Современная религиозная философия

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 19:03, курсовая работа

Описание работы

Основные проблемы, рассматриваемые современной религиозной философией. Основные философские школы религиозной философии. Философско-религиозная антропология. Персоналистический подход к вопросам свободы и нравственного воспитания человека. Попытки с позиций теологии объяснить все явления жизни.

Работа содержит 1 файл

Классики.docx

— 73.23 Кб (Скачать)

Характеристика  истины превращается во взаимосоответствие интеллекта и вещей, которое может  образовывать истины двух видов: онтологическую - соответствие вещи мыслям, и логическую - соответствие человеческой мысли  вещам, приближенное, частичное знание о истине бытия. В теологическом  духе решается вопрос абсолютной и  относительной истин как соотношения  божественного и человеческого  разумов. Неотомизм метафизически  разрывает и взаимопротивопостовляет  абсолютное и относительное.

Философия - мост, который должен, по мысли неотомистов, соединить науки с теологией. Если теология сходит с небес на землю, то философия от земного поднимается  к божественному, и в конце  концов придет к тем же выводам, что  и теология. Она видится сторонникам  неотомизма примером единства позновательного  и практического отношения к  миру. К практическому познанию они  относят также мораль, искуство, гуманитарные дисциплины. Над ними возвышается религиозная этика, эстетика, философия истории и  иные отрасли философского знания.

 Человек  понимается в антропологии неотомизма  как сложная субстанция, состоящая  из двух простых - души и  тела. Душа - формообразующий по отношению  к телу принцип - предстаёт  основой личности. Личность в  неотомизме имеет универсальной  целью и смыслом всего существования  созерцания божественого блага.  Стремясь к благу, личность, согласно  доктрине неотомизма, обретает совокупность  интелектуальных, моральных и  теологических добродетелей. Источник  культуросозидающей деятельности  человека, его непрестанного самопревосхождения (трасценденции) выводится из  устремленности к божественному  Абсолюту.

Диалог церкви ("града божьего") и общества понимается как средство внесения высших религиозно-нравственных ценностей  в культуру современности. Философия  неотомизма придаёт фундаментальную  ценность "мирской" истории, наличия  в ней имманентной цели, связанной  с совершенствованием человека, культуры. Неотомизм большое значение придаёт  евангелизации и экуменическому сближению религий как средству смягчения трагических противоречий современности.

Философию последователи  Фомы подразделяют на метафизику (онтологию) и философию природы. Объект первой - чистое бытие. Эта часть философии  не зависит от наук, но должна использовать их как свои инструменты. Философия  природы - это промежуточная наука  между метафизикой и естествознанием, изучающая то, что присуще материи  как таковой, ее всеобщие характеристики, тогда как естественные науки  исследуют конечные, относительные свойства материальных тел. Непосредственным же предметом анализа в философии природы служит система категорий, в которых отражены общие стороны действительности. Философские и естественнонаучные понятия должны быть четко разделены.

 

6. Человек  как основной элемент бытия.

 

Бытие является философской категорией, обозначающей реальность, существующую объективно, независимо от сознания, воли и эмоций человека. Проблема трактовки бытия  и соотношения его с сознанием  стоит в центре философского мировоззрения.

Будучи для  человека чем-то внешним, навсегда предопределенным, бытие налагает определенные ограничения  на его деятельность, заставляет соизмерять с ним свои действия. Вместе с  тем бытие является источником и  условием всех форм жизнедеятельности  человека. Бытие – не только рамки, границы деятельности, но и объект творчества человека, постоянно изменяющего  бытие; это сфера возможностей, которую  человек в своей деятельности превращает в действительность.

