Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 10:36, шпаргалка
Предмет любой науки - есть тот круг вопросов и проблем, которая она изучает.
Предмет философии
(первоначально, 2,5 тыс. лет назад):
- философия изучала весь окружающий мир (как в целом, так и отдельные предметы и явления (Земля, человек, животные, растения и т.д.), т.к. других наук еще не существовало.
Поэтому сочинения др. философов так и назывались : «О природе», «О Вселенной».
Итак, сущность человека в его качестве как человека. Сущностное качество человека отлично, как считает Хайдеггер, от самости человека. (Здесь уместно вспомнить, что Хайдеггер был учеником Гуссерля, а последний принципиально разводил феномен и явление.) Самость человека – это качество человека как сущего , как явления, но не человека как сущности. Самость человека – это первое определение человека. Экзистенция – феномен человека,– качество человека как сущности.
Человек – это редкое существо, если посмотреть его процентное соотношение с биомассой, со всем живым на Земле. Но редкость человека не только в малом удельном весе. Редкость заключается в том, что человек старается не думать о том, почему он думает.
Хайдеггер описывает современную ситуацию: человек старается отмежеваться от вопросов: почему бытие есть, а не отсутствует? в чем суть бытия? каково истинное бытие? Это не значит, что человек не догадывается об этом. Наоборот, догадывается, но старается не думать. Человек как паук плетет сеть научных понятий и концепций, все полнее овладевая миром, вырабатывая все новые способы устройства в нем и обустраивания себя. Окружающий человека мир превратился в одни названия, бытие как бы исчезло.
"При определении человечности
человека как эк-зистенции
31.Проблема коммуникаций в философии Ясперса
С точки зрения Ясперса, коммуникация
- это не то общение, в котором
человек играет определенные социальные
роли. В экзистенциальной коммуникации
обнаруживается, что такое сам "актер".
В "Общей психопатологии" Ясперс,
проанализировав проблемы и трудности
коммуникации больного и врача , делает
вывод, что наилучший вид их общения - экзистенциальный,
когда врач подходит к пациенту не как
к объекту манипуляции, а как к личности
с неповторимой судьбой. Тема общения,
коммуникации проходит красной нитью
через все философское творчество Ясперса.
Эта проблема в первую очередь обсуждается
им во ?Всеобщей психопатологии?, - одной
из его наиболее ранних работ. В этой книге
Ясперс, на заре своей карьеры работавший
как практикующий психиатр, предлагает
отойти от ?соматического подхода? к лечению
болезни, при котором к больному относились
как объекту исследования, держали больного
в полном неведении относительно его болезни
и осваивали его душу так, как естествоиспытатели
осваивают мертвую природу.
Более высокая форма общения предполагает
включение в поле зрения врача также и
душевное состояние больного. Врач исследует
не столько тело пациента, сколько обращается
к нему как к мыслящему существу, ведет
диалог на равных. Ясперс полагает, что
только при отношении к человеку как к
экзистенции, т.е. при личном к нему отношении,
врач может более эффективно помочь своему
пациенту. Такое общение - подлинная внутренняя
связь двух личностей, двух неповторимых
судеб.
33, философия общего дела николая Федорова
Федоров строил «Философию Общего Дела»,
систему «проективной»
Специфической особенностью «Философии общего дела»
было необычайное соединение разнообразных
методов введения и обоснования идеи патрофикации:
богословского, оккультного, мистического
и естественно-научного.
Естественно-научный акт регуляции природы
приобретал в учении Ф. такую религиозно
обосновываемую цель, отождествляемую
с «общим делом», как выявление средства
или объединение усилий живущего человечества
для воскрешения отцов. С т.зр. теологии
регуляция природы является направлением
общей цели; с т.зр. психологии — содержанием
цели; с т.зр. космологии — выявлением
и мобилизацией средств для осуществления
«общего дела». Сверхзадачей «проекта»
Ф., изложенного в «Философии общего дела»,
была фантастико-утопическая цель восстановления
конкретной общности всего человечества
с божеством в сферах мистической, оккультной,
а также в чувственно-конкретной действительности:
«Бог, признаваемый теоретически разумом
лишь как идеал, в активном регулятивном
строе знания будет опознан и признан
как существо, приводящее через человечество
в исполнение завет, проект и план всеобщего
и всемирного дела, обращающего и человеческий
род, и природу в орудие воли и благости
Божией, чем и уничтожится отчуждение
от Бога, а с тем вместе и опала и проклятье».
34.основные идеи философии
Основной идеей его религиозной философии была идея Софии — Душа Мира. Речь идёт о мистическом космическом существе, объединяющем Бога с земным миром. София представляет собой вечную женственность в Боге и, одновременно, замысел Бога о мире. Этот образ встречается в Библии, но Соловьёву он был открыт в мистическом видении. Реализация Софии возможна трояким способом: в теософии формируется представление о ней, в теургии она обретается, а в теократии она воплощается.
