Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 20:57, контрольная работа
Средневековая философия – это исторически своеобразный способ философствования, характерный для Европы и Ближнего Востока эпохи феодализма. Сущность этой философии заключается в её сопряженности с религиозной идеологией, основанной на принципах откровения и монотеизма. Средневековая философия осуществляла рациональную рефлексию над основаниями религиозного мировоззрения. Многим мыслителям представлялось, что возрождается античное культурное наследие, которое в средневековье было предано забвению
1 Введение……………………………………………………………………... 3
2 Гуманистическая направленность и социально – философское содержание философии Возрождения…………………………………………………….. 4
3 Натурфилософия эпохи Возрождения…………………………………….. 8
4 Возрождение идей в эпоху Ренессанса…………………………………….12
5 Заключение…………………………………………………………….. …. 15
6 Список литературы………………………………………………………… 16
СОДЕРЖАНИЕ
1 Введение…………………………………………………………
2 Гуманистическая
направленность и социально –
философское содержание
3 Натурфилософия
эпохи Возрождения…………………………………
4 Возрождение
идей в эпоху Ренессанса…………………
5 Заключение……………………………………………………
6 Список литературы…………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Средневековая философия – это исторически своеобразный способ философствования, характерный для Европы и Ближнего Востока эпохи феодализма. Сущность этой философии заключается в её сопряженности с религиозной идеологией, основанной на принципах откровения и монотеизма. Средневековая философия осуществляла рациональную рефлексию над основаниями религиозного мировоззрения. Многим мыслителям представлялось, что возрождается античное культурное наследие, которое в средневековье было предано забвению. Это представление дало название целой эпохе, эпохе Возрождения, или если использовать французское выражение, эпохе Ренессанса (приблизительно XIV-XVI вв.). В эпоху возрождения было выработано новое философское мировоззрение прежде всего благодаря творчеству таких выдающихся философов, как Николай Кузанский, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Джордано Бруно, Николо Макиавелли и др.
В странах Западной Европы
огромный прогресс культуры в
эпоху Возрождения приходится
на последние столетия
Теперь рассмотрим
подробнее эпоху Возрождения
и узнаем, каковы же основные принципиальные
установки возрожденческой философии?
ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ И СОЦИАЛЬНО – ФИЛОСОФСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ФИЛОСОФИИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
Эпоха Возрождения
знаменуется развитием
Эпоха становления
капитализма рождала титанов
мысли, чувства, характера и дела.
Выдающиеся люди этого периода –
цельные, универсальные, масштабные натуры.
Они ставили перед собой
XIV-XVI вв. – время,
когда всё в круговороте
В эпоху Возрождения человеческая личность по преимуществу является творческой, она как бы перенимает на себя творческую функцию Бога и способна овладеть и собой, и природой. Человек олицетворяет собой творческой начало, будь это искусство, политика, религия или даже техническое изобретение.
Свои творения человек реализует в телесном. Здесь возрожденцы возобновляют античную тенденцию рассмотрения в единстве духовного и телесного. Причём имеется в виду, что творение является максимально совершенным. Но совершенное есть красота. Человек эпохи Ренессанса – это не просто творец, а творец и художник одновременно. Довольно часто многие таланты присущи одному и тому же человеку. Так, Леонардо да Винчи был живописцем и изобретателем, Микеланджело - живописцем и поэтом. И оба они внесли существенный вклад в развитие философии.
Эстетическое – доминирующий аспект философии Возрождения.
Антропоцентризм, да ещё в таком артистическом виде, в каком он существовал в эпохе Ренессанса, конечно же не мог не способствовать развитию гуманизма, воззрения, признававшего ценность человека как личности, его права на свободу, счастье и развитие. Термин «гуманизм» происходит от латинского humanitas (человечность), употреблявшегося ещ в I в. до н. э. известным римским оратором Цицероном. Для него humanitas это воспитание и образование человека, способствующее его возвышению.
Гуманизм имел длительную предысторию в античности и средневековье, но как широкое общественное движение он складывается впервые именно в эпоху Возрождения. Принцип гуманизма знаменует собой переворот во всей культуре и соответственно мировоззрении человечества. Одной из форм выражения этого переворота было противостояние схоластике, которая подвергалась критике и осмеянию. Спор шёл принципиальный – о новом нравственном идеале и путях его воплощения в жизнь.
Согласно итальянским гуманистам, природа человека достойна всемерной реабилитации, она даже становится высшим критерием для оценки человеческих страстей. Гуманисты возрождают идеалы античных эпикурейцев, но без их спокойного и пассивного отношения к жизни. Эпоха Возрождения была этикой нарождавшейся активной молодой буржуазии в первую очередь. Вопрос стоит о благородстве человека, об истинном благородстве. Этот вопрос поставил ещё Данте. Благородство человека заключается не в чужой славе, даже если этой славой является слава Бога, не в величии рода и не в скоплении богатства, а в доблести духа. Все люди равно получают от природы, каждый не меньше, чем сыновья царей и императоров, дело же состоит в лишь в том, чтобы довести свою доблесть и благородство до совершенства, будь то в науке, искусстве или производственной деятельности.