В философии XX века проблемной точкой отсчета становится не мир, не природа, а человек, и философы начали решительно пересматривать внутрифилософские  приоритеты прошлого. Они возражали  тем представителям классической онтологии, которые отталкивались от самостоятельного бытия мира и уже от него двигались  к пониманию человека, поставленного  в зависимость от мира. Свой новый  взгляд они противопоставляли классической "философии вещей", в которой  человек чаще всего также рассматривался как вещь. Не менее категорическими  были возражения против тех направлений  классической философии, где на первый план выдвигались логика, гносеология, теория идей: господство "философии  идей", утверждали сторонники "новой  онтологии", превращает человека в  своего рода познавательную машину. В  противовес классическому онтологизму  и гносеологизму философы новых  течений считали необходимым  действительно сделать человека центром философии. Ведь сам человек  есть, существует, является бытием, притом бытием особым. Философы-классики рассматривали "бытие" как предельно широкое (человеческое) понятие о мире и  в то же время считали бытие  совершенно независимым от человека. Исключением было учение Канта. В  нем философы XX века особенно высоко оценили ту идею, согласно которой  мир мы видим исключительно сквозь призму человеческого сознания. Вещи мира, сам мир существуют всебе, совершенно независимо от сознания, но "в себе" они нам, людям, не явлены. Поскольку  же мир, вещи и процессы мира являются людям, постольку результаты его  осознания уже неотделимыот человека. Вещи мира, сам мир существуют в себе, совершенно независимо от сознания, но "в себе" они нам, людям, не явлены. Поскольку же мир, вещи и процессы мира являются людям, постольку результаты его осознания уже неотделимы от человека. К этим тезисам Канта присоединяются представители многих направлений. Однако в отличие от классиков, и даже от Канта, центром "антропологической философии" XX века является не учение о разуме, не гносеология и логика, а онтология. Центром же "новой онтологии" становится не некое изолированное сознание человека, а сознание, точнее, духовное (сознание и бессознательное), взятое в неразрывном единстве с человеческим бытием. Этот новый смысл и вкладывается в традиционное понятие Dasein (наличное бытие, здесь - бытие), которое становится базовой категорией экзистенциалистской онтологии.

Итак, путь феноменолога, экзистенциалиста, персоналиста - не путь от бытия вообще, не от мира как бытия  к бытию человека, как это было в классической онтологии. Избирается обратный путь, от человеческого –  к миру, как он видится человеку и "выстраивается" вокруг него. Такой  подход представляется философам XX века предпочтительным не только с реалистической точки зрения (ведь по-другому, говорят  они, человек и не осваивает мир), но и с точки зрения гуманистическая: в центр ставится человек, его  активность, возможности свободы, открываемые  самим его бытием.

 

Заключение

Итак, предположение, что такие специфические институты, как религия и ее организации  перестают быть факторами национальной общественной жизни, утрачивает свои позиции  в оказании воздействия на мировоззрение  людей.

Анализ реальности наших дней показал ошибочность  и поспешность выводов данного  рода. Сегодня даже непрофессиональным взглядом можно заметить, что происходит заметная активизация религиозных  учреждений, которые непосредственно  стараются участвовать в решении  целого ряда актуальных проблем современности. Это можно наблюдать в различных  регионах, в странах с различным  уровнем экономического развития, где  распространены различные вероисповедания.

Суть обновленного подхода к вопросу о науке  и разуме, их роли в современном  мире можно кратко сформулировать следующим  образом. С одной стороны, признается, что благодаря науке и технике  в современном мире осуществляются коренные преобразования, религиозные  философы занимаются проблемами естествознания, ушли от традиционного цензорского  тона по отношению науке.

1. Современная религиозная философия

средствами идеи философские учения идеализма пропагандируют философ

скими сверхъестественного и зависимость от него судьбы человека. Почти все они утверждают Почти все религиозное мировоззрение, имеют религиозную идейную направленность. И тем не менее (это показал Л. Фейербах) имеется отличие философского идеализма от религии: на место религиозного надмирового бога он ставит человеческий разум и доказывает его божественность. Поэтому к религиозной философии следует отнести лишь те философские системы, которые непосредственно включены в теологию, обосновывают те или иные религиозные догматы и способствуют формированию и закреплению религиозных верований. К религиозной философии относились патристика (особенно учения Августина), томизм, т.е. философия Фомы Аквинского и др.

Современная религиозная философия  представлена широким спектром философских  учений. Пожалуй, главными из них являются неотомизм и персонализм.

 

1.1 Неотомизм

 

 Неотомизм возник во второй половине ХIХ в., когда в 1879 г. папа Лев Х111 обратился с энцикликой (посланием) «О восстановлении в католических школах христианской философии в духе ангельского доктора святого Фомы Аквинского». В самом Ватикане, затем в Бельгии и других странах были созданы центры и кафедры и даже институты по развитию томизма. Границы влияния неотомизма охватывают католические страны: Италию, Испанию, Бразилию и др.

Представители неотомизма Ж. Маритен, Г. Веттер, И. Бохенский, В. Маркони и др. подчеркивают, что в неотомизме сохраняются все исходные принципы томизма. Следуя заветам своего учителя, они отстаивают постулат о гармонии веры и разума. Назначение разума они видят в том, чтобы доказывать основные положения христианского вероучения – существование бога, бессмертия души и др. В то же время они подчеркивают ограниченность разума, а значит научного познания. Свету разума недоступны глубокие тайны религиозного учения: тайна троичности бога, идея сотворения мира из ничего и т.п. Эти и другие сокровенные истины можно постичь с помощью веры. Задачу философии они видят в том, чтобы добиться обоснования христианского вероучения, используя все средства философской методологии и достижения современной науки.

