Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 14:57, шпаргалка
Основные понятия и термины по философии
Материально-производственная деятельность включает в себя, с одной стороны, технико-технологическую сторону, то есть рассмотрение всего процесса трудовой деятельности как чисто природного процесса, протекающего по вполне определенным законам. С другой стороны, она включает в себя те общественные, производственные отношения между людьми, которые складываются в ходе их совместной трудовой деятельности. Хотя точнее будет сказать, что эти производственные отношения между людьми служат той социальной формой, которая и делает возможным сам процесс их совместной трудовой деятельности. Наконец, труд в сфере материального производства выступает одной из важнейших форм реализации человеком своих жизненных сил и способностей.
Говоря о технико-технологической стороне материального производства, следует прежде всего отметить, что вполне закономерный рост потребностей людей и их разнообразия побуждал общество к совершенствованию техники, к появлению у нее новых функций и возможностей.
Системный подход к анализу взаимодействия общества с окружающей средой предполагает также анализ последствий их взаимодействия для каждой из сторон. Удовлетворение растущих потребностей общества не может далее идти за счет все большего поглощения обществом вещества и энергии природы. Необходимо иметь в виду, что природа была, есть и будет естественной основой существования человеческого общества. И ее разрушение в результате глобальной экологической катастрофы может оказаться роковым для всей цивилизации. Поэтому современное общество должно поставить под контроль размеры и формы производственной, антропогенной нагрузки на природу.
Решение этой
проблемы зависит от характера производственных
отношений, которые выступают, как сказано
ранее, общественной формой материально-практического
воздействия людей на природу. В основе
производственных отношений лежат отношения
собственности между людьми по поводу
орудий и средств труда и полученных продуктов
труда. Истории известны три главные формы
собственности: государственная (общественная),
коллективная и частная. Каждая из них
сыграла и продолжает играть свою незаменимую
роль в развитии производства материальных
благ. Их борьба в истории общества, за
которой стояли определенные слои и классы
общества с их экономическими интересами,
нередко сопровождалась драматическими
и трагическими событиями.
Многомерность
человека: взаимосвязь биологического
и социального и духовного в человеке.
Проблема антропогенеза.
Антропологи озабочены поисками "недостающего звена" в биологической эволюции от обезьяноподобного предка человека к Homo sapiens. Философы стремятся выявить и обрисовать сам "перерыв постепенности" - революционный скачок, который имел место в процессе человеческого становления. Это способствует правильному пониманию мировоззренческого масштаба проблемы, перед которой стоит антропологическое исследование, и оказывает на него эвристическое воздействие.
Давно признано, что превращение животных (гоминидов) в людей не могло быть неким мгновенным, одноактным событием. С неизбежностью должен был существовать длительный период становления человека (антропогенеза) и становления общества (социогенеза). Как показывают современные исследования, они представляют собой две неразрывно связанные стороны единого по своей природе процесса - антропосоциогенеза, длившегося в течение 3-3,5 млн лет, то есть почти в тысячу раз дольше, чем вся "писаная история".
Важнейшая черта
антропосоциогенеза - его комплексный
характер. Поэтому неверно было бы утверждать,
что, скажем, "сначала" возник труд,
"потом" общество, а "еще позднее"
- язык, мышление и сознание. С конца XIX
века в теме антропосоциогенеза на первый
план снова и снова выдвигается проблема
труда.
Понятия
«человек», «индивид», «индивидуальность»,
«личность».
Человек одновременно и субъект и объект всех общественных отношений.
Человек - это единство материального и духовного (нематериального)
Материальное - это организм человека.
Духовное - это сознание человека.
Человек - это неделимое единство материального и духовного (организма и сознания). Организм и сознание - это две противоположности, две неделимые и равноценные (не первичные и не вторичные) части целого "человек".
Человек - живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия, и пользоваться ими в процессе общественного труда. С биологической точки зрения, человек - высшая ступень развития животных на земле.
