Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 19:03, курсовая работа
Основные проблемы, рассматриваемые современной религиозной философией. Основные философские школы религиозной философии. Философско-религиозная антропология. Персоналистический подход к вопросам свободы и нравственного воспитания человека. Попытки с позиций теологии объяснить все явления жизни.
Надо учесть и другое немаловажное обстоятельство: это были высокопрофессиональные философы, знатоки истории философии, талантливые авторы. К тому же почти все они – яркие социальные критики. Их усилиями был осуществлен в религиозной мысли нашего столетия – опять таки при упорном сопротивлении ортодоксов – «антропологический поворот», то есть превращение проблемы человека в наиважнейшую, если даже не наиглавнейшую проблему философии. И однако внимательный анализ произведений неортодоксальных религиозных философов показывает: они, подобно ортодоксам, также считают предпосылкой и конечной целью философствования сохранение понятия бога, а также (по крайней мере) центральных догм и устоев религиозного сознания. В этом, как ни покажется странным, также заключен один из источников влияния крупных религиозных философов на современную немарксистскую мысль. Ведь вопреки некоторым ожиданиям и предположениям ХХ век, потеснив религиозную догматику и ортодоксию, вовсе не стал – и на Западе, но особенно на Востоке – веком атеизма. На конец ХХ столетия приходится даже оживление активности церквей и религий, нарастание религиозности в некоторых слоях и группах населения. В данном процессе немалую роль играет то, что и официальная, и тем более исходные догмы и принципы, в то же время обнаружила способность к обновлению.
Ориентация и переориентация религиозной философии.
Каковы те главные принципы и ориентации, которые религиозная философия кладет в основание философии? По каким линиям идет обновление, переориентирование религиозной философской мысли? Ограничимся при рассмотрении этих вопросов важнейшим аспектом – пониманием задач, предмета, главных проблем философии.
В понимании задач философии трад
Соответственно этому
Пожалуй, в наибольшей степени скорректированы
представления о
Суть обновленного подхода к вопросу о науке и разуме, их роли в современном мире можно кратко сформулировать следующим образом. С одной стороны, признаться, что благодаря науке и технике в современном мире уже осуществлены и еще будут осуществлены коренные преобразования. Религиозные философы, занимающиеся проблемами естествознания, в существенной мере ушли от традиционного цензорского тона по отношению к науке. Науке и разуму даже льстят, научные открытия используют для «модернизации» религиозных воззрений. С другой стороны, в документах и произведениях, о которых идет речь, большую роль занимают критика науки, демонстрация противоречивости научно-технического прогресса. Эта критика бывает довольно меткой и убедительной, причем не редко говориться и о существенных издержках негуманистического пути использования достижений науки и техники. Однако главная цель критических рассуждений о науке просвечивает вполне определенно: все беды, утверждают религиозные авторы, проистекают из того, что современный мир «забыл бога» или, во всяком случае, вспоминает не так часто, как следовало бы.
И вместе с тем религиозная философия
все шире и все активнее вовлекает
в орбиту своего рассмотрения проблемы
общества, человека, науки. Это одно
из примет обновления религиозной мысли.
Но выходя к этим проблемам, религиозная
мысль делает себя все более уязвимой,
более открытой для критики –
как извне, так и изнутри. Извне
– когда нерелигиозные философы
и ученые обнаруживают несоответствие
между проблемами современного мира
и предлагаемым религиозной мыслью
пониманием их сути и путей решения.
Изнутри – когда верующие, теологи,
философы раскалываются на два борющихся
лагеря – догматиков и обновленцев. Одни
не желают никаких перемен и приходят
в ужас от любой попытки идейной переориентации,
от того, что церковь якобы слишком «открывает
себя» миру. Другие, напротив, недовольны
все еще сохраняющейся догматичностью,
робостью предпринимаемых теоретических
реформ. В таком напряженном состоянии
идейного противоборства- сопротивляясь
переменам и все же идя на них: обновляясь,
но сохраняя традиционалистско-
Проблема «доказательства» существовании бога.
