Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 10:36, шпаргалка
Предмет любой науки - есть тот круг вопросов и проблем, которая она изучает.
Предмет философии
(первоначально, 2,5 тыс. лет назад):
- философия изучала весь окружающий мир (как в целом, так и отдельные предметы и явления (Земля, человек, животные, растения и т.д.), т.к. других наук еще не существовало.
Поэтому сочинения др. философов так и назывались : «О природе», «О Вселенной».
39. философия герменевтика гадамера
Слово "герменевтика" означает толкование различных
текстов. Гадамер придает герменевтике философское
звучание и значение. Он полагает, что феномен понимания и
правильного истолкования понятого - не только специальная
методологическая проблема наук о духе. Феномен понимания
пронизывает все связи человека с миром. По словам
Гадамера, науки о духе сближаются с такими способами
постижения, которые лежат за пределами науки: с опытом
философии, искусства, самой истории. Все это такие способы
постижения, в которых возвещает о себе истина, не
подлежащая верификации методологическими средствами
науки. Герменевтика для Гадамера воплощает опыт истины,
который не только философски обоснован, но сам является
способом философствования.
Истоки герменевтики Гадамера - философии Гуссерля,
Дильтея, Хайдеггера.
Гадамер полагает, что гермевтическая рефлексия
вырастает повсюду из конкретной практики науки. Более
того, эта герменевтическая рефлексия повсеместно
обнаруживается в научной практике. Своей герменевтикой
Гадамер, по его словам, пытался примирить философию с
наукой. В этом случае философское сознание исследует
наряду с собственной
постановкой вопроса также
границы науки во всеобщности человеческой жизни.
Границы и условия деятельности науки должна прояснять
именно философия, и это в то время, когда до суеверия верят
в науку. "Именно на этом основан тот факт, что напряженное
внимание к истине и методу имеет непреходящую
актуальность".
Герменевтика - прежде всего практика.
Она реализуется в качестве
деятельности по осмыслению некоторого
текста, и, взятая вне этой деятельности,
теряет свою специфику. Однако философская
герменевтика для немецкого мыслителя
не сводится к методологии понимания текстов
(и вообще не является такой разработкой),
а представляет собой своего рода философию
понимания. Согласно Гадамеру, действительность
не только теоретически познается научными
средствами, но и жизненно-практически
"испытуется" человеком. Поэтому
у него часто речь идет не о познании, а
об опыте мира. Последний включает в себя
и непосредственность переживания ("опыт
жизни") и различные формы практического
и эстетического опосредования реальности
("опыт истории", "опыт искусства",
"опыт философии").
Тем самым "опыт науки" - отнюдь не
единственный вид опыта, а последний есть
совокупность своих видов, ни один из которых
недопустимо сводить к научному опыту,
а тем более абсолютизировать его. "Таким
образом - отмечает Гадамер, - науки о духе
сближаются с такими способами постижения,
которые лежат за пределами науки: с опытом
философии, с опытом искусства, с опытом
самой истории. Все это такие способы постижения,
в которых возвещает о себе истина, не
подлежащая верификации методологическими
средствами науки"1. Выделенные формы
опыта - это три основных вненаучных формы
связи человека с миром, три главных измерения,
в которых развертывается бытие человека
в мире - за рамками науки и ее методов.
2