Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 11:54, шпаргалка
Работа содержит ответы на 37 вопросов по дисциплине "Философия".
30.Дайте сравнительный
анализ цивилизаций. В чем
Формационная - выявление глубинных, сущностных оснований. Цивилизац.подход-в основном феноменологический анализ истории, т.е. описание тех форм, в кот. история стран и народов является взору исследователя.
Формац.-анализ истории «по вертикали»
раскрывает движение челов. от изначальных,
простых (низших) ступеней или форм
к ступеням все более сложным,
развитым. Цивилиз. подход, напротив, —
анализ истории «по горизонтали».
Его предмет — уникальные, неповторимые
образования — цивилизации, сосуществующие
в историч. пространстве-времени. Формац.-
по преимуществу соц.-эконом. срез истории,
принимает за исходный пункт постижения
истории способ матер. производства
как главный, определяющий в конечном
счете все др. сферы общ. жизни.
Цивилиз. подход отдает предпочтение культурологич.фактору.
Эти два подхода не исключ., а,
наоборот, взаимно дополняют др.
др. и настоящее время всё более
усиливается тенденция, и осуществл.
поиски в направлении их взаимного
синтеза. Одной из предпосылок такого
синтеза формац. и цивилизац. подходов
явл. сложный, спиралевидный характер
формац. теории общ. развития .Она может
многое дать цивилизац. теории, указывая
на единство развития мировой совокупности
цивилизаций как целостной
31. Изложите суть направленность
общественного развития (цикличность,
прогресс, регресс). В чем состоит
проблема критериев
Прогресс - поступательное восхождение от низкоорганизованных
соц.систем к высокоорганизованным.Регресс-т
В теории циклич. развития эволюция общ.
рассматривалась не как прямолинейное
движение к более совершенному состоянию
общества, а как своеобразный замкнутый
цикл подъема, расцвета и упадка, вновь
повторяющийся по мере его завершения.
Циклич. концепции развития общ. рассматривали
его изменение по аналогии с маятником,
когда выведенное из равновесия под
действием каких-либо факторов общество
совершает колебательные
Проблема критериев общ. прогресса в том,что.мировая фил. мысль изобилует предложениями разл. критериев. Критерии прогресса:-производителъная сила человека (реализуемая не только в сфере мат. производства, но и во всех др. сферах) как уровень всесторонности, гармоничности, целостности, свободы личности.- источником развития любой мат. системы явл. заключающиеся в ней противоречия -это противоречие между обществом и индивидом- Псилы, кот.определяют в итоге и форму Потношений, и многие др. явления в общ. жизни. Такая роль Псил определяется тем, что они выражают момент непрерывности в развитии производства и явл.я основой существ.общ. Итак, общим критерием общ. прогресса явл. уровень Псил, вкл.самого чел. в качестве главной Псилы, и, стало быть, предполагающих наличие в общ. свободы и демократии как условия его всестороннего развития. Именно чел. есть тот узел, в кот.выявляются главный двигатель, важнейший критерий и рез-ты соц. прогресса.
32.Охарактеризуйте
Эволюционный– путь мирного ненасильственного преобразования общ. состоит в том, чтобы спокойно, без рывков и попыток «перепрыгнуть через время», помогать прогрессу, т. е. улавливать его основные направления и всемерно их поддерживать, быстро перенимать передовой опыт др. государств.
Революция–изменение во внутренней
структуре системы, кот. становится
связующим звеном между двумя
эволюционными стадиями в развитии
системы, это коренное качественное
изменение, т. е. скачок. В то же время
реформа явл. частью эволюции, ее разовым
единовременным актом. А значит, эволюция
и революция становятся необход.
компонентами общ.-историч.развития, образуя
противоречивое единство. Обычно эволюция
понимается как количеств.изменения,
а революция – как качеств.«
33.Движущие силы и субъекты социального развития: народ и личности, масса (толпа) и посредственность, их роль в истории.
народные массы - широкая общность, объединяющая те соц. группы, кот. по своему объективному положению заинтересованы в поступательном развитии общ.1. имеет своим ядром трудящиеся массы, осуществл. производство мат.благ; 2 охватывает подавляющее большинство населения, противостоящее антинародной верхушке общества, реакционным классам;3 вкл. в себя все соц. слои, способств.общ. прогрессу. Деят-ть великих личностей не явл. случайной, а необходима обуславлив. обективными обстоятельствами, самим ходом истор.развития. Будучи выдвинутой этими обстоятельствами на руководящую роль и осуществляя решение задач, поставленных предшествующими соц. преобразованиями, великая личность оказывает определенное влияние на историю, но она не может изменить направление общ. процесса Последний определ. не волей и желанием великих личностей, а объективными законами развития социума. Роль личности в истории достаточно велика, потому что она есть объект и субъект истории. От ее таланта и волевых качеств зависит очень многое, но, в конечном итоге, решающая роль в истории всё же принадлежит народным массам, т. к. именно они являются главной производительной силой общества, без активной поддержки народных масс любые преобразования реформаторов обречены на провал.
