Шпаргалка по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 11:54, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 37 вопросов по дисциплине "Философия".

Работа содержит 1 файл

ответы.docx

— 92.41 Кб (Скачать)

30.Дайте сравнительный  анализ цивилизаций. В чем сходство  и различие цивилиз. и формац. подходов к исследованию динамики  общества? Какова их корреляция  с глобализацией современного  мира?

Формационная - выявление глубинных, сущностных оснований. Цивилизац.подход-в  основном феноменологический анализ истории, т.е. описание тех форм, в кот. история  стран и народов является взору  исследователя.

Формац.-анализ истории «по вертикали» раскрывает движение челов. от изначальных, простых (низших) ступеней или форм к ступеням все более сложным, развитым. Цивилиз. подход, напротив, —  анализ истории «по горизонтали». Его предмет — уникальные, неповторимые образования — цивилизации, сосуществующие в историч. пространстве-времени. Формац.- по преимуществу соц.-эконом. срез истории, принимает за исходный пункт постижения истории способ матер. производства как главный, определяющий в конечном счете все др. сферы общ. жизни. Цивилиз. подход отдает предпочтение культурологич.фактору. Эти два подхода не исключ., а, наоборот, взаимно дополняют др. др. и настоящее время всё более  усиливается тенденция, и осуществл. поиски в направлении их взаимного  синтеза. Одной из предпосылок такого синтеза формац. и цивилизац. подходов явл. сложный, спиралевидный характер формац. теории общ. развития .Она может  многое дать цивилизац. теории, указывая на единство развития мировой совокупности цивилизаций как целостной системы, а также может быть плодотворно  приложена к задачам крупномасштабного  членения историч. процесса, и к анализу  историч.деят-ти разл.народов, протекающей  в опред-х географ., соц.-эконом. и  культурных условиях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

31. Изложите суть направленность  общественного развития (цикличность,  прогресс, регресс). В чем состоит  проблема критериев общественного  прогресса? 

Прогресс - поступательное восхождение от низкоорганизованных соц.систем к высокоорганизованным.Регресс-тенденция упрощения общ.организации, распара и деградации сложившегося соц. устройства.

В теории циклич. развития эволюция общ. рассматривалась не как прямолинейное  движение к более совершенному состоянию  общества, а как своеобразный замкнутый  цикл подъема, расцвета и упадка, вновь  повторяющийся по мере его завершения. Циклич. концепции развития общ. рассматривали  его изменение по аналогии с маятником, когда выведенное из равновесия под  действием каких-либо факторов общество совершает колебательные движения от одной точки к другой, застывая посередине и восстанавливая тем  самым свою стабильность. Каждая культура проходит определ. жизн. цикл от рождения до смерти, двигаясь по замкнутому кругу  к исходному состоянию.

Проблема критериев общ. прогресса в том,что.мировая фил. мысль изобилует предложениями разл. критериев. Критерии прогресса:-производителъная сила человека (реализуемая не только в сфере мат. производства, но и во всех др. сферах) как уровень всесторонности, гармоничности, целостности, свободы личности.- источником развития любой мат. системы явл. заключающиеся в ней противоречия -это противоречие между обществом и индивидом- Псилы, кот.определяют в итоге и форму Потношений, и многие др. явления в общ. жизни. Такая роль Псил определяется тем, что они выражают момент непрерывности в развитии производства и явл.я основой существ.общ. Итак, общим критерием общ. прогресса явл. уровень Псил, вкл.самого чел. в качестве главной Псилы, и, стало быть, предполагающих наличие в общ. свободы и демократии как условия его всестороннего развития. Именно чел. есть тот узел, в кот.выявляются главный двигатель, важнейший критерий и рез-ты соц. прогресса.

32.Охарактеризуйте революционное  и эволюционное движения в  истории. Прогрессивна ли роль  социальных революций (сравните  позиции Н. Бердяева, В. Ленина, А. Тойнби)?

Эволюционный– путь мирного ненасильственного  преобразования общ. состоит в том, чтобы спокойно, без рывков и попыток  «перепрыгнуть через время», помогать прогрессу, т. е. улавливать его основные направления и всемерно их поддерживать, быстро перенимать передовой опыт др. государств.

