Семья как первичный институт социализации личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 16:50, реферат

Описание работы

В жизни каждого человека семья занимает особое место. В семье растёт ребёнок, и с первых лет своей жизни он усваивает нормы общежития, нормы человеческих отношений, получая в семье уроки добра и зла. В семье формируется отношение к внешнему миру, в семье он получает опыт моральных норм поведения.

Работа содержит 1 файл

Семья как первичный институт социализации личности.docx

— 28.98 Кб (Скачать)

  Семья как  первичный институт социализации  личности.

       В жизни каждого человека семья занимает особое место. В семье растёт ребёнок, и с первых лет своей жизни он усваивает нормы общежития, нормы человеческих отношений, получая в семье уроки добра и зла. В семье формируется отношение к внешнему миру, в семье он получает опыт моральных норм поведения.

     Семья – это социально – педагогическая группа людей предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжение рода) и самоутверждении (самоуважение) каждого её члена.

     Семья рассматривается  как маленький социальный институт, как социальная ячейка общества. Она является исторически конкретной  системой взаимоотношений между  супругами, родителями и детьми; маленькой группой, члены которой  связаны между собой брачными  или родственными отношениями,  общим бытом и взаимной ответственностью, социальная необходимость в которой  обусловлена потребностью общества  в физическом и духовном воспроизводстве населения.

     О значимости  семьи в жизни человека говорят  народные пословицы: где птица  ни летает, а гнездо своё знает;  к родному порогу не забывай  дорогу и др.

     Семейное воспитание  – это система воспитания и  образования, складывающаяся в  условиях конкретной семьи силами  родителей и родственников.

     Семейное воспитание  – сложная система. На него  влияют наследственность и биологическое здоровье детей и родителей, материально-экономическая обеспеченность, социальное положение, уклад жизни, национальные традиции, количество членов семьи, место проживания семьи, отношение к ребёнку. Всё это органично переплетается и в каждом конкретном случае проявляется по-разному.

     Целью семейного  воспитания является формирование  таких качеств личности, которые  помогут достойно преодолеть  трудности и преграды, встречающиеся  на жизненном пути. Развитие интеллекта  и творческих способностей, первичного  опыта трудовой деятельности, нравственное  и эстетическое формирование, эмоциональная  культура и физическое здоровье  детей, их счастье – всё  это зависит от семьи, от  родителей, и всё это составляет задачи семейного воспитания.

     Особое место  в семейном воспитании занимает  нравственное воспитание. И в  первую очередь воспитание таких  качеств, как доброжелательность, доброта,  внимание и милосердие  к старшим, младшим и слабым, честность, открытость, трудолюбие, послушание.

     К основным  функциям семьи относятся:

  1. Генеративная (репродуктивная) функция, обусловленная необходимостью продолжения человеческого рода, что является не только биологической потребностью, но также имеет огромное экономическое значение для сохранения популяции. Семья без детей духовно неполноценна. В масштабе общества для простого воспроизводства населения необходимо, чтобы на каждых два человека противоположного пола приходилось не меньше двух детей.
  2. Функция первичной социализации детей (воспитательная) обусловлена тем, что родившиеся дети несут в себе только задатки, предпосылки, признаки «человека разумного». Для того чтобы ребёнок постепенно входил в общество, чтобы его задатки проявились, необходимо общение и детальность именно в семье как в первичной социальной единицы. Именно в семье закладывается фундамент нравственного опыта ребёнка, его предоставление о добре и зле, честном и бесчестном, хорошим и плохим; основы умственного, морального и физического облика будущего гражданина современного общества.
  3. Экономическая и хозяйственно-бытовая функция. Исторически семья всегда была основной хозяйственной ячейкой общества. Накопление имущества, приобретение собственности и проблемы её наследования повышают роль семьи в экономических отношениях.
  4. Гедонистическая функция, которую также принято называть функцией здоровых сексуальных отношений, связана с наличием у человека общебиологической половой потребности, удовлетворение которой также важно, как потребности в еде, жилище и т.д.
  5. Рекреационная и психотерапевтическая функция семьи объясняется тем, что семья – это сфера абсолютной защищенности, абсолютного принятия человека вне зависимости от его талантов, жизненного успеха, финансового положения и т.д. Здоровая, неконфликтная семья – надёжная опора, наилучшее убежище, где человек может укрыться от всех невзгод.