Схоластической
религии противопоставляется
Многие гуманисты отстаивают идеалы умеренного утилитаризма. Под утилитаризмом понимается учение, согласно которому цель жизни и добродетель отождествляются с пользой.
Таким образом, гуманизм Возрождения ориентируется на свободомыслие и соответственно справедливое устроение общественно – государственной жизни. Последнее чаще всего предполагалось достигать на демократических началах, в рамках республиканского строя.
Однако было бы неправильным идеализировать такого рода гуманизм, не замечать его индивидуалистических тенденций. Подлинным гимном индивидуализму можно считать творчество Лоренцо Валла. В главном своём философском сочинении «О наслаждении» неотъемлемым свойством человека Вала провозглашает стремление к наслаждению. Мерилом же нравственности у него выступает личное благо. Подобная мировоззренческая позиция выглядит как асоциальная.
Особое место
в философии Возрождения
Самым крупным и оригинальным из них был итальянский мыслитель, историк и государственный деятель Никколо Макиавелли, автор известных трактатов «Государь» и «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия». В своих работах Макиавелли попытался рассмотреть природу государства, отбрасывая ореол его божественного происхождения. В этом «земном» осмыслении государства проявилось стремление ранних идеологов буржуазии активно влиять на переустройство политической власти в интересах предпринимателей, которые не могли развернуть свою деятельность в условиях феодального
Размежевания и натурального хозяйства. Такая позиция приводила мыслителя к идее естественного исторического развития, в рамках которого интересы целого (государства) и отдельных его частей (граждан) не всегда совпадают, поэтому за государством сохраняется право подавления человеческого эгоизма во имя всеобщего блага и порядка. Такое подавление требует от политиков не только применения грубой силы, но и изворотливости ума, хитрости и даже вероломства в борьбе за власть и е упрочение. Поэтому ведение государственных дел – трудная и сложная задача, требующая особой подготовки политических деятелей. Такая подготовка должна включать в себя знание как истории, так и общих законов общественной жизни, представляющей собой поле непримиримой борьбы между классами, группами и сословиями. В конечном итоге эта борьба должна уравновешиваться идеями гуманности и справедливого распределения ценностей, в противном случае общество может просто погибнуть. Для достижения этой цели допускаются все средства, в т. ч. и известный политический аморализм, ибо становление централизованного государства далеко не безболезненный процесс, устраивающий всех членов общества, поэтому высказывается мысль о том, что общественный прогресс не обходится без жертв.
Философская мысль эпохи Возрождения не исчерпывается рассуждениями, опирающимися на политический реализм. Н. Макиавелли предпочёл действительность воображаемому. Но были и те, кто, по его собственным словам, «изобразил республики и государства, которых в действительности никто не знал и не видывал».
Одним из таких мыслителей был Томас Мор, английский гуманист, государственный деятель и святой католической церкви. Однако бессмертную славу Томасу Мору принесла его «Утопия» - произведение, описывающее жизнь на счастливом острове, затерянном где-то в Новом Свете.
Слово «утопия» в буквальном переводе с греческого (ou – нет, topos - место) означает «место, которого нет». «Утопия» Томаса Мора начинается с острой критики существовавших в Англии общественных порядков. Источник всех социальных бедствий он видит в наличии частной собственности.
Рисуя безотрадную
картину эпохи становления
Спустя столетие утопические идеи получили развитие в творчестве итальянского мыслителя Томмазо Кампанеллы, доминиканского монаха, астролога и бунтовщика. Особую роль в его судьбе сыграло участие в заговоре против испанского владычества в его родной Калабрии. В 1499 г. заговор был раскрыт, а Кампанелла приговорён к тюремному заключению, длившемуся 27 лет. В этих условиях он и создал одно из важнейших своих произведений – «Город Солнца».
В отличие от
Мора Кампанелла не только мечтал о
совершенном обществе, но и стремился
к радикальному переустройству социальных
порядков. Заговор против испанского
владычества предполагал
Однако различие
между Мором и Кампанеллой
в этом важном пункте ещё не даёт
основания для
Хотя утописты
эпохи Возрождения в полном соответствии
с духом своего времени рассматривали
человека в качестве высшей ценности,
жёсткая регламентация всего образа
жизни, отличающая утопические проекты,
не оставляет места свободе личности,
превращает людей, по меткому выражению
Ф. Достоевского, в подобие «фортепьянных
клавиш», на которых играет кто-то другой.