Революция–изменение во внутренней структуре системы, кот. становится связующим звеном между двумя  эволюционными стадиями в развитии системы, это коренное качественное изменение, т. е. скачок. В то же время  реформа явл. частью эволюции, ее разовым  единовременным актом. А значит, эволюция и революция становятся необход. компонентами общ.-историч.развития, образуя  противоречивое единство. Обычно эволюция понимается как количеств.изменения, а революция – как качеств.«Против  идеи соц. революции можно выдвинуть  два рода возражений, с разных концов. Прежде всего соц. революция противоречит эволюц. пониманию соц. развития, противоречит самой природе экономич.процесса»Бердяев. Соц. революции можно назвать выражением сути естеств.-истори.процесса развития общ.Ленин. С точки зрения А. Тойнби, соц. революции вызываются самой природой общ. развития. Поскольку развитие отдельной цивилизации идет по кругу, то соц. революция совершается в тот момент, когда колесо истории начинает двигаться по нисходящей, и поэтому соц.революция служит как бы точкой отсчета, с которой начин. процесс умирания цивилизации. По существу соц. революция у Тойнби является симптомом упадка цивилизации и выступает тормозом в развитии истории

33.Движущие силы и  субъекты социального развития: народ и личности, масса (толпа)  и посредственность, их роль в  истории.

народные массы - широкая общность, объединяющая те соц. группы, кот. по своему объективному положению заинтересованы в поступательном развитии общ.1. имеет своим ядром трудящиеся массы, осуществл. производство мат.благ; 2 охватывает подавляющее большинство населения, противостоящее антинародной верхушке общества, реакционным классам;3 вкл. в себя все соц. слои, способств.общ. прогрессу. Деят-ть великих личностей не явл. случайной, а необходима обуславлив. обективными обстоятельствами, самим ходом истор.развития. Будучи выдвинутой этими обстоятельствами на руководящую роль и осуществляя решение задач, поставленных предшествующими соц. преобразованиями, великая личность оказывает определенное влияние на историю, но она не может изменить направление общ. процесса Последний определ. не волей и желанием великих личностей, а объективными законами развития социума. Роль  личности в истории достаточно велика, потому что она есть объект и субъект истории. От ее таланта и волевых качеств зависит очень многое, но, в конечном итоге, решающая роль в истории всё же принадлежит народным массам, т. к. именно они являются главной производительной силой общества, без активной поддержки народных масс любые преобразования реформаторов обречены на провал.

 

 

34.Историческая  необходимость, стихийность и  свобода – как проявляются  они в ходе развития общества  и как соотносятся с сознательной  деятельностью людей? Охарактеризуйте  субъективизм, волюнтаризм и фатализм.

Свобода – специфич. способ бытия  чел., связ.й с его способностью выбирать решение и совершать  поступок в соотв-вии со своими целями. Абсолютной, безграничной свободы быть не может ни в физическом, ни в  социальном аспекте существования  чел. Полная свобода одного означала бы произвол в отношении другого. Соотношение категорий свободы  и необходимости можно рассмотреть  посредством анализа гегелевского афоризма: "свобода есть познанная  необходимость". Все в мире подчинено  силам, действующим непреложно, неотвратимо. Эти силы подчиняют себе и деятельность чел. Если эта необх-ть не осмыслена, не осознана чел. - он ее раб, если же она  познана, то чел. обретает "способность  принимать решение со знанием  дела". В этом выражается свобода  воли чел.

 Необх-ть, считает ряд философов,  существует в природе и общ.  в виде объективных, т.е. независимых  от сознания чел., законов. Иначе  говоря, необх-ть есть выражение  закономерного, объективно обусловленного  хода развития событий. Сторонники  этой позиции не считают, что  все в мире, особенно в общ.  жизни, жестко и однозначно  определено, они не отриц. наличие  случайностей. Но общая закономерная  линия развития, отклоняемая случайностями  в ту или др. сторону, все  равно пробьет себе дорогу.  Помимо объективной природной  необх-ти чел. побуждают действовать  так, а не иначе и определенные  общ. условия. Существ.нормы морали  и права, традиции и общ.  мнение. Под их влиянием и складывается  модель "должного поведения". С  учетом этих правил чел. поступает  и действует, принимает те или  иные решения.

Волюнтаризм-направление в философии  и психологии. Характеризуется положением в основу миропонимания процессов  воли, кот. могут противопоставляться  разуму и объективным законам  природы и общ. Волюнтар. в психологии проявл. как утверждение воли в  кач-ве первичной способности, обусловл. только субъектом и определяющей все др. психич. процессы и явления.Фатализм-фил. концепция о существ. предопределенности высшей волей, роком, судьбой событий  в природе, общ. и в жизни каждого  чел.

