Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 16:11, курсовая работа
Цель курсовой работы:
Раскрытие темы «Семья как институт социализации » заключается в наиболее детальном рассмотрении её важнейших отличительных особенностях и черт, то есть необходимо рассмотреть семью в качестве социального института и в качестве малой социальной группы. Провести тщательный анализ и разобраться в значении и роли семьи рассматриваемой в данных аспектах.
Введение…………………………………………3
Глава I. Семья как институт социализации………….8
1.1 Понятие «семьи»…………………………………………………................8
1.2 Семья как институт социализации , ее роль и функции.………………..15
1.3 Проведение исследования …………………………. ……………………. 26
Заключение……………………………………….29
Список литературы………………………………30
Приложение ……………………………………...32
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
НЧОУ ВПО «АРМАВИРСКИЙ
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»
Факультет _____ВПО________
Кафедра психолого-
Специальность
_030301 Социальная психология____________________
(код, наименование)
курсовая работа
на тему:
семья
как институт социализации
Выполнила:
студента
2 курса, ОЗО
Сичук
И.В.
Научный руководитель:
к.псх.н., профессор кафедры
психолого-педагогических
дисциплин
Недбаева
С.В
Руководитель ВИС:
Должность, звание, Ф.И.О.
_______________________
_______________________
«___»
___________20_____
Армавир 2011
Содержание
Введение…………………………………………3
Глава I. Семья как институт социализации………….8
1.1 Понятие «семьи»…………………………………………………....
1.2 Семья как институт социализации , ее роль и функции.………………..15
1.3 Проведение исследования
…………………………. ……………………. 26
Заключение……………………………………….29
Список литературы………………………………3
Приложение ……………………………………...32
Введение
Брак и семья относятся к числу таких явлений, интерес к которым всегда был устойчивым и массовым. Для общества вопрос о знании этих институтов и умение направлять их развитие имеет первостепенное значение уже потому, что от состояния их в значительной мере зависит воспроизводство населения. Кроме того, содержание понятий «семьи» и «брака» при некотором сходстве существенно различается: семья – это основанная на браке или кровном родстве малая социальная группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью; брак – это общественно регулируемые половые отношения между женщиной и мужчиной, предполагающие установление их прав и обязанностей по отношению друг к другу и к детям.
Особенно велико экономическое значение семьи в области организации потребления и быта. В семье не только удовлетворяются, но отчасти и формируются материальные потребности человека, создаются и поддерживаются определённые бытовые традиции, осуществляется взаимопомощь в ведении домашнего хозяйства.
Активная роль семьи не ограничивается лишь областью общественного бытия, а продолжается в других сферах общественной жизни. Как первичная форма общности людей, семья непосредственно сочетает в себе индивидуальное и коллективное начала. В этом смысле она является звеном, связующем не только биологическую и социальную, но также индивидуальную и общественную жизнь людей, служит для них первым источником социальных идеалов и критериев поведения. При этом семья не только передаёт, но и создаёт духовные ценности, такие, как супружеская и родительская любовь, уважение и любовь детей к родителям, семейная солидарность.
Преобразование и укрепление брачно-семейных отношений в масштабе всего общества и создание прочной, дружной семьи в каждом отдельном случае требуют помимо желания ещё определённых знаний. Развитие семьи, как в социальном, так и в индивидуальном плане – это сложный и противоречивый процесс. Конечно, каждый человек обладает каким-то индивидуальным опытом жизни в семье, но этот не всегда совпадает с социальным опытом и данными науки, а главное – его обычно недостаёт как раз тогда, когда он особенно нужен: при вступлении в брак и в первые годы жизни молодой семьи.
Разумеется, речь идёт не о выработке каких-то правил поведения человека в браке и семье, не о мелочной опеке над личной жизнью людей, а о том, чтобы возможно полнее исследовать современные брачно-семейные отношения, закономерности и перспективы их развития.
Брак и семья выступают для каждого человека и в качестве социальной, и в качестве индивидуальной необходимости. Значит, чем больше они изучаются и в чем большей мере результаты их изучения становятся достоянием масс, тем полнее и прочнее обеспечивается свобода людей в одной из самых важных для них сфер жизни. В свою очередь степень свободы в принятии решения прямо и непосредственно определяет как степень ответственности за него, так и величину тех усилий, которые будут направлены на его реализацию.