34.Историческая
необходимость, стихийность и
свобода – как проявляются
они в ходе развития общества
и как соотносятся с
Свобода – специфич. способ бытия
чел., связ.й с его способностью
выбирать решение и совершать
поступок в соотв-вии со своими целями.
Абсолютной, безграничной свободы быть
не может ни в физическом, ни в
социальном аспекте существования
чел. Полная свобода одного означала
бы произвол в отношении другого.
Соотношение категорий свободы
и необходимости можно
Необх-ть, считает ряд философов,
существует в природе и общ.
в виде объективных, т.е.
Волюнтаризм-направление в
35.Раскройте структурирование
социальных общностей в
Социальная подсистема общества представляет собой совокупность конкретно-исторических социальных общностей и групп, взятых в их взаимодействии и специальных институтов и учреждений, регулирующих эти взаимодействия или отношения.(роды, племена, классы, нации, семьи, коллективы) Этническая структура общества. Она включает в себя род, племя, народность, нация. Демографическая структура общества. В качестве фундаментальной общности демографической структуры общества выступает народонаселение. Классы -группы людей, из кот. одна может присваивать труд др. благодаря различию их места в определённом укладе общ. хозяйства.Согласно ленинскому определению:Классами называются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают.
При азиатском способе производства выделяются два основных класса: крестьянство и бюрократия. Крестьянство формально свободно, невозможность продажи земли и повинности в пользу государства. Количество рабов очень мало, их используют не в крупном товарном производстве, а в качестве слуг.Соц. иерархия образуется гос. чиновниками и пополняется через систему экзаменов
Классовая борьба-процесс противостояния
враждебных др. др. классов в классово-
40.Как решается проблема ценности в фил.? Что такое плюрализм ценностей, каковы возможные классифик.ценностных ориентаций личности и общ.?
Ценность-понятие, обозначающее,
во-1, положительную или отрицательную
значимость какого-либо объекта, в отличие
от его экзистенциальных и качеств. характеристик
(предметные ценности), во-2, нормативную,
предписательно-оценочную сторону явлений
обще. созн.(субъектные ценности)В настоящее
время в аксиологии существуют три направления
исследования проблемы ценности. Первый
из них -историко-антрополический, исходящий
из того, что нет ни одной культуры, в которой
бы не было системы ценностных ориентации.
Второй — социолого - культурологич. Основная
идея : культуре каждого народа присущ
определенный набор ценностей, на основе
кот. склад. неповторимая картина мира.И
фил.-культуролог.подход, сторонники кот.
в рассмотрении ценностей опираются на
психолог., социологич., культурологич.подходы.
Т.о., проблема познания сущности ценности
остается актуальной.Плюрализма ценностей
— теория, согласно кот. сущ. несводимое
к единому знаменателю множество высших
ценностей (благ, преимуществ, возможностей
выбора, мотивов поведения и т.п.), и когда
эти ценности оказываются в конфликте
или соперничестве др. с др., нет ни общего
критерия или принципа, ни общей «валюты»
или системы измерения, позволяющих такой
конфликт разрешить или рассудить. В соответствии с основными
сферами общ. жизни обычно различают 3
гр. ценностей:материальные,соц.-
Вторая классифик-по субъектам:
индивидуальные,групповые,
36.Раскройте структурирование
социальных общностей в
Социальная подсистема общества представляет собой совокупность конкретно-исторических социальных общностей и групп, взятых в их взаимодействии и специальных институтов и учреждений, регулирующих эти взаимодействия или отношения.(роды, племена, классы, нации, семьи, коллективы) Демографическая структура общества. В качестве фундаментальной общности демографической структуры общества выступает народонаселение.Этническая структура общества. Она включает в себя род, племя, народность, нация. Род - объединение кровных родственников, обладающих общностью происхождения, общим местом поселения, общим языком, общими обычаями и верованиями. Племя - объединение вышедших из одного корня, но впоследствии отделившихся друг от друга, родов. Народность - это исторически сложившаяся общность людей, в основе которой лежат не кровно-родственные, а территориальные соседские связи между людьми с общим языком, культурой, зачатками экономических связей.