Термин "индивид" употребляется прежде всего для обозначения всякого отдельно взятого представителя человеческого рода. Философия XIX столетия часто пользовалась в этих же целях предельно абстрактным выражением "единичный", встречающимся и в современной литературе. В социальной философии словом "индивид" издавна обозначался единичный представитель какой-либо группы. С помощью понятия "индивид" подчеркивается исходная зависимость каждого отдельного человека от социальных условий, в которых совершалось его личностное формирование.
Личность -- относительно устойчивая система поведения индивида, построенная прежде всего на основе включенности в социальный контекст. Стержневым образованием личности является самооценка, которая строится на оценках индивида другими людьми и его оценивании этих других.
Индивидуальность - это единство неповторимых личностных свойств конкретного человека. Это своеобразие его психофизиологической структуры (тип темперамента, физические и психические особенности, интеллект, мировоззрение, жизненный опыт).
Соотношение индивидуальности и личности определяется тем, что это два способа бытия человека, два его различных определения. Несовпадение же этих понятий проявляется, в частности, в том, что существуют два отличающихся процесса становления личности и индивидуальности.
Становление личности есть процесс социализации человека, который состоит в освоении им родовой, общественной сущности. Это освоение всегда осуществляется в конкретно-исторических обстоятельствах жизни человека. Становление личности связано с принятием индивидом выработанных в обществе социальных функций и ролей, социальных норм и правил поведения, с формированием умений строить отношения с другими людьми. Сформированная личность есть субъект свободного, самостоятельного и ответственного поведения в социуме.
Становление
индивидуальности есть процесс индивидуализации
объекта. Индивидуализация - это процесс
самоопределения и обособления личности,
ее выделенность из сообщества, оформление
ее отдельности, уникальности и неповторимости.
Ставшая индивидуальностью личность -
это самобытный, активно и творчески проявивший
себя в жизни человек.
Проблема
смысла жизни человека.
В жизни каждого нормального человека рано или поздно наступает момент, когда он задается вопросом о конечности своего индивидуального существования. Человек - единственное существо, которое осознает свою смертность и может делать ее предметом размышления. Но неизбежность собственной смерти воспринимается человеком отнюдь не как отвлеченная истина, а вызывает сильнейшее эмоциональное потрясение, затрагивает самые глубины его внутреннего мира.
Осознавая конечность своего земного существования и задаваясь вопросом о смысле жизни, человек начинает вырабатывать собственное отношение к жизни и смерти. И вполне понятно, что тема эта, быть может наиважнейшая для каждого человека, занимает центральное место во всей культуре человечества. История мировой культуры раскрывает извечную связь поисков смысла человеческой жизни с попытками разгадать таинство небытия, а также со стремлением жить вечно и если не материально, то хотя бы духовно, нравственно победить смерть.
Последовательно
проводимый философский материализм отрицает
какую бы то ни было возможность личного
физического бессмертия для человека,
не оставляет ему надежды на "загробную
жизнь". Поэтому продуманно, осмысленно
принимая материалистическое мировоззрение,
человек делает трудный шаг, требующий
личного мужества и силы духа, того, что
в философии называется стоицизмом, поскольку
отказывается тем самым от возможности
утешения, хотя бы и иллюзорного. Трудность
этого шага усугубляется еще и тем, что
накопленный человечеством нравственный
опыт долгое время осмысливался в рамках
религиозных систем, а знание обосновываемых
ими моральных ценностей подпиралось
ссылками на суд и воздаяние, которые ожидают
каждого после смерти.
Философские
интерпретации проблем жизни, смерти и
бессмертия.
От всех других живых существ человек отличается более всего тем, что на протяжении своей индивидуальной жизни он никогда не достигает высших "целей" жизни родовой, исторической; в этом смысле он - адекватно не реализуемое существо. Такая неудовлетворенность, нереализуемость содержит в себе побудительные причины творческой деятельности, не заключенные в непосредственных ее мотивах (материальных и пр.). Именно поэтому призвание, назначение, задача всякого человека - всесторонне развивать свои способности, внести свой личный вклад в историю, в прогресс общества, его культуру.
