Современная религиозная философия

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 19:03, курсовая работа

Описание работы

Основные проблемы, рассматриваемые современной религиозной философией. Основные философские школы религиозной философии. Философско-религиозная антропология. Персоналистический подход к вопросам свободы и нравственного воспитания человека. Попытки с позиций теологии объяснить все явления жизни.

Работа содержит 1 файл

Классики.docx

— 73.23 Кб (Скачать)

Креационизм

За 140 лет, прошедших  со дня опубликования книги Дарвина "Происхождение жизни", эволюционная тероия глубоко укоренилась в  мышлении и жизни общества. Альтернативой  эволюционизму является научная  теория происхождения мира, носящая  название креационизма. Креационизм  исходит из исторической достоверности  всей Библии, включая и первые одиннадцать  глав книги Бытия, говорищях о  творениии Вселенной и человека, и утверждает, что естественнонаучные знания и открытия о происхождении  этого мира, жизни, геологических  эпохах и т.д. объясняются креационно-потопной моделью намного лучше и с  меньшим количеством неразрешимых противоречий, чем эволюционной.

 

3. Персоналистический  подход к вопросам свободы  и нравственного воспитания человека

Персонализм – это теистическая тенденция  в западной философии, признающая личность и ее духовные ценности высшем смыслом  земной цивилизации. Концепцию этического персонализма разрабатывал Шелер, один из основоположников религиозной антропологии. Для Шелера ценность личности представлялась высшей степенью в истории развития человечества.

Пожалуй, естественно, что подобная теория получила свое развитие в США – стоит только вспомнить, с какой гордостью (порой  даже излишне напоказ) там декларируются  свободы и права человека. Американский персонализм возник в конце 19-го века, основанный Боуном. Центральное  для персонолизма понятие "личность" трактуется им как неповторимая, уникальная субъективность, направ-ленная на созидание  общественного мира. История человечества предстает в виде одностороннего процесса развития личностного начала человека, а сам человек, согласно позиции персоналистов, достигает наивысшего блаженства в единении с богом.

Основное  внимание в персонализме уделяется  вопросам свободы и нравственного  воспитания.

Этика американского  персонализма непосредственно связана  с социальным учением. Согласно его  точке зрения моральное самосовершенствование  граждан ведет к обществу гармонии личностей. Обществу, как совокупности исторически сложившихся форм совместной деятельности людей, персоналисты противопоставляют  личностное общество, где происходит объединение людей "по ту сторону  слов и систем". Социальная концепция "личностной философии" строится на основе критического анализа капиталистической  и социалистическойобщественных систем. Подобные же течения первонализма существуют и во Франции, в основном в виде учения католических философов –  персоналистов, но преварирует ориентация на учение о постиндустриальном обществе.

4. Попытки  с позиций теологии объяснить  все явления жизни

Уже очень  давно перед историками, философами, теологами стоит вопрос – признавать ли теологию, ее положения философскими?

В своей работе "Философ и теология" известный  французский томист Этьен Жильсон  приводит замечание одного доминиканца: "Из теологических систем Бонавентуры  и Фомы Аквиского извлекают некоторое  число положений, упорядочивают  их таким образом, чтобы они походили на философию, и увенчивают авторов  званием философов. В действительности же их произведения относятся к теологии, и сами они не что иное, как  теологи. Таким образом, в результате получается урезанная теология".

В целом выходит  так, что ученым кажется, что понятия "теология" и "философия" взаимно  исключают друг друга, словно чисто  философским истинам, зависящим  только от разума, нет места в  теологии, где все выводы согласуются  с верой 

Действительно, есть и догматы, при постижении которых  обнаруживается ограниченность философии  и тем более науки. Таковыми являются догматы Боговоплощения, воскресения, троичности Бога, которые постигаются  только путем божественного Откровения. В этом смысле теология является в  одно и то же время и вершиной рационального знания, доступного человеку, и нерациональным сверхразумным  знанием, тождественным вере.

Но история  доказывает, что теология может включать в себя чисто рациональные рассуждения, не теряя при этом своей сущности и не изменяя сущности последних. Некоторые теологические доктрины – Альберта Великого, Иоанн Дунса  Скотта, Уильяма Оккама богаты оригинальными  находками, многие из которых перешли  затем в такие философские дисциплины, как метафизика, эпистемология, этика, неотъемлемой частью которых они с тех пор и являются.

