрождения приходится  на последние столетия средневекового  феодализма, на XV-XVI вв. Однако развитие  культуры как материальной, так  и духовной, конечно, невозможно  заключить в точные хронологические рамки. То, что мы именуем культурой Возрождения, в Италии началось уже в XIV в., а в XV в. достигло рассвета. В XVI в. культура Ренессанса стала, можно сказать, общеевропейским, прежде всего западноевропейским явлением. Немалые достижения духовной культуры в эту эпоху широко известны, они давно стали предметом самого пристального внимания, восхищения, изучения, осмысления. И это понятно, ведь в этой культуре был отражён всесторонний прогресс человека. Отсюда огромный интерес к эпохе Возрождения и популярность самого этого слова. Слово это означало возобновление тех великолепных достижений культуры греко – римской античности, которые были утрачены в эпоху Средневековья.

Теперь рассмотрим подробнее эпоху Возрождения  и узнаем, каковы же основные принципиальные установки возрожденческой философии? 
 
 
 
 
 

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ И СОЦИАЛЬНО –  ФИЛОСОФСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ФИЛОСОФИИ  ВОЗРОЖДЕНИЯ

Эпоха Возрождения  знаменуется развитием промышленности, торговли, мореплавания, военного дела, т. е. развитием материального производства, а следовательно, развитием техники, естествознания, механики, математики. Это требовало освобождения разума от догматических принципов схоластического мышления и поворота от сугубо логической проблематики к естественно – научному познанию мира и человека. Изобретения и открытия, знаменующие переход к Новому времени, открытие Америки, установление новой астрономической системы, связанной с именем Коперника, изменили взгляды людей на мир и на положение в нём человека, наложили глубокий отпечаток на весь характер последующей науки и философии.

Эпоха становления  капитализма рождала титанов  мысли, чувства, характера и дела. Выдающиеся люди этого периода –  цельные, универсальные, масштабные натуры. Они ставили перед собой грандиозные  задачи - опираясь на опыт, объяснить жизнь природы, общества и человека.

XIV-XVI вв. – время,  когда всё в круговороте страстей, общечеловеческих побуждений и  расчётов. В разных ситуациях  люди выпутываются умом и личной  смекалкой. Выше всего ценится  умелость. Идеал удачи царит над всем. Поклонение обычаю заменяется культом удачи. У Боккаччо, Сакетти, Джованни мораль всех новелл: скрытый грех наполовину прощён. Отсюда вытекает: достигать цели, не раздумывая над средствами, и скрывать пути, чтобы достичь цели наверняка.

В эпоху Возрождения  человеческая личность по преимуществу является творческой, она как бы перенимает на себя творческую функцию  Бога и способна овладеть и собой, и природой. Человек олицетворяет собой творческой начало, будь это  искусство, политика, религия или даже техническое изобретение.

Свои творения человек реализует в телесном. Здесь возрожденцы возобновляют античную тенденцию рассмотрения в  единстве духовного и телесного. Причём имеется в виду, что творение является максимально совершенным. Но совершенное есть красота. Человек эпохи Ренессанса – это не просто творец, а творец и художник одновременно. Довольно часто многие таланты присущи одному и тому же человеку. Так, Леонардо да Винчи был живописцем и изобретателем, Микеланджело - живописцем и поэтом. И оба они внесли существенный вклад в развитие философии.

Эстетическое  – доминирующий аспект философии  Возрождения.

Антропоцентризм, да ещё в таком артистическом  виде, в каком он существовал в  эпохе Ренессанса, конечно же не мог не способствовать развитию гуманизма, воззрения, признававшего ценность человека как личности, его права на свободу, счастье и развитие. Термин «гуманизм» происходит от латинского humanitas (человечность), употреблявшегося ещ в I в. до н. э. известным римским оратором Цицероном. Для него humanitas это воспитание и образование человека, способствующее его возвышению.

Гуманизм имел длительную предысторию в античности и средневековье, но как широкое  общественное движение он складывается впервые именно в эпоху Возрождения. Принцип гуманизма знаменует собой переворот во всей культуре и соответственно мировоззрении человечества. Одной из форм выражения этого переворота было противостояние схоластике, которая подвергалась критике и осмеянию. Спор шёл принципиальный – о новом нравственном идеале и путях его воплощения в жизнь.

Согласно итальянским  гуманистам, природа человека достойна всемерной реабилитации, она даже становится высшим критерием для  оценки человеческих страстей. Гуманисты  возрождают идеалы античных эпикурейцев, но без их спокойного и пассивного отношения к жизни. Эпоха Возрождения была этикой нарождавшейся активной молодой буржуазии в первую очередь. Вопрос стоит о благородстве человека, об истинном благородстве. Этот вопрос поставил ещё Данте. Благородство человека заключается не в чужой славе, даже если этой славой является слава Бога, не в величии рода и не в скоплении богатства, а в доблести духа. Все люди равно получают от природы, каждый не меньше, чем сыновья царей и императоров, дело же состоит в лишь в том, чтобы довести свою доблесть и благородство до совершенства, будь то в науке, искусстве или производственной деятельности.

Схоластической  религии противопоставляется право  на истину и поиск её; догматизм, преклонение перед авторитетами подвергаются резкой критике. Монашеским подвигам всё чаще противопоставляется обыкновенный труд. Но тот, кто трудится имеет право на богатство. Обет бедности гуманисты отрицают, не собираются прославлять и богатство, роскошь, но они последовательно защищают частный интерес, индивидуализм.

