Семья как институт социализации ребенка

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2011 в 21:36, контрольная работа

Описание работы

На социализацию влияют: государство (к этому относят обязательный минимум образования, возраст его начала, сроки службы в армии, др. законы); влияние различных обстоятельств на общество (это стихийное бедствие, катастрофы); нормы и правила, создаваемые обществом и государством (материальные, духовные ценности, культура); воспитание.

Содержание

Введение 3
Семья и воспитание ребенка в семье 4
Отличие современной семьи от семьи прошлых лет 6
Социализация ребенка 10
Заключение 14
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 32.46 Кб (Скачать)

      Министерство  образования и науки Российской Федерации

      Государственное образовательное учреждение

      Высшего профессионального образования

      Российский  государственный социальный университет 
 
 
 

      Контрольная работа

      По  курсу: «Содержание и методика педагогической деятельности»

      На  тему: «Семья как институт социализации ребенка» 
 
 
 
 

      Выполнила: 
 

      Проверила: 
 
 
 
 
 
 
 

      Воронеж 2008

 

       Оглавление. 

    1. Введение                                                                                              3
    2. Семья и воспитание ребенка в семье                                                4
    3. Отличие современной семьи от семьи прошлых лет                      6
    4. Социализация ребенка                                                                      10
    5. Заключение                                                                                        14
    6. Список используемой литературы                                                  15
 

 

       Введение. 

      Первоначально понятие «социализация» пришло из политэкономики. Там данный термин означал общение земли, средств производства и т.п.

      В 1887 г. американский социолог Гиддингс Ф.Г. в своей книге «Теория социализации»  дал определение, близкое к современному: развитие социальной природы или  подготовка человека к социальной жизни.

      Сегодня проблему социализации изучают философы, социологи, психологи, педагоги и др.

      На  социализацию влияют: государство (к  этому относят обязательный минимум образования, возраст его начала, сроки службы в армии, др. законы); влияние различных обстоятельств на общество (это стихийное бедствие, катастрофы); нормы и правила, создаваемые обществом и государством (материальные, духовные ценности, культура); воспитание.

      Макс  Вебер ввел понятие «воспитание» и дал ему определение: действие, направленное на разрешение проблем.

      Социализация является непрерывным процессом, потому что человек постоянно взаимодействует с социумом. Это происходит во время общения, работы, игры. Ребенок начинает учиться культуре общения, правилам поведения, овладевает ролями мужчины и женщины… Воспитание – прерывный процесс, так как ограничено местом и временем. Оно считается основной категорией в педагогике. И продолжается в течение всей жизни.

      Объектом  социализации является человек. В нашем случае – ребенок. Семья – это первичный институт социализации и одновременно является субъектом.

      Данной  теме следует уделять много внимания, потому что именно в семье начинается развитие ребенка, его воспитание. В семье даются первые навыки общения, культуры, работы. Без этих первичных умений ребенок не сможет стать полноценным членом общества. 

      Семья и воспитание. 

      О воспитании написано много книг и  статей. Именно они дают информацию о том, как нужно воспитывать  ребенка. Но все сходятся в том, что  решающую роль в воспитании играет семья. От того, в каких условиях растет ребенок, зависит его физическое и эмоциональное развитие.

      Семья – первичная ячейка общества, его  социально-бытовая основа, находящаяся в тесной взаимосвязи и взаимодействии с социально-производственной его основой. На своем уровне она концентрирует в жизнедеятельности своих членов весь комплекс отношений, существующих в обществе.

      При этом семья активно участвует  в формировании ценностных ориентаций и поведений своих членов, в  реализации их статуса.

      В младенчестве семья играет главную  роль, которую не могут заменить другие институты социализации. Но уже в подростковом возрасте роль семьи уменьшается.

      В семье происходят формирование психологического пола ребенка. В первые 3 года жизни  это влияние определяющее, потому что ребенок усваивает атрибуты предписываемого ему пола: особенности  эмоциональных реакций, различные  установки, вкусы. Поведенческие образцы мужчины и женщины. В дальнейшем развитии малыша семья продолжает помогать или мешать формированию психологического пола юноши или девушки.

      После того, как ребенок пойдет в детский  сад, он попадает в среду, которая  выступает как условие его  изменения и развития. Человек сам создает среду, в которой будет протекать его жизнь. Изменив ее, личность меняется, меняются нравы, привычки, страсти и чувства. Здесь фактором формирования личности и развития психологической структуры личности выступает система общественных отношений

      Но  приобретение своего опыта, пусть он и маленький, в семье в результате познания окружающего мира, переживаний по поводу поведения близких людей и его собственные действия в ответ на их поведение – один из путей формирования у ребенка качеств, необходимых ему в дальнейшем для успешного общения с другими людьми.

      Говоря  о семье как о части системы  общественного воспитания новых  поколений, нельзя упускать из виду ее значимость в этой системе. Именно родители, семья в целом, - часто того не замечая – вырабатывают у детей комплекс базовых социальных ценностей, ориентаций, потребностей, интересов и привычек. Эти первые уроки жизни в семейном укладе создают основу, исходя из которой, ребенок, юноша (девушка) или подросток избирательно воспринимает, перерабатывает, усваивает или отбрасывает социальную информацию в качестве руководства к действию.

      Семейное  воздействие на ребенка уникально  по интенсивности и результативности. Ведь оно охватывает все стороны формирующейся личности, продолжается многие годы непрерывно и основано на эмоциональных отношениях детей и родителей между собой.

