Шпаргалка по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 11:54, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 37 вопросов по дисциплине "Философия".

Работа содержит 1 файл

ответы.docx

— 92.41 Кб (Скачать)

Мысленный эксп-т-соверш. над воображаемой моделью. Для него хар-но тесное взаимод-вие воображения и мышления.Данный метод позволяет обнаружить те новые свойства предметов, кот. не проявляются в естеств-х усл-х.В ходе и в рез-те наблюдения и эксп-та осуществл. описание - фиксация средствами естеств-го или искус-го языка сведений об объектахОсновн.требов.-это достоверность и точность воспроизведения данных наблюдений и эксп-та. Описание мож. быть полным и неполным, но всегда предполаг. определ. систематизацию материала,Задачей всякого познания является обобщения-процесс мысленного перехода от единичного к общему, от менее общего к более общему.Науч. обобщение-это не просто выделение и синтезирование сходных признаков, но проникнов. в сущность вещи: усмотрение единого в многообразном, общего в единичном, законом-го в случайном.

16.Что такое научн.  методология? Раскр. Формализац. и моделирование как методы  познания.

Методология науки-обл. науки, изучающая общие и частные  методы науч. исследований, а также  принципы подхода к разл. типам  объектов действ-ти и к разным классам  научных задач. Моделирование —построение и изучение модели исследуемого объекта.Модель-система элем-ов, воспроизвод.определённые стороны,связи, ф-ции предмета исследов.(оригинала).

Различают вещественные (макет технич. устройства) и знаковые модели (математич. модель процесса). В основе моделирования-определённая аналогия-соответствие между исследуемым  объектом и его моделью, что позволяет  переходить от модели к самому объекту. Мод-ние используется не только для  объяснения уже известных, но и для  выявления новых св-в, связей объекта, кот.не могут быть обнаружены при  его непосредственном изучении. Мод-ние получает широкое применение т.к. оно дает возм-ть осуществ. исследование процессов, хар-х для оригинала, в отсутствие самого оригинала. Это часто бывает необходимо из-за неудобства исследов.самого объекта и по многим др. соображениям: дороговизны, недоступности и т.п.

Формализация-логич.организация  содержания науч. знания средствами искус-го языка спец.символики (знаков, формул).

Форм-ция позволяет:– вывести  теоретич. содержание исследов.на уровень  общенаучных символов (знаков, формул);–  перенести теоретич.рассуждения  исследов. в плоскость оперирования символами;– создать обобщенную знаково-символьную модель логической стр-ры исследуемых явлений и  процессов;– производить формальное исследование объекта познания, т.е. осуществлять исслед. путем оперирования знаками (формулами) без непосредств.обращ. к объекту познания.Форм-ция не явл.самоцелью. Она нужна в конечном счете для выраж. определ.содержания, для его уточнения и раскрытия.

17.Изложите понятие научного  метода, специфику исторического  и логического методов, метода  восхождения от абстрактного  к конкретному.

Метод-совокупность приемов и операций практич-го и теоретич-го освоения действ-ти.

Историч. и логич. методы основаны на диалектике, т. е. взаимопревращении, истор-го и логич-го: изучая историю, мы познаем ее объективную логику, изучая же предмет логически, мы реконструируем его историю. Историзм может быть абстрактным и конкретным. При историч. методе теория воспроизводит реальный процесс возникн. и развития объекта вплоть до настоящ. времени, при логич. она ограничив. воспроизведением сторон объекта, как они сущ-т в предмете в развитом его состоянии. Истор. и логич. методы тесно взаимосвязаны. Поэтому можно сказать, что логич. метод есть тот же историч., но очищенный от историч. формы.В свою очередь историч. метод в конечном счете дает ту же, что и логич. метод, реальную картину объекта, но логич. метод при этом отягощен историче. формой. Восхожд. от абстрактного к конкретному - метод теоретич. исслед. и изложения, состоящий в движении научн. мысли от исходной абстракции ("начало" - одностороннее, неполное знание) через последоват. этапы углубления и расширения познания к рез-ту - целостному воспроизв. в теории исследуемого предмета-движение от менее содержат-го к более содержат.знанию.

18.Раскройте основные  формы научного знания (научный  факт, научная проблема: научная  гипотеза, научная теория, научный  закон, научная картина мира). Каким требованиям должна удовлетворять  гипотеза, трансформирующаяся в  научную теорию?