Если теологические  выводы, сделанные в средние века, смогли превратиться в философские  выводы XVII века и более позднего времени, то это означает, что, принадлежа теологии, они изначально были рациональными. Трудность понимания, с которой  мы сталкиваемся, возникает по той  причине, что мы сами создаем обедненное понятие теологии, которое широко распространилось в наше время, и  ставим его на место истинной схоластической теологии, универсальной, и в то же время, единой науки.

Говоря другими  словами, теология может использовать философские знания различного происхождения, но она не сводится к ним. Теология отбирает и дополняет их; именно ей известна та, недоступная для  философии, точка схождения, к которой  все эти знания тяготеют, сами того не подозревая.

Каким же образом  теология дает объяснение всего сущего?

Предмет ее изучения, бытие состоит из потенции (она же возможность, или "чистое бытие") и акта (действительности). Потенция означает возможность изменения, становления чем-то определенным, в  то время как акт - реализация потенции. Акт бытия в мире определяется божественной первопричиной посредством  иерархии причин: материальной, формальной, действующей и целевой. Первые две  причины находятся в самих  вещах, последние - вне их. Материальная причина, как и вся материя, лишена качественной и количественной определенности. Формальная выступает как принцип  обретения материей конкретной определенности. Действующая означает определенную субстанцию в виде материи и формы, вызывающую какое-либо движение, а затем  и возникновение чего-то нового. Целевая определяет способ реализации действующей причины, она свидетельствует  о направленности Божьего плана.

Реально существуют лишь единичные вещи, или субстанции, состоящие из сущности (essentia) и существования (esse, existentia). Различие между сущностью  и существованием не есть нечто только мысленное, зависящее только от наших  актов сознания, а является чем-то фактическим, реально существующим. Все существующее в мире создано  Богом, а, следовательно, зависит от него. В Боге, как в простом, несоставном  бытии сущность и существование  тождественны. Поэтому сущность Бога имплицирует его существование, в то время как сущность сотворенных  вещей не имплицирует их существования - они существуют благодаря сопричастности божественному акту творения.

Многообразие  окружающего мира объясняется с  помощью идеи гилеморфизма (греч. "гиле" - материя и "морфе" - форма) или  спецификой соотношения материи  и формы. Все реально существующие вещи, состоят из материи и формы, при этом материя представляет собой  основу индивидуализации. Материя - это  неопределенная, бесформенная и пассивная, неспособная к самодвижению и  самосуществованию потенция. Чтобы  стать определенной субстанцией, превратиться из возможности в действительность и вообще, существовать, материи требуется причина, находящаяся вне ее. В результате действия указанных выше причин форма конституирует содержание.

В гилеморфическом  истолковании все сотворенное Богом  образует иерархию бытия. Первые объекты, характеризующиеся материей и формой, - минералы. Над неорганическим миром  возвышаются растения и животные, обладающие смертной душой, человек  и девять хоров чистых духов - ангелов  Человек, как и всякое бытие, есть единство потенции и акта, материи  и формы. Человеческая бессмертная  душа - это форма, определяющая бытие  человека.

Но как  соотносится бытие Бога с сотворенным  им бытием? Этот вопрос решается посредством  признания аналогии Бога и мира. Бог и созданный им мир обладают не единой и не противоположной природой, они суть аналоги. В силу этого  по свойствам всякого бытия можно  составить определенное представление  о свойствах Бога.

Существование Бога не является врожденной идеей, и  не может быть показано аргументами a priori, лишь a posteriori. Вот некоторые  аргументы, выдвинутые св. Фомой:

от наличия  движения в мире к необходимости  существования первого двигателя;

от причинной  обусловленности всякой вещи к наличию  первопричины;

от случайности  вещей к признанию абсолютно  необходимого существа Существуют единичные  вещи, которые возникают и уничтожаются или могут существовать либо не существовать. Другими словами, эти вещи не являются чем-то необходимым, а, следовательно, имеют случайный характер. Как  явления случайные, они требуют  наличия необходимой причины, существование  которой вытекает из ее сущности. Эта  причина и есть Бог.

В представлении  теологии чувства и интеллект  не создают, а воспринимают свои объекты. Но деятельность этих способностей контролирует воля, и процесс приобретения знания предстает как жизненный процесс: побуждающая причина лежит внутри самого человека.

