Семья как институт социализации ребенка

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2011 в 21:36, контрольная работа

Описание работы

На социализацию влияют: государство (к этому относят обязательный минимум образования, возраст его начала, сроки службы в армии, др. законы); влияние различных обстоятельств на общество (это стихийное бедствие, катастрофы); нормы и правила, создаваемые обществом и государством (материальные, духовные ценности, культура); воспитание.

Содержание

Введение 3
Семья и воспитание ребенка в семье 4
Отличие современной семьи от семьи прошлых лет 6
Социализация ребенка 10
Заключение 14
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 32.46 Кб (Скачать)

      При этом нельзя забывать о том, что в  те времена темпы взросления детей  были огромными. Подрастающее поколение вступало в жизнь в экстремальных ситуациях. Гражданская война, восстановление народного хозяйства – все это требовало от каждого члена общества готовности участвовать в общих делах и выполнять посильные поручения.

      В таких тяжелых условиях ребенку  и подростку не уделяли много  времени в семье. Но при этом для  них всегда был определен круг обязанностей, которые выполнялись беспрекословно. Каждый член семьи имел свои обязанности.

      Несмотря  на то, что все жили достаточно плохо, семьи были многодетными. И очень  мало было социально-неблагополучных  семей, конфликтных.

      Да, обстановка прошлых лет отрицательно сказалась на материальном уровне, психологическом. Но она существенно  стимулировала и ускоряла гражданское  становление, достижение социальной зрелости.

      Большая часть семей проживала в сельской местности и жила за счет выращенных фруктов и овощей. Здесь дети могли наблюдать за трудовой деятельностью родителей постоянно. Сейчас и в городских и в сельских семьях дети видят, как родители собираются на работу и приходят с работы. Но они не наблюдают труд родителей и не знают, в чем он заключается.

 

       Социализация ребенка. 

      Социализация  ребенка неотделима от воспитания. Ведь дети учатся не только на примерах взрослых, подражая им. Изменения в жизни, экономической, политической и прочих ее сферах настолько быстры, что малышам придется жить в том мире, который существенно отличается от мира родителей. Поэтому эффективность воспитания должна оцениваться не по тому, сколько передали опыта и знаний, а по тому, сумели ли мы подготовить их самостоятельно действовать и принимать решения в условиях, которых не могло быть в жизни родительского поколения. Любая семья имеет особые возможности задать детям ориентиры их социального поведения на всю последующую жизнь.

      В семье ребенок набирается уроков взаимоотношений полов и будущей  семейной жизни. Формируется характер, уровень самооценки и самокритичности. Здесь же он развивается умственно, физически, психологически. Интересы членов семьи, их образовательный уровень сказываются на интеллектуальном развитии детей, закладываются стремления к образованию и самообразованию.

      Помимо  этого семья имеет важное значение в овладении человеком социальными нормами и ролями. Недостаток внимания со стороны родителей приводит к детским конфликтам и не появляется связь с ребенком.

      В процессе воспитания закладываются  и формируются ценностные ориентации человека, которые проявляются в отношениях, определяющие его стиль жизни, жизненные устремления, планы и способы их достижения.

      Большую роль семья играет в процессе социального  развития человека. Так как одобрение, поддержка, безразличие или осуждение  влияют на детей, помогают адаптироваться к различным ситуациям, искать выход  из сложных жизненных ситуаций.

      От  того, какая семья (полная или нет, расширенная) зависит воспитание ребенка. Можно привести такой пример: отношение родителей к дедушкам и бабушкам перенимаются и детьми. Поэтому, если Вы сами себе позволяете по отношению к старшему поколению грубость, резкость, то и Ваши дети будут грубить. В последствии это обернется к Вам.

      Целью семьи можно считать – обучение: гигиене, бытовым умениям, культуре общения; развитию физических, интеллектуальных и личностных качеств; развитию способностей (спортивных, художественных, образовательных).

      Современные разводы и рождение второго ребенка  или вне брака отражаются на психике детей. Причинами такого могут быть – неразвитее чувство ответственности, долга, легкомысленное отношение к браку, подозрительностью…

      Но  если в семье присутствует человек, который считается алкашом, наркоманом, то развод, с точки зрения воспитания, необходим. Ведь дети каждый день получают негатив, наблюдая пьяные скандалы и драки. Во многих случаях такую модель поведения не удается изменить и тогда ребенок воспроизводит судьбу родителей.

      Расширение  бытовых удобств повлекло за собой  проблемы. Они ограничивают участие детей от домашнего труда. Данную ситуацию усугубили и сами родители, когда стараются оградить ребенка от труда и помощи по дому. Такие дети вырастают эгоистами, которые считают, что родители обязаны их обслуживать.

      Сложности семейного воспитания связаны с  деятельностью массовой информации, с формируемыми кино, прессой, телевидением, радио образами людей, которым хочется подражать, считать идеалом, быть в чем-то похожим.

