Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 11:54, шпаргалка
Работа содержит ответы на 37 вопросов по дисциплине "Философия".
6.Раскройте проблему природы чел. и его сущности, соотноше.биолог-го, соц-го, дух-го в чел.Как взаимосв. цель и смысл жизни чел. с его природой и сущностью?
Сущность чел.- те его глубинные характеристики бытия чел.,кот. возник., формир. и развив. конкретно-исторически под воздействием его трудовой деят-и и соц.-культурной реальности. Маркс определяет сущность чел. как совокупность всех конкретно-историч-х общ-х отношений. Первое- это телесная, биологич. природа чел., роднящая его с животным миром. Биологич. начало отчетливо выражено в телесной организации чел., его анатомии и физиологии, некот. проявлениях человеч. психики. Признавая, что чел. явл. биологич. существом, следует сразу же отметить воздействие общества, его культуры на проявления биолог-го начала. Живя в обществе, чел.не руководствуется инстинктами, а делает сознательный выбор, исходя из знания опред-х норм, которые не только не закодированы биологически, но порой, казалось бы, противоречат биологич.влечениям.Чел.-сущ-во биосоциальное,т.е. одновременно биологич. и социальное.Выделившись из природы, чел. перестает быть просто биологическим сущ-вом, он становится сущ-вом соц-ным и, в известном смысле, выкл-ся из природы, противопоставляется ей.Но естеств.,природное в чел. не уничтожается, а претерпевает существ.перестройку, ограничено соединяясь с общ-ным. Соц-ное возникает из биолог-го, биологич. предшествует соц-му, создает для него историч. природные предпосылки. В ходе историч.становления относительная роль соц-х факторов непрерывно возрастала по мере их формиров. в процессе становления чел., а роль биолог-х факторов постепенно снижалась. Биологич. в чел. выражается в генах, электрохимич., нервно-мозговых и др. процессах его организма. Соц. и биологич. находятся в чел. в неразрывном единстве, сторонами кот. явл. личность как его «соц. качество» и организм, кот. составляет его природную основу.Итак, чел. - одновременно и природное, и общ-ное существо, но не только. Он еще и духовное сущ-во, несводимое к его соц.функциям. Можно сказать, что обретение духовности-осн.цель, назначение, даже предназначение чел.:лишь с достижением стадии духовности природно-соц. человеч. индивид-сть может реализовать себя как личность.
Категория
смысла жизни характериз.качеств.
Вместе с тем см.ж. существ. и как феномен сознания чел-го рода. Объективная сторона, предъявляющая свои требования к индивиду, основ. на том, что жизнь чел. должна соотв-вать общим требованиям, выполнение кот. способствует норм. развитию чел-ства. Этот аспект понимания вопроса о см.ж.подготовлен долгим процессом эволюции чел., развитием рефлексивной спос-ти его мышления, формированием самосознания.
7.Почему возникнов. сознания выступает фил. проблемой? Каковы данные соврем. науки о роли практики, общества, речи в формиров. сознания? Соврем. философия (и наука) не может дать окончательного и бесспорного решения проблемы происхождения сознания, но имеющиеся на сегодня авторитетные концепции происхожд. сознания помогают эту проблему осветить и многое понять в ее решении. Концепции: теологическая, дуалистическ., эволюционн., трудов., теория единого информац-го поля и субстанциональн.
Созн.— спос-сть направлять свое внимание на предметы внешнего мира и одновременно сосредоточиваться на тех состояниях внутр-го дух-го опыта, кот. сопровождают это внимание; особое состояние чел. в кот. ему одновременно доступен и мир, и он сам. Для возникнов. сознания необх., чтобы чел.взял свое мышление под контроль самой мысли, т.е. занялся процедурой понимания того, почему он об этом мыслит, есть ли какая-либо цель к его мыслительном внимании к данному предмету.Той системой, внутри кот. возникает и развив. созн. и на основе анализа кот. только и можно понять его возникновение, выступает специфически человеч. способ бытия в мире, взаимодействия с миром. Таким способом явл. практика, практически-преобразовательное отнош. к действ-ти — окружающей природе, соц. среде, к самому чел., формам его жизнед-ти. Осуществляя практически-преобразовательную деят-ть, чел. созидает культуру. Опыт этого созидания и составл. содержание тех характ-х для общ. развитого чел. и отличающихся от психики животного форм отражения, кот. образуют человеч. сознание.
Возникнов. созн. связ., т.о., прежде всего с формиров. культуры на основе практически-преобразовательной обществ. деят-ти людей, с необходимостью закрепления, фиксации навыков, способов, норм этой деятельности в особых формах отражения. Фиксация навыков совместных практич-х действий, норм поведения всегда предполагает определ. общение людей, их кооперацию.Возникнов. и развит. созн. неразрывно связ. с возникн. и развитием языка как матер-го носителя, воплощения норм сознания. Только будучи выражено в языке, коллективно вырабатываемое соз. выступает как некот.соц. реальность. Созн. возникает в практич. деят-ти людей как необходимое условие ее организации и воспроизв-ва
20.Сравните идеалистич.модели
общ-ва (суб. и объект. ид-зма) с
материалистич. моделями. Каковы
их фил. обоснование,
Ид. модель-абсолютизация роли сознания в жизни общ-ва, рассмотрение его как определяющей силы общ-го процесса.Матер. модель- признание конечного первенства реального бытия людей над их сознанием. В данном случае под общ.бытием понимается не вся соц. жизнь общ-ва, вкл. и материальные, и идеальные компоненты, а только базисные мат.основы общ-ва, кот. отражаются в общ. сознании. Высшим этапом развития матер.модели общ-ва стала диалектико-материалистическая концепция истор-го процесса, созд. Марксом и Энгельсом. Главным ее достижением, было "достроение материализма доверху", т.е. применение принципа материализма к истолкованию всех законов и движущих сил развития общ-ва, независящих от воли и сознания преследующего свои цели чел. Не отрицая огромной роли последних в общ-ве, диал.-матер. модель, тем не менее, предполагает рассмотрение идеальных стимулов жизни людей не как исходных, а как производных причин историч. процесса, требующих своего объяснеия в конечном счёте из материальных условий жизни Ид. модели общ-ва могут быть разделены на:Субъективно-ид.-считают действующие в общ-ве идеальные побудительные силы последними причинами событий и не пытаются искать другие, более глубокие источники, определяющие эти силы. Об.-ид.-видят первоисточник развития общ-ва в некоем "внечеловеческом" духовном начале.Идеализм слишком отрывает чел от природы, превращая дух сферу общ жизни в самост субстанцию. На практике это означает следовать принципу "мнения правят миром". Идеал в принципе не отриц объективного фактора истории. Однако развитие общ-ва полностью определяется действием мирового разума или волевая активность чел. Глав. недостатком идеал.концепций явл отрыв слова от дела, теории от практики, идеала от интереса.