      Здесь речь идет не о чувстве любви и  доверии, а об ощущениях детьми своей  безопасности, защищенности, возможности  делиться своими переживаниями и  получать помощь. Семья – основная среда обитания и жизнедеятельности детей в ранний период их жизни. Во многом это качество сохраняется в подростковый период.

      Отношение и атмосфера в семье представляются в глазах детей не только как надежное убежище от невзгод, но и его модель. Жизнь предоставляет нам множество примеров прочности убеждений, мотивов, стереотипов поведения, которые люди воспринимают в детские годы от родителей и других старших членов семьи. Но, к сожалению, не всегда такие примеры положительны.

 

       Отличие современной  семьи от семьи  прошлых лет. 

      Семья – это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны взаимопомощью, общностью быта; в ней вырабатывается совокупность норм и образцов поведения.

      Современная семья очень сильно отличается от семьи прошлых лет тем, что  отношения между родителями и  детьми изменились, можно сказать, кардинально. Теперь они более привязаны эмоционально друг к другу. Так, накопленный опыт дедушек и бабушек редко передается детям. Это связано с тем, что  сами ребята перестали стремиться к перениманию опыта у старших поколений.

      Но  при этом отношения между родителями и детьми стали сложнее. Сегодня  большинство детей имеют высокий  уровень образования и могут  проводить время вне семьи. Здесь  сказался экономический кризис прошлых  лет, когда взрослые были вынуждены искать пути для того, чтобы выжить в мире. Но и сейчас многие семьи вынуждены работать на двух-трех работах, чтобы обеспечить себя и своих родственников. В это время дети остаются без присмотра и чувствуют свою независимость. В определенной мере это плохо влияет на их развитие, образование, культуру.

      В последние годы было замечено, что  авторитет родительской власти потерял  свою силу. Многие взрослые этого не понимают и стараются всеми силами вернуть его, применяя силу. Это неправильно. На смену авторитета родителя должен прийти авторитет личности родителей.

      В течение долгих лет в сознании людей укоренилось разделение труда. На некоторые профессии брали только женщин или только мужчин. Да и домашние дела были поделены на «мужские» и «женские». Этот стереотип в настоящее время уходит в прошлое. Теперь с ребенком может заниматься и отец в то время, когда мать зарабатывает себе и им на жизнь.

      При этом на сегодняшний момент, занимать руководящие должности может  не только мужчина, но и женщина. Так, в Областной Думе уже сейчас присутствуют женщины. Из этого можно сделать вывод, что статус женщины повысился.

      Современные родители не воспринимают опыт своих  бабушек и дедушек, основываясь на личном опыте, личных убеждениях. В какой-то степени это правильно.

      В некоторых семьях принято не делить обязанности, как это было раньше, а объединять их. Так, например, муж  может приготовить и убрать дома, когда у него появиться свободное  время. И если совсем недавно это  считалось стыдным, то теперь – это в порядке вещей.

      Но  взаимоотношения в семье имеют  основополагающую сущность. Когда ребенок  растет среди скандалов и драк он перенимает опыт общения такой же и по-другому не понимает. Чрезмерная опека тоже плохо влияет на детей, они становятся нерешительными, злыми…. Да и между взрослыми если нет взаимопонимания, то очень трудно находиться вместе. Особенно, когда требуется поддержка и помощь.

      Среди современных семей наблюдаются  и такое, что вместе с молодоженами и их детьми, живет и старшее  поколение. Это стало нормальным явлением в мире. С чем связано такое?

      В первую очередь с тем, что жилплощадь дорожает постоянно, в то время как  заработанные платы остаются на одном  уровне. Очень многие молодые семьи  не могут позволить себе приобрести жилье. И дело не в том, что они  не хотят.

      В самой простой семье воспитывается  хотя бы один ребенок. Реже – два. Как  правило, их надо отдавать в садик. Но яслей по Воронежу совсем мало и  мамы вынуждены находиться дома, воспитывая ребенка. Детских садов осталось не так много, как хотелось бы. А те, которые еще работают - переполнены, поэтому бабушки и дедушки вынуждены помогать своим детям,  и воспитывают  внуков.

      Уже стало нормальным в мире, что существуют семьи, которые не заключали юридический  брак. Социологи и правоведы ввели  такое понятие, как фактическая семья. В этой семье также имеется общность быта, взаимная ответственность ее членов, дети.

      Нельзя  сказать, что в этом случае отношения  и ответственность находятся  вне правового регулирования  и базируются только на нормах нравственности. Нет. Существуют правовые гарантии, добровольное или принудительное признание отцовства, взыскание алиментов и требования к родителям обеспечить надлежащее воспитание детей.

      Несмотря  на то, что прогресс движется вперед, экономика страны тоже стала достаточно стабильной, и все же существуют неполные семьи. В нашей стране ежегодно заключается огромное количество браков. Но число разводов и смертей растет из года в год. Чаще всего это материнские семьи (мать и дети). Реже – отцовские. Некоторая часть таких семей вновь становится полными после вторичного брака.

      Многие  годы успешно функционировала система  семейного воспитания, которую можно назвать «автоматической». Воспитывался в первую очередь сам уклад семейных отношений. Семья была преимущественно многодетной, члены ее активно осуществляли взаимопомощь и взаимозащиту.

      В таких семьях дети наблюдали трудовую деятельность родителей и участвовали в ней. Огромную роль играло то, что дети практически постоянно находились на природе, наблюдали за животными. А авторитет отца и других старших членов семьи служил как образец поведения и защитника.

Информация о работе Семья как институт социализации ребенка