В 1880- годы Владимир Соловьев
написал и опубликовал ряд
работ, в которых пропагандировал
идею воссоединения Западной и Восточной
Церквей под главенством
35. философские идеи Достоевского и Толстого
Самобытным русским мыслителем был гениальный писатель Лев Николаевич Толстой (182&-1910). Подвергая критике общественно-политическое устройство современной ему России, Толстой уповал на нравственно-религиозный прогресс в сознании человечества. Идею исторического прогресса он связывал с решением вопроса о назначении человека и смысле его жизни, ответ на который призвана была дать созданная им «истинная религия». В ней Толстой признавал лишь этическую сторону, отрицая богословские аспекты церковных учений и в связи с этим роль церкви в общественной жизни. Этику религиозного самосовершенствования человека он связывал с о = пазом от какой-либо борьбы, с принципом непротивления злу насилием, с проповедью всеобщей любви. По Толстому, «царство бо-жие внутри нас» и потому онтологически-космологическое и метафизико-богословское понимание Бога неприемлемо для него. Считая всякую власть злом, Толстой пришел к идее отрицания государства. Поскольку в общественной жизни он отвергал насильственные методы борьбы, постольку считал, что упразднение государства должно произойти путем отказа каждого от выполнения общественных и государственных обязанностей. Если религиозно-нравственное самосовершенствование человека должно было дать ему определенный душевный и социальный порядок, то. очевидно, что полное отрицание всякой государственности такого порядка гарантировать не могло. В этом проявилась противоречивость исходных принципов и сделанных из них выводов в утопической философии Толстого. Сущность познания Толстой усматривал в уяснении смысла жизни — основного вопроса всякой религии. Именно она призвана дать ответ на коренной вопрос нашего бытия; зачем мы живем и каково отношение человека к окружающему бесконечному миру. Огромное место в истории русской и мировой философcкой мысли занимает великий писатель-гуманист, гениальный мыслитель Федор Михайлович Достоевский (1821-1881). В своих общественно-политических исканиях Достоевский пережил несколько периодов. После увлечения идеями утопического социализма (участие в кружке петрашевцев) произошел перелом, связанный с усвоением им религиозно-нравственных идей. Начиная с 60-х гг. он исповедовал идеи почвенничества, для которого была характерна религиозная ориентированность философского осмысления судеб русской истории. С этой точки зрения вся история человечества представала как история борьбы за торжество христианства. Самобытный путь России в этом движении заключался в том, что на долю русского народа выпала мессианская роль носителя высшей духовной истины. Он призван спасти человечество через «новые формы жизни, искусства» благодаря широте его «нравственного захвата». Достоевский — один из самых типичных выразителей тех начал, которые призваны стать основанием нашей своеобразной национальной нравственной философии. Он был искателем искры Божией во всех людях, даже дурных и преступных. Миролюбие и кротость, любовь к идеальному и открытие образа Божия даже под покровом временной мерзости и позора — вот идеал этого великого мыслителя, который был тончайшим психологом-художником. Достоевский делал упор на «русское решение» социальных проблем, связанное с отрицанием революционных методов общественной борьбы, с разработкой темы об особом историческом призвании России, способной объединить народы , на основе христианского братства. Сильные религиозные , мотивы в философском творчестве Достоевского противоречивым образом иногда сочетались с отчасти даже богоборческими мотивами и религиозными сомнениями в области философии Достоевский был скорее великим прозорливцем, нежели строго логичным и последовательным мыслителем. Он оказал сильное влияние на религиозно-экзистенциальное направление в русской философии начала XX в., а также стимулировал развитие экзистенциальной и персонал и стекой философии на Западе.
36. Понимание личности,свободы,
Одна из важнейших в философии Бердяева — категория свободы. Свобода, по его мнению, не была сотворена Богом. Вслед за немецким философом-мистиком XVII в. Якобом Бёме, Бердяев считает, что ее источник — первичный хаос, ничто. Поэтому Бог не имеет власти над свободой, властвуя лишь над сотворенным миром, бытием. Бердяев принимает принцип теодицеи, утверждает, что вследствие этого Бог не ответственен за зло в мире, он не может предвидеть действия людей, обладающих свободной волей и лишь способствует тому, чтобы воля становилась добром.
Бердяев выделяет два вида свободы: первичная иррациональная свобода, свобода потенциальная, которая обусловливает гордыню духа и вследствие этого его отпадение от Бога, что в результате приводит к рабству личности в мире природы, объективной реальности, в обществе, где человек для того, чтобы успешно сосуществовать с другими его членами, должен следовать моральным нормам, сконструированным обществом, тем самым реальной свободы нет; и “вторая свобода, свобода разумная, свобода в истине и добре... свобода в боге и от Бога полученная” [2. С. 42]. Дух побеждает природу, вновь обретая единство с Богом, восстанавливается духовная целостность личности.