Мысль о неизбежности биологической смерти человека, проходящая красной нитью через все творчество Л. Н. Толстого, неразрывно связана у него с утверждением нравственного, духовного бессмертия человека. Смерть страшна для тех, кто "не видит, как бессмысленна и погибельна его личная одинокая жизнь, и кто думает, что он не умрет... Я умру так же, как и все... но моя жизнь и смерть будут иметь смысл и для меня и для всех"
Нравственный смысл жизни Л. Н. Толстой распространяет и на смерть, и поэтому для него "человек умер, но его отношение к миру продолжает действовать на людей, даже не так, как при жизни, а в огромное число раз сильнее, и действие это по мере разумности и любовности увеличивается и растет, как все живое, никогда не прекращаясь и не зная перерывов"
На несколько ином понимании нравственно-философского смысла человеческой жизни делает акцент другой русский мыслитель - В. С. Соловьев. Оно резюмируется у него в том, как решается им вопрос о соотношении личности и общества, их интересов и целей. По мнению Соловьева, "нельзя по существу противопоставлять личность и общество, нельзя спрашивать, что из этих двух есть цель и что только средство". Утверждая бесконечность человеческой личности в качестве аксиомы нравственной философии, он протестует как против индивидуализма, так и против таких сторонников коллективизма, которые, "видя в жизни человечества только общественные массы, признают личность за ничтожный и преходящий элемент общества, не имеющий никаких собственных прав и с которым можно не считаться во имя так называемого общего интереса".
В современных концепциях, касающихся этих проблем, утверждается идея о возможности и необходимости достижения с помощью научных методов максимума видовой (биологической) продолжительности жизни человека. На это направлены сейчас усилия многих ученых. В связи с рассмотрением разнообразных искусственных способов продления жизни (трансплантация, технология бионики, криобиология, генная инженерия и др.) говорится даже о том, что человечество стоит "на пороге новой эры, когда медицина превратит Homo sapiens в Homo longevus - сверхдолгожителей, когда мужчины и женщины в зрелые годы полностью сохранят и умственную и физическую бодрость. А если это так, то нам придется взглянуть на жизнь совсем иными глазами"
И все же трагизм
личностного соприкосновения со смертью
не снимается нравственно-философским
сознанием не только родового, но и личностного
бессмертия в культуре человечества, в
его истории. Поэтому скорее не безоглядный
оптимизм, а реализм - точнее, реальный
гуманизм - является адекватной нравственно-философской
основой научного и гуманного подхода
к вопросам смерти и бессмертия человека.
Этот подход, разумеется, не дает окончательных
решений, пригодных для всех и каждого.
Но он обозначает общую мировоззренческую
позицию и жизненные пути решения этих
вопросов, столь несхожих и неповторимых
в интеллектуальном и эмоциональном отношении
для каждого из нас.
История
человечества и основные концепции ее
периодизации. Достоинства и недостатки
теории общественно-экономических формаций.
Общественно-экономическая формация, (или строй) -- это исторически сложившийся тип общества, в основе которого лежит определённый способ производства материальных благ.
Основными общественно-экономическими формациями являются: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая.
Материалистическое понимание истории есть прежде всего ее понимание как естественно-исторического процесса развития и смены общественно-экономических формаций.
Важнейшей задачей марксистской общественной науки является исследование закона функционирования и развития всех общественно-экономических формаций, т. е. создание теории каждой формации.
Определяющей стороной способа производства являются производительные силы.
Важным недостатком категории «способ производства» (как и ряда других истматовских понятий) являлось то, что она предполагалась применимой в одинаковой степени и для анализа отдельного общества, и для всех обществ одной формации, а также для выделения ступени развития человечества в целом. Это делало анализ структуры и путей развития конкретных обществ сильно схематичным и требовало «подгонки» под некую установленную историческим материализмом эталонную модель.