Многие гуманисты  отстаивают идеалы умеренного утилитаризма. Под утилитаризмом понимается учение, согласно которому цель жизни и добродетель  отождествляются с пользой.

Таким образом, гуманизм Возрождения ориентируется  на свободомыслие и соответственно справедливое устроение общественно – государственной жизни. Последнее чаще всего предполагалось достигать на демократических началах, в рамках республиканского строя.

Однако было бы неправильным идеализировать такого рода гуманизм, не замечать его индивидуалистических тенденций. Подлинным гимном индивидуализму можно считать творчество Лоренцо Валла. В главном своём философском сочинении «О наслаждении» неотъемлемым свойством человека Вала провозглашает стремление к наслаждению. Мерилом же нравственности у него выступает личное благо. Подобная мировоззренческая позиция выглядит как асоциальная.

Особое место  в философии Возрождения занимают концепции, обращённые к проблемам  государства: основанные на реалистических принципах политические теории Никколо Макиавелли и социальные утопии Томаса Мора и Томмазо Кампанеллы.

Самым крупным  и оригинальным из них был итальянский  мыслитель, историк и государственный  деятель Никколо Макиавелли, автор  известных трактатов «Государь» и «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия». В своих работах Макиавелли попытался рассмотреть природу государства, отбрасывая ореол его божественного происхождения. В этом «земном» осмыслении государства проявилось стремление ранних идеологов буржуазии активно влиять на переустройство политической власти в интересах предпринимателей, которые не могли развернуть свою деятельность в условиях феодального

Размежевания  и натурального хозяйства. Такая  позиция приводила мыслителя  к идее естественного исторического  развития, в рамках которого интересы целого (государства) и отдельных его частей (граждан) не всегда совпадают, поэтому за государством сохраняется право подавления человеческого эгоизма во имя всеобщего блага и порядка. Такое подавление требует от политиков не только применения грубой силы, но и изворотливости ума, хитрости и даже вероломства в борьбе за власть и е упрочение. Поэтому ведение государственных дел – трудная и сложная задача, требующая особой подготовки политических деятелей. Такая подготовка должна включать в себя знание как истории, так и общих законов общественной жизни, представляющей собой поле непримиримой борьбы между классами, группами и сословиями. В конечном итоге эта борьба должна уравновешиваться идеями гуманности и справедливого распределения ценностей, в противном случае общество может просто погибнуть. Для достижения этой цели допускаются все средства, в т. ч. и известный политический аморализм, ибо становление централизованного государства далеко не безболезненный процесс, устраивающий всех членов общества, поэтому высказывается мысль о том, что общественный прогресс не обходится без жертв.

Философская мысль  эпохи Возрождения не исчерпывается  рассуждениями, опирающимися на политический реализм. Н. Макиавелли предпочёл действительность воображаемому. Но были и те, кто, по его собственным словам, «изобразил республики и государства, которых в действительности никто не знал и не видывал».

Одним из таких  мыслителей был Томас Мор, английский гуманист, государственный деятель  и святой католической церкви. Однако бессмертную славу Томасу Мору принесла его «Утопия» - произведение, описывающее жизнь на счастливом острове, затерянном где-то в Новом Свете.

Слово «утопия» в буквальном переводе с греческого (ou – нет, topos - место) означает «место, которого нет». «Утопия» Томаса Мора начинается с острой критики существовавших в Англии общественных порядков. Источник всех социальных бедствий он видит в наличии частной собственности.

Рисуя безотрадную  картину эпохи становления буржуазных отношений, Мор не ограничивается лишь неприятием существующих порядков. Он противопоставляет им проект государства всеобщего благоденствия. В этом заключается важная особенность утопизма. Его представителей нельзя назвать реформаторами, то есть теми, кто стремится изменить существующий мир. Несогласие утопистов с действительностью касается всех её сторон, и их альтернативные проекты затрагивают общественный порядок в целом.

Спустя столетие утопические идеи получили развитие в творчестве итальянского мыслителя  Томмазо Кампанеллы, доминиканского монаха, астролога и бунтовщика. Особую роль в его судьбе сыграло участие в заговоре против испанского владычества в его родной Калабрии. В 1499 г. заговор был раскрыт, а Кампанелла приговорён к тюремному заключению, длившемуся 27 лет. В этих условиях он и создал одно из важнейших своих произведений – «Город Солнца».

В отличие от Мора Кампанелла не только мечтал о  совершенном обществе, но и стремился  к радикальному переустройству социальных порядков. Заговор против испанского владычества предполагал последующее  учреждение такого общественного строя.

Однако различие между Мором и Кампанеллой  в этом важном пункте ещё не даёт основания для противопоставления этих мыслителей. Сходство между ними значительно. И тот и другой не придавали значения условиям и путям  осуществления идеала, сосредоточивая своё внимание на детальном конструировании будущего царства добра и справедливости.

Хотя утописты эпохи Возрождения в полном соответствии с духом своего времени рассматривали  человека в качестве высшей ценности, жёсткая регламентация всего образа жизни, отличающая утопические проекты, не оставляет места свободе личности, превращает людей, по меткому выражению Ф. Достоевского, в подобие «фортепьянных клавиш», на которых играет кто-то другой. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Средневековая философия