Понятие личности также является важным для Бердяева, он разделяет понятия “личность” и “человек”, “индивид”. Человек — божье творение, образ и подобие Бога, точка пересечения двух миров — духовного и природного. Личность — это категория “религиозно-духовная”, спиритуалистическая, это творческая способность человека, реализация которой означает движение к Богу. Личность сохраняет общение “с духовным миром” и может проникнуть в “мир свободы” в непосредственном духовном опыте, по природе своей являющемся интуицией.
Человек, согласно Бердяеву, по своей
природе существо общественное, история
— это способ его жизни, поэтому
Бердяев уделяет большое
37. психоанализ фрейда
Выдвижение
Суть ее в том, что индивид, наблюдая одно
явлений, подразумевает другое, причинно
связанное и эта ситуация находится под
контролем сознания и мышления. Фрейд
рассматривает ассоциацию с целью полного
исключения сознания. Объектом изучения
является цельная человеческая личность.
Личность рассматричается, как продукт
биологической эволюции с тесной зависимостью
от общественно-культурной среды. При
этом, приоритет отдается сексуальному
в сфере бессознательного, мировоззренческим
ориентиром являются философия Шопенгауэра и Ницше. Человек - не мягкосердечный,
а агрессивный. Если Шопенгауэр усматривает
смысл жизни в отказе от нее, а Ницше утверждает
'жизнь для жизни', то Фрейд пытается провести
баланс между жизнью и смертью.
Основным предназначением 'инстинкта
к жизни' является воспроизводство раздражений.
Носителями раздражения является психосексуальная
энергия. Укрощая жизненную сексуальную
энергию, организм стремится к смерти.
Механизмом, осуществляющим баланс между
'стремлением в жизни' и 'стремлением к
смерти', является влечение (способность
организма к восстановлению какого-либо
прежнего состояния).
При достижении устойчивости психического
состояния человека, влечения могут выполнять
конструктивную и деструктивную роль
(садизм - внутренний пассивный успокоитель
сексуального раздражителя, направлен
вовне: вытесненное стремление к смерти).
Согласно Фрейду, течение психических
процессов регулируется принципами постоянства,
удовольствия, реальности.
Бессознательные процессы подчинены принципу
удовольствия, содержание которого определяет
индивидуальное развитие психики.
Состояние удовольствия всегда находится
в зависимости от количества имеющегося
в психике какого-либо возбудителя; оно
обеспечивается системой влечения и имеет
своим результатом удовольствие, т.е. понижение
количества раздражений. Но в организме
всегда существует то, что содействует
нарастанию возбуждения, а это нарушает
нормальные функции психической деятельности
и воспринимается как неудовольствие.
Поэтому, психический аппарат удерживает
имеющееся в нем количество возбуждения
на постоянном уровне. В этом постоянстве
- самосохранение организма.
38. философия фрейдизма
Неофрейдизм - направление в совр. буржуазной философии, основывающееся на психоаналитических принципах исследования человека, его места и роли в структуре общественных институтов. Н. возник в конце 30-х гг. в результате пересмотра нек-рых положений фрейдизма, обнаруживших свою ограниченность и бесперспективность. Неофрейдисты (К. Хорни, Г. Салливэн, Фромм) подвергли критике ряд исходных постулатов и конечных выводов классического психоанализа в толковании внутрипсихических процессов, обусловливающих возникновение конфликтных ситуаций, понимании структурных уровней психики и механизмов функционирования бессознательного, гипотезы о сексуальной этиологии неврозов и об инстинкте смерти. Но важнейшие схемы классического психоанализа, включая представления об иррациональных мотивах человеческой деятельности, будто бы изначально присущих каждому индивиду, и сам психоаналитический метод исследования индивидуально-личностных и общественных структур, сохраняют свою значимость в Н. Сосредоточив внимание на социальных и культурных процессах, оказывающих существенное влияние на возникновение внутриличностных конфликтов индивида, представители Н. опираются на фрейдовскую концепцию бессознательной мотивации, к-рая, по их мнению, расширила границы познания внутреннего мира человека. Классический психоанализ не дал развернутые ответы на вопросы о человеческом существовании, о том, как человек должен жить и что он должен делать. Неофрейдисты стремятся восполнить этот пробел. Они критически относятся к совр. зап. об-ву, в к-ром человек утрачивает свою уникальность, отчуждается от внешнего мира и самого себя, лишается собственно человеческого измерения, но не вскрывают подлинные причины деградации личности и противоречия между общественными и личными интересами. Надежда на ликвидацию различных форм отчуждения человека возлагается на «гуманистический психоанализ», будто бы способствующий пробуждению критических элементов в сознании личности и трансформации ее жизненных ценностей и идеалов. Однако психоаналитическая процедура исцеления об-ва через исцеление индивида оказывается утопической, а основанный на ней абстрактно-гуманистический подход - бесперспективным, не способным привести к устранению действительных причин расщеплённости личности в буржуазном об-ве, ни кризиса капиталистической цивилизации.