Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 19:03, курсовая работа
Основные проблемы, рассматриваемые современной религиозной философией. Основные философские школы религиозной философии. Философско-религиозная антропология. Персоналистический подход к вопросам свободы и нравственного воспитания человека. Попытки с позиций теологии объяснить все явления жизни.
И все же в понимании человека неортодоксальными религиозными философами есть немало идей и подходов, с которыми вряд ли согласились бы классики религиозной мысли и которые встречают в штыки современные ревнители «чистоты» веры. Эти новые идеи и подходы сказываются уже в самом духе, стиле произведений наиболее известных религиозных антропологов. Можно читать их работы десятками страниц и не найти традиционных опознавательных знаков религиозной мысли. Правда, «нужные» слова о боге, религии все-таки появляются, но где-то на обочине анализа и без которых читатель, если он хочет, вполне может обойтись.
Так, одна из центральных идей Г. Марселя – необходимость «тотальной евангелизации души» перед лицом современного социального и нравственного кризиса. Нельзя, утверждает он, представить себе спасения человека и человечества от обрушившихся на них в ХХ веке бед, страхов, угроз, потрясений, если не признать «сверхземной (сверхъестественный) порядок» (то есть бога), не верить в бессмертные души. И это дает все основания для отнесения концепции Г. Марселя прежде всего в разряд религиозной философии. Но в религиозную оболочку заключено у него нетрадиционное философское содержание. Прежде всего, нетрадиционно то, что человеку и философской проблеме человека в работах Г. Марселя (а то же можно сказать о многих произведениях других названных ранее классиков религиозной философии) уделено преимущественное внимание. Традиционные сюжеты – бог, его ничего, кроме постоянного поиска пути к духовному поиску и совершенству. Homo viator (человек-пилигрим, вечный путешественник) – вот, согласно Г. Марселю, наилучший образ человеческой сущности. В отличии от традиционалистов, которые скорее склонны говорить о «попечении» бога над судьбами человеческими, Г. Марсель - в унисон с экзистенциалистами – подчеркивает и драматизирует такие моменты жизни человека в современном мире, как страх, отчаяние, покинутость, отчужденность. Отсюда принято, почему хранители «чистоты» религиозных традиций так рьяно выступили против концепции Г. Марселя.
Проблема человека тесно связана с этической проблематикой. В религиозной этике идет одна и та же борьба традиционализма и новых подходов.
Добро и зло
Проблема эта всегда стояла в
центре религиозной философии. При
всех несомненных ограниченностях
ее решения религиозной философией
в самой ее постановке, в постоянном
внимании к нравственным ценностям
и переживаниям человека заключен один
из источников сохраняющегося и сегодня
немалого влияния религиозных
Как понимают религиозные философы нашего века задачи философии в постановке и решении этических проблем, в частности такой важной и «вечной», как добро и зло? Какие изменения вносятся ими в традиционное религиозное понимание добра и зла? Надо учитывать, что в религиозной этике ХХ столетия имеется масса оттенков: католическая философия отличается от протестантской: существуют ортодоксальные решения и, напротив, подходы, критические в отношении христианской (католической, протестантской, православной) ортодоксии. Но при всех различиях подходов религиозных философов нашего времени к проблеме добра и зла, к пониманию этических проблем философии и ее нравственных задач в этих подходах есть общие черты.
История религиозной мысли накопила
множество ответов на трудный
для нее вопрос: если мир сотворен
и управляем мудрым и благим богом,
то как это согласуется с
Традиционалисты-католики (вслед за Фомой Аквинским) продолжают повторять «классические» аргументы. Да, говорят они, в мире много зла – потому что много греха. На вопрос, почему же бог допускает рост зла, дается ответ: зло проистекает из того, как человек и человечество пользуются дарованной им (во благо) свободой. «Человечество в наши дни, - писал неотомист К. Тремонтан, - как всегда, творит свое несчастье… Последнее является делом человеческой свободы». А кто даже на этом основании откажется от свободы и не возблагодарит за нее бога? Итак, не бог, а человек ответствен за зло, особенно за большое зло. Но, признавая это, все же надлежит – чтобы не отпала «необходимость» в боге – отнести его даже к злу. Бог «нужен», чтобы наказывать человека за зло и грехи, возникшие в результате злоупотребления свободой. Если снова спросят: а почему бог допускает человека и человечество так злоупотреблять свободой? – надлежит ответить: даже самые большие испытания – когда человек должен испить чашу самим себе причиненного страдания – посланы богом во имя человека, чтобы в конце концов повернуть его к добру.
Значит ли это, что с точки зрения религиозной философии стерты границы добра и зла, что с человека снимается ответственность за зло и страдания? Нет, не значит. В последнее десятилетия и годы религиозная философия значительно активизировала борьбу за добрые начала человеческой сущности, за мир и выживание человечества. Особенно радикальных позиций придерживаются теологи и философы, которые остро ставят проблемы свободы и социальной справедливости – это относится, например, к очень популярному сегодня движению латиноамериканских религиозных мыслителей, получившему название «теология освобождения».
Религиозной философии наших дней принадлежит ряд инициатив в отстаивании общечеловеческих ценностей, в борьбе против ядерной опасности, почему марксисты разных стран (включая нашу страну) считают необходимым вести полезный для обеих сторон диалог по этим проблемам. Ибо сохранение дара жизни, цивилизации, планеты Земля – задача, которая не может быть решена без сотрудничества людей разных убеждений.
Философии человека, о которой шла речь в предыдущем изложении исследующей особую проблематику и имеющую специфический («гуманитарный») стиль, противостоит другая философская тенденция – философские учения, обращенные главным образом к проблемам знания, методологии и языка науки.
1 Berdyaev N. Slavary end freedon. – N.Y.: 1944, p.44
2 Briqhtman E.S. Nature and values. – N.Y.: 1945. P.66
1 Макмерти Дж. Кризис марксизма: возможно ли его марксистское объяснение. –Полис. 1992, №4, с. 47.