Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 11:54, шпаргалка
Работа содержит ответы на 37 вопросов по дисциплине "Философия".
10.Охаракт. научн.познание, его объект-ть и предметность, достоинства и огранич-ть н-го позн. Каковы этич. и социокультурные ценности науки?
Научное познание-особый вид познават.деят-ти,
Признак предметности и объективности знания явл. важнейшей характеристикой науки но он еще недостаточен для определения ее специфики,т.к.отдельные объективные и предметные знания может давать и обыденное познание. В отл.от него,наука не ограничивается изучением только тех объектов,их св-в и отношений, кот. в принципе могут быть освоены в практике соответствующей историч.эпохи. Она способна выходить за рамки каждого исторически опред-го типа практики и открывать для чел-ва новые предметные миры, кот.могут стать объектами массового практич. освоения лишь на будущих этапах развития цивилизации. Постоянное стремление науки к расширению поля изучаемых объектов, безотносительно к сегодняшним возможностям их массового практич. освоения, выступает тем системообразующим признаком, кот. обосновывает др. характеристики науки, отлич. ее от обыденного познания.
Недостатки науки:
• Институциональная
• Наука уменьшает
1. «Стремл. к познанию,
понимаемому как долг» с тчк
зрен. социокульт-х оснований-
2. Общечеловеч. моральная
заповедь «не укради». В
3. Общечеловеч. моральная
заповедь «не лги», кот.сплошь
и рядом трансформируется в
требование бескорыстности
4. Отстаивание истины как этич. норма науки.
5. Соц. ответственность ученого.
11.Что такое «науч.
рациональность»? Изложите осн.
Науч. рац.-совок-ть правил, норм, образцов
научно-познават. деятельности, обеспечив.
научную истинность результата познания.-
рациональность в сфере науки, отлич.более
точными, строгими способами доказательства.
2 этап – непосредств. развитие
оснований нового способа
Этапы разв. науки: 1 этап – др.Греция – возникн.науки в социуме с провозглашением геометрии, как науки об измерении земли. Объект исслед.– мегамир (вкл. вселенную во всём многообр.).Идеалы и нормы науки: знание ради знаний. Метод позн.-наблюдение.Науч. картина мира: носит интегративный хар-р, основана на взаимосв. микро- и макрокосмоса.Филос. основания науки: Ф. – наука наук. Стиль мышления – интуитивно диалектический. Антропокосмизм- чел. есть органич. часть мирового космич.процесса.Ч.-мера всех вещей.
2 этап – Среднев. европ. наука
– наука превратилась в
3 этап: Новоевроп. классич. наука
(15-16 вв). Объект исслед. – микромир.
Совокупность элемент. частиц. Взаимосвязь
эмпирич. и рацион.уровня позн.
4 этап:20 век- неклассич.наука. Объект
исслед. – микро-, макро- и мегамир.
Взаимосвязь эмпирич., рационального
и интуитивного познания.
Науч. картина мира: формирование общенаучной картины мира. Преобладание представления о глобальном эволюционизме (развитие – атрибут, присущий всем формам объективной реальности). Переход от антропоцентризму к биосфероцентризму (человек, биосфера, космос – во взаимосвязи и единстве).Филос. основания науки: синергетический стиль мышления.5этап: постнеклассич.наука-совр.этап разв. науч. позн.
12.Раскройте содержание
таких вненаучных форм
Житейское познание основывается на
наблюдении и смекалке, оно лучше
согласовывается с
Одной из необходимых и исторически
наиболее ранних форм познания явл. религия,
основным значением кот. явл. определение
смысла жизни чел., бытия природы
и общ. Религия регламентирует важнейшие
проявления чел. жизни, обосновывает свое
представление о конечных смыслах
универсума, чем способствует пониманию
единства мира и челов., а также
содержит системы истин, способных
изменить чел. и его жизнь. Религиозные
доктрины выражают коллективный опыт
и поэтому авторитетны как
для каждого верующего, так и
для неверующих. Религия выработала
свои специф. способы интуитивно-
13.Раскройте содержание
таких вненаучных форм
Искусство - эта особая форма общественного
сознания и человеческой деятельности,
представляющая собой отражение
действительности в художественных
образах. Иначе говоря, специфика
искусства обусловливается
Функции искусства:-воспитательная-
Философия - отдельная форма познания,
имеющая научную базу и проявляющая
себя в областях различных знаний
(научных, обыденных, художественных, религиозных
и т.д.) только в те моменты, когда
теоретический потенциал в них
либо мал, либо вообще отсутствует. Суть
философского познания состоит в
достижении понимания знаний о действительности.
Вопрос о понимании возникает
в процессе восприятия и интерпретации
всех видов и форм познания. Причем
понимание в философии
15.Каковы возможные классиф-
Обычно классифик.осуществл.по 2основаниям.
I. По сфере применения и универс-
1) конкретные методики, универс-сть кот. не может перейти границу отд-х научн. проблем;
2) частнонаучные методы облад.
большей степенью универс-ти в
смысле применимости к
3) общенаучные методы (междисциплинарные методы), кот. могут быть использованы в разл-х отраслях научного знания;
4) всеобщие методы познания, обладающие
наибольшей универсальностью (прежде
всего, методы логического
II. По области применения методов с тчк зр. основных уровней логич. познания (эмпирич. и теоретич.) достаточно четко выделяются:
1) методы эмпирич.познания,с пом.
2) методы теоретич. познания – по сути, методы построения теории;
3) методы, кот. могут быть использ.как
на эмпирич., так и на теоретич.
уровне; основу этих методов составл.
т.н. общелогические методы
Наблюдение-познават. деят-ть , связ. с преднамеренным целенаправленным восприятием предметов и явлений внешнего мира.Основные требования, предъявляемые к научному наблюдению: преднамеренность (однозначность замысла), активность (наблюдатель ищет нужные объекты), систематичность, объективность.
Важнейшее место в подготовке занимают уяснение задач наблюдения, требований, кот. должно удовлетворять наблюдение, предварительная разработка его плана и способов. Наблюдение фиксирует то, что предлагает сама природа. Но чел. не может ограничиться ролью наблюдателя. Проводя экспер-ты, он явл. и деятельным испытателем. Эксперимент-исследование явлений посредством активного воздействия на них при помощи созд. новых условий, соотв-х целям исследов. В эксперим. входят: система приборов и др. средств, используемых в ходе исслед. объекта; материальный объект, испытывающий воздействие со стороны тех или иных факторов; гипотеза или идея, выдвигаемая исследователем с целью её проверки; метод и методика проведения эксп-та; эксперим-тор или группа лиц, обслужив-х приборы, управляющих ими, фиксир-х рез-ты. В отл. от простого наблюдения, эксп-т означает активное вмешат-тво исследователя в стр-ры природных и соц. систем.