Шпаргалка по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 11:54, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 37 вопросов по дисциплине "Философия".

Работа содержит 1 файл

ответы.docx

— 92.41 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.Раскройте проблему  природы чел. и его сущности, соотноше.биолог-го, соц-го, дух-го в  чел.Как взаимосв. цель и смысл  жизни чел. с его природой  и сущностью? 

Сущность чел.- те его глубинные  характеристики бытия чел.,кот. возник., формир. и развив. конкретно-исторически под воздействием его трудовой деят-и и соц.-культурной реальности.  Маркс определяет сущность чел. как  совокупность всех конкретно-историч-х общ-х отношений. Первое- это телесная, биологич. природа чел., роднящая его с животным миром. Биологич. начало отчетливо выражено в телесной организации чел., его анатомии и физиологии, некот. проявлениях человеч. психики. Признавая, что чел. явл. биологич. существом, следует сразу же отметить воздействие общества, его культуры на проявления биолог-го начала. Живя в обществе, чел.не руководствуется инстинктами, а делает сознательный выбор, исходя из знания опред-х норм, которые не только не закодированы биологически, но порой, казалось бы, противоречат биологич.влечениям.Чел.-сущ-во биосоциальное,т.е. одновременно биологич. и социальное.Выделившись из природы, чел. перестает быть просто биологическим сущ-вом, он становится сущ-вом соц-ным и, в известном смысле, выкл-ся из природы, противопоставляется ей.Но естеств.,природное в чел. не уничтожается, а претерпевает существ.перестройку, ограничено соединяясь с общ-ным. Соц-ное возникает из биолог-го, биологич. предшествует соц-му, создает для него историч. природные предпосылки. В ходе историч.становления относительная роль соц-х факторов непрерывно возрастала по мере их формиров. в процессе становления чел., а роль биолог-х факторов постепенно снижалась. Биологич. в чел. выражается в генах, электрохимич., нервно-мозговых и др. процессах его организма. Соц. и биологич. находятся в чел. в неразрывном единстве, сторонами кот. явл. личность как его «соц. качество» и организм, кот. составляет его природную основу.Итак, чел. - одновременно и природное, и общ-ное существо, но не только. Он еще и духовное сущ-во, несводимое к его соц.функциям. Можно сказать, что обретение духовности-осн.цель, назначение, даже предназначение чел.:лишь с достижением стадии духовности природно-соц. человеч. индивид-сть может реализовать себя как личность.

Категория смысла жизни характериз.качеств.сторону  чел-го существования. Она показывает совокупность высших для чел. целей  и ценностей. Но в этом вопросе  нет однозначного ответа. Каждый чел. (субъективная сторона решения вопроса  о см.ж.) должен адекватно осознавать и самост-но путем свободного нравств-го выбора решать данную проблему. В этом понимании см.ж.есть элемент уникальной внутренней дух. жизни индивида, то, что формулирует для себя он сам, независимо от господствующих систем общ-х ценностей. Каждый открывает  его в собств-х размышлениях и  на собств. опыте, выстраивая свою иерархию ценностей.

Вместе с  тем см.ж. существ. и как феномен сознания чел-го рода. Объективная сторона, предъявляющая свои требования к индивиду, основ. на том, что жизнь чел. должна соотв-вать общим требованиям, выполнение кот. способствует норм. развитию чел-ства. Этот аспект понимания вопроса о см.ж.подготовлен долгим процессом эволюции чел., развитием рефлексивной спос-ти его мышления, формированием самосознания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 7.Почему возникнов. сознания выступает фил. проблемой? Каковы данные соврем. науки о роли практики, общества, речи в формиров. сознания? Соврем. философия (и наука) не может дать окончательного и бесспорного решения проблемы происхождения сознания, но имеющиеся на сегодня авторитетные концепции происхожд. сознания помогают эту проблему осветить и многое понять в ее решении. Концепции: теологическая, дуалистическ., эволюционн., трудов., теория единого информац-го поля и субстанциональн.

Созн.— спос-сть направлять свое внимание на предметы внешнего мира и одновременно сосредоточиваться на тех состояниях внутр-го дух-го опыта, кот. сопровождают это внимание; особое состояние чел. в кот. ему одновременно доступен и мир, и он сам. Для возникнов. сознания необх., чтобы чел.взял свое мышление под контроль самой мысли, т.е. занялся процедурой понимания того, почему он об этом мыслит, есть ли какая-либо цель к его мыслительном внимании к данному предмету.Той системой, внутри кот. возникает и развив. созн. и на основе анализа кот. только и можно понять его возникновение, выступает специфически человеч. способ бытия в мире, взаимодействия с миром. Таким способом явл. практика, практически-преобразовательное отнош. к действ-ти — окружающей природе, соц. среде, к самому чел., формам его жизнед-ти. Осуществляя практически-преобразовательную деят-ть, чел. созидает культуру. Опыт этого созидания и составл. содержание тех характ-х для общ. развитого чел. и отличающихся от психики животного форм отражения, кот. образуют человеч. сознание.