8.Раскройте различие
позиций скептицизма,
Философы, предст. позицию гносеолог-го оптимизма (Аристотель, Г. Гегель, К. Маркс и др.), исходят из тезиса о принципиальной познаваемости мира и считают, что в наших знаниях адекватно отражаются объекты исследуемой реальности.
Идеи скептицизма(П. Гассенди, П. Бейль) и особенно Д. Юм, кот. сформулировал систему аргументов против спос-ти разума постичь природу каузальных связей в мире.Скептицизм не отрицает принципиальной познаваемости мира, но выражает сомнение в достоверности знания, либо, сомнев. в существ. самого мира.
Концепция агностицизма-мир объектов принцип-но непознаваем и чел. доступно лишь субъективно опосредованное знание И. Кант, утверждал, что мир объектов есть непознаваемые «вещи-в-себе». Агн-зм отрицает (полностью или частично) принципиальную возм-ть познания объект-го мира, выявления его закономерностей и постижения объективной истины.
Главная задача постмодернистов – сломить многовековой диктат законодательного разума, показать, что его претензии на познание истины являются гордыней и ложью, использованными разумом для оправдания своих тоталитарных притязаний.Основные принципы постмодерна:
– объективная сущность – иллюзия;–
истина неоднозначна, множественна;–
обретение знания-бесконеч.
Модернизм –субъективное восприятие жизни. Он создаёт миф вместо истории, обращает внимание на форму, а не содержание. Мод. исходит из непознаваемости мира, ведь весь мир воспринимается как хаос.
28.Раскройте содержание форм духовного освоения всего окружающего мира: эстетическое, религиозное и философское сознание.
Эстетическое созн.-особая форма общ. сознания, выражающаяся в произведениях чел., в худ.деят-ти людей, в специфич. чувствах, переживаниях, эмоциях, кот. возникают в процессе восприятия прекрасного, возвышенного, трагич. Эст. созн. вообще присуще каждому акту чел. деят-ти, когда чел. оценивает с эстетич. позиций все, что вовлекается в сферу его опыта и переживает эти явления с точки зрения непосредственной жизненной ценности. Искусство – высшая форма эстетич. сознания, где последнее становится основной целью. Искусство не только отражает действит-ть, но и творит особый мир – мир худ.образов.
Религ. созн.-форма общ. созн.
9.В чем состоит проблема истины в фил., каковы основные св-ва истины и ее критерии? Проанализ. высказыв. Д. Дьюи: «Истинно то, что полезно». Определите различие истины и правды.
Истина- знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним. К числу основных св-в, признаков истины можно отнести: объективность по своему внешнему источнику и субъективность по своим внутренним идеальным содержанию и форме; процессуальный хар-р (истина есть процесс, а не “голый результат”); единство абсолютного, устойчивого (т.е. “вечные истины”) и относительного, изменчивого в ее содержании; взаимосвязь абстрактного и конкретного (“истина всегда конкретна”). Любое истинное знание (в науке, в философии, искусстве и т.п.) определяется в своем содержании и применении данными условиями места, времени и многими др. специфич. обстоят-вами. Критерии истины:эмпирические (опыт, практика) и внеэмпирические (логические, теоретические, а также такие, как простота, красота, внутреннее совершенство знаний и т.п.) Для того чтобы доказать истинность того или иного утверждения, необх. каким-то образом проверить его. Средство такой проверки назыв. критерием истины.
Учеными предложены разл.критерии того, как отличить истинное от ложного:
Сенсуалисты – чувств.опыт- реальность существ. чего-либо проверяется только чувствами, а не абстрактными теориями.
Рационалисты - ясность
и отчетливость-идеальной
Концепция когерентности - критерием истины явл. согласованность рассуждений с общей системой знаний. Напр., «2х2 = 4» истинно не потому, что совпадает с реальным фактом, а потому, что находится в согласии с системой матем-х знаний.
Сторонники прагматизма-
В марксизме – практика- как всякая развивающаяся общ. деят-ть чел. по преобразованию себя и мира (от житейского опыта до языка, науки и т.д.). Истинным признается только проверенное практикой и опытом многих поколений утверждение.
Для сторонников конвенционализма - всеобщее согласие по поводу утверждений-, научной истиной считается то, с чем согласно подавляющее большинство ученых.
Правда - субьективное восприятие действ-ти
Истина-действ-ть Правда-это
нравственно ценная истина; не
просто истина, а такая, кот.
дорога нам, которая вызывает
сильное эмоциональное чувство.