 

 

                        Классификации семей.

     Существует множество различных вариантов состава или структуры семьи: 

     «нуклеарная семья» состоит из мужа, жены и их детей.

     «пополненная  семья» - увеличенный по своему  составу союз: супружеская пара  и их дети, плюс родители других  поколений, например бабушки,  дедушки,  дяди, тёти, живущие все  вместе или в тесной близости  друг от друга и составляющие  структуру семьи.

     «смешанная  семья» является «перестроенной»  семьёй, образовавшийся в следствии брака разведённых семей. Смешанная семья включает  неродных родителей и неродных детей, так как дети от предыдущего брака вливаются в новую единицу семьи.

      «семья  родители-одиночки» является хозяйством, которое ведётся одним родителем  (матерью или отцом) из-за развода,  ухода или смерти супруга либо  потому, что брак ни когда и  не был заключён.

     А.И.Антонов  и В.М.Медков выделяют по составу:

     Нуклеарные семьи, которые в настоящее время более распространены и состоят из родителей и их детей, то есть из двух поколений. В нуклеарной семье имеются не более трёх нуклеарных позиций (отец-муж, мать-жена, сын-брат или дочь-сестра).

     Расширенные  семьи представляют собой семьи,  объединяющую две или более  нуклеарых семей с общим домохозяйством и состоящую из трёх или более поколений – прародителей, родителей и детей (внуков).

     Авторы указывают,  что, когда надо подчеркнуть  наличие в нуклеарной семье, основанной на полигамном браке, двух и более жён-матерей (полигиния), или мужей-отцов (полиандрия), тогда говорят о составной, или сложной нуклеарной семьёй.

     В повторных  семьях (основанных на повторном,  не первом браке) вместе с  супругами могут находится дети от данного брака и дети кого-либо супругов, приведёнными им в новую семью (Антонов А.И., Медков В. М.).

     А.Е.Личко разработал следующую классификацию семей:

  • Полная семья (есть мать и отец);
  • Неполная семья (есть только мать или отец);
  • Искаженная или деформированная семья (наличие отчима вместо отца или мачехи вместо матери).

     Существуют различные классификации типов распределения ролей в семье. Так, по И.В.Гребенникову, существуют три типа распределения семейных ролей:

  • Централистический(или авторитарный), когда во главе стоит один из супругов, нередко жена, которому принадлежит верховная власть в решении основных вопросов семейной жизни;
  • Автономный – муж и жена распределяют роли и не вмешиваются в сферу влияния другого;
  • Демократический – управление семьёй лежит на плечах обоих супругах примерно в равной  мере.

    Кроме перечисленных, существует комплексная типология семьи, которая предусматривает выделение четырёх категорий семей:

  • Благополучные семьи успешно справляются со своими функциями, быстро адаптируются к потребностям своего ребёнка и успешно решают задачи его воспитания и развития.
  • Семьи группы риска характеризуются наличием некоторого отклонения от норм, не позволяющего определить их как благополучные, например неполная семья, малообеспеченная семья и т.д. Они справляются с задачами воспитания ребёнка с большим трудом.
  • Неблагополучные семьи, имея низкий социальный статус в какой-либо из сфер жизнедеятельности или в нескольких одновременно, не справляются с возложенными на них функциями, процесс семейного воспитания ребёнка протекает с большими трудностями, медленно, малорезультативно.
  • Асоциальные семьи – те, в которых взаимодействие протекает наиболее сложно и состояние которых нуждается в коренных изменениях. В этих семьях родители, как правило, ведут аморальный образ жизни, жилищно-бытовые условия не отвечают элементарным санитарно-гигиеническим нормам. В таких семьях воспитанием детей, как правило, никто не занимается, дети оказываются безнадзорными, отстают в развитии. Часто дети в таких семьях становятся жертвами насилия как со стороны родителей, так и других граждан того же социального слоя.