Таким
образом, научное исследование семьи,
распространение
Актуальность Семья - это такой фундамент общества и такая микросреда, климат которой способствует или препятствует развитию моральных и физических сил человека, становлению его как социального существа. Именно в семье закладываются те нравственные основы, которые способствуют развитию личности. Семья оказывает самое большое влияние на личность ребенка. В сфере воздействия семьи одновременно сказываются и интеллект и эмоции ребенка, его взгляды и вкусы, навыки и привычки. Семья - это такой фундамент общества и такая микросреда, климат которой способствует или препятствует развитию моральных и физических сил человека, становлению его как социального существа. Именно в семье закладываются те нравственные основы, которые способствуют развитию личности. Семья оказывает самое большое влияние на личность ребенка. В сфере воздействия семьи одновременно сказываются и интеллект и эмоции ребенка, его взгляды и вкусы, навыки и привычки.
Общество кровно заинтересовано в прочной, духовно и нравственно здоровой семье. Она требует внимания и помощи со стороны государства в выполнении социальных функций, воспитании детей, в улучшении материальных, жилищных и бытовых условий.
Все выше сказанное свидетельствует об актуальности избранной для курсовой работы темы.
Предмет исследования: семья как социальный институт
Цель исследования: изучить семью как социальный институт, функции и виды семьи
Объектом исследования является семья
Предмет исследования: семья как социальный институт
Цель курсовой работы:
Раскрытие темы «Семья как институт социализации » заключается в наиболее детальном рассмотрении её важнейших отличительных особенностях и черт, то есть необходимо рассмотреть семью в качестве социального института и в качестве малой социальной группы. Провести тщательный анализ и разобраться в значении и роли семьи рассматриваемой в данных аспектах.
Задачи работы:
1. описать историческое развитие семьи
2. рассмотреть семью как социальный институт и малую социальную группу; выполнение семьей ряда функций и удовлетворяющую такие потребности общества как продолжение человеческого рода и преемственность поколений
3.рассмотреть семью как общность, удовлетворяющую основные потребности индивидов – членов общества
Методологическая база работы
В курсовой работе использовались работы следующих авторов:
В этой книге основное внимание уделено семье как институту – тем специфическим функциям по рождению, содержанию и воспитанию детей, которые обеспечивают обществу восполнение поколений и их социализацию в конкретных исторических условиях. Точнее говоря, социетальный анализ сфокусирован на роли семейных структур в продуцировании социальных изменений и на влиянии этих изменений на осуществлении институциональных функций семьи. А также рассматривается микросоциологический анализ семьи, который призван раскрыть, как достигается воспитание членов общества в миллионах отдельных семей, спаянных не долгом перед обществом, а удовлетворением многообразных индивидуальных потребностей посредством семейного образа жизни.
В специальных разделах этой фундаментальной работы автор делает акцент на том, что изучение семьи и брака является одной из наиболее важных задач, стоящих перед социологией. Он чётко разграничивает два этих понятия, рассматривает некоторые их различия, показывает, как они могут помочь в изучении особенностей семейной жизни и брачных отношений, форм брака и развода в современном западном обществе
В курсовой работе использовались эти работы, т.к. на мой взгляд, именно эти авторы сумели наиболее четко раскрыть социальную сущность семьи, которая заключается в подробном рассмотрении её функций.
В
одном из разделов этой книги автор
даёт общую характеристику семьи. А
также рассматривает две
Структура и объем работы: курсовая работа изложена на 37 страницах машинописного текста, состоит из введения, одной главы, заключения и списка литературы и приложения. В ведении представлены аргументы, подтверждающие актуальность темы. В первой главе представлены определения «семьи» согласно Харчеву, Медкову и Яну Щепаньскому на основе их работ, семья рассмотрена как социальный институт и малая социальная группа, представлена структура семьи, её значение в современном обществе, описаны её функции. В заключении подтверждается то, что именно семья является основой всех социальных институтов, и когда мы говорим о развитии семьи, мы подразумеваем развитие общества в целом.
Практическая значимость, исследования состоит в том, что материалы курсовой работы могут быть использованы в работе как социальных работников так и практических психологов.
Гипотеза
исследования состоит в том, что брак
и семья выступают для каждого человека
и в качестве социальной, и в качестве
индивидуальной необходимости. Именно
в семье закладываются те нравственные
основы, которые способствуют развитию
личности. Семья оказывает самое большое
влияние на личность ребенка.
Глава I. Семья как институт социализации
1.1
Понятие «семьи»
Семья, под каким бы углом зрения ее ни рассматривали, столь многослойное социальное образование, что неудивительны упоминания о ней почти во всех разделах социологии. Она сочетает в себе свойства социальной организации, социальной структуры, института и малой группы, входит в предмет изучения социологии воспитания и, шире, социализации социологии образования, политики и права, труда, культуры и т.д., позволяет лучше понять процессы социального контроля и социальной дезорганизации, социальной мобильности, миграции и демографических изменений. Без обращения к семье немыслимы прикладные исследования во многих сферах производства и истребления, массовых коммуникаций, она легко описывается в терминах социального поведения, принятия решений, конструирования социальных реалий и т.д.