Философское учение неотомизма представляет собой систему различных дисциплин, охватывающих метафизику, гносеологию, натурфилософию, этику, эстетику, философию  истории и другие разделы. Ядро неотомисткой философии составляет метафизика, включающая учение о бытии как таковом, учение о боге, о мире и человеке. При  этом неотомисты не только восстанавливают  доказательства бытия бога, систематизированные  еще Ф. Аквинским. Опираясь на теории «тепловой смерти Вселенной», «разбегающейся Вселенной» и др., они стараются привести новые аргументы в пользу существования бога. В учении о человеке неотомисты упорно придерживаются мнения, что бытие личности заключается в ее отношении к богу. Главное в человеке это его душа. Она создается богом в момент рождения человека. Она должна быть предметом особой заботы во время жизни человека, так как после его смерти она несет на себе весь груз ответственности за его земные деяния.

Важное место в неотомизме занимает теодицея, т.е. оправдание явного противоречия между верой во всемогущего, всемудрого и благого бога и существующими  в мире зле и несправедливости. Главным аргументом теодицеи является апеллирование к свободе воли человека. Сама по себе свобода воли признается как величайшее благо, источник нравственности как свободного волеизлияния духовности). Но это благо содержит в себе возможность злоупотребления им. И в этой возможности корень всего зла в мире. Таким образом с бога снимается вся ответственность за царящее в мире зло. Надежды на мир, свободный от зла, объявляются не только иллюзорными, но и богохульными. Они не возвеличивают, а только умоляют бога и не совместимы с христианством, поскольку основаны на убеждении, что мир мог бы быть устроен лучше, чем устроил его создатель.

Итак, мир не может быть изменен, ибо бог не может быть изменен. Отсюда требование католической церкви – нужно принять мир таким, каким он есть, восхваляя его творца. В этой формуле заключена квинтэссенция  всего томизма, в том числе  и неотомизма.

 

1.2 Персонализм

 

Основателями персонализма были американский философ Б.П. Боуэн (1847–1910) и русские религиозные философы И.А. Бердяев (1874–1948) и Л. Шестов (1866–1938). Идеи персонализма развили У.Е. Хокинг, Е.Ш. Брайтман, Е. Мунье, Ж. Лакруа и др.

Центральным понятием персонализма является понятие личности. На место субъекта, рационализирующего иррациональный мир, по мысли Бердяева и Шестова, должен быть поставлен человек как последний  принцип философии, не абстрактный, понятый как разумное существо человек, а конкретный, чувственно-телесный существующий человек. Единственно  достоверный и изначальный факт бытия – человеческое существование. Человек – творение бога по его  образу и подобию. Именно поэтому  человек обладает возможностью творить, создавать нечто новое. Истинным может быть только религиозное учение о человеке. Все остальные трактовки  человека недостаточны, ибо предполагают рассмотрение человека в соотношении  с природой и обществом, а не самого по себе. «Понять человека, – пишет  Н. Бердяев, – можно лишь в его отношении к богу. Нельзя понять человека из того, что ниже его, понять его можно из того, что выше его. Поэтому проблема человека во всей глубине ставится лишь в религиозном сознании»1.

Персоналисты в полном согласии с естествознанием не отрицает существование  природы до появления человека. Но дочеловеческий мир, считают они, –  нечто бесконечно далекое, неизвестное, равное нулю. О дочеловеческой природе  можно судить лишь по догадке. Научному пониманию природы персонализм  противопоставляет концепцию, согласно которой природа – совокупность духовных «личностей». Над множеством «личностей», находящихся на разных ступенях развития и образующих мир, царит «верховная личность» –  бог.

«Личности и общества находятся  в смертельном конфликте друг с другом»2, а двадцатый век вообще является «веком конфликта ценностей». Источник конфликта заложен в самой структуре личности. Мир личности несравненно «больше» мира природы. В духовном мире личности рационально данное как царство рациональных норм, логических, эстетических и религиозных ценностей постоянно борется с нерациональными элементами, удовольствиями, страданиями, необъятным разнообразием ее качеств и чувств. И эта борьба неизбежно порождает социальные конфликты и напряженности. Основная социальная задача поэтому заключается не в том, чтобы изменить мир, а в том, чтобы способствовать «духовному самосовершенствованию» личности.

Информация о работе Современная религиозная философия