На протяжении всей своей истории,
включая и современность, важнейшим,
если не первейшим предметом теологии
и религиозной философии
Не следует упрощать дело и думать, будто вследствие этого современная христианская философия во всех случаях оказывается простым поворотом ее классических, то есть средневековых, образцов. Такие подходы тоже существуют. Но как раз самые наиболее известные религиозные мыслители наших дней – те, кто полагают, что путь к принятию существования бога надо прокладывать от самых острых проблем, тревог, забот современного человечества. Рассуждения наиболее крупных представителей религиозной философии ХХ столетия на все эти темы отнюдь не беспочвенны и порою проникнуты глубоким критицизмом, искренним беспокойством о судьбе человека и мира. Но какими бы оправданными ни были их критические суждения, все же главная цель остается прежней – утвердить догму о существовании бога.
Приглядимся к тому, как это делается,
в чем тут сходство с традициями
религиозной мысли и каковы новые
моменты по сравнению с ними. Традиционализм
философии отчетливо
По содержанию «доказательства» бытия бога у Фомы сведены к пяти главным доводам, которые изложены им в «Сумме теологии» и «Сумме против язычников». 1. Если брать движение во всей его полноте, а не только как механическое движение, нельзя не прийти, заявляет Фома, к «перводвигателю», то есть к богу. 2. Сходен довод, касающийся причинности. Если все в мире имеет свою причину, то должна быть «первопричина» - бог. 3. Бесчисленное множество возможностей и случайностей в мире должно управляться, заявляет Фома Аквинский, абсолютно необходимой причинной, то есть богом. 4. Для измерения степеней совершенства (красоты, блага, истинности) всего, что есть в мире, должно существовать абсолютное мерило всех совершенств, то есть бог. 5. Все существующее в мире обладает какой-то степенью целесообразности. А значит, должна существовать «последняя» и главная цель – бог. Несостоятельность доводов Фомы раскрыта во II главе учебника. Здесь же нам важно ответить на вопрос: как относились и относятся к «доказательству» Фомы Аквинского неотомисты?
Картина этого отношения довольно
причудлива. С одной стороны, неотомисты,
относя доказательства бытия бога к
сердцевине католической, да и вообще
религиозной философии, объявляют
выкладки Фомы по этому вопросу недосягаемым
образцом. А отсюда – превалирование
в писаниях официальных теологов
и философов католичества сочинений
комментаторского типа, содержащих новые
и новые догматические и
По-разному решается и вопрос о том, на чем следует сделать акцент в попытках – с учетом реалий современного мира – решать проблему бытия бога.
Одни философы-томисты, поддерживая
Фому, стремятся идти главным образом
от истолкованных в
«Поворот к человеку»: классическое и неклассическое в религиозной философии.
Проблема человека занимала заметное место в классической религиозной философии. Августин, Фома Аквинский и другие классики религиозной философии неизменно включали в свои философские системы раздел о человеке. Вместе с тем догматически установленная религиозной идеологией иерархия ценностей (запечатленная в различных «священных» текстах и документах церквей, например христианских) никогда не отводила человеку первое место. Теологи и философы христианства издавна объявляли его проблемой второстепенной по сравнению с вопросами о боге, его существования, богопознании.
Что касается неотомизма наших дней,
то в нем тенденции
Безусловно, «антропологический поворот»
в религиозной мысли
«Антропологический поворот» связан с решимостью философов-реформаторов в определенном смысле пересмотреть традиционную иерархию ценностей и проблем религиозной философии.
Если традиционная религиозная философия сводила все вопросы философии, включая вопрос о человеке, к проблеме бога, то религиозная философская антропология ХХ века, как видим, ставит в центр именно широко понятую проблему человека. И хотя отношение человека к богу философы этого направления считают необходимым также «подтянуть к центру», все же переориентация по сравнению с религиозной классикой происходит заметная и немаловажная.
Происходят перемены и в том,
как именно анализируется вопрос
о человеке, какие ценности жизни
и поведения людей выдвигаются
на первый план. Меняется сам стиль
обращения религиозных