Научный факт-может рассматриваться  как достоверное знание о единичном. Н.факты генетически связ. с практич. деят-тью чел., отбор фактов, составляющих фундамент науки, так же связан с  повседневным опытом человека. В науке  фактом признается не всякий полученный рез-т,т.к., чтобы прийти к объективному знанию о явлении, необх. произвести множество исследов-х процедур и  их статистич.обработку Формирование факта – синтетич.процесс, благодаря  кот.происх. особого рода обобщения, в рез-те чего  возник. понятия.Проблема – форма знания, содержанием кот. явл. то, что еще не познано чел., но что необх. познать. -это вопрос, возникший в ходе познания и требующий  ответа. Проблема не есть застывшая  форма знания, но процесс, вкл. 2 основных момента – постановку проблемы и  ее решение. Теория – высшая, самая  развитая форма организации науч. знаний, кот. дает целостное отображение  закономерностей некоей сферы действ-ти и представл. собой знаковую модель этой сферы. Эта модель строится таким  образом т.о., что  характеристики, имеющие наиболее общую природу, составляют основу модели, другие же подчиняются  основным положениям или выводятся  из них по логич.законам.

Научный закон – форма организации  научн. знания, состоящая в формулировке всеобщих утверждений о св-х и  отнош-х исследуемой предметной области. Н. законы представл. собой  внутр., существенную и устойчивую связь  явлений, обуславливающую их упорядоченное  изменение. Научная картина мира-целостная  система представлений о мире, его структ-х хар-ках и законом-ях, вырабатываемая в рез-те систематизации и синтеза в фунд-х достиж-х  науки. Это особая форма научно-теор-го знания, развив-ся в процессе историч. эволюции науки. Н. картина мира явл. важным компонентом науч. мировоззрения, но не сводится к нему. В мировоззр.кроме  знаний присутствуют убеждения, ценности, идеалы и нормы деятельности и  т.д.Гипотеза –предполагаемое решение  проблемы. Как правило, гипотеза явл. предварит., условным знанием о законом-ти в исследуемой предметной области  или о существ. некот.объекта. Главное  условие, кот. должна удовлетворять  гипотеза в науке, - ее обоснованность, этим свойством гипотеза отлич. от мнения. Всякая гип. имеет тенденцию превращ. в достоверное знание, что сопровожд. дальнейшим обоснованием гип.(проверка гип.). Критерии:  - принципиальная проверяемость  гипотезы (возможность опытным путем  проверить истинность положений  гипотезы, даже если наука сегодняшнего дня еще не располагает технич. средствами для опытного подтверждения  её идей);-совместимость гипотезы с  фактическим материалом, на основе которого она выдвинута, а так  же с утвердившимися теоретич.положениями;- «приложимость» гипотезы к достаточно широкому классу исследуемых объектов.

 Решающей проверкой истинности  гип. явл. практика во всех  своих формах, но определенную  роль в доказательстве или  опровержении гип. играют и  логич.критерии истины. Проверенная  и доказанная гип.переходит в  разряд достоверных истин, становится  н.теорией.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

19.Раскр. филос. обоснование  натурал-х моделей общ-ва, достоинства  и недостатки этих моделей,  а также диалектику взаимод.общ-ва  и природы. Что так.биосфера, социосфера  и ноосфера, какова их взаимосвязь? 

Натуралистич. модель общ-ва в социальной философии исходит из того, что  у общества есть законы, которые  можно познать, а следовательно  обществом можно управлять. Поскольку  чел. часть природы, то его деятельность определяется естественными законами. Высшие формы бытия Н.М сводит к низшим. Чел. сводится до уровня исключ природного сущ-ва. Базовыми остаются биологич. закономерности, а культура - лишь модификация их. В современных  вариациях натуралистич. модель соц. реальности предстает, в частности, как социобилогияПри этом челов  поведение жестко включается в цепь прир причин и следствий, свободе  не остается маста и концепция  соц событий принимает фаталистическую  окраску. Еще одним недостатком  натур подхода явл то, что он рассм чел-ка как некий социальный атом, а общество как механич агрегат  таких атомов, замкнутых исключ на своих интересах. Иными словами  натурализм замечает в чел только природную субстанцию. На натуралистической  модели базируется и геополитика: национальная судьба определяется борьбой за жизненное  пространство, борьбой за ресурсы. Для  натуралист-х концепций реальности обществ. мир не открывается непосредственно, как и мир природы. Между сущностью  и ее проявлением есть дистанция, кот. необходимо и до определенной степени  можно преодолеть. Эта необходимость  диктуется тем, что общ-во, как  и природа, независимо от чел. и равнодушно к нему, что чел. должен полагаться только на свои силы, на свои способности  познать и как-то покорить общество, или приспособиться к нему.

Зависимость чел. от природы изменялась противоречивым образом. С одной  стороны, чел. повышал свою защищённость от стихийного воздействия природы. С др. стороны, при исчерпаемости  ресурсов природы развитие цивилизации  наталкивается на тенденцию возрастания  зависимости чел. от природы. Не только чел.зависит от природы, но и окружающая его природа зависит от чел

Биосфера-совокупность всех живых организмов вместе со средой их обитания, в кот. входят: вода, нижняя часть атмосферы и верхняя  часть земной коры, населенная микроорг-мами.Ноосфера - часть планеты и околоплан-го пр-ва, кот. несет на себе печать разумной деят-ти чел. - высшая стадия развития биосферы, связ. с возникн-ем и становл-ем в  ней цивилизов-го челов-ва, когда  его разумная деят-сть становится главным определяющим фактором целесообразного  развития.