     Таким образом,  число видов семейных отношений  достаточно велико. Чтобы не запутаться  во всех этих тесно связанных  отношениях, психологи и педагогики  выделяют три важнейших их  сферы – хозяйственно-экономическую,  нравственно-психологическую и интимную. Именно эти три сферы больше  всего определяют бытие и существование  семьи, её стабильность и условия для воспитания детей.

                 Воспитательный потенциал.

     Вместо абстрактного противопоставления «благополучных» и «неблагополучных» семей социологи и криминологи различают семьи с разным воспитательным потенциалом, Г.М.Миньковский выделяет по этому признаку 10 типов семей:

1.Воспитательно-сильные;

2.Воспитательно-устойчивые;

3.Воспитательно-неустойчивые;

4.Воспитательны-слабые с  утратой контакта с детьми  и контроля над ними;

5.Воспитательно-слабые с постоянно конфликтной атмосферой;

6.Воспитательно-слабые с агрессивно-негативной атмосферой;

7.Маргинальные:с алкогольной, сексуальной деморализацией и т.д.;

8.Правонарушительские;

9.Преступные;

10.Психически отягощенные.

     В семьях  первого типа, воспитательная обстановка близка к оптимальной. Главный её признак – высокая нравственная атмосфера семьи в целом. Это важнее, чем формальная полнота семьи, хотя вероятность противоправного поведения подростков из неполных семей в 2-3 раза выше, чем из семей с обычной структурой.

     Второй тип  семьи создаёт в целом благоприятные  возможности для воспитания, а  возникающие в семье трудности и недостатки преодолеваются с помощью других социальных институтов и прежде всего школы.

     Третий тип  определён по признаку наличия  неправильной педагогической позиции родителей  ( Гиперопека и т.д.), которая в тоже время замыкается и корректируется. Поэтому воспитательный потенциал подобных семей довольно высок, но результаты семейного воспитания требуют коррекции, как в отношениях родителей, так и в отношении детей.

     Четвёртый  тип стал выделяться сравнительно  недавно. Он объединяет семьи,  где родители по разным причинам (перегруженность работой, плохое  здоровье, недостаток образования  или педагогической культуры) не  в состоянии правильно воспитывать  детей. И хотя конфликты в  таких семьях обычно не наблюдаются,  постоянно происходит фактическая утрата влияния семьи на ребёнка (особенно в подростковом возрасте), контроля за интересами, времяпровождением, контактами.

     Основные типы  являются с социально- педагогической точки зрения отрицательными. Риск правонарушений несовершеннолетних, воспитывающихся в обстановке постоянных и острых конфликтов и в психически отягощенных семьях, в 4-5 раз выше, а в семьях где царит жестокость, в 9-10 раз выше, чем у тех, кто растёт в педагогически сильных и устойчивых семьях.

     Ведущим методом  в семье, как известно, является подражание. Родители являются образцом для подражания, поэтому, чтобы предвидеть траекторию развития личности ребёнка важно учитывать личностные качества. Качества личности родителей во многом определяют воспитательный потенциал семьи.

     Таким образом,  в качестве важнейших составляющих  воспитательного потенциала семьи  можно выделить внутрисемейные  отношения, нравственный пример  родителей и их личностные  качества, состав и структура  семьи, уровень образования и  педагогической культуры родителей, степень их ответственности за воспитание детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                   Используемая литература:

1.Психология и педагогика: учебник для вузов/под ред. П.И.Пидкасистого.-М.: Издательство Юрайт; высшее образование, 2010.

2.Педагогика: Учебник- М: Высшее образование, 2006. Подласый И.П.

3.Семья и формирование личности: -М: Мысль, 1987. Титаренко В.Я.

4.Дети и тактика семейного воспитания: -М: Знание,1981.

5.Педогогика. Проективная педагогика.: - Екатеринбург: Издательство «Деловая книга», 1996.



Информация о работе Семья как первичный институт социализации личности