Возникнов. созн. связ., т.о., прежде всего с формиров.  культуры  на  основе  практически-преобразовательной обществ. деят-ти людей, с необходимостью закрепления, фиксации навыков, способов, норм этой деятельности в особых формах отражения. Фиксация навыков совместных практич-х действий, норм поведения всегда предполагает определ. общение людей, их кооперацию.Возникнов. и развит. созн. неразрывно связ. с возникн. и развитием языка как матер-го носителя, воплощения норм сознания. Только будучи выражено в языке, коллективно вырабатываемое соз. выступает как некот.соц. реальность. Созн. возникает в практич. деят-ти людей как необходимое условие ее организации и воспроизв-ва

20.Сравните идеалистич.модели  общ-ва (суб. и объект. ид-зма) с  материалистич. моделями. Каковы  их фил. обоснование, достоинства  и недостатки.

Ид. модель-абсолютизация роли сознания в жизни общ-ва, рассмотрение его  как определяющей силы общ-го процесса.Матер. модель- признание конечного первенства реального бытия людей над  их сознанием. В данном случае под  общ.бытием понимается не вся соц. жизнь  общ-ва, вкл. и материальные, и идеальные  компоненты, а только базисные мат.основы общ-ва, кот. отражаются в общ. сознании. Высшим этапом развития матер.модели общ-ва стала диалектико-материалистическая концепция истор-го процесса, созд. Марксом и Энгельсом. Главным ее достижением, было "достроение материализма доверху", т.е. применение принципа материализма к истолкованию всех законов и движущих сил развития общ-ва, независящих от воли и сознания преследующего свои цели чел. Не отрицая огромной роли последних в общ-ве, диал.-матер. модель, тем не менее, предполагает рассмотрение идеальных стимулов жизни людей не как исходных, а как производных причин историч. процесса, требующих своего объяснеия в конечном счёте из материальных условий жизни  Ид. модели общ-ва могут быть разделены на:Субъективно-ид.-считают действующие в общ-ве идеальные побудительные силы последними причинами событий и не пытаются искать другие, более глубокие источники, определяющие эти силы. Об.-ид.-видят первоисточник развития общ-ва в некоем "внечеловеческом" духовном начале.Идеализм слишком отрывает чел от природы, превращая дух сферу общ жизни в самост субстанцию. На практике это означает следовать принципу "мнения правят миром". Идеал в принципе не отриц объективного фактора истории. Однако развитие общ-ва полностью определяется действием мирового разума или волевая активность чел. Глав. недостатком идеал.концепций явл отрыв слова от дела, теории от практики, идеала от интереса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8.Раскройте различие  позиций скептицизма, агностицизма  и гносеологического оптимизма  о познавательном процессе. Каковы  модернистская и постмодернистская  модели познания и роль субъекта  познания в этих моделях?

Философы, предст. позицию гносеолог-го оптимизма (Аристотель, Г.  Гегель, К. Маркс и др.), исходят из тезиса о принципиальной познаваемости  мира и считают, что в наших  знаниях адекватно отражаются объекты  исследуемой реальности.

Идеи скептицизма(П. Гассенди, П. Бейль) и особенно Д. Юм, кот. сформулировал  систему аргументов против спос-ти разума постичь природу каузальных связей в мире.Скептицизм не отрицает принципиальной познаваемости мира, но выражает сомнение в достоверности  знания, либо, сомнев. в существ. самого мира.

Концепция агностицизма-мир объектов принцип-но непознаваем и чел. доступно лишь субъективно опосредованное знание И. Кант, утверждал, что мир объектов есть непознаваемые «вещи-в-себе». Агн-зм  отрицает (полностью или частично) принципиальную возм-ть познания объект-го мира, выявления его закономерностей  и постижения объективной истины.

Главная задача постмодернистов –  сломить многовековой диктат законодательного разума, показать, что его претензии  на познание истины являются гордыней и ложью, использованными разумом  для оправдания своих тоталитарных притязаний.Основные принципы постмодерна:

– объективная сущность – иллюзия;–  истина неоднозначна, множественна;–  обретение знания-бесконеч.процесс  пересмотра словаря;– действительность формируется под воздействием чел. желаний и поступков;– чел.познание не отражает мир, а интерпретирует его, и ни одна интерпретация не имеет  преимуществ перед др.и т. п.