35.Раскройте структурирование  социальных общностей в подсистемы  общества и понятие классов.  Изменяется ли роль классовой  борьбы в ходе истории? Является  ли классом бюрократия?

Социальная подсистема общества представляет собой совокупность конкретно-исторических социальных общностей и групп, взятых в их взаимодействии и специальных  институтов и учреждений, регулирующих эти взаимодействия или отношения.(роды, племена, классы, нации, семьи, коллективы) Этническая структура общества. Она включает в себя род, племя, народность, нация. Демографическая структура общества. В качестве фундаментальной общности демографической структуры общества выступает народонаселение. Классы -группы людей, из кот. одна может присваивать труд др. благодаря различию их места в определённом укладе общ. хозяйства.Согласно ленинскому определению:Классами называются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают.

При азиатском способе производства выделяются два основных класса: крестьянство и бюрократия. Крестьянство формально  свободно, невозможность продажи  земли и повинности в пользу государства. Количество рабов очень мало, их используют не в крупном товарном производстве, а в качестве слуг.Соц. иерархия образуется гос. чиновниками  и пополняется через систему  экзаменов

Классовая борьба-процесс противостояния враждебных др. др. классов в классово-антагонистическом  общ- представляет собой закономерность и движущую силу развития классовых  общ. Класс. борьба не теряет своей актуальности в соврем. условиях. В условиях глобализации происходят двоякие процессы: с одной стороны наблюдается глобальное классовое расслоение на так наз. «золотой миллиард» и страны «третьего мира», с др. в самих развитых империалистических странах происх.рост эксплуатации пролетариата, снижение з\п, общая милитаризация капиталистич. мира.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

40.Как решается проблема  ценности в фил.? Что такое плюрализм ценностей, каковы возможные классифик.ценностных ориентаций личности и общ.?     

Ценность-понятие, обозначающее, во-1, положительную или отрицательную значимость какого-либо объекта, в отличие от его экзистенциальных и качеств. характеристик (предметные ценности), во-2, нормативную, предписательно-оценочную сторону явлений обще. созн.(субъектные ценности)В настоящее время в аксиологии существуют три направления исследования проблемы ценности. Первый из них -историко-антрополический, исходящий из того, что нет ни одной культуры, в которой бы не было системы ценностных ориентации. Второй — социолого - культурологич. Основная идея : культуре каждого народа присущ определенный набор ценностей, на основе кот. склад. неповторимая картина мира.И фил.-культуролог.подход, сторонники кот. в рассмотрении ценностей опираются на психолог., социологич., культурологич.подходы. Т.о., проблема познания сущности ценности остается актуальной.Плюрализма ценностей — теория, согласно кот. сущ. несводимое к единому знаменателю множество высших ценностей (благ, преимуществ, возможностей выбора, мотивов поведения и т.п.), и когда эти ценности оказываются в конфликте или соперничестве др. с др., нет ни общего критерия или принципа, ни общей «валюты» или системы измерения, позволяющих такой конфликт разрешить или рассудить. В соответствии с основными сферами общ. жизни обычно различают 3 гр. ценностей:материальные,соц.-полит.,духовные.

Вторая классифик-по субъектам: индивидуальные,групповые,общечел. С точки зрения той роли, кот.ценности играют в жизни общ. и чел:1. имеющие второстепенное значение для чел. и общ.2. повседневного спроса и повседневного обихода3. Высшие ценности -- предельные по своей значимости ценности, отражающие фундаментальные отношения и потребности людей

36.Раскройте структурирование  социальных общностей в подсистемы  общества. Что собой представляют  этнические общности людей, этногенез  и его факторы (пассионарный  толчок, национальный характер, менталитет  и др.). Какова роль национальных  движений в истории.

Социальная подсистема общества представляет собой совокупность конкретно-исторических социальных общностей и групп, взятых в их взаимодействии и специальных  институтов и учреждений, регулирующих эти взаимодействия или отношения.(роды, племена, классы, нации, семьи, коллективы) Демографическая структура общества. В качестве фундаментальной общности демографической структуры общества выступает народонаселение.Этническая структура общества. Она включает в себя род, племя, народность, нация. Род - объединение кровных родственников, обладающих общностью происхождения, общим местом поселения, общим языком, общими обычаями и верованиями. Племя - объединение вышедших из одного корня, но впоследствии отделившихся друг от друга, родов. Народность - это исторически сложившаяся общность людей, в основе которой лежат не кровно-родственные, а территориальные соседские связи между людьми с общим языком, культурой, зачатками экономических связей.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"