Идея гармоничного единства, веры и знания, религии  и науки в неотомизме.

Философия томизма  вышла из-за стен монастырей лишь в  конце XIX века. Непосредственным толчком  к ее возрождению уже в качестве неотомизма явилась уже упоминавшаяся  нами энциклика “Aeterni Patris”, изданная в 1879 г. папой Львом XIII, которая рекомендовала  философию Фомы как доктрину, наиболее соответствующую потребностям общественной ситуации и в наилучшей степени  выражающей дух католицизма. Были также  сделаны переводы трудов Фомы Аквинского на современные языки. По инициативе папы в Риме создается Академия св. Фомы, в Лувене - Высший философский  институт, который стал международным  центром неотомизма.

После 2-го Ватиканского собора (1962-1965) отчетливо обозначились ориентиры неотомизм на рассмотрение и обоснование положений "вечной философии" через призму человеческого существования. Центральным для неотомизма является принцип гармонии разума и веры. Защищаемая ими доктрина обладает универсальными возможностями подниматься над полярностью материализма и идеализма. Неотомизм претендует на то, что он является “третьим путем” в философии, стоящим выше идеализма и материализма. Сторонники неотомизма утверждают предустановленное свыше непротиворечие единства данных веры и разума, взаимосвязь теологии откровения, рационального богословия и метафизики. Философское умозрение, в интерпритации неотомизма, призвано ориентироваться на собственные критерии рациональности и направляться вконечном итоге "светом веры".

Неотомизм становится теологической формой современного объективного идеализма. Объективно-идеалистической  философией признается независимый  от субъекта внешний мир. С точки  зрения неотомизма быть объективно-реальным совсем не значит быть материальным, объективно существовать значит нечто большее, чем существовать чувственно. Именно реально-нематериальное бытие и  является, по мнению неотомистов, первичным. Материя же, будучи реальной, но лишенной характера субстанции (т.е. самостоятельного бытия), охватывается нематериальным бытием.

Как то общее, что имеется в материальных и  нематериальных предметах, бытие составляет единство мира. За конкретными же материальными  и нематериальными предметами лежит  “чистое бытие”, духовная основа всего - Бог. Он бытие всех вещей (поскольку  каждая существует единственно через  его бытие), но не в смысле существования, а как причина их частного бытия. Существование есть воплощение сущности в действительность, а все сущности содержатся изначально в божественном разуме как отражение его природы. Вопрос о соотношении Бога и сотворенного бытия вещей для неотомизма довольно труден. Ведь признать у них единую природу - допустить “кощунство”; если же утверждать, что их природа разная, то на основе знания об объективном  мире нельзя ничего заключить о бытии  Бога, доказать его существование. Решение  этой проблемы неотомисты видят в  существовании “аналогии” между  Богом и миром конкретных предметов.

Значительное  место в неотомизме занимает истолкование современных естественнонаучных теорий. Начиная с начала XX века неотомизм  переходит к признанию эволюционной теории при условии ее теологизации. Отождествляя понятие “информация” с формой вещей, с одной стороны, и с сообщением, действием цели - с другой, современные теологи  утверждают, что наука сама, оказывается, возвращается к Аристотелю и Аквинату, открыв, что организация, структура  вещей есть информация. Рассуждения  о всеобщих циклах регуляции, обратных связях в самом фундаменте материи  определяется как “кибернетическое доказательство бытия Бога”. Неосхоласты  видят в “синтропических процессах”, связанных с уменьшением энтропии, обратном течении времени при  распаде элементарных частиц и в  морфогенезе организмов проявление божественной целенаправленности в  природе.

Сомнение  в познаваемости мира, с точки  зрения неотомизма, недопустимо, оно  расшатывает основы философии и  знания. Мы познаем не только явления, но и реальность как таковую. Однако объектом познания оказывается не сама материальная вещь, а ее имматериальная форма. В процессе ощущения внешние вещи входят в соприкосновение с душой и становятся действительными объектами познания, но уже как лишенные материи. Активность мышления есть проявление проникающего в человеческий разум “божественного света”. Этот свет мышление передает естественным путем образам “чувственных объектов”, освещая теперь уже своим “активным светом” общее и существенное.

Информация о работе Современная религиозная философия