      Так, хулиганы, антигерои, наркоманы, тунеядцы в фильмах и компьютерных играх  воспринимаются как наблюдаемые  в жизни. Таких героев подают без  нравственной оценки, что приводит к дезадаптации общественного мнения подростков.

      Правильная  позиция семьи может нейтрализовать такие сложности в воспитании, как участие СМИ и пр. Или, наоборот, возрасти в результате ее ошибок. Если в семье четко стоят цели и задачи, которые она стремиться достичь, то ребенок вырастет более уверенным в своих силах, подготовленным к жизни.

      В каждой семье есть две крайности. Одна, когда родители считают, что  ребенок еще маленький, чтобы помогать по дому, сходить в магазин и т.д. Они сознательно ограждают его от работы. Или же, наоборот, заставляют его делать что-то с помощью «кнута» и «пряника». Это не лучший метод воспитания.

      Почему-то укоренилось мнение, что родители обеспечивают, а школа должна учить. Это не правильно. В такой семье  существует непонимание того, что  они перенимают, прежде всего, пример родителей, их поведение, атмосферу и общение в семье.

      Вторя крайность – гиперопека. Когда  детей отстраняют от дел семьи. От участия в зарабатывании и  распределении средств. При этом сами родители лучше знают, что необходимо их детям и заставляют последних посещать кружки музыки, шахмат…. В то время, когда дети не хотят этим заниматься. Это приведет к тому, что навязанный образ жизни отторгнется, появится отчуждение у ребенка, срывы в поведении, жалобы. В таких условиях малыш растет неуравновешенным, неискренним, замкнутым.

      В семье, где стоит постоянный контроль и присутствует авторитарный стиль, происходит отчуждение взрослых от младших, враждебность по отношению к окружающим, агрессия и протест. Это связано с тем, что контроль над мыслями, желаниями, поведением приводит к сопротивлению ребенка. За это его наказывают и бьют. Дети, вырастающие в таких семьях, бывают озлобленными, пассивными и апатичными.

      В демократической семье родители стараются установить хорошие отношения с детьми, привлекают их к решению проблем, поощряют инициативу и самостоятельность. В таких условиях все обсуждается, объясняется. Ценится независимость и послушание. Ребенок вырастает самостоятельным, активным, дружелюбным, ответственным.

      В реальности эти стили воспитания в чистом виде встречаются редко. Обычно, встречаешь смешанный стиль  или компромиссный.

      Доброжелательная, здоровая атмосфера создает условия  для развития ребенка и взрослого. Дает пристанище среди невзгод, где можно получить помощь и поддержку, любовь и признание. Каждый человек стремится к самосовершенствованию, саморазвитию.

      И от того, какие культура, атмосфера, цели и принципы, финансовые возможности и отношения царят в семье – зависит самореализация и развитие полноценного человека. Цели семьи переходят и к ребенку. Он начинает стремиться к ним, старается оказать помощь в достижении их своим родителям.

 

       Заключение. 

      Семья – это неотъемлемая ячейка общества. Ни одна нация, ни одно общество не обходилось без семьи. Поэтому развитие ее, укрепление, стабилизация – дело не только государства  и общества, но и, прежде всего самих  супругов. Это важно. Ведь именно в семье начинается формироваться личность будущего члена общества.

      Перенимание традиций сплачивает семью. Живой пример родителей очень важен в развитии ребенка.

      Развитие  человека во взаимоотношениях и под  влиянием окружающей среды можно  определить как результат его  социализации, т.е. усвоение и воспроизводство культурных ценностей и социальных норм, а также саморазвитии и самореализации том обществе, в котором он живет.

      Социализация – развитие, обусловленное конкретными социальными условиями, т.е. в процессе воспитания. Она начинается с семьи.

      Социологическими  исследованиями выявлено, что влияние  семьи на ребенка сильнее, чем  влияние школы, улицы и СМИ. Таким образом, от социального климата в семье, духовного развития и физического становления в ней детей зависит успешность процессов развития и социализации ребенка.

      В семье закладываются взаимоотношения  с окружающими, границы власти и  ответственности, которые становятся нормой.

      В конфликтной семье дети низкоорганизованы  и не имеют собственного потенциала разрешения кризисных ситуаций. А в криминальных семьях дети не имеют элементарных условий для воспитания, по отношению к ним допускаются насилие, жестокое обращение. Часто вовлекаются в преступную деятельность родителей. Как правило, таких детей ждет бродяжничество, побеги из дома.

 

            Список используемой литературы. 

    1. Дивицына  Н.Ф. «Семьеведение», М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. – 325с.
    2. Игошев К.Е., Миньковский Г.М. «Семья, школа, дети», М.: Юридическая литература, 1989. – 197с
    3. Мудрик А.В. «Социальныя педагогика: учеб. Для студ. Пед. Вузов»/ под ред. В.А. Сластелино. – 5-е изд., допол. – М.: издательский центр «Академия», 2005. – 200с.
    4. Шакурова М.В. «Методика и технология работы социального педагога». – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 272с.

Информация о работе Семья как институт социализации ребенка