Ноосфера вкл.: антропосферу; техносферу;

измененную чел. живую  и неживую природу;

социосферу.

Социосфера-совокупность соц-х факторов, хар-х для данного  этапа развития общ-ва в его взаимодействии с природой.

Вкл. в свой состав чел-во с присущими ему на данном этапе  развития производственными и общественными  отношениями, а также освоенную  чел. часть природной среды

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

21.Охарактеризуйте общ.  как систему и общ. производство (основные сферы и др.), а также  структуру материального производства  и его роль в жизни социума.  Изменится ли роль и место  мат-го производства, если предположить..?Общество - система деятельности и жизни людей, объединенных территорией проживания, эпохой, традициями и культурой.Современной фил. выделяются след.основные свойства общ. как системы:1) общество представляет собой целостное образование, в основе которого лежит деятельность людей, направленная на сохранение, воспроизводство, развитие самого социума; 2) устойчивость, определенный консерватизм, кот.может быть обусловлен различными факторами (экономич.географич. и т.д.);3) способн. к саморазвитию, саморегуляции самодеятельности. ему присуща самодостаточность. Самодостаточность - главное отличие общества от его составных частей.Но самодостаточность означает не отсутствие внешней среды существования, а особый способ взаимодействия с такой средой, особый способ зарождения, поддержания и развития сущностных свойств системы, образующих присущее ей качество. Т.о. самодостаточность - это способность системы своей собственной деятельностью создавать и воссоздавать все необходимые условия современного существования, производить все необходимое для ; коллективной жизни.

Исходя из представления  об общ. производстве как единстве деятельности (живой и опредмеченной) и общ. отношений людей в нем можно вычленить следующие основные сферы: 1. Сфера индивид.производства (семейно-бытовая), 2 Сфера матер. производства; 3. Сфера соц.производства(произв."социальности",соц. связей людей); 4. Сфера дух. производства.

Мат. производство –процесс создания мат. продукта для удовлетв.потребностей общества.

Т.о., мат.производство-явление общественное, направленное на то, чтобы совместными  усилиями людей обеспечить материальные условия их совместного существования.Структура: Псилы и П отношения. Псилы-люди, обладающие производственными навыками к труду, и средства производства, служащие для получения мат. продукта. Потношения  - совокупность мат-х, экон-х  отношений, устанавливающихся между  людьми в процессе общ. производства и движения общ. продукта от производства до потребления.

-Деятельность людей в сфере  мат-го произв-ва в конечном  счете преследует цель создания  из вещества природы самых  разнообразных предметов потребл-, прежде всего продуктов питания,  для удовлетв- жизненно важных  потребностей людей.Роль и место  мат. произв-ва будет подерживаться  на одном из главных положений  в жизни общества,т.к. , в первую  очередь, чел. должен удовлетворить  свои материальн. потребности, а  уже потом дух. и эстетич.

22.Раскройте роль собственности  на средства производства в  развитии способа производства  материальных благ (в т.ч. производительные  силы и производственные отношения,  закон соответствия производственных  отношений характеру и уровню  развития производительных сил). Актуальна ли она как фактор  жизни сегодня?

Псилы-люди, обладающие производственными  навыками к труду, и средства производства, служащие для получения мат. продукта. Потнош.-совокупность мат-х, экон-х отнош., устанавливающихся между людьми в процессе общ. производства и движения общ. продукта от производства до потребления.

Соотв. Потнош. характеру Псил-непременное условие развития производства. В той или иной форме оно имеет место во всех обществ.-экономич. формациях, но в досоциалистич. формациях, основ-х на частной собственности и эксплуатации, Потношения не могут постоянно соотв-ть развивающимся Псил. Соответствие Потнош. характеру Псил, а следоват-но, и роль Потнош. как главного двигателя в развитии производства имеют здесь место только на начальном этапе существования способа производства. Затем Потношения начинают стареть, отставать от развития псил, что приводит к возникн.противоречия между новыми псилами и старыми потношениями. Противоречие это не случайно, а вытекает из внутр. природы разл.сторон общ. производства. Псилы явл. более подвижным элементом производства. Они постоянно изменяются, причем даже в рамках одного и того же способа производства изменения эти могут быть весьма существенными.Что же касается Потношений, то они хотя и претерпевают известные изменения, однако остаются в рамках данного способа производства в своей основе неизменными. В силу известной консервативности, устойчивости Потнош.не поспевают за развитием Псил и, отставая, начинают тормозить их развитие, вступают в противоречие с ними. По мере дальнейшего развития Псил тормозящая роль Потнош.становится все ощутимее, противоречие между Псилами и Потнош. принимает все более глубокий и острый характер, перерастая в конечном счете в конфликт. Назревает необходимость соц. революции, кот.уничтожает старые и утверждает новые Потнош.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"