Модернизм –субъективное восприятие жизни. Он создаёт миф вместо истории, обращает внимание на форму, а не содержание. Мод. исходит из непознаваемости  мира, ведь весь мир воспринимается как хаос.

28.Раскройте содержание  форм духовного освоения всего  окружающего мира: эстетическое, религиозное  и философское сознание.

Эстетическое созн.-особая форма  общ. сознания, выражающаяся в произведениях  чел., в худ.деят-ти людей, в специфич. чувствах, переживаниях, эмоциях, кот. возникают в процессе восприятия прекрасного, возвышенного, трагич. Эст. созн. вообще присуще каждому акту чел. деят-ти, когда чел. оценивает  с эстетич. позиций все, что вовлекается  в сферу его опыта и переживает эти явления с точки зрения непосредственной жизненной ценности. Искусство – высшая форма эстетич. сознания, где последнее становится основной целью. Искусство не только отражает действит-ть, но и творит особый мир – мир худ.образов.

 Религ. созн.-форма общ. созн., основой ко. становится вера в  сверхъестественное. Она вкл.в себя  религиозные представления, рел.  чувства, рел.е действия. Религия явл.отражением (хотя и фантастически) окружающей действ-ти, поэтому она развивается и изменяется одновр.с изменением самой жизни. Рел.созн. отлич. тем, что наряду с признанием реальной жизни, в нем сохраняется иллюзорное удвоение мира, вера в продолжение дух.жизни после прекращения жизни земной, вера в потусторонний мир. Доказать логично существ.е этого мира невозможно, поэтому религиозное сознание основано на вере. Вера это интегративная часть религиозного сознания. Она не нуждается в подтверждении истинности религии со стороны разума или чувств. Фил. соз.-теорет. уровень мировоззрения, наука о наиболее общих законах природы, общ. и мышления и всеобщем методе их познания, дух.квинтэссенция своей эпохи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9.В чем состоит проблема  истины в фил., каковы основные  св-ва истины и ее критерии? Проанализ. высказыв. Д. Дьюи: «Истинно  то, что полезно». Определите различие  истины и правды.

Истина- знание, соответствующее  своему предмету, совпадающее с ним. К числу основных св-в, признаков  истины можно отнести: объективность  по своему внешнему источнику и субъективность по своим внутренним идеальным содержанию и форме; процессуальный хар-р (истина есть процесс, а не “голый результат”); единство абсолютного, устойчивого (т.е. “вечные истины”) и относительного, изменчивого в ее содержании; взаимосвязь  абстрактного и конкретного (“истина  всегда конкретна”). Любое истинное знание (в науке, в философии, искусстве  и т.п.) определяется в своем содержании и применении данными условиями  места, времени и многими др. специфич. обстоят-вами. Критерии истины:эмпирические (опыт, практика) и внеэмпирические (логические, теоретические, а также  такие, как простота, красота, внутреннее совершенство знаний и т.п.) Для того чтобы доказать истинность того или иного утверждения, необх. каким-то образом проверить его. Средство такой проверки назыв. критерием истины. 

 Учеными предложены разл.критерии того, как отличить истинное от ложного:

Сенсуалисты – чувств.опыт- реальность существ. чего-либо проверяется  только чувствами, а не абстрактными теориями.

Рационалисты - ясность  и отчетливость-идеальной моделью  истин. знания считается матем., где  каждый вывод требует четких доказательств.

Концепция когерентности - критерием истины явл. согласованность  рассуждений с общей системой знаний. Напр., «2х2 = 4» истинно не потому, что совпадает с реальным фактом, а потому, что находится  в согласии с системой матем-х  знаний.

Сторонники прагматизма-эффективность  знаний-это знание проверенное, кот. успешно «работает» и позволяет  добиться успеха и практической пользы в ежедневных делах.

В марксизме – практика- как всякая развивающаяся общ. деят-ть чел. по преобразованию себя и мира (от житейского опыта до языка, науки  и т.д.). Истинным признается только проверенное практикой и опытом многих поколений утверждение.

Для сторонников конвенционализма - всеобщее согласие по поводу утверждений-, научной истиной считается то, с чем согласно подавляющее большинство  ученых.

Правда - субьективное восприятие действ-ти

 Истина-действ-ть Правда-это  нравственно ценная истина; не  просто истина, а такая, кот.  дорога нам, которая вызывает  сильное эмоциональное чувство.  Поэтому истина одна, а правд  может быть много.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"